Файл: Цернес, А. Л. Организация внутрихозяйственного расчета на предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
н а у ч н о -т е х н и ч е с к о е о б щ е с т в о л е с н о й п р о м ы ш л е н н о с т и
и л е с н о г о х о з я й с т в а
о б щ е с т в е н н ы й з а о ч н ы й и н с т и т у т ц е н т р а л ь н о г о п р а в л е н и я
ИЗ КУРСА ЗАОЧНЫХ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ в ЛЕСНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
А. Л. ЦП PH ЕС
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕСНОЙ
И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Издательство «Лесная промышленность»
УДК 634.079 + 674.06 (47 + 57)
'5 Гес. пу#яячй<кл
мгл'чяа« тв*и*ч©0К** ;j
< |
■■" ■'%С С С Р |
,1 |
•. |
-;..ПЛЯР |
Г |
.VA/ibHOr© ШАДА^ |
д ъ _
Издательство «Лесная промышленность», 1974 г.
ВВЕДЕНИЕ
Достижение в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах является непреложным законом нашего хозяйственного строительства. Системное применение принципов хозрасчета помогает предприятиям усилить режим экономии, добиваться высокой эффективности производства, постоянно улучшать результаты хозяйственной деятельности.
Октябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о развертывании в стране экономической реформы, призван ной обеспечить дальнейшее ускорение темпов повышения эффективности производства на основе всемерного укрепления хозрасчетных отношений, строгого соблюдения принципов их осуществления, разработанных В. И. Лениным.
XXIV съезд КПСС подтвердил необходимость совершенст вования всей системы планирования и экономического стиму лирования производства, усиления заинтересованности кол лективов в достижении высоких производственных результа тов, дальнейшего эффективного развития хозяйственной реформы.
Как известно, реформа предусматривает укрепление хо зяйственного расчета во всех цехах и подразделениях пред приятий, разработку наиболее гибких и точных оценок резуль татов работы, обеспечивающих привлечение к управлению производством широких масс рабочих, инженеров, техников, служащих.
Для этого необходимо провести определенные организа ционные, экономические и юридические мероприятия на осно ве глубокого исследования практики, четкого теоретического обоснования проблем хозрасчета в свете экономических зако нов социализма. Подлинный хозрасчет осуществим только при учете его объективных закономерностей, а также тех специ фических отраслевых особенностей, которые формируют реальную сферу отношений в коллективах, определяют конкретную производственную ситуацию. Экономические отно шения внутри предприятий, равно как и внешние хозяйствен ные отношения, должны строиться по законам социалистиче
3
ского товарного производства с учетом требований Программы КПСС о дальнейшей демократизации управления производ ством.
Хозяйственный расчет противостоит порочной психологии «одного кармана», препятствует стремлению добиваться по казных результатов любой ценой, позволяет на деле поднять ответственность за конкретные экономические достижения, является приводным ремнем, соединяющим общественные и личные интересы.
Развитие хозрасчета предприятий основывается на улуч шении и повышении обоснованности планов, на расширении оперативно-хозяйственной самостоятельности подразделений, правильном выборе и объективном применении стимулов к труду, на гласной оценке производственно-хозяйственных результатов цехов и участковХозрасчет неотделим от улуч шения методов нормирования расхода материальных, трудо вых и финансовых ресурсов, оперативного анализа и выявле ния внутренних резервов, повышения уровня всей экономиче ской работы на предприятиях. В этом огромная роль и значе ние действенного хозяйственного расчета.
4
РАЗВИТИЕ ХОЗРАСЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В Программе КПСС указано, что в коммунистическом строительстве необходимо полностью использовать товарноденежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма. Большую роль при этом играет применение таких экономических категорий, как хозяй ственный расчет, деньги, цена, себестоимость, прибыль и др.
Развертывание товарно-денежных отношений вызывает необходимость укрепления и совершенствования механизма хозрасчета — одного из важнейших «инструментов» советской экономики.
Экономические отношения — это отношения людей по поводу производства, обмена, распределения и потребления. Поэтому элементами механизма действия экономических за конов выступают, с одной стороны, экономические потреб ности и выражающие их интересы, а с другой — конкретные формы деятельности людей, мотивированные этими интереса ми. Отсюда возникает необходимость сочетать интересы и действия в экономических отношениях с помощью четкого механизма связей.
Значение хозяйственного механизма, хозяйственных свя зей, действующих в соответствии с объективными закономер ностями экономики, подчеркивались и выдвигались В. И. Ле ниным на первый план еще в самом начале организации советской промышленности.
При этом В. И. Ленин настаивал на необходимости учета интересов государства, его обязательном участии в распреде лении прибылей промышленности.
Допуская в первые годы восстановления народного хозяй ства применение рыночных отношений, В. И. Ленин исходил из того, что поскольку закон стоимости и соответствующие категории товарно-денежных отношений объективно сущест вуют и действуют, то необходимо познать характер их дейст вия, изучить особенности и подчинить их строительству нового общества.
5
Огромное и непреходящее значение имеет позиция В- И. Ленина по отношению к таким категориям хозрасчета, как деньги, прибыль, кредит и др. Он не допускал превратного толкования наименований и содержания этих категорий толь ко потому, что они пришли к нам из старой общественноэкономической формации, неустанно подчеркивал, что сами по себе категории объективны, важно кого они обслуживают, как используются.
В. И. Лепин подчеркивал, что использование стоимостных категорий нс меняет социальной сущности социалистического производства, а, наоборот, является важнейшим средством достижения более высокой, по сравнению с капитализмом, общественной производительности труда, необходимым усло вием для победы нового строя.
Нынешняя хозяйственная реформа, основанная на эконо мических методах управления и улубления хозяйственного расчета, предлагает всемерное использование стоимостных категорий в руководстве экономикой страны. Поэтому крайне важно постоянно обращаться к ленинскому наследию трак товки категорий хозяйственного расчета.
Хозяйственный расчет как метод управления и планового ведения социалистического хозяйства издавна взят на воору жение нашей партией.
Надо отметить, что хозрасчет сложился не сразу в том виде, в каком мы его знаем теперь. Его становление тесно связано с развитием производительных сил, расширением границ научного познания, накоплением хозяйственного опыта, транс формацией ряда идей и концепций, в ходе исторического раз вития социалистического государства.
Этапными моментами для развития хозяйственного расчета были решения XI съезда партии, состоявшегося в 1922 г., и постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. Эти докумен ты были полностью основаны на положениях, разработанных В. И. Лениным, и стали краеугольным камнем социалистиче ской системы хозрасчета.
Первоначально на хозрасчет были переведены тресты — ведущая организационная ячейка промышленности 20-х го дов, а впоследствии и отдельные предприятия.
В предвоенный период партия и правительство продол жают всемерно содействовать развитию хозрасчетных отноше ний. Большую роль в укреплении хозрасчета сыграли такие важнейшие государственные акты, как кредитная, реформа 1930 г- и последовавшая за ней налоговая реформа, решения ЦИК и СНК СССР о создании на предприятиях фонда дирек-
6
тора и о хозяйственных правах Главков (1936 г.), наконец, решения XVIII съезда партии (1939 г.), поставившего задачу дальнейшего укрепления хозрасчета, усиления борьбы с бес хозяйственностью.
В трудные годы Великой Отечественной войны народное хозяйство было подчинено единой задаче — обеспечению нужд фронта и тыла. Методы хозяйствования в период военной эко номики по вполне понятным причинам характеризуются уси лением централизации, ограничением самостоятельности предприятий, ослаблением материальных стимулов.
После победы над фашизмом и проведения основных пер воочередных мероприятий по залечиванию ран, нанесенных стране войной, Советское государство вновь обращается к совершенствованию управления, восстановлению и развитию принципов хозрасчета в промышленности. Эти годы знаме нуются крупными хозяйственными мероприятиями, бурным ростом производительных сил, усилением экономических исследований, активными дискуссиями по актуальным науч ным проблемам управления, планирования и хозяйствования.
Однако в народном хозяйстве не удалось избежать случаев субъективизма и формализма в руководстве промышлен ностью и организации хозяйственного расчета. Кроме того, старые методы планирования и хозяйствования перестали от вечать новым, возросшим экономическим задачам страны. Поэтому дальнейшее продвижение к новым рубежам, наме ченным Программой КПСС, требовало коренного пересмотра экономических методов руководства промышленностью в свете новых задач.
В -прошлые периоды нередко высказывались взгляды, про возглашавшие подмену закона стоимости планом, отвергаю щие значение прибыли, развития товарно-денежных отноше ний, необходимость совершенствования хозрасчета.
Однако в известных решениях сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, XXIII и XXIV съездов партия четко определила курс развития -нашей экономики по пути более полного использования социалистических стоимостных кате горий, сочетания хозяйственной практики с объективными законами и новейшими рекомендациями науки, отказа от изживших себя методов и форм управления и хозяйствования.
В народном хозяйстве постоянно осуществляются процессы прогрессивного обновления экономических отношений в соот ветствии с развитием производительных сил, на основе выбора и реализации оптимальных вариантов, более полного учета и использования экономических интересов на хозрасчетной
7
основе. Именно эти проблемы призвана решить нынешняя хозяйственная реформа.
Реформа является новой ступенью познания и использова ния экономических законов социализма, условием дальней шего совершенствования хозрасчетных отношений и улучше ния методов экономического руководства производствомПоэтому важнейшей задачей активного внедрения реформы, достижения ее целей является развитие хозяйственного расче та, совершенствование его организации на предприятиях — первичном звене промышленного производства.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗРАСЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Система хозрасчета предприятий охватывает два круга вопросов. Первый из них — экономические отношения пред приятия с другими предприятиями, обслуживающими органи зациями, транспортными хозяйствами, органами материальнотехнического снабжения и сбыта, а также с вышестоящими органами, финансовыми и банковскими учреждениями.
Ко второму кругу относится весь комплекс вопросов внут реннего хозрасчета предприятия, его развитие в так называе мых низовых производственных звеньях.
Оба этих круга вопросов не только взаимосвязаны единой целью, но и должны строиться на единой принципиальной ос нове, а формы и методы, применяемые в каждом из них, должны соответствовать специфике сферы осуществления хозрасчета.
Хозяйственный расчет предприятия базируется на следую щих основных принципах: окупаемости затрат и прибыль ности; оперативной и хозяйственной самостоятельности; материальной заинтересованности и ответственности; система тическом контроле рублем.
В условиях проводимой в стране реформы хозяйственный расчет предприятий в целом в значительной мере укрепился. Этому способствовали упорядочение оптовых цен, издание целого ряда нормативных актов, регулирующих хозяйственные взаимоотношения между различными предприятиями и орга низациями, в частности Положения о социалистческом госу дарственном прозводственном предприятии, образование фон дов стимулирования и др.
8
С укреплением хозрасчета предприятий созданы возмож ности для его развития и во внутризаводских условиях при более полном сочетании единого заводского управления с раз витием хозяйственной инициативы подразделений.
Через внутризаводской хозрасчет практически реализуется возможность более полного привлечения масс к управлению производством.
Углубляя социалистические производственные отношения на базе общественной собственности, реформа тем самым способствует укреплению экономической основы нашей демо кратии.
Смысл новых условий хозяйствования состоит именно в том, чтобы охватить хозрасчетными отношениями всех ра ботников предприятия не только как коллектив, управляемый единой администрацией, но более всего через структурные звенья, где в конечном счете закладываются основы роста материального производства, повышения его рентабельности.
Поэтому важными условиями и предпосылками совершен ствования внутризаводского хозяйственного расчета следует считать предоставление цехам и службам предприятия необ ходимой хозяйственно-правовой и оперативно-производствен ной самостоятельности в распоряжении ресурсами в пределах плана и в изыскании резервов наиболее эффективного его выполнения; определение дифференцированного перечня кон кретных хозрасчетных показателей, устанавливаемых каждому производственному подразделению, с учетом особенностей последних. Число показателей должно быть минимальным, но достаточным для четкого определения поставленных перед подразделением задач и объективной оценки результатов работы. Эти показатели должны обеспечивать согласованность плановых заданий отдельных производственных подразделе ний с техпромфинпланом предприятия и наиболее полно отражать эффективность деятельности подразделения.
Должна быть установлена материальная заинтересован ность коллективов подразделений введением премирования по результатам работы каждого из них и по общим результатам предприятия за счет выделяемой подразделению части обра зуемого на предприятии фонда материального поощрения.
Одновременно целесообразно предусмотреть материальную ответственность подразделений за нарушение плановой, произ водственной и финансовой дисциплины, введением обязатель ности возмещения фактического ущерба (или доли его), нане сенного другим цехам и службам предприятия.
9