Файл: Чекин, В. В. Формы профессионально-технической подготовки рабочих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
Такая поспешность в подготовке молодых рабочих не поз
воляет, по существу, выйти за рамки техминимума |
и ведет |
к большим издержкам. |
предприя |
Обследование на девяти машиностроительных |
тиях республики по профессии токаря дает возможность сде лать несколько поучительных выводов. Один из них состоит в том, что среди рабочих этой профессии существует большая текучесть. В 1972 году предприятия уволили и перевели на другую работу 27,7 процента токарей. Вследствие этого они были вынуждены вновь принять и перевести на работу по про фессии токаря почти 35 процентов от среднесписочной чис ленности рабочих-токарей. .При этом более чем половине из вновь принятых рабочих потребовалась профессиональная подготовка. Другим выводом является то, что почти каждый пятый из рабочих, проходивших обучение в 1972 году, не за крепился на предприятии и был уволен (в том числе каждый второй рабочий — без присвоения разряда). На «Ригасельмаш» удельный вес токарей составляет 10 процентов средне списочного состава рабочих. В 1972 году предприятие приняло на постоянную работу 35 процентов новых рабочих от всей численности токарей. Однако в то же время 44 процента уче ников было уволено без присвоения разряда. Очевидно, все затраченные средства не принесли должного экономического эффекта.
Вот почему большие расходы социалистического общества «а подготовку квалифицированных кадров все более настоя тельно диктуют необходимость эффективного их использо вания.
О растущих расходах социалистического общества на под готовку квалифицированных кадров можно судить по данным табл. 6.
Проведенный анализ показывает, что как в целом по
СССР, так и по Латвийской ССР имеет место относительно высокий удельный вес расходов на подготовку квалифициро ванных кадров в общей сумме национального дохода и госу дарственного бюджета. За указанные годы эти расходы по удельному весу стабилизировались. Если же взять во внима ние то обстоятельство, что за 1965—1972 гг. возросли нацио нальный доход и государственный бюджет соответственно по
СССР — на 62 и 70 процентов (в фактически действовавших ценах), а по республике — на 52 и 71 процент (в фактически действовавших ценах), то становится очевидным значитель ное возрастание этих расходов.
20
Т а б л и ц а 6
Расходы на подготовку квалифицированных кадров
(1965— 1972 гг.)1
|
|
1965 г. |
|
|
1972 г. |
|
|
Расходы^ |
Доля, |
% |
Расходы, |
Доля, |
% |
|
|
|
|
|
||
|
млн. руб. |
ГОС. |
н а ц . |
млн. руб. |
ГОС. |
н а ц . |
|
|
бюджета |
дохода |
|
бюджета |
дохода |
СССР |
3251 |
3,2 |
1,7 |
5573 |
3,2 |
1,8 |
ЛССР |
30,9 |
4,7 |
1,2 |
53 |
4,6 |
1.3 |
В расходах общества на подготовку кадров одной из важ нейших статей является выделение средств по линии профес сионально-технического образования. Их удельный вес вы глядит следующим образом (в %):12
|
|
|
|
1965 г. |
1972 г. |
Латвийская ССР . |
. . . . . . |
29 |
33 |
||
СССР |
................................. |
. . . |
25,8 |
27,8 |
В абсолютных размерах эти расходы возросли по СССР и
республике |
соответственно с 840 до 1554 миллионов рублей и |
с 9 до 17,6 |
миллиона рублей, т. е. более чем в 1,8 и 1,9 раза. |
Все это отражает заботу |
социалистического государства |
о необходимости постоянного |
повышения квалификации кад |
ров, в том числе и профессионально-технического образова ния рабочих.
В своей речи на Всесоюзном слете студентов Л. И. Бреж нев, отмечая развивающуюся тенденцию повышения образо вания, квалификации трудящихся, подчеркивал, что «наша партия хорошо видит все эти процессы. Решения XXIV съезда выдвинули важнейшую задачу наиболее полно и органически
1 Рассчитана по: «Народное хозяйство СССР в 1972 г.». Стат. ежегод
ник. |
М., 4973, |
стр. 5312, 724, 727; «Народное хозяйство Латвийской ССР |
в 1972 г.». Стат. |
ежегодник. Р., 1973, стр. 40, 407, 408. |
|
2 |
Рассчитано по: «Народное хозяйство СССР в 1972 г.». Стат. ежегод |
ник. М., 1973, стр. 727; «Народное хозяйство Латвийской ССР в 1972 г.». Стат. ежегодник. Р., 1973, стр. 408.
21
сочетать преимущества нашего социалистического строя с до стижениями научно-технической революции. А для этого нуж но воспитать соответствующие кадры, создать большие отря ды новых специалистов».1
Важной'формой повышения производственной активности, нравственного и гражданского воспитания и широкого вовле чения рабочих в социалистическое соревнование стали в по следние годы школы коммунистического труда. Они способ ствуют расширению политических и экономических знаний, укреплению трудовой активности и росту профессионального 'Мастерства рабочих.
В нашей республике работает свыше четырех тысяч таких школ. В них обучается более 122 тысяч человек. Хорошо ра ботают школы коммунистического труда на государственном электротехническом заводе ВЭФ, фабрике «Юглас мануфак тура», лиепайском заводе «Сарканайс металлурге» и др.
Однако в работе школ имеют место трудности организа ционного и методического характера. В некоторых из них от четливо просматривается узкий профессионализм в ущерб вопросам политического и эстетического образования. Необхо димо настойчивое повышение мастерства пропагандистов. Повышению качества обучения будет способствовать широ кое применение таких активных форм обучения, как выполне ние рабочими практических заданий и рефератов.
Повышению трудовой зрелости молодых рабочих способ ствует и такая форма, как наставничество, когда лучшие кад ровые рабочие берут индивидуальное шефство над своими молодыми коллегами. На XVIII Рижской городской партий ной конференции отмечалось, что сейчас назрела необходи мость создать систему обучения наставников.2 С тем, чтобы развивать размах и эффективность движения наставничества, следует помимо существующих моральных мер поощрения разработать и определенные материальные стимулы.
В конечном счете наша профессиональная и общеобразо вательная школа, советская действительность формирует но
вый облик рабочего, |
о котором в речи на XV съезде проф |
|||
союзов СССР |
Генеральный |
секретарь ЦК КПСС товарищ |
||
Л. И. Брежнев сказал: |
«Передовой рабочий сегодня — это |
|||
человек, обладающий |
глубокими знаниями, широким круго |
|||
зором, сознательным |
и |
творческим отношением к труду, он |
||
1 «Правда», |
1971, 20 октября. |
5 февраля. |
||
2 Ом, «Советская Латвия», |
1974, |
22
чувствует себя хозяином производства, человеком, ответствен ным за все, что происходит в нашем обществе. Такой рабочий политически активен, он нетерпим к расхлябанности и без ответственности, к любым недостаткам в организации про изводства».
* *
*
Таким образом, самой перспективной и экономически эф фективной является подготовка рабочих в системе профессио нально-технического образования. Современное, и особенно будущее, производство требует развития профессиональнотехнических училищ, дающих молодым рабочим среднее обра зование.
Ныне усиливается возрастающее значение среднего обра зования как фактора экономического роста, его связь е повы шением рабочими своего квалификационного уровня и про фессионального мастерства.
Однако .поскольку в ближайшие годы будет продолжаться в больших масштабах подготовка рабочих непосредственно на предприятиях, постольку необходимо укреплять и совершен ствовать ее учебно-материальную базу.
Система советской профессиональной подготовки дает ра бочему не только специальные знания, но и способствует по вышению его политической и трудовой активности.
О |
Г Л А В Л Е Н И Е |
|
|
Профессионально-технические |
училища — главное |
направление |
|
в подготовке квалифицированных рабочих кадров |
. . . . |
4 |
|
Необходимость и пути совершенствования подготовки рабочих непо |
|
||
средственно на производстве................................. ...... |
|
13 |