Файл: Чекин, В. В. Формы профессионально-технической подготовки рабочих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4 |
||
|
План подготовки и повышения квалификации |
|
|
|
||||
|
|
на РВЗ в |
1971—1975 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ll971— |
% охвата |
|
||
|
|
|
1970 г. |
обучением |
|
|||
|
|
|
1975 гг., |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всего |
1970 |
г. |
1975 |
г. |
|
|
|
|
|
||||
Подготовка новых рабочих |
400 |
181.0 |
6,6 |
|
6,1 |
|
||
Повышение |
разряда |
|
460 |
2410 |
7,5 |
|
7.4 |
|
Обучение |
смежным |
профес |
|
|
|
|
|
|
сиям ........................................ |
|
|
70 |
410 |
1.1 |
|
6,8 |
|
Овладение новыми профес |
400 |
1810 |
6,6 |
|
5,6 |
|
||
сиями |
................................. |
|
|
|
||||
Овладение |
передовыми |
мето |
410 |
260 |
0,68 |
1 |
4,3 |
|
дами труда .......................... |
|
|
На производстве сложилась следующая система повыше ния квалификации рабочих:
—производственно-технические курсы;
—курсы обучения рабочих вторым профессиям и совме щаемым профессиям;
—курсы целевого назначения;
—школы по изучению передовых методов труда;
—школы мастеров.
Многообразие форм объясняется характером тех или иных задач, возникающих на производстве в связи с изменениями в технике и технологии производства.
Несмотря на различие в формах повышения квалификации рабочих, в основе всей этой работы должна лежать ступенча тая система обучения. Суть ее в том, что процесс общетехни ческого и специального обучения дифференцируется по ступе ням обучения так, чтобы каждая последующая ступень явля лась логическим продолжением предыдущей и тем самым обеспечивала рабочему возможность пройти путь от малоква лифицированного рабочего до рабочего самой высокой квали фикации. Важным достоинством ступенчатой системы являет
1$
ся и то, что она стимулирует материальную заинтересован ность рабочих в повышении своей квалификации, позволяет им «заглянуть» вперед, увидеть перспективу роста профессио нального мастерства. Она же лучше отвечает требованиям педагогической науки, обеспечивает преемственность обу чения.
В настоящее время в промышленности СССР ежегодно повышает квалификацию Vs часть всех рабочих. В среднем каждый рабочий .повышает квалификацию раз в 5 лет, но
вряде отраслей — значительно реже, что явно недостаточно
вусловиях быстрого технического прогресса,1 а между тем повышение темпов роста квалификации играет существенную роль в подъеме эффективности общественного труда. Выбо рочные обследования на ряде машиностроительных заводов страны показали, что недостаточная профессиональная подго товка ведет к снижению нормы выработки рабочих в среднем на 10—15 процентов. В то же время повышение квалифика ции на один разряд обеспечивает рост производительности труда рабочего в среднем на 6—8 процентов.
Ныне на отдельных предприятиях средний уровень квали фикации рабочих недостаточен и отстает от среднего уровня выполнения работ. Это диктует необходимость дальнейшего наращивания темпов по повышению квалификации рабочих, иначе может снизиться эффективность труда. Об имеющихся больших .резервах повышения квалификации рабочих говорят результаты исследования в машиностроительной промыш ленности Латвии, в которой ежегодно присваиваются более высокие разряды:2
|
37 |
процентам рабочих |
1-го разряда; |
||
|
32 |
„ |
„ |
2-го |
|
|
25 |
„ |
„ |
3-го |
\, |
|
20 |
„ |
„ |
4-го |
|
|
17 |
„ |
„ |
5-го |
|
1 См. Л. А. |
Ко с т и н . |
Повышение эффективности труда в новых |
|||
условиях хозяйствования. |
М., 1-971, стр. |
242. |
|
||
2 П. И. |
К а р п е н к о . |
Повышение- --квалификации рабочих на произ |
|||
водстве. Р., |
1969, |
стр. 43. |
$ |
ка:- |
'• |
|
|
|
: |
1
На ряде предприятий, таких, как опытный завод граждан ской авиации, мопедный завод «Саркана звайгзне», за по следние пять лег более половины рабочих вообще не повы шали своей квалификации.1
Одним из главных направлений по повышению эффектив ности подготовки рабочих на производстве является измене ние соотношения между подготовкой индивидуально-бригад
ным способом |
и |
курсовой |
формой в |
пользу |
последней. |
||
В 1972 году соотношение |
различных форм подготовки рабо |
||||||
чих в народном хозяйстве республики было следующим:2 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
в % к |
|
|
|
|
|
|
|
итогу |
подготовлено |
рабочих — всего |
........................................ |
100 |
||||
в том числе: |
|
|
|
|
|||
индивидуальное о б у ч е н и е ........................................ |
58,2 |
||||||
бригадное |
и |
групповое о б у ч е н и е .......................... |
13,2 |
||||
в школах, |
на |
курсах, |
учебных комбинатах . . |
28,6 |
|||
Основной |
недостаток |
индивидуально-бригадного способа |
|||||
подготовки рабочих |
заключается в том, |
что обучение часто |
сводится к выработке элементарных производственных навы ков без достаточной теоретической базы, а между тем, как видно из приведенных данных, этим способом готовится две трети всех рабочих.
Курсовая система подготовки позволяет дать более высо кую профессиональную подготовку. Однако в ней готовится менее одной трети всех (рабочих. Особенно слабо развита эта
форма в промышленности, |
хотя |
в ней сконцентрировано |
52,7 процента всех рабочих, |
подготовленных непосредственно |
|
на производстве. Это положение |
иллюстрируют данные |
табл. 5.
Из приведенных данных видно, что наиболее неблагополуч ное соотношение сложилось в промышленности.
Причины широкого распространения индивидуально-бри гадного способа «а предприятиях объясняют тем, что не всег да .можно создать группу для изучения теоретического курса, так как на предприятие сразу поступает небольшое количест
1 См. «Экономическая газета», |
1972, № |
45, стр. 8. |
2 См. Материалы Государственного |
Комитета Совета Министров |
|
Л ССР по использованию трудовых |
ресурсов. |
18
во новых рабочих. Далее, на ряде предприятий нет нужной учебно-производственной базы, свободного оборудования и помещений.
Т а б л и ц а 5
Формы подготовки рабочих в отраслях народного хозяйства
|
Латвийско:"- ССР в 1972 г.1 |
|
|
|
|
Удельный вес (в %) |
|
||
|
рабочих, |
подготовленных: |
|
|
|
индивидуально- |
в |
учебных |
комбинатах, |
|
бригадным способом |
школах и |
на курсах |
|
Промышленность |
89,1 |
|
1.0,9 |
|
Строительство |
47,3 |
|
52,7 |
|
Транспорт |
50,0 |
|
50,0 |
Существенным недостатком подготовки рабочих та произ водстве выступает нарушение установленных сроков их обу чения. Фактический срок обучения новых рабочих в машино строении СССР за последние пять лет .равен 3,7 месяца. При мерно такие же сроки имеют место и в машиностроении рес
публики.
Государственный Комитет Совета Министров Латвий ской ССР по использованию трудовых ресурсов в 1973 году провел обследование качества подготовки рабочих на ряде машиностроительных заводов по 12 профессиям. Выяснилось, что сроки подготовки рабочих нарушаются, продолжитель ность обучения по одной и той же профессии на разных пред приятиях различная и колеблется в пределах от 2 до 6 меся цев,- Например, фактические сроки подготовки токарей были
следующими: |
|
|
|
|
Валмиерский завод противопожарного |
. |
. |
2,2 месяца |
|
оборудования |
........................... |
|||
Вентспилсский вентиляторный завод |
|
|
4 |
|
Елгавский машиностроительный завод |
|
|
6 |
|
Даугавпилсский |
электроинструментальный |
|
4 |
|
завод ............................................................. |
|
1 Материалы Государственного Комитета Совета Министров ЛССР по использованию трудовых ресурсов.
19