Файл: Шпигель, А. Ю. Кабины управления грузоподъемных кранов (обзорная информация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неблагоприятным фактором, снижающим достоинства рас­ сматриваемой кабины, следует считать прямоугольный фо­ нарь. В некоторые моменты работы взгляд крановщика бу­ дет встречаться с плоскостью стекла под прямым углом. В этом случае на стекле будут возникать блики, мешающие на­

блюдению. Во всем остальном эта кабина удовлетворяет

предъявляемым требованиям. Форма кабины четко выражает ее функцию.

Кабина (рис. 2,з) с пятигранным фонарем. Как н преды­ дущая кабина, имеет пол небольших размеров. Стекло ниж­ него обзора отсутствует. Конструкция кабины рациональна с точки зрения величины стекол, обслуживания и внешней

формы. Правда, большое количество переплетов неблагопри­ ятно сказывается на внешнем виде и обзорности.

Проведенный анализ показывает, что последние две каби­ ны больше других отвечают требованиям, предъявляемым к

кабинам управления.

Основные достоинства этих кабин (рис. 2,ж, з):

возможность использования кабин как в открытом, так и в закрытом вариантах;

хорошая обзорность за счет большой площади остекле­ ния фонаря и наличия стекла нижнего обзора;

малое количество типоразмеров стекол;

хороший внешний вид.

Недостатки этих двух кабин (2,ж, з):

большая величина стекол, создающая трудности в экс­ плуатации;

перпендикулярное расположение стекол по отношению

друг к другу, что способствует возникновению бликов, ме­ шающих работе;

большое количество переплетов, мешающих обзору.

Анализ конструкций кабин управления грузоподъемных кранов показывает, что они не полностью отвечают требова­

ниям создания оптимальных условий для крановщиков. Выполненные во ВНИИПТМАШе исследования показали

возможность создания новых конструкций, наиболее полно удовлетворяющих сформулированным выше требованиям.

При разработке новых конструкций кабин были исполь­

зованы наиболее эффективные решения рассмотренных ра­

нее образцов кабин.

Кабины управления следует унифицировать, в частности

для кранов определенного назначения кабина, сидение, при­ боры и функции управления должны быть одной и той же конструкции, независимо от того, какой завод их изготов­ ляет. При этом различные условия работы кранов должны

быть учтены.

Например, у колодцевых, разливочных и подобных им кранов большой опасностью для крановщиков является теп­

8



ловое излучение, облучающее кабину. В этом случае возмож­ но применение двойного остекления фонаря кабины. Внут­

реннее остекление выполняется обычным стеклом, а наруж­ ное— жаропрочным. Пространство между ними можно про­ дувать холодным воздухом для предотвращения проникно­ вения тепла в кабину. Внутренняя отделка таких кабин дол­ жна выполняться из материалов, отражающих тепловое из­

лучение.

Для кабин, предназначенных для работы на объектах с неблагоприятными условиями труда (температура воздуха, запыленность, загазованность) и на открытом воздухе, мож­ но предусмотреть дополнительные типовые конструкции,

предназначенные для размещения в них кондиционеров и калориферных установок.

ВНИИПТМАШ совместно с Ленинградским филиалом ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) разработал новую унифицированную конструкцию кабин для мостовых элек­ трических кранов общего назначения грузоподъемностью 5—50 т и кранов, работающих в условиях среднего и тяже­ лого температурных режимов.

В процессе совместной работы двух институтов были ис­ следованы несколько промежуточных вариантов типов ка­ бин. Конструкции их изображены на рис. 2,и, к, л, м.

Кабина (рис. 2,и) с вертикальным расположением стекол верхнего пояса и наклонным — нижнего пояса. Кабина удо­ влетворяет большинству требований. Недостаток — перпен­ дикулярное в плане расположение стекол по отношению друг к другу, создающие возможность возникновения бликов, а также большое количество переплетов верхнего пояса.

Конструкция кабины (рис. 2,к) принципиально не отлича­ ется от предыдущей, за исключением большего наклона сте­ кол нижнего пояса.

Обе кабины имеют четкий объем, гармонирующий с сов­

ременными конструкциями кранов. Пол фонаря кабины име­

ет минимальную площадь, что является хорошим показате­ лем обзорности. Но в силу указанных недостатков эти каби­ ны были отвергнуты.

Вариант кабины (рис. 2,л) с самостоятельным объемом фонаря, врезанным в основной объем кабины. Наряду с дос­ тоинствами этого варианта, выражающимися в хорошей об­ зорности, кабина имеет конструктивные и технологические недостатки.

Форма кабины (рис. 2,м) проста и целесообразна в кон­ структивном и технологическом отношениях. Фонарь кабины

состоит всего из двух типоразмеров стекол. При снятии ниж­ него ряда стекол получается открытый варинт кабины. Нак­ лон стекол нижнего обзора продлен на всю длину кабины,

что придает целостность всему объему. Четкая и лаконичная

9


форма кабины с трехгранным фонарем и остеклением ниж­ него пояса отвечает большинству требовании.

В то же время, тщательный анализ выявляет наряду с

указанными достоинствами

и недостатки эксплуатацион­

ного характера. А именно:

затруднена протирка нижнего

пояса стекол и ухудшен обзор в нижней боковой плоскости из-за наличия стыка переплетов среднего и нижнего поясов стекол.

Таким образом, был разработан окончательный вариант кабины, которая отличается от предыдущей кабины тем, что вместо двух нижних поясов стекол имеется одно наклонное.

Проект унифицированных кабин (рис. 3) открытого и закрытого типа и кабины с кондиционером получил одобре­ ние научно-технического совета ВНИИПТМАШа, ВНИИТЭ, Госгортехнадзора и Главной санитарной инспекции СССР. Кабина рекомендована для серийного изготовления.

Рис. 3. Унифицированные кабины открытого и закрытого типа:

а — закрытая кабина; б — открытая кабина; в —закрытая кабина с кондиционером.

10

Основной базовой моделью кабины является кабина зак­ рытая— (рис. 3,а). Открытый вариант (рис. 3,6) получается

из закрытого путем удаления верхнего пояса остекления. Ка­ бина с кондиционером (рис. 3,в) получается путем пристрой­ ки сзади кабины закрытого типа площадки для кондиционера.

Кабины могут быть подвешены к мостовому крану в то­ рец моста слева и справа, а также в центре. Они могут иметь вход с торца или с фронта.

Кабины закрытого типа с установкой кондиционера типа СКК-2 предназначены для кранов, работающих в горячих цехах среднего и тяжелого температурного режимов, харак­

теризующихся соответственно следующей температурой окру­

жающей среды:

от +280 C до ÷40o C и незначительной мощностью лучис­

того тепла;

от +40o C до +550 C и повышенной мощностью лучистого тепла.

Кабина имеет внутренний объем 5,2 м3. Прямоугольная форма кабины переходит в трехгранный фонарь. Для увели­ чения обзорности встроены стекла в полу кабины и в верх­

ней части распашной двери.

Верхний оконный пояс, состоящий из трех стекол одного размера, расположен строго вертикально — это исключает

отблески, мешающие работе крановщика. Всего имеется во­ семь стекол четырех типоразмеров.

При снятии верхнего пояса стекол закрытой кабины по­ лучается вариант открытой кабины. Применено стекло марки

«Сталинит» полированное по ГОСТ 5727—57. Металличес­

кие рамки фонаря открытых и закрытых кабин имеют одина­ ковые размеры и обеспечивают минимальную ширину пере­ плетов при надежной механической прочности и жесткости.

Крепление стекол к рамкам осуществляется при помощи резинового уплотнительного профиля. Для протирки наруж­

ных поверхностей стекол из кабины предусмотрена

фраму­

га — откидывающееся на петлях переднее стекло с

рамка­

ми и замками. Проем фрамуги уплотнен.

 

В кабинах, предназначенных для работы на открытом воздухе, предусмотрены специальные откидывающиеся щит­ ки — светофильтры.

Металлоконструкции открытых и закрытых кабин унифи­ цированы; сборка производится из одних и тех же деталей

посредством контактной сварки.

Каркас кабины выполнен из гнутого профиля с деревян­ ными брусьями. Внешняя облицовка кабины выполнена из стального листа толщиной 2 мм, являющегося несущим эле­ ментом всей конструкции.

Неостекленная часть кабины закрытого типа покрыта

тепловой изоляцией.

11


Кабины закрытые с кондиционером герметизованы с теп­ лоизоляцией боковых стенок, пола и потолка; фонарь — с двойным остеклением.

Кондиционер типа СКК-2 (сухой крановый) имеет сле­

дующие параметры: холодопроизводительность—2000 /<цл/час; производительность по воздуху—500 л?/час; воздухообмен— 50 л* 3/час.

Габариты кабины 2300× 1696×2147 мм. Масса 830 кг (в закрытом варианте).

Помимо кресла-пульта, определяющего габариты и фор­ му фонаря, в кабине размещаются: защитная панель типа ПЗК-150, откидывающееся кресло для стажера, лестница, огнетушитель, пульт аварийного и ремонтного освещения и другие необходимые предметы.

Пол в кабине выполнен в виде

деревянного настила и

застелен резиновыми ковриками.

 

В потолке кабины установлен люк размером 500X500 мм.

К рабочей площадке моста крана

кабина подвешивается

шарнирно. Узел подвески выдерживает нагрузки, возникаю­ щие при работе крана, и обеспечивает жесткое крепление кабины, исключающее ее раскачивание.

Лобовое стекло установлено на петлях и может откиды­

ваться вперед на 45°.

Для выхода на кран через люк предназначена склады­ вающаяся лестница, шарнирно подвешенная к потолку ка­

бины.

Входная дверь открывается внутрь кабины и снабжена электрическим контактом. Разводка проводов в кабине вы­

полнена под полом в трубах.

Предусмотрено несколько цветовых решений интерьеров в зависимости от климатических условий. Кабины, поставляе­ мые в страны с тропическим климатом, должны окрашивать­ ся эмалями марки XB-113Т. Во всех остальных случаях ка­ бину и оборудование рекомендуется окрашивать эмалями марок ПФ-115 и ПФ-133.

Окраска кабины в серо-голубые тона рекомендуется для цехов и участков с повышенным температурным режимом.

Окраска в желто- п красно-бежевые тона рекомендуется для цехов с пониженным температурным режимом или для ис­ пользования под открытым небом в условиях умеренного климата.

Внутри кабина обшивается декоративным материалом. Предельно допустимая температура в кабине с конди­

ционером не должна превышать 28° С.

Крановщик, сидя в кресле, имеет возможность наблюдать

за строповкой груза, а также за грузозахватным органом и грузом в течение полного цикла работы крана, не вставая с кресла.

12