Файл: Шпигель, А. Ю. Кабины управления грузоподъемных кранов (обзорная информация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
группировки приборов в зависимости от их значимости для данной группы операции;
расположения приборов с учетом особенностей каждого из них (точность, считываемое™, скорость восприятия, удоб ство манипулирования органами управления);
последовательного размещения приборов и органов уп
равления в соответствии с последовательностью операций;
размещения наиболее часто используемых элементов в самых удобных для восприятия и манипулирования местах;
совместимости направления движения указателя и орга на управления.
Изложенные требования легли в основу при рассмотре нии конструкций кресел-пультов. Здесь не приводится все IIX многообразие, а выделены только характерные типы.
На отечественных кранах наиболее часто устанавливает ся кресло-пульт производства московского завода «Динамо», представляющее собой мягкое кресло типа автомобильного, под которым расположены силовые контроллеры.
Это кресло-пульт имеет низкие эргономические качества, так как оно громоздко, не регулируется по высоте и накло ну спинки, не имеет подлокотников. Ручки контроллеров на ходятся в неудобной для работы зоне.
Кроме этого кресла-пульта, для управления кранами в
кабинах отечественного производства используются силовые контроллеры, расположенные на тумбочках типа этажерок. У этих пультов ручки управления также находятся в зонах, неудобных для обслуживания, что совершенно неприемлемо для длительной работы в течение рабочей смены.
Существует несколько типовых схем размещения органов
управления в кабинах кранов: Харьковского завода ПТО им. Ленина; ташкентского завода «Подъемник»; Комсомоль- ского-на-Амуре завода ПТО; Бурейского механического за вода; завода «Сибтяжмаш», ВНИИПТМАШа.
Из них наиболее часто применяемыми схемами независи
мого размещения органов управления являются схемы Бу рейского механического завода, ташкентского завода «Подъ
емник», Харьковского и Комсомольского-на-Амуре заводов ПТО.
Анализ устройств и размещения пультов управления кра нами и практический опыт позволяют определить преиму
щества и недостатки принятых конструктивных решений. Когда контроллеры прикреплены к передней и боковой
стенкам нижнего пояса кабины (кабина Бурейского механи
ческого завода), остеклять нижний пояс кабины для улуч шения обзорности при таком расположении контроллеров нецелесообразно, так как контроллеры и электропроводка к ним будут закрывать остекление.
18
Часто рукоятки контроллеров располагаются на высоте
1080 мм от пола кабины, тогда как рекомендуемая для поло жения сидя высота — 600-- 700 мм. Движение рукояток уп равления происходит по полукруговой траектории в горизон тальной плоскости, что плохо сообразуется с направлением движения рабочих органов и естественными движениями рук крановщика.
Несоответствие направления движений рукояток направ
лению движения рабочего органа увеличивает вероятность ошибок при управлении краном. Так, контроллер подъема в
кабине завода НТО (г. Комсомольск-на-Амуре) расположен более удачно, чем в кабине Бурейского завода, потому что рукоятка контроллера движется в вертикальной плоскости,
что соответствует направлению перемещения (вверх-вниз)
грузозахватного органа.
Если стул крановщика регулируется только по высоте и не имеет подлокотников, повышается утомляемость кранов щика при работе сидя.
Защитная панель занимает сравнительно мало места в кабине.
Если контроллеры расположены на передней (управле ние мостом и подъемом) и боковой (управление тележкой)
стенках нижнего пояса кабины, например, кабина завода ПТО г. Комсомольска-на-Амуре, то во время работы кра
новщик вынужден оборачиваться к этому контроллеру и на некоторое время прекращать наблюдение за перемещением
груза.
Расположение контроллеров управления механизмами тележки и подъема в одном ряду сбоку от оператора, на пример, в кабине завода «Подъемник», неудачно, так как из-за близкого расположения рукояток возможны случайные удары по одной из них.
Все рассматриваемые схемы размещения органов управ
ления имеют общий недостаток: при занятии крановщиком места, удобного для наблюдения за грузозахватным органом,
особенно когда последний находится внизу, вблизи кабины, затрудняются надежное и быстрое управление краном. Ина че говоря, расположение органов управления не увязано с обзорностью из кабины.
Обращает на себя внимание также и то, что в кабинах кранов аналогичного назначения, изготовляемых разными заводами, размещение органов управления различно. Это подтверждает необходимость разработки единых требований к кабинам управления, обязательных для выполнения всеми краностроительными заводами с целью максимальной стан дартизации кабин, сидении, приборов и функций управления.
Наиболее рациональной компоновкой поста управления краном является совмещение органов управления с креслом
19
крановщика. В этом случае контроллеры могут быть разме
щены под креслом крановщика, позади кресла или с обеих сторон от него, в зависимости от принятой конструктивной схемы.
Примерами такой организации постов управления могут служить схемы размещения органов управления в виде кре сел-пультов, примененных в крановых кабинах, изготовляе мых некоторыми фирмами Италии, ГДР, а также заводом «Сибтяжмаш».
Наиболее удачные конструкции кресел-пультов иностран ных фирм оборудованы силовыми контроллерами. Пульты представляют собой две колонки с контроллерами, располо женными по обе стороны от кресла.
Друг от друга эти пульты отличаются формой колонок и конструкцией кресел. Последние выполняются по-разному: приставное, откидное, откидное складывающееся, отъезжаю щее по рельсам, стационарное. Стационарное кресло уста
навливается тогда, когда одну из колонок пульта можно обойти для того, чтобы сесть в кресло.
Отмечается неудобство приставного кресла. Стационар ное кресло требует дополнительной площади пола, что су щественно отразится на обзорности.
Рассмотрение наиболее характерных образцов креселпультов показывает, что они имеют одинаковые схемы и раз личаются лишь формой колонок контроллеров, конструкци ей кресел и расположением ручек управления.
ВНИИПТМАШем разработаны специальные пульты уп равления силовыми контроллерами с раздельным приводом каждого механизма, а также с общим совмещенным приво дом. Последний дает возможность одной рукояткой управ лять двумя механизмами.
Панорамные кабины
Панорамные кабины только в самое последнее время по лучили распространение как за рубежом, так и в нашей стране, однако, конструкций панорамных кабин пока мало.
На рис. 4 представлены открытая (а) и закрытая (б) па норамные кабины итальянской фирмы «Golongo».
Открытая кабина состоит из решетчатого каркаса кони
ческой формы, прикрепленного к мосту крана. Кресло кра новщика и пульт управления установлены на поворотной платформе. Токоподвод к пульту осуществляется посредст
вом гибкого кабеля, проходящего снизу кабины. При пово роте кабины петля кабеля работает на изгиб. Это обстоя тельство требует применения специального многожильного кабеля малого сечения и весьма высокого качества. Пульт оборудован двумя малогабаритными контроллерами, один из
20
которых сдвоенный. Последний установлен по оси вращения кабины. Поэтому платформа с креслом и вторым контролле ром поворачивается вокруг сдвоенного контроллера, кото рый остается неподвижным. Таким образом, кресло располо
жено эксцентрично относительно вертикальной осп кабины.
Это создает значительную нагрузку на центральную поворот
ную цапфу и требует установки большого радиально-упор ного подшипника.
Поворот кресла крановщик осуществляет усилием ног. Закрытая панорамная кабина по конструкции принципи
ально не отличается от открытой.
ВНИИПТМАШ создал новую открытую панорамную ка бину (рис. 5).
Конструкция кабины имеет преимущества перед кабина
ми иностранных фирм.
Поворотный пол кабины установлен на катках, которые при помощи осей прикреплены к нижней кольцевой трубе каркаса кабины. Токоподвод осуществляется посредством гибкого кабеля, подведенного свободно провисающей петлей под пол кабины. При поворотах кабины кабель несколько за кручивается, а не изгибается. Вертикальная ось вращения пола и кресла совпадают с вертикальной осью кабины. По ворот кабины на 90° в каждую сторону производит кранов щик путем перестановки ног ио нижней кольцевой трубе, что обеспечивает удобный обзор на 360°. Фиксация промежуточ
21
ных положений осуществляется стопорным механизмом C
усилием от педали. Конструкция кабины позволила выпол нить пол сплошным с зарешеченным сегментом перед пуль-
Рис. 5. Открытая панорамная кабина ВНИИПТМАШа
том управления. Вход в кабину осуществляется сверху. Опытные образцы этой кабины успешно эксплуатируются на Волжском автомобильном заводе.
Выводы
На основе проведенного обзора и анализа кабин кранов, а также исследований НИИ и КБ можно сделать следующие
выводы. Конструкция |
кабин кранов должна соответствовать |
||
всем новым достижениям эргономики, |
технической эстетики |
||
и промсаннтарии. |
|
кабин должна |
быть |
Установка на кранах тех или иных |
|||
строго обоснована; при этом должна |
быть выбрана такая |
||
конструкция, которая |
наиболее полно |
соответствовала |
бы |
всем техническим требованиям, предъявляемым к грузоподъ емным машинам и их постам управления, обеспечивала бы наибольшие удобства для работы крановщика и способствова-1
ла повышению производительности их труда.
22