Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНСКОЙ ССР

Н. А. З И Н Е Н К О

Осмотр и проверка пожарных автомобилей

КИЕВ-1971

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНСКОЙ ССР

Н. А. З И Н Е Н К О

ОС М О Т Р

ИП Р О В Е Р К А

П О Ж А Р Н Ы Х АВТОМОБИЛЕЙ

(ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Ответственный редактор Ф. Ф. ПЕРЕСЛЫЦКИХ

Редакционно-издательский отдел МВД УССР

Киев — 1971

Печатается по решению редакционно-издательского совета МВД УССР

Гос. г. научно--. ■

О . ОР ЭКЗЕМПЛЯР

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

Одним из основных условий, опре­ деляющих боеспособность ложарных подразделений, является исправность и готовность находящейся на воору­ жении пожарной техники. Это дости­ гается систематическим и качествен­ ным контролем за ее техническим со­ стоянием, своевременным устранени­ ем мелких неисправностей и плано­ мерным техническим обслуживанием.

Настоящее пособие предназначено для работников УПО-ОПО, началь­ ствующего состава пожарных частей, работников инспекций Государствен­ ного пожарного надзора по проверке пожарной техники, находящейся на вооружении подразделении пожарной охраны, объектов народного хозяй­ ства, колхозов и совхозов.

I. ПРОВЕРКА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ ВНЕШНИМ ОСМОТРОМ

Цель проверочных осмотров — контроль за техническим состоянием и исправностью по­ жарных автомобилей и пожарно-технического вооружения, предотвращение причин, вызыва­ ющих преждевременный износ, неисправности и поломки деталей механизмов, поддержание пожарной техники в постоянной боевой готов­ ности. Лицо, осуществляющее внешний осмотр автомобиля, должно проверить:

1) отсутствие наружных повреждений на нем; его чистоту и качество внешнего ухода за ним;

2) кузов, кабину и сиденья автомобиля, ь Крепление кузова и кабины к раме должно

Рбыть прочным и надежным; их дверцы должны быть хорошо закреплены и плотно закрывать-

Й1я; петли — смазаны; замки и ручки дверок— шправны;

3) состояние и крепление передних крыл •* ев, облицовки радиатора, верхнего и боковых

щитков капота, подножек и их кронштейнов;


4)крепление передних буксирных крюков, заднего тягово-сцепного прибора и действие его запорного механизма. Буксирные крюки и тягово-сцепной прибор должны быть надежно закреплены, запорный механизм — действо­ вать без заедания;

5)состояние стекол, зеркал заднего вида, стеклоподъемников и стеклоочистителей, но­ мерных знаков;

6)крепление и чистоту фар, подфарников, заднего фонаря, специальных светильников и сигналов поворота;

7)крепление насоса к раме, исправность краников, патрубков, мановакуумметров, тахо­ метра;

8)уровень воды и пенообразователя в водо­ пенных баках, надежность крепления водобака

краме, осмотреть, не подтекает ли вода и пе­ нообразователь из баков;

9)наличие и крепление запасного колеса;

10)наличие пломбы у спидометра;

11)комплектность и состояние шоферского инструмента (по паспорту и формуляру). Ин­ струмент должен быть чистым, исправным, без ржавчины и зазубрин;.

12)укомплектованность автомобиля по­ жарно-техническим вооружением, его исправ­ ность и надежность крепления.

Исправная работа пожарного автомобиля I и его длительная служба могут быть обеспе­ чены только при внимательном и регулярном^ уходе за всеми его агрегатами и механизмами™ Поэтому кроме внешнего осмотра автомобиля необходимо проверять техническое состояние основных узлов и агрегатов: двигателя, систе-

4.

Мы питания, системы электрооборудования, трансмиссии, ходовой части, механизмов уп­ равления, а также специального оборудования, куда входят пожарный насос, вакуумная си­ стема, пеносмеситель, цистерна и пенобак.

ДВИГАТЕЛЬ

Двигатель является одним из основных механизмов автомобиля. Неправильный и не­ своевременный' уход за двигателем приводит к преждевременному износу цилиндро-поршне­ вой группы, коленчатого вала, подшипников, к снижению его мощности и увеличению расхо­ да топлива.

(Усматривая двигатель, нужно:

1)проверить затяжку гаек болтов передних

изадних подвесок двигателя, а у автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 — и крепление реактив­ ной тяги.

Двигатель пожарных автомобилей на шас­ си ЗИЛ прикреплен к раме в трех точках. Передней его опорой является кронштейн, установленный под крышкой распределитель­ ных шестерен: задними опорами служат лапы картера сцепления. В местах опор уложены резиновые подушки.

У автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 двига­

тель крепится к раме в четырех точках. Пе­ редние опоры состоят из кронштейнов, при­ вернутых к блоку цилиндров, двух резиновых подушек, соединенных с кронштейнами болта­ ми, и двух кронштейнов, укрепленных на раме. Задние опоры, состоящие из резиновых поду­

5


шек, установлены на поперечине рамы, проходящей иод картером сцепления;

2)установить, нет ли утечки воды через го­ ловку блока цилиндров;

3)проверить общее состояние двигателя, нет ли следов коррозии и грязи на его поверх­

ности; 4) обследовать блок цилиндров двигателя,

проверив, не протекает ли масло через соеди­ нения картера, крышки клапанной коробки, крышки распределительных шестерен и карте­ ра маховика.

Система смазки

Масло, находящееся в картерах агрегатов (двигателя, коробки перемены передач, цен­ тробежного насоса и др.), постепенно теряет свои качества и в конечном счете становится непригодным. Происходит это из-за попадания мельчайших металлических частиц, появляю­ щихся вследствие износа сопряженных дета­ лей; старения и попадания конденсата, обра­ зующегося в результате содержания тяжелых фракций в бензине. Кроме того, уменьшается и количество масла. Причинами этого могут быть, например, сгорание и подтекание масла через неплотные сальники и т. д.

Контроль за системой смазки сводится к проверке:

1) наличия масла в картере двигател С этой целью необходимо остановить двига­ тель, подождать (три-пять минут), пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла (щуп), вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень масла.

6

Нормальный уровень масла в картере дви­ гателя должен соответствовать:

для автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 — метке «П» указателя уровня масла;

для автомобилей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ151, ЗИЛ 157 — метке «4/4»;

для автомобилей ГАЗ-53А и Г'АЗ-66 — мет­ ке высшего уровня;

для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — метке «полно».

Эти метки показывают нормальный уро­ вень масла в двигателе, который не следует превышать. Поддержание уровня масла в уста­ новленных пределах является одним из самых важных правил ухода за автомобилем. Если он меньше нижней метки указателя, то смазка двигателя не может быть обеспечена из-за на­ рушения нормальной работы масляного насо­ са и падения давления в системе. При даль­ нейшей работе двигателя могут расплавиться подшипники и возникнуть неисправности и поломки. Если уровень масла выше верхней метки указателя, то это может стать причиной повышенного нагарообразовання в камере сго­ рания и на поршнях, пригорания поршневых колец, загрязнения всего двигателя и, как следствие, перебоев в работе;

?) качества масла. Прежде всего нужно определить, нет ли в масле механических при­ месей, частиц металла и нагара. Степень его загрязнения можно определить с помощью фильтровальной бумаги, на которую со щупа надо нанести капельку масла. Появление чер­ ного пятна указывает на необходимость заме­

7


ны масла и фильтрующего элемента, а в авто­ мобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 — на необходимость очистки цен­ трифуги от загрязнения. Допустимая толщина осадка на стенках колпака фильтра центро­ бежной очистки масла равна 15—20 мм. Если пятно на фильтровальной бумаге имеет жел­ тый или светло-серый цвет, значит, масло при­ годно к дальнейшему использованию.

Масло в двигателях с центробежной очист­ кой более темное, чем в двигателях с фильтра­ ми тонкой очистки. Потемневшее масло в дви­ гателях этих автомобилей заменять не нужно; Признаком непригодности и необходимости замены масла является отсутствие вязкости

(масло становится жидким); 3) включен ли масляный радиатор при ра­

боте автомобилей с большими нагрузками и малыми скоростями или при работе на месте, при температуре воздуха выше 20°С, а также не протекает масло через соединения масло­ проводов. Во время работы двигателя масло охлаждает движущиеся детали и сильно на­ гревается. При сильном нагреве его смазочные свойства резко ухудшаются;

4)легко ли проворачивается при прогре­ том двигателе рукоятка фильтра грубой очист­ ки. Ежедневно ее необходимо проворачивать на три-четыре оборота. Если рукоятка прово­ рачивается с трудом, следует промыть фильтр

вкеросине;

5)крепления масляных фильтров грубой и тонкой очистки, а в автомобилях ГАЗ-53А,

ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-375 —

фильтра центробежной очистки масла. Нужно

8

убедиться, не протекает ли масло 6 соедине­ ниях масляного фильтра с блоком цилиндров, через крышку масляного фильтра, в соедине­ ниях маслопроводов с фильтрами очистки и с воздушным компрессором, у датчика масля­ ного манометра;

6). не подтекает ли масло из-под крыше клапанной коробки и крышек распределитель­ ных шестерен;

7)исправности воздушного фильтра масло­ наливной горловины. Проверяющий должен убедиться в своевременной очистке, промывке

и заправке его маслом.

На автомобилях марки ЗИЛ воздушный фильтр для очистки демонтируется, корпус промывается в керосине, фильтрующая сетка очищается ополаскиванием. После этого кор­ пус монтируется на маслоналивную горловину.

Заправка воздушного фильтра производит­ ся в таком порядке:

фильтрующую сетку погружают в масло до половины высоты;

вынутую из масла сетку в течение семи— десяти секунд держат смоченным концом вниз и затем встряхивают;

сетку вкладывают в корпус фильтра смо­ ченным концом вверх;

воздушный фильтр ставят на маслоналив­ ную горловину.

На автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 масло­ наливная горловина закрывается крышкой с прорезями и сеткой внутри. Крышка на них неразборная, поэтому сетка промывается в керосине вместе с ней. Затем крышку опускают в масло. Перед установкой крышки на место

9