Файл: Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи в области стандартизации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
от коррозии. Комиссия разработала и приняла рекомендации по стандартизации для различных отраслей промышленности.
Принятые органами СЭВ рекомендации по стандартиза ции внедряются в народное хозяйство стран—членов СЭВ путем введения их в национальные стандарты. По состоянию на 1 января 1974 г. в стандарты и другую нормативно-техни ческую документацию СССР введено 2171 PC СЭВ.
Стандарты СССР и другие нормативно-технические доку менты, разработанные на основе рекомендаций СЭВ по стан дартизации, соответствуют в большинстве случаев уровню стандартов передовых капиталистических стран, вследствие чего требования, заложенные в них, позволяют повысить ка чество промышленной продукции, выпускаемой в СССР, и использовать их в области внешней торговли.
Использование рекомендаций СЭВ по стандартизации в народном хозяйстве стран—членов СЭВ явилось одним из средств успешного решения технических и экономических задач, связанных с переходом промышленности этих стран на более высокий технический уровень.
В СССР около 15% всех действующих государственных стандартов разработано с учетом рекомендаций СЭВ по стан дартизации, что позволило сократить на 10—12% затраты и на 30—40% сроки разработки этих стандартов.
Стандарты СССР, разработанные на основе рекомендаций СЭВ по стандартизации, дают значительный экономический эффект. Так, в 1972 г. этот эффект составил 99,7 млн. руб., а эффект за 1973 г. — около 100,5 млн. руб. (рис. 2).
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЕЕ ЗАДАЧИ
В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Качественно новым этапом развития сотрудничества меж ду странами — членами СЭВ явилось принятие Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран—членов СЭВ.
Комплексная программа закрепляет долговременные прин ципиальные цели братского сотрудничества социалистических стран: углубление и развитие социалистической экономиче ской интеграции в целях наиболее успешного решения важ нейших социально-экономических задач стран, дальнейший подъем производительных сил, достижение наивысшего науч
15
но-техннческого уровня, постепенное сближение и выравни вание уровней экономического развития отдельных госу дарств, повышение народного благосостояния, упрочение по зиций стран—членов СЭВ на мировой арене, укрепление их обороноспособности.
Важнейшим направлением современного этапа развития сотрудничества стран—членов СЭВ является курс на комп лексное развитие социалистической экономической интегра-
Г оды
Рис. 2. Экономическая эффективность внедрения PC СЭВ в народное хозяйство СССР.
ции во всех сферах экономики. Поэтому Комплексная про грамма охватывает сотрудничество в области материального производства, науки, техники, внешней торговли, валютнофинансовых и правовых отношений, т. е. весь процесс обще ственного производства.
В Комплексной программе определены принципиальные направления и главное содержание взаимного сотрудничества стран—членов СЭВ на 15—20 лет.
Предусмотрена возможность периодического совершенст вования и дополнения Комплексной программы с целью непре рывного поддержания эффективности и действенности этого документа на всех этапах процесса социалистической эконо мической интеграции.
15
В качестве основных путей и средств развития социали стической экономической интеграции стран—членов СЭВ программой предусматривается:
проведение систематических многосторонних и двусторон них взаимных консультаций по основным вопросам экономи ческой и научно-технической политики;
углубление многостороннего и двустороннего сотрудниче ства в области плановой деятельности. Наряду с совершен ствованием координации пятилетних планов развития народ ного хозяйства большое внимание будет уделено согласованию долгосрочных перспективных планов, развитию новых про грессивных форм совместной плановой деятельности, таких, как прогнозирование в областях науки, техники, производст ва, совместное планирование некоторых отраслей промышлен ности и отдельных видов производств;
планомерное расширение международной специализации
икооперирования в области науки, техники, производства, объединение усилий заинтересованных стран для изыскания
иразработки ископаемых, проведения научно-исследователь ских работ, строительства производственных объектов;
планомерное расширение и повышение эффективности вза имной торговли, совершенствование ее организационных форм на основе государственной монополии внешней торгов ли, увязка с совершенствованием валютно-финансовых отно шений и системы внешнеторговых цен;
расширение непосредственных связей между министерст вами и ведомствами и другими государственными органами, хозяйственными, научно-исследовательскими и проектно-кон структорскими организациями стран—членов СЭВ;
развитие существующих и создание заинтересованными странами новых международных экономических организаций; совершенствование правовых основ экономического и научно-технического сотрудничества и более широкое исполь зование договорной системы, которая призвана создать усло вия для повышения материальной заинтересованности сотруд ничающих сторон в выполнении принимаемых ими обяза
тельств и ответственности за их выполнение.
Задачи, поставленные Комплексной программой по разви тию специализации и кооперирования производства, расшире нию товарообмена стран—членов СЭВ, определили стандар тизацию как один из методов дальнейшего углубления и раз вития социалистической экономической интеграции.
Вэтих условиях стандартизация безусловно является важнейшей предпосылкой и составной частью мероприятий, способствующих развитию наиболее рациональных форм ме-
17
.., .гм;»* - Т .я
ждународного разделения труда в рамках Совета, росту това рообмена между странами и повышению конкурентоспособно сти продукции стран социалистического содружества на миро вом рынке. Практика показала, что стандартизация является важнейшим элементом в решении всех без исключения задач научно-технического и экономического сотрудничества, постав ленных Комплексной программой.
Поэтому не случайно в Комплексной программе значитель ное внимание уделено развитию и совершенствованию в рам ках СЭВ работ по стандартизации.
Задачи по стандартизации сформулированы во многих разделах программы. Кроме того, программа содержит спе циальный раздел «Сотрудничество в области стандартиза ции».
В соответствии с этим разделом Комплексной программы сотрудничество в области стандартизации осуществляется по следующим направлениям:
осуществление комплексной стандартизации важнейших видов продукции от сырья до готовых изделий, систем машин, оборудования и приборов;
разработка PC СЭВ с ограниченным числом главных по казателей, проведение периодической проверки и пересмотра PC СЭВ с целью повышения их технического уровня;
разработка технико-нормативных документов СЭВ по стан дартизации, определяющих технические характеристики и по казатели качества продукции, проведение экспериментальных работ ,по применению указанных документов, определение соответствующих технических, экономических и периодичес ких критериев, включая вопросы степени обязательности доку ментов и принципов их прямого использования;
разработка и внедрение единой для всех стран—членов СЭВ Системы проектно-конструкторской документаций
(ЕСКД СЭВ); разработка единой для всех стран—членов СЭВ Системы
допусков и посадок (ЕСДП СЭВ); разработка Автоматизированной информационно-управ-
ляющей системы стандартизации |
и метрологии |
в рамках |
|
СЭВ (АИУС СМ СЭВ); |
|
в области |
|
развитие сотрудничества стран—членов СЭВ |
|||
метрологии в |
целях обеспечения |
единообразия |
измерений, |
применяемых |
в народном хозяйстве и товарообмене, при |
оценке качества и количества сырья, материалов и готовых изделий, и повышения точности национальных эталонов еди ниц измерений.
18
О ХОДЕ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Стандарты СЭВ. Развитие социалистической интеграции ставит принципиально новые задачи, связанные в первую оче редь с необходимостью резкого улучшения качества продук ции стран—членов СЭВ, повышения надежности, долговеч ности, а также конкурентоспособности выпускаемой продук ции на мировом рынке.
Разработанные органами СЭВ 4105 рекомендаций СЭВ по стандартизации способствовали на определенном этапе уни фикации национальных стандартов и тем самым оказали по ложительное влияние на развитие торговли, специализации и кооперации производства между странами—членами СЭВ.
Однако PC СЭВ действуют во внешнеторговых и техникоэкономических отношениях только косвенно, через соответст вующие национальные стандарты.
Следующим этапам, намеченным Комплексной програм мой, является переход к совместной разработке новой наибо лее прогрессивной категории нормативно-технических доку ментов—стандартов СЭВ (СТ СЭВ).
Стандарты СЭВ должны устанавливать технические нор мы и требования, т. е. качественные и количественные ха рактеристики и показатели, обеспечивающие научно-техниче ский прогресс и оптимальное решение задач стандартизации в ходе планомерно осуществляемого экономического и научнотехнического сотрудничества стран—членов СЭВ.
С введением этой прогрессивной категории нормативных документов важнейшим принципом стандартизации, прово димой в рамках СЭВ, станет прямое (непосредственное) при менение стандартов СЭВ в качестве национальных.
Под прямым (непосредственным) и обязательным при менением стандарта СЭВ в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству стран—членов СЭВ понимается применение стандарта СЭВ на объект сотрудничества путем ссылки на него в документах, определяющих договорно-правовые отношения (соглашения, договоры, контракты).
Непосредственное использование стандартов СЭВ в эконо мическом и научно-техническом сотрудничестве и в народном хозяйстве стран—членов СЭВ в качестве национальных стан дартов позволит:
обеспечить техническую совместимость объектов стандар тизации;
19
предусмотреть в зависимости от конкретных условий од нозначные или дифференцированные уровни качества с уче том уровня лучших мировых образцов;
обеспечить опережающую роль стандартизации по отно шению к соответствующим мероприятиям по сотрудничеству в рамках СЭВ;
добиться соответствия нормам и требованиям, установлен ным документами международных организаций по стандар тизации, если эти нормы и требования не противоречат целям
изадачам социалистической экономической интеграции; удовлетворить по возможности специфические потребно
сти стран—членов СЭВ как формы практического осущест вления принципа постепенного сближения и выравнивания уровней экономического развития стран—членов СЭВ, изло женного в Комплексной программе.
Под применением стандартов СЭВ в народном хозяйстве стран—членов СЭВ понимается использование их в качестве национальных без изменений и переоформления, введение их в национальные стандарты при условии полного соответст вия показателей национальных стандартов показателям стан дартов СЭВ.
При этом достижение в отдельных странах более высо ких показателей, отраженных в национальных стандартах, по сравнению с такими же показателями в стандартах СЭВ при сохранении требований взаимозаменяемости и техниче ской совместимости рассматривается как соответствие стан дартам СЭВ.
В целях проведения единой политики по стандартизации в рамках СЭВ предусматривается осуществлять планирование и утверждение стандартов СЭВ одним органом СЭВ—Посто янной комиссией СЭВ по стандартизации при активном уча стии в их разработке и окончательном согласовании рабочих органов соответствующих комитетов и отраслевых комиссий. При этом проекты стандартов согласовываются рабочими ор ганами без каких-либо оговорок, касающихся содержания проектов СТ СЭВ как в тексте стандартов, так и в протоко лах заседаний рабочих органов.
Институту СЭВ по стандартизации поручено проведение экспертизы проектов стандартов СЭВ.
Все эти положения нашли отражение в подготовленных Постоянной комиссией по стандартизации проектах «Поло жения о стандартах СЭВ» и «Конвенции о применении стан дартов СЭВ».
На 66-м заседании Исполкома Совета делегации НРБ, ВНР, ГДР, Республики Куба, МНР, ПНР, СССР и ЧССР
20