Файл: Чекин, В. В. Формы профессионально-технической подготовки рабочих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такая поспешность в подготовке молодых рабочих не поз­

воляет, по существу, выйти за рамки техминимума

и ведет

к большим издержкам.

предприя­

Обследование на девяти машиностроительных

тиях республики по профессии токаря дает возможность сде­ лать несколько поучительных выводов. Один из них состоит в том, что среди рабочих этой профессии существует большая текучесть. В 1972 году предприятия уволили и перевели на другую работу 27,7 процента токарей. Вследствие этого они были вынуждены вновь принять и перевести на работу по про­ фессии токаря почти 35 процентов от среднесписочной чис­ ленности рабочих-токарей. .При этом более чем половине из вновь принятых рабочих потребовалась профессиональная подготовка. Другим выводом является то, что почти каждый пятый из рабочих, проходивших обучение в 1972 году, не за­ крепился на предприятии и был уволен (в том числе каждый второй рабочий — без присвоения разряда). На «Ригасельмаш» удельный вес токарей составляет 10 процентов средне­ списочного состава рабочих. В 1972 году предприятие приняло на постоянную работу 35 процентов новых рабочих от всей численности токарей. Однако в то же время 44 процента уче­ ников было уволено без присвоения разряда. Очевидно, все затраченные средства не принесли должного экономического эффекта.

Вот почему большие расходы социалистического общества «а подготовку квалифицированных кадров все более настоя­ тельно диктуют необходимость эффективного их использо­ вания.

О растущих расходах социалистического общества на под­ готовку квалифицированных кадров можно судить по данным табл. 6.

Проведенный анализ показывает, что как в целом по

СССР, так и по Латвийской ССР имеет место относительно высокий удельный вес расходов на подготовку квалифициро­ ванных кадров в общей сумме национального дохода и госу­ дарственного бюджета. За указанные годы эти расходы по удельному весу стабилизировались. Если же взять во внима­ ние то обстоятельство, что за 1965—1972 гг. возросли нацио­ нальный доход и государственный бюджет соответственно по

СССР — на 62 и 70 процентов (в фактически действовавших ценах), а по республике — на 52 и 71 процент (в фактически действовавших ценах), то становится очевидным значитель­ ное возрастание этих расходов.

20


Т а б л и ц а 6

Расходы на подготовку квалифицированных кадров

(1965— 1972 гг.)1

 

 

1965 г.

 

 

1972 г.

 

 

Расходы^

Доля,

%

Расходы,

Доля,

%

 

 

 

 

 

 

млн. руб.

ГОС.

н а ц .

млн. руб.

ГОС.

н а ц .

 

 

бюджета

дохода

 

бюджета

дохода

СССР

3251

3,2

1,7

5573

3,2

1,8

ЛССР

30,9

4,7

1,2

53

4,6

1.3

В расходах общества на подготовку кадров одной из важ­ нейших статей является выделение средств по линии профес­ сионально-технического образования. Их удельный вес вы­ глядит следующим образом (в %):12

 

 

 

 

1965 г.

1972 г.

Латвийская ССР .

. . . . . .

29

33

СССР

.................................

. . .

25,8

27,8

В абсолютных размерах эти расходы возросли по СССР и

республике

соответственно с 840 до 1554 миллионов рублей и

с 9 до 17,6

миллиона рублей, т. е. более чем в 1,8 и 1,9 раза.

Все это отражает заботу

социалистического государства

о необходимости постоянного

повышения квалификации кад­

ров, в том числе и профессионально-технического образова­ ния рабочих.

В своей речи на Всесоюзном слете студентов Л. И. Бреж­ нев, отмечая развивающуюся тенденцию повышения образо­ вания, квалификации трудящихся, подчеркивал, что «наша партия хорошо видит все эти процессы. Решения XXIV съезда выдвинули важнейшую задачу наиболее полно и органически

1 Рассчитана по: «Народное хозяйство СССР в 1972 г.». Стат. ежегод­

ник.

М., 4973,

стр. 5312, 724, 727; «Народное хозяйство Латвийской ССР

в 1972 г.». Стат.

ежегодник. Р., 1973, стр. 40, 407, 408.

2

Рассчитано по: «Народное хозяйство СССР в 1972 г.». Стат. ежегод­

ник. М., 1973, стр. 727; «Народное хозяйство Латвийской ССР в 1972 г.». Стат. ежегодник. Р., 1973, стр. 408.

21


сочетать преимущества нашего социалистического строя с до­ стижениями научно-технической революции. А для этого нуж­ но воспитать соответствующие кадры, создать большие отря­ ды новых специалистов».1

Важной'формой повышения производственной активности, нравственного и гражданского воспитания и широкого вовле­ чения рабочих в социалистическое соревнование стали в по­ следние годы школы коммунистического труда. Они способ­ ствуют расширению политических и экономических знаний, укреплению трудовой активности и росту профессионального 'Мастерства рабочих.

В нашей республике работает свыше четырех тысяч таких школ. В них обучается более 122 тысяч человек. Хорошо ра­ ботают школы коммунистического труда на государственном электротехническом заводе ВЭФ, фабрике «Юглас мануфак­ тура», лиепайском заводе «Сарканайс металлурге» и др.

Однако в работе школ имеют место трудности организа­ ционного и методического характера. В некоторых из них от­ четливо просматривается узкий профессионализм в ущерб вопросам политического и эстетического образования. Необхо­ димо настойчивое повышение мастерства пропагандистов. Повышению качества обучения будет способствовать широ­ кое применение таких активных форм обучения, как выполне­ ние рабочими практических заданий и рефератов.

Повышению трудовой зрелости молодых рабочих способ­ ствует и такая форма, как наставничество, когда лучшие кад­ ровые рабочие берут индивидуальное шефство над своими молодыми коллегами. На XVIII Рижской городской партий­ ной конференции отмечалось, что сейчас назрела необходи­ мость создать систему обучения наставников.2 С тем, чтобы развивать размах и эффективность движения наставничества, следует помимо существующих моральных мер поощрения разработать и определенные материальные стимулы.

В конечном счете наша профессиональная и общеобразо­ вательная школа, советская действительность формирует но­

вый облик рабочего,

о котором в речи на XV съезде проф­

союзов СССР

Генеральный

секретарь ЦК КПСС товарищ

Л. И. Брежнев сказал:

«Передовой рабочий сегодня — это

человек, обладающий

глубокими знаниями, широким круго­

зором, сознательным

и

творческим отношением к труду, он

1 «Правда»,

1971, 20 октября.

5 февраля.

2 Ом, «Советская Латвия»,

1974,

22


чувствует себя хозяином производства, человеком, ответствен­ ным за все, что происходит в нашем обществе. Такой рабочий политически активен, он нетерпим к расхлябанности и без­ ответственности, к любым недостаткам в организации про­ изводства».

* *

*

Таким образом, самой перспективной и экономически эф­ фективной является подготовка рабочих в системе профессио­ нально-технического образования. Современное, и особенно будущее, производство требует развития профессиональнотехнических училищ, дающих молодым рабочим среднее обра­ зование.

Ныне усиливается возрастающее значение среднего обра­ зования как фактора экономического роста, его связь е повы­ шением рабочими своего квалификационного уровня и про­ фессионального мастерства.

Однако .поскольку в ближайшие годы будет продолжаться в больших масштабах подготовка рабочих непосредственно на предприятиях, постольку необходимо укреплять и совершен­ ствовать ее учебно-материальную базу.

Система советской профессиональной подготовки дает ра­ бочему не только специальные знания, но и способствует по­ вышению его политической и трудовой активности.

О

Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

Профессионально-технические

училища — главное

направление

 

в подготовке квалифицированных рабочих кадров

. . . .

4

Необходимость и пути совершенствования подготовки рабочих непо­

 

средственно на производстве................................. ......

 

13