Файл: Филиппов, Э. В. Машины на севе. Новое в механизации посева зерновых.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Рис. 4. Схемы бессцепочных трехсеялочных агре гатов. На верхней схеме -показан агрегат с пе редним расположением прицепного бруса на пе
редней сеялке, на нижней |
схеме — с |
задним |
рас |
||
положением прицепного бруса:. |
|
|
|||
1 — усиленный прицеп; |
2 — растяжка; |
3 — поперечный |
|||
брус; |
4 — удлинитель; |
5 — самоустанавливающееся |
ко |
||
лесо; |
6 — усиливающий |
брус; |
7 — деревянный брусок. |
Размеры в миллиметрах.
няют растяжки 2 из круглой стали диаметром 20 мм. Боковые сеялки прицепляют к брусу с помощью удлинителей 4 с самоустанавливаю щимися колесами 5, которые уменьшают влия ние вертикальных составляющих тягового со противления боковых сеялок на среднюю.
Агрегат с задним расположением прицепно го бруса несколько отличается по конструкции от рассмотренного выше.
Усиленный прицеп / с помощью косынок из полосовой стали приваривают к брусу 6 из двух швеллеров № 8, усиливающему раму се ялки. К заднему уголку рамы стремянками привертывают деревянные бруски 7 размером 500ХІ50ХІ00 мм, к которым прикрепляют по перечный брус 3 длиной 7400 мм. Каждую из боковых сеялок прицепляют непосредственно к поперечному брусу с помощью прицепной серь ги. Жесткость конструкции достигается за счет растяжек 2.
Опыт использования бессцепочных агрега тов в колхозах и совхозах, а также исследова ния, проведенные Волгоградским сельскохо зяйственным институтом и Саратовским инсти тутом механизации! сельского хозяйства, пока зали, что они по сравнению с агрегатами, скомплектованными на основе универсальных сцепок, маневреннее (радиус поворота, длина холостого пути и ширина поворотной полосы почти вдвое меньше), имеют меньшее удельное сопротивление и меньшую металлоемкость, требуют меньше времени для перевода в тран спортное положение при переездах. Все это способствует более рациональному использова нию времени смены, вследствие чего произво дительность бессцепочных агрегатов на 6—
30
10% выше, а расход топлива На гектар посе в а — на 8—10% ниже.
Однако надо учитывать некоторые особен ности таких агрегатов. Они обусловлены кон струкцией прицепного устройства. Средняя се ялка находится в несколько иных условиях, чем в агрегате с универсальной сцепкой, так как на нее передается дополнительная нагруз ка от воздействия боковых сеялок. Об этом нельзя забывать. Поэтому у агрегатов с пе редним расположением прицепного бруса под усилители монтируют самоустанавливающиеся колеса. При работе без самоустанавливающих ся колес дополнительную нагрузку следует учитывать во время регулировки средней сеял ки на глубину хода сошников.
В учебном хозяйстве Саратовского институ та механизации сельского хозяйства «Красная звезда» в 1968—1970 гг. проводили глубокие и детальные исследования бессцепочных агрега
тов — с передним |
и задним |
расположением |
прицепного бруса. |
Изучали |
условия работы |
средней сеялки при разном расположении бру са, определяли эксплуатационные и энергетиче
ские показатели и вырабатывали |
рекоменда |
ции по выбору оптимальных режимов работы |
|
и регулировок агрегатов. |
одинаковой |
Работу агрегатов изучали при |
глубине хода сошников и скорости движения (6,4—8,8 км в час, что соответствует III—IV передачам трактора ДТ-75).
Испытания показали, что у агрегатов с пе редним расположением прицепного бруса глу бина хода сошников средней сеялки отличает
ся от боковых |
в незначительных пределах — |
0,1—0,4 см. Это |
обеспечивается применением |
31
самоустанавливающихся колес. У агрегатов лее с задним расположением прицепного бруса сошники средней сеялки заглубляются на 0,6— 1,1 см больше, чем у боковых. Это нужно учи тывать при регулировке рабочих органов до начала сева.
У трехсеялочных бессцепочных агрегатов минимальный радиус поворота составляет 7— 7,5 м. При более крутом повороте резко возра стает нагрузка на оси колес от бокового дав ления, возникающего из-за сгруживания поч вы. Это нередко приводит к поломкам осей, а следовательно, к длительным простоям агре гата.
Результаты сравнительных испытаний бес сцепочных посевных агрегатов и агрегатов с универсальными сцепками приведены в табли це. Из нее видно, что при одинаковых качест венных показателях посева бессцепочные агре гаты производительнее и экономичнее. Сумма прямых затрат на гектар посева у них состав ляет 1,31 руб., у трехсеялочных со сцепкой С-11у— 1,42 руб., затраты труда — соответст венно 0,71 и 0,78 чел-час, коэффициент исполь зования времени смены — 0,75 и 0,72.
Вконструктивном отношении бессцепочные агрегаты просты, все необходимое для них мо жет быть изготовлено в мастерских колхозов и совхозов.
Трехсеялочные бессцепочные агрегаты дол жны широко применяться в Поволжье.
Вучебном хозяйстве Саратовского институ та механизации сельского хозяйства уже с весны 1970 г. все посевы зерновых культур
проводятся только бессцепочными трехсеялочными агрегатами. Применение бессцепочных
3 2
посевных агрегатов позволило еократпть вре мя посева зерновых культур на 10 часов.
Сравнительные данные о бессцепочных посевных агрегатах и агрегатах с универсальными сцепками
Показатель
Скорость |
движения |
ащ |
|||
регата, к м в час |
|
|
|||
Радиус |
поворота, |
м |
по |
||
Ширина |
|
поворотной |
|||
лосы, м |
|
|
|
|
|
Длина пути поворота, м |
|||||
Коэффициент |
использо |
||||
вания времени |
смены |
за |
|||
Производительность |
|||||
смену, г а |
|
|
|
|
|
Средняя |
|
глубина |
задел |
||
ки семян, см * |
всходов |
на |
|||
Количество |
|||||
каждые 5 с м рядка, шт. |
|||||
Удельное |
сопротивление |
||||
агрегата, |
к г / м |
|
|
|
|
Удельный |
расход |
|
топ |
||
лива, к г / г а |
|
|
|
|
|
Удельная |
|
металлоем |
|||
кость, к г і м |
|
|
|
|
Способ агрегатирования
трехсеядочный трехсеядочный бессцепочный со сцепкой
С -П у
6 , 3 0 - 7 , 7 5 |
6 , 2 5 - 7 , 5 0 |
7 , 5 - 7 , 7 |
1 3 , 5 - 1 4 , 4 |
2 1 - 2 2 |
4 2 - 4 5 |
4 6 , 7 - 5 2 , 3 |
1 0 5 , 4 - 1 1 0 , 0 |
0 , 7 6 - 0 , 7 8 |
0 , 6 9 - 0 , 7 6 |
3 6 , 1 - 4 5 , 7 |
3 2 , 2 - 4 3 , 2 |
4 , 9 - 5 , 2 |
5 , 1 - 5 , 3 |
2 , 0 - 2 , 3 |
2 , 0 — 2 , 1 |
1 3 5 - 1 3 9 |
1 4 5 - 1 5 0 |
1 , 8 9 - 1 , 7 1 |
2 , 0 4 - 1 , 8 8 |
301 |
3 4 5 |
* Приведена глубина заделки семян сошниками средней сеялки после соответствующей регулировки.
Стоимость приспособления для одного бессцепочнога агрегата составляет 50—60 руб.
Каждый колхоз и совхоз в состоянии обо рудовать все трехсеялочные агрегаты такими приспособлениями.
5 Заказ 129 |
33 |
Использование приспособлений для беседе- ■ночного агрегатирования дает возможность хозяйствам высвободить сцепки для составле ния других сельскохозяйственных агрегатов.
Отмечая высокие технико-экономические показатели бессцепочных агрегатов, следует обратить внимание на некоторые недостатки в их эксплуатации, допускаемые в колхозах и совхозах.
Практика свидетельствует, что в отдельных хозяйствах имеют место частые поломки осей
-колес средней сеялки, прогибы _прицепных брусьев и обрывы растяжек. Это происходит в результате того, что поворот агрегата на кон цах загонок делают очень круто (с радиусом менее 7 м) и скорость движения не уменьша ют. Причиной прогиба прицепного бруса и об
рыва растяжек может быть также отсутствие на посевном агрегате самоустанавливающих ся колес под удлинителями; при повороте при
цепной |
брус наклоняется в сторону пово |
рота и, |
упираясь в почву, изгибается в точке |
крепления к раме средней сеялки, а растяжки обрываются.
Наиболее приемлемой рабочей скоростью движения для бессцепочных агрегатов следует считать 5—7 км в час.
Выше речь шла главным образом о прицеп ных сеялках. В колхозах и совхозах использу ют также сеялки в навесном исполнении. Это зернотуковые сеялки СКН-24; зернотравяные СЗТН-19, СЗТН-31, СЗТН-47; зерновые СЗН-10, СЗН-16 и предназначенные для рабо ты на повышенных скоростях до 9—10 км в час СЗН-24.
Все эти сеялки менее металлоемки, так как
3 4
Имекэт облегченную конструкцию. Они маневреннее, у них меньший радиус поворота и мень шая длина холостого хода. Это позволяет по высить их производительность по сравнению с прицепными сеялками на 5—6%.
К недостаткам в эксплуатации навесных сеялок следует отнести отсутствие контроля за их работой при движении агрегата, а это очень важно для качества проведения сева.
Такие сеялки могут показать более устой чивую и качественную работу при наличии на агрегатах системы автоматического контроля за действием рабочих органов.
Совмещение операций 5 и комбинированные агрегаты
Предпосевная обработка почвы и посев яро вых зерновых культур в ранние и сжатые сро ки для Поволжья — один из решающих факто ров получения высокого урожая. Выполнение этого требования в колхозах и совхозах дости гается за счет сильного напряжения труда во время весенних посевных работ.
Для успешного разрешения этих трудно стей новаторы сельскохозяйственного произ водства совершенствуют технологические при емы возделывания зерновых.
В последнее время в нашей стране все ча ще и чаще начинает применяться метод совме щения технологических операций. Это позволя ет значительно повысить производительность машинно-тракторных агрегатов, снизить трудо емкость ряда операций и сократить продолжи-
5* |
35 |
тёльность полевых работ. Весьма важно и то обстоятельство, что сокращение числа прохо дов различных агрегатов по полю предотвра щает излишнее уплотнение почвы и способст вует снижению энергозатрат на ее обработку, сохраняет естественную влагопроницаемость почвы.
Совмещение сельскохозяйственных опера ций— важнейший агротехнический прием за щиты почв от ветровой эрозии, что имеет боль шое значение для засушливых районов.
В практике встречаются три разновидности совмещения операций. Это комбинированные машины, выполняющие несколько операций; комбинированные агрегаты (набор разных ма шин в агрегате); машины, реконструированные для совмещения операций.
В колхозы и совхозы поступают сельско хозяйственные машины, которые выполняют несколько операций за один проход. Такие машины имеют большее удельное сопротивле ние и даже при уменьшении ширины захвата позволяют загрузить трактор и обеспечить бо лее эффективное его использование.
В хозяйствах успешно применяют пахотно удобрительные агрегаты, зернотуковые сеялки, сеялки-лущильники, сеялки-культиваторы и т. д.
Созданы и выпускаются нашей промышлен ностью комбинированные сеялки: сеялка-лу щильник дисковая ЛДС-6 (заменившая ЛДС-
4А), сеялка-культиватор СЗС-2,1 |
(созданная |
на базе стерневой сеялки СЗС-9) |
и готовится |
к выпуску сеялка-культиватор СКС-6. |
|
Они предназначены для борьбы с эрозией |
|
почвы, причем предусматривается |
ЛДС-6 ис- |
36
пользовать в основном на переувлажненных почвах, а СКС-6—на легких по механическому составу почвах. Все они выполняют .несколько операций за один проход. Так, сеялка СЗС-9 одновременно проводит посев семян и прикатывание почвы в засеянных рядках, а сеялкакультиватор СЗС-2,1— предпосевную обработ ку почвы, посев, внесение удобрений' и прикатывание. Три таких сеялки, составленные с по мощью бесколесной сцепки СЗР-02000, имеют
^ ширину захвата 6,3 м и агрегатируются с трак торами класса. 3 т (ДТ-75, Т-74 и Т-4).
Только в 1970 г. в колхозы' и совхозы Са ратовской области поступило более . 2500 сея лок СЗС-9. Но в первый же год их использова ния выявился ряд конструктивных' недостат ков. Во время работы имели место случаи са мопроизвольного смещения трубчатых сошни ков. Кроме того, на влажных и засоренных почвах наблюдалось забивание сошников и сгруживание почвы.
Для предотвращения самопроизвольного перемещёния сошников и нормального выпол нения сеялкой СЗС-9 предпосевной культива
ции и посева |
в совхозе «Южный» Новоузен- |
|||||
. ского района |
и в совхозе «Пушкинский» |
Со |
||||
ветского района |
Саратовской |
области |
прове |
|||
дена реконструкция рабочих |
|
органов |
сеялки. |
|||
(рис. 5). По обе |
стороны |
каждого |
корпуса |
|||
сошника приваривают упоры, |
а к наральни- |
|||||
кам 3 тру’бчатых |
сошников — культиваторные |
|||||
лапы 1. Для усиления крепления лапы к |
на- |
|||||
ральнику между ними приваривают носок 2, |
||||||
снизу к лапе приваривают |
поперечную • |
пла |
стину 6, к крыльям лап — косынки 4 и напро тив канала сошника — рассеиватель семян 5.
37