Файл: Филиппов, Э. В. Машины на севе. Новое в механизации посева зерновых.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технико-экономические показатели использований комбинированных агрегатов

те

•J-

 

 

 

 

 

S8

а

4

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

Состав

 

 

ь 2

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

с

а *

 

 

 

агрегата

 

f- S

о

 

 

 

 

н ^

 

 

 

 

 

 

 

 

о ^

ч *

О 03

 

 

 

 

 

 

 

о Ь»

о

8 ё

О .

)

 

 

 

 

 

 

ft в

н

о

 

 

 

 

 

 

те

 

«в о

 

 

 

 

 

 

 

 

СО ез

К-700,

 

С-18,

2р--Зп

6,20 0,85 13,5 2,80 37,9

0,72

шесть

СУК-24,

Зр-- 1п

7,45 0,96 16,1 2,45 36,6

0,62

водоналивные

 

 

 

 

 

 

катки

 

С-18,

2р--4п

8,10 0,95 17,6 2,16 38,0

0,41

К-700,

 

шесть СУ-24, во­

2р--Зп

7,24 0,75 15,6 2,32 36,2

0,51

доналивные

кат­

 

 

 

 

 

 

ки

 

СП-16,

2р--Зп

7.04 0,86

7,6 4,77 36,0

0,68

К-700,

три

культивато­

Зр-~1п

7,27 0,95

7,9 4,69 36,8

0,63

ра

КПГ-4

с бо­

 

 

 

 

 

 

ронами,

 

три

 

 

 

 

 

 

СУК-24

 

 

 

 

 

 

 

 

казатели достигаются при составлении агрега­ тов из комплекса машин, обеспечивающих мак­ симальную загрузку трактора в сочетании с оптимальной шириной захвата и длиной выез­ да агрегата.

Если проследить за технико-экономически­ ми показателями, то можно увидеть, что затра­ ты труда на гектар посева во втором варианте ниже, чем в первом и третьем. Однако по срав­ нению со вторым вариантом в первом выпол­

няется дополнительная

операция — внесение

минеральных удобрений,

а в

третьем, кроме

того, — еще культивация

и

боронование. За­


траты на дополнительные операции по внесению удобрений и культивации с боронованием оку­ паются прибавкой урожая.

Подсчеты показывают, что применение ком­ бинированных агрегатов снижает затраты тру­ да на гектар посева более чем вдвое по сравне­ нию с использованием агрегатов, выполняю­ щих все операции раздельно.

Заправка сеялок 6 семенами и удобрениями

Значительно повышает производительность посевных агрегатов сокращение затрат време­ ни на вспомогательные операции. Наиболее су­ щественными являются затраты на загрузку сеялок семенами и удобрением.

Хронометражные наблюдения показывают, что на посеве зерновых при ручной заправке зернотуковых сеялок коэффициент использова­ ния времени смены низок и колеблется в пре­ делах от 0,52 до 0,60. Это объясняется не толь­ ко плохой организацией работы машин из-за несвоевременной подвозки семян и удобрений, но и чрезмерно большими простоями сеялок под загрузкой. Подготовка семян и удобрений и их загрузка в сеялкй занимают 15—20% об­ щего времени смены.

Ручной загрузке свойствен и другой не­ достаток: высокая трудоемкость, требующая привлечения большого числа рабочих и транс­ портных средств.

В Поволжье, где на севе дорога каждая ми­ нута, ручной способ загрузки сеялок отверга­

48

ется как не отвечающий современному разви­ тию сельскохозяйственного производства.

Первые средства механизации загрузки сея­ лок появились в колхозах и совхозах в пятиде­ сятых годах, а детальные исследования меха­ низации этой работы в1Саратовской области были проведены в Вознесенской МТС в 1956 г.

Сконструированные механизаторами авто­ загрузчики были просты и представляли собой переоборудованный автомобиль ГАЗ-51, у ко­ торого вместо кузова ставили бункер комбай­ на С-6, а выгрузной шнек приводили в дейст­ вие от раздаточной коробки.

Первые испытания показали высокую эф­ фективность приспособления. Один автозагруз­ чик при расстоянии от засеваемого поля до ме­ ста складирования посевного материала в 1 км обслуживал три трехсеялочных агрегата, при этом на заправку их уходило времени в 3—4 раза меньше, чем при ручном выполнении этой операции.

В дальнейшем автозагрузчики совершенст­ вовались, и сейчас на вооружении сельского хо­ зяйства находятся АС-2, АС-2УМ, АЗТ-1 и АТУ-4 с гидроприводом. Их успешно использу­ ют в колхозах и совхозах для заправки как зерновых, так и зернотуковых сеялок.

Практика выявила также их существенные недостатки. Так, у автозагрузчиков типа АС-2 очень тяжелое навесное оборудование, вслед­ ствие чего существенно снижается их полезная грузоподъемность — более чем на 800 кг; уста­ новка оборудования занимает 16—35 чел-час, причем монтаж таких тяжелых частей, как бункер и1шнек, требует нескольких рабочих или кран; при загрузке посевных агрегатов на

4 9



концах загонок необходимо проводить сложное маневрирование.

Большим недостатком автозагрузника АС-2 является и то, что он предназначен для пере­ возки и загрузки одноименных посевных мате­ риалов. При обслуживании зернотуковых сея­ лок семенные ящики заправляют автозагрузчи­ ком, а минеральные удобрения — вручную. Что­ бы механизировать процесс загрузки полно­ стью, приходится держать специальный авто­ загрузчик только для удобрений, но это для хозяйств невыгодно.

Для устранения этого недостатка механи­ заторы совхоза «Пушкинский» Саратовской об­ ласти переоборудовали автозагрузчик АС-2. Бункер его разделили на две части: 7з — под минеральные удобрения, 2/з — под семена. Объ­ ем бункера увеличили путем нашивки бортов на 20 см. Вместо выгрузного шнека установили на одном валу два элеватора (от комбайна СК-4), которые выходят на правую сторону ав­ томобиля. Один элеватор предназначен для за­ правки сеялок семенами, другой — минераль­ ными удобрениями. Для устранения потерь и равномерного распределения в ящиках семян

итуков на концах элеваторов имеются направ­ ляющие рукава. Время заправки трехсеялочного агрегата — 2—3 минуты.

Автозагрузчик АЗТ-1 создан на базе АС-2

иотличается от него тем, что бункер разделен перегородкой на два отсека (один — для зерна, другой — для минеральных удобрений) и сеял­ ки загружают поочередно через приемник на­ клонного шнека. Этот загрузчик оказался не­ работоспособным на выгрузке порошковиднокристаллических удобрений. Зерно смешивает­

50

ся с удобрениями в приемнике наклонного шне­ ка, его конструкция вызывает необходимость сложного маневрирования при обслуживании сеялок. Загрузчик целесообразно использовать на загрузке гранулированных удобрений.

Комбинированный автозагрузчик АТУ-4 с гидроприводом предназначен для транспорти­ ровки и загрузки зернотуковых сеялок зерном и удобрениями. Он имеет разделенный на две секции бункер с подвижным полом, два вы­ грузных шнека, привод рабочих органов и пульт управления.

К недостаткам этого автозагрузчика отно­ сятся: большой вес навесного приспособле­ ния— 2241 кг; сложный и дорогой механизм привода и управления; неудобный задний подъезд к сеялкам; значительные затраты вре­ мени на заправку одной сеялки — около 5 ми­ нут; подвижный пол загрузчика повреждает зерно — до 2,46%'; производительность подвиж­ ного пола и наклонного шнека не согласованы, в результате чего допускаются потери зерна и удобрения.

В ближайшее время в колхозы и совхозы поступит автозагрузчик ЗСА-40.

Опытный образец последнего испытывали в совхозе «Красавский» Саратовской области.

ЗСА-40 (рис. 8) смонтирован на шасси ав­ томобиля ГАЗ-53Ф и предназначен для пере­ возки и загрузки семян и удобрений в зерно­ туковые, туковые сеялки и разбрасыватели ми­ неральных удобрений. Он состоит из бункера, рамы с продольными транспортерами, попереч­ ного шнекового и разгрузочного поворотного транспортеров, приводного механизма.

Бункер разделен деревянной съемной пере-

51


Рис. 8. Опытный

образец автозагрѵзчика

ЗСА-40,

 

Рис. 9. Автозагрузчик ЗСА-40 на заправке трех-

сеялочного агрегата в совхозе «Красавский» Са­ ратовской области.

городкой на два отсека, что позволяет пере­ возить одновременно разные материалы. Лен­ точные транспортеры можно включать раз­ дельно или совместно, в зависимости от усло­ вий работы. Разгрузочный поворотный транс­ портер представляет собой прорезиненную бес­ конечную ленту с перегородками и бортами, заключенную в кожух из стеклопластика. На­ клонный разгрузочный транспортер имеет ось подвеса, вокруг которой он может разворачи­ ваться на 180°. Все механизмы приводятся в движение от коробки передач автомобиля че­ рез редуктор отбора мощности.

При обслуживании зернотуковых сеялок один отсек бункера заполняют зерном, вто­ рой— удобрением. Сеялку поочередно заправ­ ляют зерном и туками, то есть включают сна­ чала один, а потом другой продольные транс­ портеры.

Автозагрузчик может заправлять сеялки при любом расположении их в агрегате. Схе­ ма работы автозагрузчика показана на рис. 10.

Подвижный пол обеспечивает полную вы­ грузку перевозимого материала. Кожух шнека, изготовленный из прорезиненной ткани, умень­ шает прилипание тука и облегчает очистку ко­ жуха. Стеклопластик, применяемый в наклон­ ном транспортере, устойчив к химическому воз­ действию минеральных удобрений и препятст­ вует налипанию туков.

Испытания выявили и необходимость неко­ торых конструктивных доработок автозагруз­ чика. Следовало устранить потери выгружае­ мого материала в месте выхода ленточного транспортера и в стыках соединения кожуха наклонного транспортера, увязать производи-

53

Рис. 10. Схема работы автозагрузчика ЗСА-40 при заправке зернотуковых сеялок.

тельность ленточных транспортеров, обеспе­ чить регулировку выгрузного рукава и др.

В ходе хозяйственных испытаний комбини­ рованный автозагрузчик ЗСА-40 исследовали при обслуживании зернотуковых сеялок во время посевных работ 1967— 1969 гг. Для вы­ явления эксплуатационных показателей его использовали на расстоянии 2,8; 3,5; 6 и 9 км от склада до работающих агрегатов.

Анализ показал, что загрузка сеялок за­ нимает 10—24% общего времени смены и складывается из следующих элементов:

времени работы загрузочных механизмов; времени маневрирования автозагрузчика у

посевного агрегата;

54