Файл: Балабаев, Г. М. Прогрессивные технологические процессы обработки металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ствуют чистоте и точности обработки при шлифовании.
Обработка резанием в сочетании с ультразвуковыми колебаниями. Обработка деталей машин резанием с на ложением ультразвуковых колебаний — прогрессивный метод в технологии механической обработки.
Применение упругих колебаний в сочетании с другими методами формообразования позволило внедрить в про изводство ультразвуковое шлифование, ультразвуковое хонингование, ультразвуковую очистку и др.
Ультразвуковое шлифование состоит в том, что на струю охлаждающей жидкости воздействуют ультразву ковым вибратором перед подачей ее на шлифовальный круг. Охлаждающая жидкость приводится .в колебатель ное движение, которое способствует лучшему проникно вению жидкости в поры круга, что приводит к значитель ному снижению теплообразования в зоне шлифования.
Ультразвуковое хонингование производят по услож ненной схеме. Если обычное хонингование отверстий выполняют сочетанием вращательного и возвратно-посту пательного движения хонинговальной головки, то ультра звуковое — сочетанием трех движений. В схему хонинго вания включается еще и колебательное движение хонин говальной головки вдоль своей оси с частотой 25—30 кгц и амплитудой, равной 45—50 мкмм. Для этого хонинго вальный станок оборудован магнитострикционным вибра тором и генератором ультразвуковой частоты. При уль тразвуковом хонинговании уменьшается засаливание брусков, улучшается качество обработки детали.
Для формообразования поверхностей деталей машин в судостроении применяют плазменно-лазерный метод. Сущность плазменного метода формообразования по верхностей состоит в том, что плазму в виде ярко светя щейся струи с температурой от 10000 до 15000°С направ ляют на обрабатываемую заготовку. В результате этого поверхностные слои любого материала мгновенно испа ряются. С помощью технологической установки, обеспе-
40
чивающей направленное разрушение материала, возмож но придать поверхности заготовки необходимую форму.
Для получения плазменной струи созданы специаль ные горелки, в которых газ (обычно аргон) поступает в электрически нейтральный канал между электродами, ионизируется под действием дугового разряда и выходит через сопло одного из электродов в виде ярко светящей ся струи. Регулировка напряжения дуги и мощности плазменной струи производится путем осевого переме щения стержневого электрода.
Этот метод применяется также для порезки конструк ционных материалов из цветных металлов и высоколеги рованных сталей.
Для получения мощных потоков монохроматических лучей света используются конструкции оптических кван товых генераторов — ОКГ-лазеров. Они работают в им пульсном режиме: длительность импульса 0,2—50 мк/сек, частота повторения — 0,1—5 имп/сек.
Мощные световые потоки в квантовых генераторах возникают вследствие того, что, во-первых, атомы некото рых оптически активных веществ (твердых — рубин, сап фир; газообразных—цезий, неон и др.) образуют боль шой потенциальный запас энергии под влиянием внеш него возбудителя; во-вторых, мгновенно возвращать ве щество к довозбужденному состоянию, излучая при этом лоток когерентного света большой мощности. Рубино вый стержень (изготовленный из окиси алюминия с при месью хрома) получил самое широкое применение в ка честве активного вещества.
в технологии механической обработки светолучевой метод применяется для разрезки любых конструкцион ных материалов, образования отверстий очень малых ди аметров (0,5 мк и выше) и других аналогичных опера ций. Производительность достаточно высокая — съем ма
териала достигает 100 мм3/сек.
Сущность лазерного (светолучевого) метода формо
41
образования поверхностей заключается в том, что мощ ный поток согласованных световых лучей (фотонов вы сокой одноцветности) направляется на обрабатываемую поверхность заготовки. Луч, сфокусированный линзой в точку, равной длине световой волны, сталкиваясь с ма териалом заготовки при световом давлении в миллионы атмосфер, создает в фокуср луча температуру около 8000°С, в результате этого в течение долей секунды ма териал испаряется. Например, в алмазном стержне диа метром 6 мм прожигается отверстие диаметром 0,5 мм в течение нескольких тысячных долей секунды.
ШТАМПОВКА С ПРИМЕНЕНИЕМ
ИМПУЛЬСНЫХ НАГРУЗОК
Достижения науки и техники последних лет позволя ют внедрять листовую штамповку и в мелкосерийном производстве. Применение блоков и штампов, пакетов с механическим и электромагнитным креплением, поэле ментной штамповки, универсальной штамповочной ос настки, освоение специальных видов штамповки резиной, холодом, взрывом, электрогидравлическим эффектом, магнитно-импульсной и др. дает возможность применить листовую штамповку во всех отраслях промышленности, в том числе в судостроении и судовом машиностроении.
При штамповке импульсными нагрузками формооб разование детали производится с помощью только одной сменной матрицы и жидкости, передающей энергию им пульса деформируемой заготовке. Так достигается высо кая скорость деформирования материала (до тысячи метров в секунду), непосредственное превращение взры ва электрического разряда в импульсную механическую, обеспечиваётся более равномерная нагрузка на заготов ки, что позволяет расширить диапазон штамповки.
42
Принцип применяемой на заводе штамповки взрывом заключается в следующем: заготовка под действием удар ной волны деформируется и приобретает заданную мат рицей форму. Заряд в 1,6 г вызывает давление, равное примерно 200000 кгісм2 на фронте ударной волны.
Скорость изменения формы отдельных частей заго товки при деформировании достигает 200 місек. В ре зультате некоторые металлы становятся более пластич ными. Их можно штамповать без предварительного на грева. Время на изготовление деталей при взрывной штамповке сокращается в 10—50 раз, а процесс формо образования занимает тысячные доли секунды. К пре имуществам штамповки этим методом следует отнести простоту, надежность оборудования, небольшую стои мость.
Штамповка под действием ударной волны при под водном взрыве бризантных веществ (тротил, аммонит и Др.) позволяет получать различные изделия более чем из 500 композиций металлов и сплавов, обладающих такими свойствами, как жаростойкость, антикоррозийность и другие.
В таблице 2 приводятся технико-экономические пока затели, получаемые в результате применения штамповки деталей механическими прессами и взрывом.
Таблица 2
Технико-экономические показатели штамповки деталей
Штамповка
Показатели |
прессами, |
взрывом, |
|
проц.і |
проц.. |
Расход материала |
100 |
80 |
Трудоемкость изготовления |
100 |
15 |
43
|
Продолжение таблицы, 2 |
|
|
Штамповка |
|
Показатели |
прессами,' |
взрывом, |
|
проц. |
проц» |
Себестоимость технологи |
|
|
ческой оснас-тки оборудО' |
13 |
|
вания |
100 |
|
Стоимость оборудования |
100 |
3 |
Стоимость оснастки |
100 |
40 |
Цикл изготовления |
30 дней |
3 дня |
Штамповка взрывом |
применяется при |
изготовлении |
деталей как малых, так и больших габаритов. Для штам повки деталей больших габаритов требуются громоздкие дорогостоящие прессы. Кроме того, изготовление штам повкой оснастки матриц и пуансонов — трудоемкий и до рогостоящий процесс. А при штамповке взрывом отпада ет необходимость в пуансоне, матрицу легко изготовить из дерева, пластмассы, бетона, прессованной бумаги и других недефицитных материалов.
Детали, обработанные взрывной штамповкой, вслед ствие плотного прилегания к матрицам отличаются вы сокой точностью.
Наиболее перспективна штамповка взрывом при мел косерийном производстве. При этом затраты времени на изготовление одной детали сокращаются в десятки раз. Физические характеристики металла, подвергающегося действию взрыва, в основном не изменяются.
Экономически выгоден этот метод еще потому, что при отсутствии оборудования для изготовления изделий обычной штамповкой обработка металлов взрывом дает значительную экономию капиталовложений, обеспечива ет высокую степень деформации, что позволяет сократить, а иногда исключить промежуточный нагрев металла. От сутствие наклепа на штампуемых деталях значительно
44
■облегчает их обработку, позволяет изготовлять формы, которые невозможно получить при обычных методах.
Взрывная штамповка, производимая в открытых штампах, более экономична и целесообразна для мелко серийного производства крупногабаритных деталей. Фор мовка же взрывчатыми веществами, производимая в за крытых штампах, более выгодна при производстве круп ных серий сравнительно небольших изделий. На рис. 8 показана деталь теплообменника после развальцовки
Рис. 8. Доска теплообменника с трубами, развальцованными взрывом
Г>
»WfrA. » • НЦ
45
труб взрывом. Формовка деталей этим способом происхо дит в течение долей секунды и позволяет производить развальцовку труб, штамповку изделий из листового ма териала, высоколегированных коррозионных сталей.
Листовая штамповка — прогрессивная технологичес кая операция. Она обеспечивает высокий рост произво дительности труда в машиностроении, судостроении и в других отраслях народного хозяйства.
УСП — ВАЖНЫЙ РЕЗЕРВ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ
Современные требования к качеству и снижению сто имости изделий в машиностроении выдвигает задачу дальнейшего непрерывного оснащения технологических процессов приспособлениями по всем операциям и видам работ.
Это касается судостроения и судоремонта, для кото рых характерно единичное и мелкосерийное производ ство, требующее особо высокого уровня технической во оруженности.
В улучшении качества выпускаемых изделий судово го машиностроения, повышении эксплуатационной надеж ности машин и оборудования большую роль играет тща тельная подготовка производства. Значительное время в этой подготовке занимает проектирование и изготовле ние технологической оснастки для различных операций механической обработки деталей, сборки, сварки узлов и т. д.
Одним из путей, ведущим к резкому сокращению этих сроков, является широкое применение универсально сборных приспособлений (УСП). На Черноморском су достроительном заводе УСП применяется с 1958 года. За это время они доказали экономическую целесообразность их внедрения и эксплуатации, появились новые возмож
46
ности совершенствования технологических процессов ме ханической обработки, а также сборочно-сварочных, контрольных и других операций.
Большинство элементов сборной оснастки (базовые плиты, узлы, крепеж и другие) завод приобретает цент рализованным путем, а часть оснастки изготовляет сво ими силами. Благодаря внедрению универсально-сбор ных приспособлений и резкому сокращению объема спе циальной оснастки почти 25 процентов высвобожденных мощностей инструментального цеха используются для дополнительного изготовления высокоэффективных штам пов, твердосплавного инструмента, пресс-форм и другой оснастки.
Повышение эффективности судостроения, ускорение сооружения судов, отвечающих современным требовани ям как по эксплуатационным характеристикам, так и по строительной стоимости, требуют непрерывного обнов ления технологической оснастки. Большим резервом со кращения сроков подготовки производства при выпуске новых моделей машин и оборудования для судов явля ется уменьшение цикла изготовления технологической ос настки.
Как показал опыт механических цехов завода, -повы шение оснащенности и расширение технологических воз можностей действующего оборудования за счет Примене ния прогрессивной технологической оснастки — одна из главных предпосылок увеличения производительности труда в судовом машиностроении.
Высокоэффективным видом оснастки при многоно менклатурном производстве является стандартная пере налаживаемая оснастка многократного применения. На иболее типичные из них — универсально-сборные приспо собления (УСП), позволяющие из заранее изготовлен ных стандартных деталей и узлов собрать разнообразную технологическую оснастку для изготовления деталей ма шин. Комплект нормализованных элементов для сборки
47
таких приспособлений со
|
стоит |
из |
разнообразных |
||
|
по конструкции и назна |
||||
|
чению |
|
универсальных, |
||
|
взаимозаменяемых |
и из |
|||
|
носоустойчивых деталей и |
||||
|
узлов. Материалом для их |
||||
|
изготовления служат глав |
||||
|
ным образом |
легирован |
|||
|
ные, цементируемые и вы |
||||
|
сокоуглеродистые |
стали. |
|||
|
Основные элементы име |
||||
|
ют высокую твердость, чи |
||||
|
стоту и точность обра |
||||
|
ботки. |
|
службы элемен |
||
|
Срок |
||||
|
тов такой оснастки, как |
||||
|
подтверждает |
работа це |
|||
|
хов Черноморского судо |
||||
|
строительного завода, со |
||||
|
ставляет не менее 15 лет. |
||||
Рис. 9. График роста внедрения |
Таким |
образом, скорост |
|||
УСП на Черноморском судострои |
ная подготовка производ |
||||
тельном заводе |
ства в |
судостроении с ши |
|||
нообразной технологической |
роким |
применением раз- |
|||
оснастки стала возможной |
|||||
при мелкосерийном и даже |
единичном изготовлении |
вновь запроектированных машин и механизмов В настоящее время заводской комплект состоит почти
из 20 тысяч элементов, из которых более 60%—мелкие крепежные детали. На приведенном графике (рис. 9) ил люстрируется динамика внедрения компоновок УСП на Черноморском судостроительном заводе за последние го ды. Это позволяет использовать на рабочих местах одно временно почти 300 компоновок. При этом около 60—80% от общего количества специальной оснастки, применяе-
48