Файл: Филиппов, Э. В. Машины на севе. Новое в механизации посева зерновых.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Технико-экономические показатели использований комбинированных агрегатов
те
•J-
|
|
|
|
|
S8 |
а |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
||
|
Состав |
|
|
ь 2 |
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
а * |
|
|
|
|
агрегата |
|
f- S |
о |
|
|
|||
|
|
н ^ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
о ^ |
ч * |
О 03 |
|
|
|
|
|
|
|
о Ь» |
о „ |
8 ё |
О . |
) |
|
|
|
|
|
|
ft в |
н |
о |
|
|
|
|
|
|
|
те |
|
«в о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО ез |
|
К-700, |
|
С-18, |
2р--Зп |
6,20 0,85 13,5 2,80 37,9 |
0,72 |
||||
шесть |
СУК-24, |
Зр-- 1п |
7,45 0,96 16,1 2,45 36,6 |
0,62 |
|||||
водоналивные |
|
|
|
|
|
|
|||
катки |
|
С-18, |
2р--4п |
8,10 0,95 17,6 2,16 38,0 |
0,41 |
||||
К-700, |
|
||||||||
шесть СУ-24, во |
2р--Зп |
7,24 0,75 15,6 2,32 36,2 |
0,51 |
||||||
доналивные |
кат |
|
|
|
|
|
|
||
ки |
|
СП-16, |
2р--Зп |
7.04 0,86 |
7,6 4,77 36,0 |
0,68 |
|||
К-700, |
|||||||||
три |
культивато |
Зр-~1п |
7,27 0,95 |
7,9 4,69 36,8 |
0,63 |
||||
ра |
КПГ-4 |
с бо |
|
|
|
|
|
|
|
ронами, |
|
три |
|
|
|
|
|
|
|
СУК-24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
казатели достигаются при составлении агрега тов из комплекса машин, обеспечивающих мак симальную загрузку трактора в сочетании с оптимальной шириной захвата и длиной выез да агрегата.
Если проследить за технико-экономически ми показателями, то можно увидеть, что затра ты труда на гектар посева во втором варианте ниже, чем в первом и третьем. Однако по срав нению со вторым вариантом в первом выпол
няется дополнительная |
операция — внесение |
|
минеральных удобрений, |
а в |
третьем, кроме |
того, — еще культивация |
и |
боронование. За |
траты на дополнительные операции по внесению удобрений и культивации с боронованием оку паются прибавкой урожая.
Подсчеты показывают, что применение ком бинированных агрегатов снижает затраты тру да на гектар посева более чем вдвое по сравне нию с использованием агрегатов, выполняю щих все операции раздельно.
Заправка сеялок 6 семенами и удобрениями
Значительно повышает производительность посевных агрегатов сокращение затрат време ни на вспомогательные операции. Наиболее су щественными являются затраты на загрузку сеялок семенами и удобрением.
Хронометражные наблюдения показывают, что на посеве зерновых при ручной заправке зернотуковых сеялок коэффициент использова ния времени смены низок и колеблется в пре делах от 0,52 до 0,60. Это объясняется не толь ко плохой организацией работы машин из-за несвоевременной подвозки семян и удобрений, но и чрезмерно большими простоями сеялок под загрузкой. Подготовка семян и удобрений и их загрузка в сеялкй занимают 15—20% об щего времени смены.
Ручной загрузке свойствен и другой не достаток: высокая трудоемкость, требующая привлечения большого числа рабочих и транс портных средств.
В Поволжье, где на севе дорога каждая ми нута, ручной способ загрузки сеялок отверга
48
ется как не отвечающий современному разви тию сельскохозяйственного производства.
Первые средства механизации загрузки сея лок появились в колхозах и совхозах в пятиде сятых годах, а детальные исследования меха низации этой работы в1Саратовской области были проведены в Вознесенской МТС в 1956 г.
Сконструированные механизаторами авто загрузчики были просты и представляли собой переоборудованный автомобиль ГАЗ-51, у ко торого вместо кузова ставили бункер комбай на С-6, а выгрузной шнек приводили в дейст вие от раздаточной коробки.
Первые испытания показали высокую эф фективность приспособления. Один автозагруз чик при расстоянии от засеваемого поля до ме ста складирования посевного материала в 1 км обслуживал три трехсеялочных агрегата, при этом на заправку их уходило времени в 3—4 раза меньше, чем при ручном выполнении этой операции.
В дальнейшем автозагрузчики совершенст вовались, и сейчас на вооружении сельского хо зяйства находятся АС-2, АС-2УМ, АЗТ-1 и АТУ-4 с гидроприводом. Их успешно использу ют в колхозах и совхозах для заправки как зерновых, так и зернотуковых сеялок.
Практика выявила также их существенные недостатки. Так, у автозагрузчиков типа АС-2 очень тяжелое навесное оборудование, вслед ствие чего существенно снижается их полезная грузоподъемность — более чем на 800 кг; уста новка оборудования занимает 16—35 чел-час, причем монтаж таких тяжелых частей, как бункер и1шнек, требует нескольких рабочих или кран; при загрузке посевных агрегатов на
4 9
концах загонок необходимо проводить сложное маневрирование.
Большим недостатком автозагрузника АС-2 является и то, что он предназначен для пере возки и загрузки одноименных посевных мате риалов. При обслуживании зернотуковых сея лок семенные ящики заправляют автозагрузчи ком, а минеральные удобрения — вручную. Что бы механизировать процесс загрузки полно стью, приходится держать специальный авто загрузчик только для удобрений, но это для хозяйств невыгодно.
Для устранения этого недостатка механи заторы совхоза «Пушкинский» Саратовской об ласти переоборудовали автозагрузчик АС-2. Бункер его разделили на две части: 7з — под минеральные удобрения, 2/з — под семена. Объ ем бункера увеличили путем нашивки бортов на 20 см. Вместо выгрузного шнека установили на одном валу два элеватора (от комбайна СК-4), которые выходят на правую сторону ав томобиля. Один элеватор предназначен для за правки сеялок семенами, другой — минераль ными удобрениями. Для устранения потерь и равномерного распределения в ящиках семян
итуков на концах элеваторов имеются направ ляющие рукава. Время заправки трехсеялочного агрегата — 2—3 минуты.
Автозагрузчик АЗТ-1 создан на базе АС-2
иотличается от него тем, что бункер разделен перегородкой на два отсека (один — для зерна, другой — для минеральных удобрений) и сеял ки загружают поочередно через приемник на клонного шнека. Этот загрузчик оказался не работоспособным на выгрузке порошковиднокристаллических удобрений. Зерно смешивает
50
ся с удобрениями в приемнике наклонного шне ка, его конструкция вызывает необходимость сложного маневрирования при обслуживании сеялок. Загрузчик целесообразно использовать на загрузке гранулированных удобрений.
Комбинированный автозагрузчик АТУ-4 с гидроприводом предназначен для транспорти ровки и загрузки зернотуковых сеялок зерном и удобрениями. Он имеет разделенный на две секции бункер с подвижным полом, два вы грузных шнека, привод рабочих органов и пульт управления.
К недостаткам этого автозагрузчика отно сятся: большой вес навесного приспособле ния— 2241 кг; сложный и дорогой механизм привода и управления; неудобный задний подъезд к сеялкам; значительные затраты вре мени на заправку одной сеялки — около 5 ми нут; подвижный пол загрузчика повреждает зерно — до 2,46%'; производительность подвиж ного пола и наклонного шнека не согласованы, в результате чего допускаются потери зерна и удобрения.
В ближайшее время в колхозы и совхозы поступит автозагрузчик ЗСА-40.
Опытный образец последнего испытывали в совхозе «Красавский» Саратовской области.
ЗСА-40 (рис. 8) смонтирован на шасси ав томобиля ГАЗ-53Ф и предназначен для пере возки и загрузки семян и удобрений в зерно туковые, туковые сеялки и разбрасыватели ми неральных удобрений. Он состоит из бункера, рамы с продольными транспортерами, попереч ного шнекового и разгрузочного поворотного транспортеров, приводного механизма.
Бункер разделен деревянной съемной пере-
51
Рис. 8. Опытный |
образец автозагрѵзчика |
ЗСА-40, |
|
Рис. 9. Автозагрузчик ЗСА-40 на заправке трех-
сеялочного агрегата в совхозе «Красавский» Са ратовской области.
городкой на два отсека, что позволяет пере возить одновременно разные материалы. Лен точные транспортеры можно включать раз дельно или совместно, в зависимости от усло вий работы. Разгрузочный поворотный транс портер представляет собой прорезиненную бес конечную ленту с перегородками и бортами, заключенную в кожух из стеклопластика. На клонный разгрузочный транспортер имеет ось подвеса, вокруг которой он может разворачи ваться на 180°. Все механизмы приводятся в движение от коробки передач автомобиля че рез редуктор отбора мощности.
При обслуживании зернотуковых сеялок один отсек бункера заполняют зерном, вто рой— удобрением. Сеялку поочередно заправ ляют зерном и туками, то есть включают сна чала один, а потом другой продольные транс портеры.
Автозагрузчик может заправлять сеялки при любом расположении их в агрегате. Схе ма работы автозагрузчика показана на рис. 10.
Подвижный пол обеспечивает полную вы грузку перевозимого материала. Кожух шнека, изготовленный из прорезиненной ткани, умень шает прилипание тука и облегчает очистку ко жуха. Стеклопластик, применяемый в наклон ном транспортере, устойчив к химическому воз действию минеральных удобрений и препятст вует налипанию туков.
Испытания выявили и необходимость неко торых конструктивных доработок автозагруз чика. Следовало устранить потери выгружае мого материала в месте выхода ленточного транспортера и в стыках соединения кожуха наклонного транспортера, увязать производи-
53
Рис. 10. Схема работы автозагрузчика ЗСА-40 при заправке зернотуковых сеялок.
тельность ленточных транспортеров, обеспе чить регулировку выгрузного рукава и др.
В ходе хозяйственных испытаний комбини рованный автозагрузчик ЗСА-40 исследовали при обслуживании зернотуковых сеялок во время посевных работ 1967— 1969 гг. Для вы явления эксплуатационных показателей его использовали на расстоянии 2,8; 3,5; 6 и 9 км от склада до работающих агрегатов.
Анализ показал, что загрузка сеялок за нимает 10—24% общего времени смены и складывается из следующих элементов:
времени работы загрузочных механизмов; времени маневрирования автозагрузчика у
посевного агрегата;
54