Файл: Чекин, В. В. Формы профессионально-технической подготовки рабочих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
РИЖСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ КОМАНДНОЕ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА БИРЮЗОВА С. С
В. В. ЧЕКИН
Формы
профессионально-технической
подготовки рабочих
Рига — 1974
УДК 331. 6 Ч—371
\с:.
| и а у - ч * . - -
I
j-t tWJL
&ll
50П6
В. В. ЧЕКИН
Формы профессионально-технической подготовки рабочих
Ответственный редактор В. А. ЗАТУЛЫВИТЕР.
Редактор Т. Ф. Плешкова. |
|
|
Корректор Т. Д. Сидоренко: |
Г-330914 |
уел.-изд. л. |
1:;5. |
Подписано к печати 9. 12. 74. |
Объем: п. л. 1(5; |
Формат 60X9O‘/i6. |
||
Изд. № 84. |
|
|
Зак. № 652. |
Для внутриведомственной продажи |
(цена по номиналу 19 коп ). |
||
|
Типография РВВККУ |
Научно-техническая революция, ведущая к преобразова нию технических, технологических и организационных основ производства, оказывает определяющее воздействие и на изменение личного фактора. На этой основе возникает задача обеспечения необходимого соответствия между элементами производительных сил, поскольку между ними существуют объективные связи и отношения.
На важность соответствия между объективными (вещест венными) и субъективными (личными) факторами производ ства указывал Ф. Энгельс. Он писал: «Чтобы поднять про мышленное и сельскохозяйственное производство... недоста точно только одних механических и химических вспомогатель ных средств. Нужно также соответственно развить и способ ности людей, приводящих в движение эти средства».1 Это об стоятельство приобретает особую актуальность и значимость
внаши дни. По оценкам американских специалистов, мораль ный износ оборудования в машиностроительной промышлен ности наступал до 1940 года через 10 лет, в 50-х годах — че рез 8, а сейчас ■— через 5.2 Соответственно морально стареют
вте же промежутки времени и знания рабочих, специалистов, обслуживающих эту технику. Вот почему необходимо даль нейшее повышение уровня образования и культуры, профес сионального мастерства трудящихся. Выполнение этих требо ваний для промышленных рабочих обеспечивается, в частно сти, в системе профессиональной подготовки.
Планы подготовки кадров для народного хозяйства, наме ченные XXIV съездом КПСС, предусматривают, что в нынеш ней пятилетке не менее 9 миллионов человек получат образо вание в профтехучилищах. Не менее 5 миллионов рабочих
ежегодно будут обучаться новым профессиям и специально стям непосредственно на производстве.
1 К. М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 4, стр. |
.335. |
2 См. К. М и к у л ь с к и й . Научно-техническач |
революция в условиях |
|
соревнования двух |
систем. «Коммунист», 1972, № 10, стр. Г11. |
3
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К И Е У Ч И Л И Щ А -
Г Л А В Н О Е Н А П Р А В Л Е Н И Е В П О Д Г О Т О В К Е К В А Л И Ф И Ц И Р О В А Н Н Ы Х Р А Б О Ч И Х К А Д Р О В
Как известно, исторически сложилось так, что система профессионально-технического образования рабочих в нашей стране включает в себя подготовку рабочих непосредственно на производстве и в профессионально-технических училищах
(ПТУ).
Порой исследователи пытаются обосновать преимущества одной формы подготовки рабочих и показать негативные сто роны второй. На наш взгляд, такое противопоставление не яв ляется плодотворным.
Оценивая состояние и перспективы развития профессио нальной подготовлен рабочих, необходимо считаться с тем фактом, что на протяжении ближайших лет основная масса новых рабочих попрежнему будет проходить подготовку непо средственно на предприятиях. Ряд обстоятельств делает не избежным не сворачивание, а совершенствование этой систе мы подготовки рабочих.
Прежде всего, современное производство в промышленно сти характеризуется наличием разных типов машинной тех ники. Специализированные машины, предполагающие поточ ную и конвейерную форму организации производства, тре буют узкоспециализированных рабочих. Этих рабочих можно и нужно готовить непосредственно на производстве.
Универсальные машины, и особенно новый вид машинной техники, связанный с комплексной механизацией и автомати зацией производства, ведут к формированию рабочих широ кого профиля. Рабочих такого типа могут и должны готовить профессионально-технические училища. Однако доля таких рабочих пока не превышает 35—40 процентов.
К сказанному следует добавить, что нынешняя сеть ПТУ еще не в состоянии обеспечить потребности предприятий
4
в квалифицированных кадрах. За последние пять лет только третья часть дополнительной потребности промышленности республики в обученных кадрах удовлетворялась за счет си стемы государственного профессионально-технического обра зования. Две трети рабочих прошли подготовку на произ водстве.
В1972 году ПТУ Латвии подготовили 13,4 тысячи рабо чих, в то время как на производстве было обучено новым профессиям 56,3 тысячи рабочих.1 Как видно, соотношение указанных форм подготовки рабочих составило 1 : 4. С точки зрения перспектив развития производства его, разумеется, нельзя признать 'благоприятным. ■
Вперспективе соотношение между двумя указанными формами подготовки рабочих должно измениться в пользу ПТУ. В решениях XXIV съезда КПСС, шестой сессии Верхов ного Совета СССР восьмого созыва (июль 1973 г.) подчерки валось, что по мере создания необходимых условий подготов ка рабочих в профессиональной школе должна стать основ ной. На это обстоятельство, определяемое научно-технической революцией, обратил внимание Л. И. Брежнев в своей речи на XVII съезде ВЛКСМ (апрель 1974 г.): «Необходимо преж де всего, чтобы основная ее (рабочей смены — В. Ч.) масса проходила подготовку в профессионально-технических учеб
ных заведениях».2 В условиях непрерывного совершенствования и обновле
ния технического базиса современного производства рабочий должен быть всесторонне подготовленным в общеобразова тельном и политическом отношении. Всестороннее развитие позволяет ему лучше и быстрее адаптироваться к динамич ному производству. Конкретным проявлением этого требова ния закона перемены труда является формирование и быст рый рост профессий рабочего так называемого широкого про филя, а также необходимость совмещения профессий. Между тем одним из существенных недостатков в подготовке рабо чих непосредственно на производстве является подготовка рабочих узкого профиля, так называемых операционников. Такие рабочие не могут работать на новом оборудовании, их нужно многократно переучивать. К тому же рабочие-опера- ционники не могут самостоятельно устранять неполадки. По-
1 См «Народное хозяйство Латвийской ССР в 1972 г.». Стат. ежегод ник Р„ 1973, стр. 295—296.
2 «Правда», 1974, 24 апреля.
.лучается, что один рабочий-станочник с узкой подготовкой пользуется услугами 4—5 высококвалифицированных рабо чих (монтеров, механиков, слесарей, электриков, наладчиков) и часто стоит и ожидает, когда они приведут его станок в ра бочее состояние.1
Важную роль в .планомерном обеспечении народного хо зяйства квалифицированными рабочими -кадрами сыграла и продолжает играть система профессионально-технического образования. За годы Советской власти на заводы, фабрики, стройки, в колхозы и совхозы направлено более 30 миллионов молодых производственников. Сейчас в системе ПТО свыше пяти с половиной тысяч училищ, которые готовят специали стов более чем 1 1G0 профессий. В этих ПТУ занимается более двух с половиной миллионов юношей и девушек. Только за два года текущей пятилетки направлено в народное хозяйство свыше 3,5 миллиона квалифицированных рабочих, что состав ляет более половины выпуска за всю восьмую пятилетку.
Широкое развитие форма подготовки рабочих через ПТУ получила в Латвийской ССР. Всего за годы Советской власти
система |
профтехобразования |
подготовила свыше 200 тысяч |
квалифицированных рабочих по 180 специальностям.2 |
||
Планом на 1971—1975 гг. в республике намечено подгото |
||
вить в |
системе, профессионально-технического образования |
|
82 тысячи молодых рабочих, |
из них 10 тысяч одновременно |
|
с профессией получат полное среднее образование.3 |
||
Дальнейшее совершенствование профессионально-техниче |
||
ского образования наметил |
XXIV съезд КПСС. Одним из |
главных направлений развития этой системы в нынешней пя тилетке является создание училищ, которые одновременно с подготовкой квалифицированных рабочих на уровне возра стающих требований эпохи научно-технического прогресса дадут молодым рабочим среднее образование. Средние проф техучилища — новый тип создаваемого в нашей стране учеб ного заведения, соответствующий требованиям научно-техни ческой революции. В настоящее время имеется 1290 таких училищ, а к концу пятилетки их будет 2,5 тысячи, и тогда число учащихся этих училищ составит 40 процентов от всех обучающихся в дневных профессионально-технических заве дениях.
1 См. В. А. Ж а м и н. Образование и |
квалификация кадров. В ст. |
||
Факторы экономического развития СССР». |
М., 1970, стр. 1124. |
||
2 |
См. «Советская |
Латвия», 1972, 8 сентября. |
|
3 |
См. там же, 26 |
января. |
|
6
В современных условиях усиливается связь общего и про фессионального образования. Многочисленные исследования подтверждают, что общее среднее образование способствует более эффективному функционированию рабочей силы. Так, анализ, проведенный на материалах Латвийской ССР, пока зал, что молодые производственники со средним образова нием подают в полтора раза больше рацпредложений и допу скают меньше -случаев брака, аварий, поломок инструментов, чем их сверстники с тем же трудовым стажем, но более низ ким уровнем знаний.
Рабочий со средним образованием после ПТУ получает высший разряд в 2—3 раза быстрее тех, кто пришел на завод со школьной скамьи.1 Вот почему в республике, выступившей пионером развития средних ПТУ, им уделяется большое вни мание. Сейчас таких училищ 26, а к концу текущей пятилетки будет 38. В них получит среднее образование более половины воспитанников системы профтехобразования.2
Такова сегодня одна из тенденций развития профессио нальной технической школы, предопределенная требованиями жизни, развитием научно-технической революции.
Эти изменения обусловлены требованиями технического прогресса, когда общей тенденцией является замена ручного труда -машинным. Это приводит, в свою очередь, к повышению доли сложного труда в общей массе совокупного обществен ного труда.
Ручной труд основывается прежде всего на опыте, навы ках, которые накапливаются годами. Здесь роль образования, знаний весьма ограничена.
Механизированный труд требует прежде всего знаний, при обретаемых общеобразовательной и специальной подго товкой.
Влияние «общеобразовательного фактора» на производ ство весьма многопланово. Прежде всего, оно позволяет повы сить квалификацию рабочего. Рабочие с более высокой обще образовательной подготовкой быстрее «выходят» на следую щую ступень профессионального мастерства. Например, на
заводе «РЭЗ» |
рабочим в возрасте от 16 до 30 лет, |
имеющим |
||
образование 6 |
классов, |
для получения III разряда |
в среднем |
|
1 См. Я. Б р о д е л и с. |
Рабочий |
набор пятилетки. «Коммунист Совет |
||
ской Латвии», 1973, № 3, стр. 23. |
8 сентября. |
|
||
2 См. «Советская Латвия», 1972, |
|
7
требуется 3,1 года, рабочим с образованием 7 классов — 2,8 года, а с образованием 8 классов — 1,7 года.1
Если раньше, по подсчетам академика С. Г. Струмилина, год школьного образования давал примерно в 2,6 раза боль шую прибавку квалификации, чем год заводского стажа, то теперь, по подсчетам профессора В. А. Жамина, — в 5,8 раза.
Весьма интересные расчеты влияния различных факторов на квалификацию сделали В. А. Жамин и Г. А. Егизарян. По их данным, рост квалификации зависит:
—на 61 процент — от подготовки в профессионально-тех ническом училище;
—на 29,6 процента — от общего образования в сочетании с заводской подготовкой;
—на 8,2 процента — от общего и профессионального стажа;
—лишь на 1,2 процента — от возраста.2
Процент выполнения нормы выработки рабочими увеличи вается пропорционально возрастанию их образовательной подготовки. Например, среди слесарей-инструментальщиков IV разряда со стажем работы пять лет рабочие, закончившие восемь классов, выполняют сменные задания в среднем на 35 процентов выше, чем те, кто имеет пятиклассное образова ние. Показатели нормы выработки рабочих, имеющих среднее образование, превышают на 25 процентов нормы выработки тех, кто обладает знаниями в объеме восьми классов.3 Анало гичные результаты .получены социологической лабораторией Челябинского педагогического института при обследовании 26,6 тысячи рабочих. Было установлено, что последователь ный рост общего образования рабочих на один класс озна чает в среднем рост производительности труда в машинострое нии на 1,5—2 процента, в черной металлургии — на 0,8—0,7 процента, в легкой промышленности—на 1,5—2,2 про цента.4
Значение образования не исчерпывается экономическим эффектом. Оно является существенным фактором роста со
1 См. |
А. |
С в и к и с. Научно-техническая |
революция |
и труд. Р., |
1969, |
|
стр. 83. |
В. |
Жа м и н , Г. Е г и з а р я н. Эффективность |
квалифицирован |
|||
2 |
См. |
|||||
ного труда. М., 1968, стр. 181. |
СССР». М, 1:970, стр. |
116. |
||||
3 |
См. |
«Факторы экономического развития |
||||
4 |
См. |
С. |
И. М а ш к а у ц а н . Некоторые экономические вопросы |
обес |
печения соответствия подготовки рабочей силы развитию орудий труда при социализме. Автореферат диссертации. Пермь, 1967, стр. 10.
8