Файл: Шпигель, А. Ю. Кабины управления грузоподъемных кранов (обзорная информация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

группировки приборов в зависимости от их значимости для данной группы операции;

расположения приборов с учетом особенностей каждого из них (точность, считываемое™, скорость восприятия, удоб­ ство манипулирования органами управления);

последовательного размещения приборов и органов уп­

равления в соответствии с последовательностью операций;

размещения наиболее часто используемых элементов в самых удобных для восприятия и манипулирования местах;

совместимости направления движения указателя и орга­ на управления.

Изложенные требования легли в основу при рассмотре­ нии конструкций кресел-пультов. Здесь не приводится все IIX многообразие, а выделены только характерные типы.

На отечественных кранах наиболее часто устанавливает­ ся кресло-пульт производства московского завода «Динамо», представляющее собой мягкое кресло типа автомобильного, под которым расположены силовые контроллеры.

Это кресло-пульт имеет низкие эргономические качества, так как оно громоздко, не регулируется по высоте и накло­ ну спинки, не имеет подлокотников. Ручки контроллеров на­ ходятся в неудобной для работы зоне.

Кроме этого кресла-пульта, для управления кранами в

кабинах отечественного производства используются силовые контроллеры, расположенные на тумбочках типа этажерок. У этих пультов ручки управления также находятся в зонах, неудобных для обслуживания, что совершенно неприемлемо для длительной работы в течение рабочей смены.

Существует несколько типовых схем размещения органов

управления в кабинах кранов: Харьковского завода ПТО им. Ленина; ташкентского завода «Подъемник»; Комсомоль- ского-на-Амуре завода ПТО; Бурейского механического за­ вода; завода «Сибтяжмаш», ВНИИПТМАШа.

Из них наиболее часто применяемыми схемами независи­

мого размещения органов управления являются схемы Бу­ рейского механического завода, ташкентского завода «Подъ­

емник», Харьковского и Комсомольского-на-Амуре заводов ПТО.

Анализ устройств и размещения пультов управления кра­ нами и практический опыт позволяют определить преиму­

щества и недостатки принятых конструктивных решений. Когда контроллеры прикреплены к передней и боковой

стенкам нижнего пояса кабины (кабина Бурейского механи­

ческого завода), остеклять нижний пояс кабины для улуч­ шения обзорности при таком расположении контроллеров нецелесообразно, так как контроллеры и электропроводка к ним будут закрывать остекление.

18



Часто рукоятки контроллеров располагаются на высоте

1080 мм от пола кабины, тогда как рекомендуемая для поло­ жения сидя высота — 600-- 700 мм. Движение рукояток уп­ равления происходит по полукруговой траектории в горизон­ тальной плоскости, что плохо сообразуется с направлением движения рабочих органов и естественными движениями рук крановщика.

Несоответствие направления движений рукояток направ­

лению движения рабочего органа увеличивает вероятность ошибок при управлении краном. Так, контроллер подъема в

кабине завода НТО (г. Комсомольск-на-Амуре) расположен более удачно, чем в кабине Бурейского завода, потому что рукоятка контроллера движется в вертикальной плоскости,

что соответствует направлению перемещения (вверх-вниз)

грузозахватного органа.

Если стул крановщика регулируется только по высоте и не имеет подлокотников, повышается утомляемость кранов­ щика при работе сидя.

Защитная панель занимает сравнительно мало места в кабине.

Если контроллеры расположены на передней (управле­ ние мостом и подъемом) и боковой (управление тележкой)

стенках нижнего пояса кабины, например, кабина завода ПТО г. Комсомольска-на-Амуре, то во время работы кра­

новщик вынужден оборачиваться к этому контроллеру и на некоторое время прекращать наблюдение за перемещением

груза.

Расположение контроллеров управления механизмами тележки и подъема в одном ряду сбоку от оператора, на­ пример, в кабине завода «Подъемник», неудачно, так как из-за близкого расположения рукояток возможны случайные удары по одной из них.

Все рассматриваемые схемы размещения органов управ­

ления имеют общий недостаток: при занятии крановщиком места, удобного для наблюдения за грузозахватным органом,

особенно когда последний находится внизу, вблизи кабины, затрудняются надежное и быстрое управление краном. Ина­ че говоря, расположение органов управления не увязано с обзорностью из кабины.

Обращает на себя внимание также и то, что в кабинах кранов аналогичного назначения, изготовляемых разными заводами, размещение органов управления различно. Это подтверждает необходимость разработки единых требований к кабинам управления, обязательных для выполнения всеми краностроительными заводами с целью максимальной стан­ дартизации кабин, сидении, приборов и функций управления.

Наиболее рациональной компоновкой поста управления краном является совмещение органов управления с креслом

19


крановщика. В этом случае контроллеры могут быть разме­

щены под креслом крановщика, позади кресла или с обеих сторон от него, в зависимости от принятой конструктивной схемы.

Примерами такой организации постов управления могут служить схемы размещения органов управления в виде кре­ сел-пультов, примененных в крановых кабинах, изготовляе­ мых некоторыми фирмами Италии, ГДР, а также заводом «Сибтяжмаш».

Наиболее удачные конструкции кресел-пультов иностран­ ных фирм оборудованы силовыми контроллерами. Пульты представляют собой две колонки с контроллерами, располо­ женными по обе стороны от кресла.

Друг от друга эти пульты отличаются формой колонок и конструкцией кресел. Последние выполняются по-разному: приставное, откидное, откидное складывающееся, отъезжаю­ щее по рельсам, стационарное. Стационарное кресло уста­

навливается тогда, когда одну из колонок пульта можно обойти для того, чтобы сесть в кресло.

Отмечается неудобство приставного кресла. Стационар­ ное кресло требует дополнительной площади пола, что су­ щественно отразится на обзорности.

Рассмотрение наиболее характерных образцов креселпультов показывает, что они имеют одинаковые схемы и раз­ личаются лишь формой колонок контроллеров, конструкци­ ей кресел и расположением ручек управления.

ВНИИПТМАШем разработаны специальные пульты уп­ равления силовыми контроллерами с раздельным приводом каждого механизма, а также с общим совмещенным приво­ дом. Последний дает возможность одной рукояткой управ­ лять двумя механизмами.

Панорамные кабины

Панорамные кабины только в самое последнее время по­ лучили распространение как за рубежом, так и в нашей стране, однако, конструкций панорамных кабин пока мало.

На рис. 4 представлены открытая (а) и закрытая (б) па­ норамные кабины итальянской фирмы «Golongo».

Открытая кабина состоит из решетчатого каркаса кони­

ческой формы, прикрепленного к мосту крана. Кресло кра­ новщика и пульт управления установлены на поворотной платформе. Токоподвод к пульту осуществляется посредст­

вом гибкого кабеля, проходящего снизу кабины. При пово­ роте кабины петля кабеля работает на изгиб. Это обстоя­ тельство требует применения специального многожильного кабеля малого сечения и весьма высокого качества. Пульт оборудован двумя малогабаритными контроллерами, один из

20


которых сдвоенный. Последний установлен по оси вращения кабины. Поэтому платформа с креслом и вторым контролле­ ром поворачивается вокруг сдвоенного контроллера, кото­ рый остается неподвижным. Таким образом, кресло располо­

жено эксцентрично относительно вертикальной осп кабины.

Это создает значительную нагрузку на центральную поворот­

ную цапфу и требует установки большого радиально-упор­ ного подшипника.

Поворот кресла крановщик осуществляет усилием ног. Закрытая панорамная кабина по конструкции принципи­

ально не отличается от открытой.

ВНИИПТМАШ создал новую открытую панорамную ка­ бину (рис. 5).

Конструкция кабины имеет преимущества перед кабина­

ми иностранных фирм.

Поворотный пол кабины установлен на катках, которые при помощи осей прикреплены к нижней кольцевой трубе каркаса кабины. Токоподвод осуществляется посредством гибкого кабеля, подведенного свободно провисающей петлей под пол кабины. При поворотах кабины кабель несколько за­ кручивается, а не изгибается. Вертикальная ось вращения пола и кресла совпадают с вертикальной осью кабины. По­ ворот кабины на 90° в каждую сторону производит кранов­ щик путем перестановки ног ио нижней кольцевой трубе, что обеспечивает удобный обзор на 360°. Фиксация промежуточ­

21

ных положений осуществляется стопорным механизмом C

усилием от педали. Конструкция кабины позволила выпол­ нить пол сплошным с зарешеченным сегментом перед пуль-

Рис. 5. Открытая панорамная кабина ВНИИПТМАШа

том управления. Вход в кабину осуществляется сверху. Опытные образцы этой кабины успешно эксплуатируются на Волжском автомобильном заводе.

Выводы

На основе проведенного обзора и анализа кабин кранов, а также исследований НИИ и КБ можно сделать следующие

выводы. Конструкция

кабин кранов должна соответствовать

всем новым достижениям эргономики,

технической эстетики

и промсаннтарии.

 

кабин должна

быть

Установка на кранах тех или иных

строго обоснована; при этом должна

быть выбрана такая

конструкция, которая

наиболее полно

соответствовала

бы

всем техническим требованиям, предъявляемым к грузоподъ­ емным машинам и их постам управления, обеспечивала бы наибольшие удобства для работы крановщика и способствова-1

ла повышению производительности их труда.

22