Файл: Зимаков, Б. Т. 30 новшеств для токарей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б. Т. ЗИМАКОВ, Ф. М. ДОЛГАНЮК, А. И. СОЛДАТЕННО

НОВШЕСТВ

Д ЛЯ

ТОНАРЕЙ

Ростовское книжное издательство 1970

Гос. пуб""чмая иаучно-тедн.- •!. ' я библиотека О-

экз

ЧИТАЛЬ! 10 о ЗА /

^О'АоИз

I

I

&

А

- 2 ^ _

7^

Авторы брошюры— токари-рацио­ нализаторы. Все они — мастера свое­ го дела, славятся всесторонним под­ ходом к каждому производственному заданию, умением найти новые, эф­ фективные пути в работе: совершен­ ствуют инструмент, придумывают вы­ сокопроизводительные приспособле­ ния, улучшают технологию, сами соз­ дают технические новинки и творче­ ски используют опыт других нова­ торов.

О своем богатом производствен­ ном опыте и рассказывают авторы. Читатель найдет в книжке техничес­ кие описания усовершенствований, сделанных ими, чертежи ценных но­ винок, которые могут получить ши­ рокое распространение в заводской практике, мысли о том, как развить у себя способность к рационализа­ торскому творчеству.

31— 6

Б. Т. ЗИМАКОВ,

токарь таганрогского завода «Виброприбор»

МОИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Как все началось...

У каждого человека, наверно, бывают встре­ чи, которые накладывают свою печать на всю его дальнейшую жизнь. Случались они и у меня. Много замечательных людей довелось встретить мне на. своем трудовом пути, и это во многом определило его.

Война забросила мою семью с Дона в Сред­ нюю Азию. Мы эвакуировались в Ташкент. И здесь, как многие подростки в те тяжелые для страны времена, я впервые переступил порог предприятия. Надо было заменять взрослых мужчин, сражавшихся на фронте. Я стал учеником токаря на деревообделочном комбинате. Это было в 1943 году. Учителем моим назначили Владимира Курникова — ин­ валида войны о белофиннами.

3

— Будем е тобой здесь воевать. Это — наш фронт, — сказал он мне. — Осваивай свое оружие. Лучше присматривайся, как другие делают, не стесняйся почаще спрашивать.

Да, это был тоже фронт, потому что и та­ кой мирный комбинат в те годы выпускал во­ енную продукцию. Большому мастерству здесь научиться не пришлось. День за днем я обра­ батывал одну и ту же деталь, которая нужна для массового вида оружия. Но первые уроки любви к Родине, трудовой доблести я в этом рабочем коллективе получил. Каждый день начинался и заканчивался у всех одной и той же мыслью: «Все —для фронта! Все —для победы!»

После войны моя семья возвратилась до­ мой, в Таганрог. Я уже был юношей, не под­ ростком, имел рабочий стаж, а все же при­ шлось снова начинать с ученичества — посту­ пил учеником токаря по металлу на комбай­ новый завод в отдел механика. Здесь учите­ лем у меня был Анатолий Петрович Коше­ лев — и мастер отменный, и человек хорошей души. Узнав при первом знакомстве, что до сих пор я точил только по дереву, он с сомне­ нием поглядел на меня. Но тут же подбодрил:

— Все равно

нашей

породы ты — токарь.

Значит, дело должно пойти быстро.

Как водится,

сначала

я постоял за спиной

4


у Анатолия Петровича. Но долго задержи­ ваться в этой позиции не пришлось. Тяжелое то время было. Завод восстанавливался, рабо­ тал с большим напряжением. Оборудования было мало, а требовали с него много. Каж­ дый станок ценился на вес золота. В две сме­ ны наш цех не управлялся, а для третьей не хватало специалистов. Так что сама жизнь торопила меня осваивать свою специальность.

Поторапливал меня по-дружески и Анато­ лий Петрович. Он успевал и сам много сде­ лать, и меня учить. Видя мое усердие, день за днем усложнял задания. Меня очень трогало, что он не жалел для меня своего инструмен­ та. Ведь старые токари накапливают его го­ дами и очень дорожат им. Я видел в этом не только простую человеческую доброту и при­ знание моих способностей, но и заботу о кад­ рах для завода. Конечно, я тогда не мог бы так четко выразить это, но хорошо понимал и чувствовал заботу старого токаря. Хотелось оправдать его доверие.

Через две недели я выточил пуансон для выдавливания кожаных манжет ‘к формовоч­ ным станкам. Деталь была с переходами, для ученика сложная, но сделал ее чисто.

— Поздравляю,— сказал мне Кошелев, и к этим словам присоединились другие токари, с

5

доброжелательным

интересом

наблюдавшие

за мной. — Можно

ставить тебя

на самостоя­

тельную работу.

 

 

Так за две недели я стал токарем. Но уче­ ба моя на этом не закончилась. Вот уж чет­ верть века все учусь токарному делу. Боль­ шая это наука и большое искусство. Никогда нельзя сказать, что все уже знаешь. Несколь­ ко лет назад обстоятельства сложились так, что я перешел на завод «Виброприбор». Рабо­ та здесь ювелирная, сверхточная, детали ми­ ниатюрные. Снова пришлось многому учиться.

Но вернемся на комбайновый, к первым мо­ им шагам на токарном поприще. Работа в от­ деле механика была довольно разнообразной, развивала смекалку, заставляла думать... Не­ которое время спустя на заводе создали экс­ периментальный цех и меня туда перевели.

Если отдел механика для меня был началь­ ной школой, то здесь я перешел уже, так сказать, в среднюю. Приходилось обрабаты­ вать более сложные детали для эксперимен­ тальных машин, для оснастки.

Конечно, можно и самые тонкие и интерес­ ные детали делать хорошо, добросовестно, но без интереса к ним самим, видеть в них толь­ ко кусок металла, которому ты должен при­ дать определенные размеры и форму. А мож­ но стремиться за каждой деталью увидеть

6


весь агрегат или приспособление, понять ее технический смысл, эффективность, красоту решения технической задачи. Этому меня учи­ ли токари Павел Лях и Владимир Яковлевич Тимошенко.

До сих пор вспоминаю беседы с Владими­ ром Яковлевичем. Они были для меня, моло­ дого человека, очень полезными. Особенно помню, как он наставлял беречь свою рабо­ чую честь. «Делай все чисто, качественно,— говорил он. — Качество — то же количество. Отличная деталь за две сработает».

Однажды он мне сказал:

— Мотай на ус и токарное и слесарное. Мы же работаем на слесарей-экспериментаторов. У каждого из них свой характер, подход к де­ лу. Учитывай это, когда делаешь детали. Один, скажем, любит, чтобы втулка была скользящая, расточи для него отверстие так, чтобы ему с ним нечего было больше делать. А другому оставь чуть-чуть припуск, он лю­ бит сам подшабрить стенки, убрать отклоне­ ние. Так ему кажется вернее, качественнее.

Может быть, это и спорно, хотя в опытном производстве и имеет смысл, но во всяком случае то, что говорил Тимошенко, учило твор­ ческому взаимодействию в работе, учило це­ нить чужое мастерство, понимать чужой за­ мысел.

7

Экспериментальный цех был для меня хо­ рошей ступенью к токарному мастерству, дал мне широкий технический кругозор, подгото­ вил к еще более высокому классу работы в инструментальном цехе.

Мне противна хвастливость, я твердо верю, что в любой профессии можно делать чудеса.

Но все-таки

инструментальщик — это

особая

профессия.

в любой

исторический музей. С

Загляните

чего начинал

человек,

наш далекий

предок,

свой творческий путь,

с чего вообще

начина­

лось изобретательство? С инструмента — из камня, кремня, железа... Прошли многие тысячелетия, а роль инструмента в произ­

водстве

по-прежнему

главная.

Инстру­

мент нужен на заводе

всем. Но

это так,

кслову...

Итак, я стал инструментальщиком. Опять

начал осваивать новое дело — обработку дета­ лей для пресс-форм. А пресс-форма — это вы­ сокий класс точности и чист'оты обработки. Надо было, помимо пяти чувств, которые нам дает природа, вырабатывать у себя шестое — чувство микрона. Детали в пресс-формах ча­ сто имеют головоломную конфигурацию. Иной раз не сразу и сообразишь, как забраться рез­ цом во внутреннее отверстие или как вывести радиус. А это заставляет хорошенько шевелить


мозгами. Я стал все чаще задумываться, как лучше сделать ту или иную работу.

Помню такой случай. Однажды цех получил заказ на пресс-формы. Их алюминиевые стер­ жни должны были обрабатываться по десято­ му классу чистоты. Обычным способом, с по­ мощью наждачного полотна, этого добиться нельзя. Нужен новый метод, . и я придумал простое, но очень эффективное приспособле­ ние.

Выточил оправку, на которую надел шари­ ковый подшипник. Стержень зажал в центрах станка и сделал предварительную проточку, оставив 2—3 «сотки» для доводки. Затем, под­ ведя оправку с подшипником вплотную к де­ тали, начал её накатывать. Получил такую чистоту обработки, какой раньше еще никогда не достигали. Теперь этим методом полировки деталей пользуются многие токари.

Таким способом я стал доводить и различ­ ные сферические поверхности, подбирая под­ шипник соответствующего радиуса.

Встает вопрос: а как удалось заставить под­ шипник не вращаться на оправке? Отвечаю: прежде чем надеть на нее подшипник, зали­ вал сепаратор расплавленной канифолью или серой. Шарики застывали в этой массе, и под­ шипник становился неподвижным.

...Как-то лет десять назад на наш завод

9


приехал московский токарь Смирнов, чтобы показать в работе резцы с механическим креп­ лением многогранных режущих пластинок из твердого сплава Т15К6. В Москве и Ленин­ граде эти резцы уже были известны, а до нас тогда еще не дошли. У нас в ходу были толь­ ко резцы цельные или с напаянными пластин­ ками. Поэтому вокруг станка, за который Смирнов встал, собралось человек пятьдесят токарей.

Всем очень понравились сами пластинки, режущие кромки которых идеально заточены

идоведены кругом из синтетического алмаза. Это повышает их стойкость, а следовательно,

ипроизводительность труда токаря. Другое их достоинство в том, что, когда затупится одна режущая кромка, можно за считанные секунды повернуть пластинку другой гранью

ипродолжать работу. Если затупятся все ре­ жущие кромки, то так же быстро меняется сама пластинка. Мы видели, как ловко это проделывал Смирнов.. Значит, сокращается время на замену и установку инструмента, что дает дополнительный выигрыш в производи­ тельности труда. Да, в сравнении с напайкой пластинок механическое крепление — большой шаг, вперед.

Мне это так понравилось, что я попросил Смирнова оставить резец с несколькими за­

10

пасными пластинками. Так я получил один из лучших подарков в моей жизни.

На следующий день я попробовал резец в работе, но, к моему удивлению, эффект был небольшой. В первый момент я даже расте­ рялся, но потом сообразил. Дело в том, что на такой тонкой работе, как изготовление пресс-форм, преимущества нового резца мало выявлялись. В наших деталях много перехо­ дов, различных углов. Здесь часто нужен ре­ зец фасонный, специально спрофилированный, а в пластинке режущие кромки уже оконча­ тельно заточены, их не переделаешь.

Жена моя — Раиса Иосифовна — тоже то­ карь, но в другом цехе. Она часто жаловалась мне на резцы. Это было слабое место в их цехе. Централизованную заточку тогда еще не организовали, токари сами готовили себе ин­ струмент. Не каждый мог это как следует сде­ лать. От неправильной заточки на резцах по­ лучались микротрещины. Во время работы край режущей кромки выкрашивался, разру­ шался, резцы теряли стойкость.

Я подумал: «Вот где новые резцы должны себя показать. Заточка у них научная, стой­ кость обеспечена, можно работать на повы­ шенных режимах».

На следующий день жена применила новые резцы. В ту смену она на обточке шестерен

11