Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНСКОЙ ССР
Н. А. З И Н Е Н К О
Осмотр и проверка пожарных автомобилей
КИЕВ-1971
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНСКОЙ ССР
Н. А. З И Н Е Н К О
ОС М О Т Р
ИП Р О В Е Р К А
‘П О Ж А Р Н Ы Х АВТОМОБИЛЕЙ
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Ответственный редактор Ф. Ф. ПЕРЕСЛЫЦКИХ
Редакционно-издательский отдел МВД УССР
Киев — 1971
Печатается по решению редакционно-издательского совета МВД УССР
Гос. г. научно--. ■
О . ОР ЭКЗЕМПЛЯР
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
Одним из основных условий, опре деляющих боеспособность ложарных подразделений, является исправность и готовность находящейся на воору жении пожарной техники. Это дости гается систематическим и качествен ным контролем за ее техническим со стоянием, своевременным устранени ем мелких неисправностей и плано мерным техническим обслуживанием.
Настоящее пособие предназначено для работников УПО-ОПО, началь ствующего состава пожарных частей, работников инспекций Государствен ного пожарного надзора по проверке пожарной техники, находящейся на вооружении подразделении пожарной охраны, объектов народного хозяй ства, колхозов и совхозов.
I. ПРОВЕРКА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ ВНЕШНИМ ОСМОТРОМ
Цель проверочных осмотров — контроль за техническим состоянием и исправностью по жарных автомобилей и пожарно-технического вооружения, предотвращение причин, вызыва ющих преждевременный износ, неисправности и поломки деталей механизмов, поддержание пожарной техники в постоянной боевой готов ности. Лицо, осуществляющее внешний осмотр автомобиля, должно проверить:
1) отсутствие наружных повреждений на нем; его чистоту и качество внешнего ухода за ним;
2) кузов, кабину и сиденья автомобиля, ь Крепление кузова и кабины к раме должно
Рбыть прочным и надежным; их дверцы должны быть хорошо закреплены и плотно закрывать-
Й1я; петли — смазаны; замки и ручки дверок— шправны;
3) состояние и крепление передних крыл •* ев, облицовки радиатора, верхнего и боковых
щитков капота, подножек и их кронштейнов;
4)крепление передних буксирных крюков, заднего тягово-сцепного прибора и действие его запорного механизма. Буксирные крюки и тягово-сцепной прибор должны быть надежно закреплены, запорный механизм — действо вать без заедания;
5)состояние стекол, зеркал заднего вида, стеклоподъемников и стеклоочистителей, но мерных знаков;
6)крепление и чистоту фар, подфарников, заднего фонаря, специальных светильников и сигналов поворота;
7)крепление насоса к раме, исправность краников, патрубков, мановакуумметров, тахо метра;
8)уровень воды и пенообразователя в водо пенных баках, надежность крепления водобака
краме, осмотреть, не подтекает ли вода и пе нообразователь из баков;
9)наличие и крепление запасного колеса;
10)наличие пломбы у спидометра;
11)комплектность и состояние шоферского инструмента (по паспорту и формуляру). Ин струмент должен быть чистым, исправным, без ржавчины и зазубрин;.
12)укомплектованность автомобиля по жарно-техническим вооружением, его исправ ность и надежность крепления.
Исправная работа пожарного автомобиля I и его длительная служба могут быть обеспе чены только при внимательном и регулярном^ уходе за всеми его агрегатами и механизмами™ Поэтому кроме внешнего осмотра автомобиля необходимо проверять техническое состояние основных узлов и агрегатов: двигателя, систе-
4.
Мы питания, системы электрооборудования, трансмиссии, ходовой части, механизмов уп равления, а также специального оборудования, куда входят пожарный насос, вакуумная си стема, пеносмеситель, цистерна и пенобак.
ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель является одним из основных механизмов автомобиля. Неправильный и не своевременный' уход за двигателем приводит к преждевременному износу цилиндро-поршне вой группы, коленчатого вала, подшипников, к снижению его мощности и увеличению расхо да топлива.
(Усматривая двигатель, нужно:
1)проверить затяжку гаек болтов передних
изадних подвесок двигателя, а у автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 — и крепление реактив ной тяги.
Двигатель пожарных автомобилей на шас си ЗИЛ прикреплен к раме в трех точках. Передней его опорой является кронштейн, установленный под крышкой распределитель ных шестерен: задними опорами служат лапы картера сцепления. В местах опор уложены резиновые подушки.
У автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 двига
тель крепится к раме в четырех точках. Пе редние опоры состоят из кронштейнов, при вернутых к блоку цилиндров, двух резиновых подушек, соединенных с кронштейнами болта ми, и двух кронштейнов, укрепленных на раме. Задние опоры, состоящие из резиновых поду
5
шек, установлены на поперечине рамы, проходящей иод картером сцепления;
2)установить, нет ли утечки воды через го ловку блока цилиндров;
3)проверить общее состояние двигателя, нет ли следов коррозии и грязи на его поверх
ности; 4) обследовать блок цилиндров двигателя,
проверив, не протекает ли масло через соеди нения картера, крышки клапанной коробки, крышки распределительных шестерен и карте ра маховика.
Система смазки
Масло, находящееся в картерах агрегатов (двигателя, коробки перемены передач, цен тробежного насоса и др.), постепенно теряет свои качества и в конечном счете становится непригодным. Происходит это из-за попадания мельчайших металлических частиц, появляю щихся вследствие износа сопряженных дета лей; старения и попадания конденсата, обра зующегося в результате содержания тяжелых фракций в бензине. Кроме того, уменьшается и количество масла. Причинами этого могут быть, например, сгорание и подтекание масла через неплотные сальники и т. д.
Контроль за системой смазки сводится к проверке:
1) наличия масла в картере двигател С этой целью необходимо остановить двига тель, подождать (три-пять минут), пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла (щуп), вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень масла.
6
Нормальный уровень масла в картере дви гателя должен соответствовать:
для автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 — метке «П» указателя уровня масла;
для автомобилей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ151, ЗИЛ 157 — метке «4/4»;
для автомобилей ГАЗ-53А и Г'АЗ-66 — мет ке высшего уровня;
для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — метке «полно».
Эти метки показывают нормальный уро вень масла в двигателе, который не следует превышать. Поддержание уровня масла в уста новленных пределах является одним из самых важных правил ухода за автомобилем. Если он меньше нижней метки указателя, то смазка двигателя не может быть обеспечена из-за на рушения нормальной работы масляного насо са и падения давления в системе. При даль нейшей работе двигателя могут расплавиться подшипники и возникнуть неисправности и поломки. Если уровень масла выше верхней метки указателя, то это может стать причиной повышенного нагарообразовання в камере сго рания и на поршнях, пригорания поршневых колец, загрязнения всего двигателя и, как следствие, перебоев в работе;
?) качества масла. Прежде всего нужно определить, нет ли в масле механических при месей, частиц металла и нагара. Степень его загрязнения можно определить с помощью фильтровальной бумаги, на которую со щупа надо нанести капельку масла. Появление чер ного пятна указывает на необходимость заме
7
ны масла и фильтрующего элемента, а в авто мобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — на необходимость очистки цен трифуги от загрязнения. Допустимая толщина осадка на стенках колпака фильтра центро бежной очистки масла равна 15—20 мм. Если пятно на фильтровальной бумаге имеет жел тый или светло-серый цвет, значит, масло при годно к дальнейшему использованию.
Масло в двигателях с центробежной очист кой более темное, чем в двигателях с фильтра ми тонкой очистки. Потемневшее масло в дви гателях этих автомобилей заменять не нужно; Признаком непригодности и необходимости замены масла является отсутствие вязкости
(масло становится жидким); 3) включен ли масляный радиатор при ра
боте автомобилей с большими нагрузками и малыми скоростями или при работе на месте, при температуре воздуха выше 20°С, а также не протекает масло через соединения масло проводов. Во время работы двигателя масло охлаждает движущиеся детали и сильно на гревается. При сильном нагреве его смазочные свойства резко ухудшаются;
4)легко ли проворачивается при прогре том двигателе рукоятка фильтра грубой очист ки. Ежедневно ее необходимо проворачивать на три-четыре оборота. Если рукоятка прово рачивается с трудом, следует промыть фильтр
вкеросине;
5)крепления масляных фильтров грубой и тонкой очистки, а в автомобилях ГАЗ-53А,
ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 —
фильтра центробежной очистки масла. Нужно
8
убедиться, не протекает ли масло 6 соедине ниях масляного фильтра с блоком цилиндров, через крышку масляного фильтра, в соедине ниях маслопроводов с фильтрами очистки и с воздушным компрессором, у датчика масля ного манометра;
6). не подтекает ли масло из-под крыше клапанной коробки и крышек распределитель ных шестерен;
7)исправности воздушного фильтра масло наливной горловины. Проверяющий должен убедиться в своевременной очистке, промывке
и заправке его маслом.
На автомобилях марки ЗИЛ воздушный фильтр для очистки демонтируется, корпус промывается в керосине, фильтрующая сетка очищается ополаскиванием. После этого кор пус монтируется на маслоналивную горловину.
Заправка воздушного фильтра производит ся в таком порядке:
фильтрующую сетку погружают в масло до половины высоты;
вынутую из масла сетку в течение семи— десяти секунд держат смоченным концом вниз и затем встряхивают;
сетку вкладывают в корпус фильтра смо ченным концом вверх;
воздушный фильтр ставят на маслоналив ную горловину.
На автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 масло наливная горловина закрывается крышкой с прорезями и сеткой внутри. Крышка на них неразборная, поэтому сетка промывается в керосине вместе с ней. Затем крышку опускают в масло. Перед установкой крышки на место
9