ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Б. Т. ЗИМАКОВ, Ф. М. ДОЛГАНЮК, А. И. СОЛДАТЕННО
НОВШЕСТВ
Д ЛЯ
ТОНАРЕЙ
Ростовское книжное издательство 1970
Гос. пуб""чмая иаучно-тедн.- •!. ' я библиотека О- -С
экз
ЧИТАЛЬ! 10 о ЗА /
^О'АоИз
I
I
&
А
- 2 ^ _
7^
Авторы брошюры— токари-рацио нализаторы. Все они — мастера свое го дела, славятся всесторонним под ходом к каждому производственному заданию, умением найти новые, эф фективные пути в работе: совершен ствуют инструмент, придумывают вы сокопроизводительные приспособле ния, улучшают технологию, сами соз дают технические новинки и творче ски используют опыт других нова торов.
О своем богатом производствен ном опыте и рассказывают авторы. Читатель найдет в книжке техничес кие описания усовершенствований, сделанных ими, чертежи ценных но винок, которые могут получить ши рокое распространение в заводской практике, мысли о том, как развить у себя способность к рационализа торскому творчеству.
3— 1— 6
Б. Т. ЗИМАКОВ,
токарь таганрогского завода «Виброприбор»
МОИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Как все началось...
У каждого человека, наверно, бывают встре чи, которые накладывают свою печать на всю его дальнейшую жизнь. Случались они и у меня. Много замечательных людей довелось встретить мне на. своем трудовом пути, и это во многом определило его.
Война забросила мою семью с Дона в Сред нюю Азию. Мы эвакуировались в Ташкент. И здесь, как многие подростки в те тяжелые для страны времена, я впервые переступил порог предприятия. Надо было заменять взрослых мужчин, сражавшихся на фронте. Я стал учеником токаря на деревообделочном комбинате. Это было в 1943 году. Учителем моим назначили Владимира Курникова — ин валида войны о белофиннами.
3
— Будем е тобой здесь воевать. Это — наш фронт, — сказал он мне. — Осваивай свое оружие. Лучше присматривайся, как другие делают, не стесняйся почаще спрашивать.
Да, это был тоже фронт, потому что и та кой мирный комбинат в те годы выпускал во енную продукцию. Большому мастерству здесь научиться не пришлось. День за днем я обра батывал одну и ту же деталь, которая нужна для массового вида оружия. Но первые уроки любви к Родине, трудовой доблести я в этом рабочем коллективе получил. Каждый день начинался и заканчивался у всех одной и той же мыслью: «Все —для фронта! Все —для победы!»
После войны моя семья возвратилась до мой, в Таганрог. Я уже был юношей, не под ростком, имел рабочий стаж, а все же при шлось снова начинать с ученичества — посту пил учеником токаря по металлу на комбай новый завод в отдел механика. Здесь учите лем у меня был Анатолий Петрович Коше лев — и мастер отменный, и человек хорошей души. Узнав при первом знакомстве, что до сих пор я точил только по дереву, он с сомне нием поглядел на меня. Но тут же подбодрил:
— Все равно |
нашей |
породы ты — токарь. |
Значит, дело должно пойти быстро. |
||
Как водится, |
сначала |
я постоял за спиной |
4
у Анатолия Петровича. Но долго задержи ваться в этой позиции не пришлось. Тяжелое то время было. Завод восстанавливался, рабо тал с большим напряжением. Оборудования было мало, а требовали с него много. Каж дый станок ценился на вес золота. В две сме ны наш цех не управлялся, а для третьей не хватало специалистов. Так что сама жизнь торопила меня осваивать свою специальность.
Поторапливал меня по-дружески и Анато лий Петрович. Он успевал и сам много сде лать, и меня учить. Видя мое усердие, день за днем усложнял задания. Меня очень трогало, что он не жалел для меня своего инструмен та. Ведь старые токари накапливают его го дами и очень дорожат им. Я видел в этом не только простую человеческую доброту и при знание моих способностей, но и заботу о кад рах для завода. Конечно, я тогда не мог бы так четко выразить это, но хорошо понимал и чувствовал заботу старого токаря. Хотелось оправдать его доверие.
Через две недели я выточил пуансон для выдавливания кожаных манжет ‘к формовоч ным станкам. Деталь была с переходами, для ученика сложная, но сделал ее чисто.
— Поздравляю,— сказал мне Кошелев, и к этим словам присоединились другие токари, с
5
доброжелательным |
интересом |
наблюдавшие |
за мной. — Можно |
ставить тебя |
на самостоя |
тельную работу. |
|
|
Так за две недели я стал токарем. Но уче ба моя на этом не закончилась. Вот уж чет верть века все учусь токарному делу. Боль шая это наука и большое искусство. Никогда нельзя сказать, что все уже знаешь. Несколь ко лет назад обстоятельства сложились так, что я перешел на завод «Виброприбор». Рабо та здесь ювелирная, сверхточная, детали ми ниатюрные. Снова пришлось многому учиться.
Но вернемся на комбайновый, к первым мо им шагам на токарном поприще. Работа в от деле механика была довольно разнообразной, развивала смекалку, заставляла думать... Не которое время спустя на заводе создали экс периментальный цех и меня туда перевели.
Если отдел механика для меня был началь ной школой, то здесь я перешел уже, так сказать, в среднюю. Приходилось обрабаты вать более сложные детали для эксперимен тальных машин, для оснастки.
Конечно, можно и самые тонкие и интерес ные детали делать хорошо, добросовестно, но без интереса к ним самим, видеть в них толь ко кусок металла, которому ты должен при дать определенные размеры и форму. А мож но стремиться за каждой деталью увидеть
6
весь агрегат или приспособление, понять ее технический смысл, эффективность, красоту решения технической задачи. Этому меня учи ли токари Павел Лях и Владимир Яковлевич Тимошенко.
До сих пор вспоминаю беседы с Владими ром Яковлевичем. Они были для меня, моло дого человека, очень полезными. Особенно помню, как он наставлял беречь свою рабо чую честь. «Делай все чисто, качественно,— говорил он. — Качество — то же количество. Отличная деталь за две сработает».
Однажды он мне сказал:
— Мотай на ус и токарное и слесарное. Мы же работаем на слесарей-экспериментаторов. У каждого из них свой характер, подход к де лу. Учитывай это, когда делаешь детали. Один, скажем, любит, чтобы втулка была скользящая, расточи для него отверстие так, чтобы ему с ним нечего было больше делать. А другому оставь чуть-чуть припуск, он лю бит сам подшабрить стенки, убрать отклоне ние. Так ему кажется вернее, качественнее.
Может быть, это и спорно, хотя в опытном производстве и имеет смысл, но во всяком случае то, что говорил Тимошенко, учило твор ческому взаимодействию в работе, учило це нить чужое мастерство, понимать чужой за мысел.
7
Экспериментальный цех был для меня хо рошей ступенью к токарному мастерству, дал мне широкий технический кругозор, подгото вил к еще более высокому классу работы в инструментальном цехе.
Мне противна хвастливость, я твердо верю, что в любой профессии можно делать чудеса.
Но все-таки |
инструментальщик — это |
особая |
|
профессия. |
в любой |
исторический музей. С |
|
Загляните |
|||
чего начинал |
человек, |
наш далекий |
предок, |
свой творческий путь, |
с чего вообще |
начина |
лось изобретательство? С инструмента — из камня, кремня, железа... Прошли многие тысячелетия, а роль инструмента в произ
водстве |
по-прежнему |
главная. |
Инстру |
мент нужен на заводе |
всем. Но |
это так, |
кслову...
Итак, я стал инструментальщиком. Опять
начал осваивать новое дело — обработку дета лей для пресс-форм. А пресс-форма — это вы сокий класс точности и чист'оты обработки. Надо было, помимо пяти чувств, которые нам дает природа, вырабатывать у себя шестое — чувство микрона. Детали в пресс-формах ча сто имеют головоломную конфигурацию. Иной раз не сразу и сообразишь, как забраться рез цом во внутреннее отверстие или как вывести радиус. А это заставляет хорошенько шевелить
мозгами. Я стал все чаще задумываться, как лучше сделать ту или иную работу.
Помню такой случай. Однажды цех получил заказ на пресс-формы. Их алюминиевые стер жни должны были обрабатываться по десято му классу чистоты. Обычным способом, с по мощью наждачного полотна, этого добиться нельзя. Нужен новый метод, . и я придумал простое, но очень эффективное приспособле ние.
Выточил оправку, на которую надел шари ковый подшипник. Стержень зажал в центрах станка и сделал предварительную проточку, оставив 2—3 «сотки» для доводки. Затем, под ведя оправку с подшипником вплотную к де тали, начал её накатывать. Получил такую чистоту обработки, какой раньше еще никогда не достигали. Теперь этим методом полировки деталей пользуются многие токари.
Таким способом я стал доводить и различ ные сферические поверхности, подбирая под шипник соответствующего радиуса.
Встает вопрос: а как удалось заставить под шипник не вращаться на оправке? Отвечаю: прежде чем надеть на нее подшипник, зали вал сепаратор расплавленной канифолью или серой. Шарики застывали в этой массе, и под шипник становился неподвижным.
...Как-то лет десять назад на наш завод
9
приехал московский токарь Смирнов, чтобы показать в работе резцы с механическим креп лением многогранных режущих пластинок из твердого сплава Т15К6. В Москве и Ленин граде эти резцы уже были известны, а до нас тогда еще не дошли. У нас в ходу были толь ко резцы цельные или с напаянными пластин ками. Поэтому вокруг станка, за который Смирнов встал, собралось человек пятьдесят токарей.
Всем очень понравились сами пластинки, режущие кромки которых идеально заточены
идоведены кругом из синтетического алмаза. Это повышает их стойкость, а следовательно,
ипроизводительность труда токаря. Другое их достоинство в том, что, когда затупится одна режущая кромка, можно за считанные секунды повернуть пластинку другой гранью
ипродолжать работу. Если затупятся все ре жущие кромки, то так же быстро меняется сама пластинка. Мы видели, как ловко это проделывал Смирнов.. Значит, сокращается время на замену и установку инструмента, что дает дополнительный выигрыш в производи тельности труда. Да, в сравнении с напайкой пластинок механическое крепление — большой шаг, вперед.
Мне это так понравилось, что я попросил Смирнова оставить резец с несколькими за
10
пасными пластинками. Так я получил один из лучших подарков в моей жизни.
На следующий день я попробовал резец в работе, но, к моему удивлению, эффект был небольшой. В первый момент я даже расте рялся, но потом сообразил. Дело в том, что на такой тонкой работе, как изготовление пресс-форм, преимущества нового резца мало выявлялись. В наших деталях много перехо дов, различных углов. Здесь часто нужен ре зец фасонный, специально спрофилированный, а в пластинке режущие кромки уже оконча тельно заточены, их не переделаешь.
Жена моя — Раиса Иосифовна — тоже то карь, но в другом цехе. Она часто жаловалась мне на резцы. Это было слабое место в их цехе. Централизованную заточку тогда еще не организовали, токари сами готовили себе ин струмент. Не каждый мог это как следует сде лать. От неправильной заточки на резцах по лучались микротрещины. Во время работы край режущей кромки выкрашивался, разру шался, резцы теряли стойкость.
Я подумал: «Вот где новые резцы должны себя показать. Заточка у них научная, стой кость обеспечена, можно работать на повы шенных режимах».
На следующий день жена применила новые резцы. В ту смену она на обточке шестерен
11