Файл: Будко, А. Н. Совершенствование технологии изготовления железобетонных центрифугированных свай-оболочек диаметром 1,2 м.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жительность операций, уменьшить их трудоемкость и улуч­ шить охрану труда и технику безопасности. Так, на посту при­ емки бетонной смеси из транспортных бадей и перегрузки шламовых отходов в думперы по соображениям техники без­ опасности была установлена эстакада с тупиковым устройст­ вом для колес думперов и жесткой стойкой, предотвращаю­ щей опрокидывание кузова думпера при падении в него шла­ мового блока из опорожняемой бадьи.

Рабочий, производящий приемку бетонной смеси и отгру­ жающий шламовые отходы, не должен теперь взбираться на кузов думпера, как он делал это раньше, а выполняет необ­ ходимые операции, находясь на огражденной эстакаде.

Усовершенствовано также изготовление новых бадей с раскрывающимся днищем. Так как загрузка смеси произво­ дится через ложечные питатели одновременно с обоих концов эвена сваи-оболочки, то объем каждой бадьи подобран рав­ ным половине объема одного восьмиметрового звена с учетом 4% шлама. Это позволило машинистам контролировать за­ полнение центрифуги смесью, получаемой с бетонного узла, и исключить затраты времени на дозагрузку, как это было при использовании старых бадей.

Изменение способа строповки бадей четырехветвевым -стропом позволило значительно ускорить ее выполнение. Раньше рабочий должен был застропить за соответствующие петли бадьи гаки каждой из четырех ветвей стропа. В петли новых бадей вдеты стропы, концы которых закреплены в об­ щем кольце. Теперь рабочему, производящему строповку или расстроповку бадей, необходимо только надеть кольцо на гак крана или снять его с гака. Такое простое усовершенствова­ ние позволило сократить время на операциях строповки и расстроповки в 4 раза.

Продвижение бетонной смеси, предназначенной для фор­ мования звеньев, производится в следующей последователь­ ности: транспортная бадья, приемный бункер бетонораздатчика, раздатчик, лоток, ложечный питатель, форма. В транс­ портную бадыо бетонную смесь загружают непосредственно из бетономешалки.

При установке бадей с бетоном на приемные бункеры 'бетонораздатчиков днища бадей раскрываются и смесь по­ ступает в бункеры. Один из машинистов включает механизмы привода центрифуги и форма начинает вращаться. Затем с помощью штурвалов управления машинисты приоткрывают -сегментные затворы раздатчиков и бетонная смесь по на­ клонным лоткам начинает наполнять ложечные питатели. По мере наполнения ложечные питатели продвигаются во внут­ реннюю полость вращающейся формы. Войдя полностью внутрь формы, питатели поворачиваются на 180° и смесь вы­ сыпается. Эти операции повторяются до полной загрузки фор­

13


мы. Продолжительность загрузки составляет 20 мин. В тече­ ние этого времени форма вращается на первой скорости, де­ лая 65 об/мин (табл. 3). При этом уплотняющая сила дости­ гает 0,9—1 кГ1см2.

Уплотнение бетона происходит на четвертой скорости вра­ щения при 210 об/мин в течение 20 мин. Между первой и четвертой скоростями существуют две передаточно-разгонные скорости (вторая и третья).

 

 

Т а б л и ц а

3-

Режим загрузки и уплотнения бетона одного звена свай-оболочек

длиной

8 м на центрифуге

 

 

 

Обозначение

Число оборо­

Продолжи­

Наименование цикла

тельность

скорости

тов в минуту

 

 

 

цикла,

мин

Загрузка

I

65

20

 

Разгон

II

105

1

 

III

185

1

 

 

 

Уплотнение

IV

2.10

20

 

Во время уплотнения бетона при вращении формы на чет­ вертой скорости происходит процесс отжатия части цемент­ ного раствора—шлама (воды с частью цемента и мелкими частицами песка) и разбрызгивание его через открытые тор­ цы форм. Для сбора шлама у каждого конца формы в при­ ямках размещают по две бадьи. После остановки вращаю­ щейся формы с внутренней поверхности отформованного зве­ на в нижнюю его часть происходит сток шлама, не вылив­ шегося наружу и вращавшегося внутри формы. Стропя фор­ му за один конец и немного приподнимая ее вверх, стекший шлам сливают. После этого отформованное звено мостовым краном укладывают в пропарочную камеру для термовлаж­ ностной обработки.

При изготовлении за сутки 12 звеньев свай-оболочек дли­ ной 8 м объем укладываемого бетона составляет 40,7 ж3, а объем шлама—4% от объема бетона.

Общий объем шлама не превышает 1,6 мг в сутки. Из восьми бадей емкостью по 1,05 ж3, предназначенных для сбо­ ра шлама, одновременно в работе находится 4 бадьи. Их хва­ тает для приема суточного объема шлама, поэтому в процессе центрифугирования опорожнение и перестановка бадей непроизводятся. Эта работа выполняется ежедневно по утрам, т. е. на следующий день после центрифугирования. К утру шлам затвердевает и выгружается из бадей в виде блоков.

Для предотвращения прилипания шлама стенки бадей смазывают отработанным машинным маслом. Чистые бадьи:

14


устанавливают в приямки, а опорожненные поступают на пост хранения, где их очищают и смазывают, подготовляя для следующего дня.

ТЕРМОВЛАЖНОСТНАЯ ОБРАБОТКА ЗВЕНЬЕВ

Для термовлажностной обработки звеньев свай-оболочек внутри цеха оборудованы шесть пропарочных камер ямного типа общей вместимостью 12 форм. Глубина камер составля­ ет 4 м, а размеры в плане—10X2,3 м. В каждую камеру фор­ мы укладывают по высоте в два ряда.

Формы нижнего ряда укладывают на инвентарные под­ кладки, на которых закреплены амортизаторы из автомо­ бильных покрышек. Формы верхнего ряда укладывают на металлические прокладки-балки, устанавливаемые в специ­ ально устроенные в стенах камер пазы. При таком располо­ жении форм в камерах создаются условия для полного обте­ кания их паром.

Для закрывания камер используют металлические крыш­ ки с теплоизоляционной прослойкой из минеральной ваты. По верху стенок пропарочных камер проложены и закреплены в бетоне швеллеры. В них налита вода, поддерживаемая на постоянном уровне. Вместе с нижними ребрами крышек вода в швеллерах создает гидравлический замок, предотвращаю­ щий утечку пара.

Режим работы камер автоматизирован. Комплект обору­ дования для контроля, автоматического регулирования тем­ пературы и подачи пара в камеры изготовлен на Люберец-

15

ком механическом заводе Министерства транспортного строи­ тельства.

При разработке графика пропаривания свай-оболочек бы­ ли учтены требования ВСН 150-68 относительно выдержи­ вания в камерах свежеотформованных изделий из бетона с комплексной добавкой в него сульфитно-дрожжевой бражки (СДБ) и смолы нейтрализованной воздухововлекающей (СНВ) не менее 4 ч при температуре 15—20°С.

Максимальная температура пропаривания для тонкостен­ ных свай-оболочек равна 70°С (рис. 5). Подъем температуры производят плавно. В течение первых 2 ч температуру повы­ шают на 10° в час, а в течение следующих 2 ч—на 15° в час.

При остывании происходит понижение температуры иа 10° в первый час и на 15° в час в течение следующих 2 ч.

Прочность бетона свай-оболочек после термовлажностной, обработки равна 70—75% проектной и составляет 280— 300 кГ1см2.

Извлечение форм из камеры производится при темпера­ туре 30°С. Во время распалубки и перекладки готового звена в штабель дозревания, т. е. примерно в течение 1 ч бетон охлаждается до температуры цеха (12—15°С).

При этой температуре звенья выдерживают в штабелях дозревания внутри цеха в течение 7 суток. За это время бе­ тон набирает проектную прочность.

ХРАНЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

В первые годы работы цех не имел оборудованного склада для хранения звеньев свай-оболочек. Готовые к отправке звенья вывозили и складировали на обочине вдоль внутри­ заводской автодороги.

Погрузочно-разгрузочные операции выполняли пневмоколесным краном К-123, грузоподъемность которого не превы­ шает 10 Т. Особенно большие неудобства при этом были свя­ заны с постоянной сменой стропов, так как этот кран исполь­ зовался для переноса пакетов арматурных стержней.

Кроме того, на вывозке звеньев из цеха была занята бор­ товая автомашина с прицепом.

В 1971 г. к торцу цеха свай-оболочек пристроена одно­ пролетная железобетонная эстакада протяженностью 66 м с пролетом шириной 24 м общей площадью 1584 м2. На этой территории размещен склад готовой продукции для свай-обо­ лочек, в котором установлен мостовой кран грузоподъем­ ностью 30/5 Т. Из цеха под эстакаду проложен железнодо­ рожный путь нормальной колеи протяженностью 44 м, по ко­ торому курсирует открытая платформа грузоподъемностью 62 Т, оборудованная для одновременной вывозки из цеха шести звеньев свай-оболочек (рис. 6).

16


'по изготовлению каркасов, двое приваривают фланцы к кар­ касам) ;

опалубщики 4 разр.—2 (производят разборку, смазку и ■сборку стальных форм);

машинисты центрифуги 5 разр.—2 (производят приемку, укладку и уплотнение бетонной смеси);

строповщик 4 разр.—1 (принимает поступающую армату­ ру и фланцы и вывозит готовые звенья на склад готовой продукции).

В бригаде проведено обучение каждого рабочего однойдвум смежным профессиям. Это позволяет при необходимости оперативно перераспределять рабочих как внутри участков, так и между участками, а также производить текущий ре­ монт оборудования силами бригады.

При таком распределении рабочих бригады на участках -значительно возросли производительность труда и выход ко­ нечной продукции (табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Сравнительные показатели

роста выпуска продукции на участках цеха

 

 

свай-оболочек

 

 

 

 

 

 

 

Количество продукцни

 

Наименование участков

Единица

по старой

после со­

 

измерения

вершен­

 

 

 

 

техноло­

ствования

 

 

 

 

гии

технологии

■Участок безотходной заготовки продоль­

 

 

 

ных стержней арматуры................................

 

Стержень

!44

288

Участок изготовления арматурных каркасов

Каркас

6

12

 

 

 

Каркас

 

 

Участок приварки фланцев

 

с флан­

6

12

...........................

цами

Участок сборки и разборки форм . . . .

Форма

6

12

Участок приемки, укладки и уплотнения

 

 

 

бетонной

смеси ................................................

 

м3

17

39,2

Участок

термовлажностной

обработки

Звено

 

12

звеньев

...............................................................

 

6

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы, ежедневная выработка выросла с '6 звеньев свай-оболочек длиной 8 м до 12 звеньев той же длины, а по выпуску железобетона—с 17 до 39,2 м3.

ОПЛАТА ТРУДА

Оплата труда комплексной бригады производится по сдельно-премиальному наряду. При выполнении месячного задания бригаде выплачивается премия в размере 12% сум­ мы наряда на объем изготовленной продукции.

18


Для повышения качества выпускаемой продукции в цехе применена система бездефектной сдачи продукции с первого предъявления. По этой системе размеры премий находятся в следующей зависимости от группы сортности сдаваемой продукции:

за 1 группу сортности при сдаче с первого предъявления '90,1—100% продукции премия составляет 13% суммы на объем сдаваемой продукции;

за 2 группу сортности при удельном весе продукции, сда­ че с первого предъявления 80,1—90% продукции—5%;

за 3 группу сортности при сдаче с первого предъявления

70,1—80% продукции—2%;

за 4 группу сортности при сдаче с первого предъявления менее 70% продукции премия не выплачивается.

Максимальный размер премии может составить 25% сум­ мы наряда на выполненный объем продукции.

КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ

Повышению качества изготовляемых свай-оболочек спо­ собствуют эффективные методы контроля за качеством по­ ступающих материалов и проверка технологических процес­ сов.

Поступающие материалы (цемент, песок, щебень, добав­ ки, арматурная сталь и фланцы) контролируются методами, предусмотренными требованиями ГОСТ. Контроль техноло­ гических процессов осуществляется пооперационно на каж­ дом участке. Рижской НИС института «Оргтрансстрой» со­ вместно с технологической службой завода разработан сбор­ ник карт пооперационного контроля, в котором определены контролируемые показатели по видам работ, указаны методы и виды контроля в соответствии с ГОСТ 17382—72 и ВСН 34-60, а также лица, производящие контроль.

Контроль проектных характеристик готовых звеньев (проч­ ность бетона, морозостойкость, водонепроницаемость, момент трещинообразования и геометрические размеры) осуществля­ ется разрушающими и неразрушающими методами с помощью приборов заводского изготовления и различных приспособле­ ний, предложенных работниками центральной лаборатории треста и завода ЖБК.

Так, кроме систематического испытания контрольных ку-

•биков размером 15X15X15 см для определения прочности ■бетона с помощью переносного станка выпиливаются кубики

размером 10X10X10 см непосредственно из тела

готовых

.звеньев для получения фактического

показателя прочности.

Стабильность испытаний по ГОСТ

контрольных образцов

яа морозостойкость обеспечивается

в холодильной

камере

<с автоматическим режимом.

 

 

19