Файл: Чекин, В. В. Формы профессионально-технической подготовки рабочих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
циально-политической активности рабочих. Образованные ра бочие творчески активнее, инициативнее, глубже осознают общественную значимость труда.
Все это определяет важность и необходимость всемерного развития среднего общего и профессионально-технического образования. В постановлении Верховного Совета СССР, при нятом на шестой сессии восьмого созыва в июле 1973 года, отмечается, что строительство коммунизма, бурный рост про изводительных сил _и научно-технический прогресс в СССР
требуют непрерывного повышения культурного и образова тельного уровня всего общества и каждого гражданина...
В этих условиях постоянно возрастает роль всей системы на родного образования в коммунистическом воспитании и обу чении подрастающего поколения, в подготовке квалифициро ванных рабочих и специалистов.
Говоря о значении образования, необходимо видеть и его социальный аспект. Буржуазия также занимается повыше нием образования, но на это ее толкает научно-технический прогресс. Она дает рабочему, образно говоря, «мини-образо вание», достаточное лишь для того, чтобы человек мог управ лять определенной машиной, механизмом в той мере, в какой это отвечает ее интересам.
В условиях социализма социальная функция образования иная: она призвана формировать всесторонне развитую лич ность. Вот почему в странах социализма «поход за знаниями» приобрел подлинно массовый характер.
Успехи советской школы в повышении образовательной подготовки трудящихся общепризнаны. Ныне 72 процента трудящихся, занятых в народном хозяйстве страны, имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование. Более 75 процентов молодых людей, вступающих в жизнь, получают
унас полное среднее образование.
В1939 году среди лиц, занятых в хозяйстве буржуазной Латвии, имелось более 9 процентов неграмотных и 72,5 про цента составляли лица с начальным (и ниже начального) об разованием. В Латвийской ССР неграмотность полностью ликвидирована, а доля лиц, имеющих начальное (и ниже на чального) образование, в общей численности занятых сокра тилась в 1970 году в 2,5 раза.
Представление о росте образования рабочих дают следую щие данные (табл.1):
9
|
|
|
Т а б л и ц а |
i |
|
Уровень образования рабочих, имеющих занятия в 1959 и 1970 гг., |
|
||||
|
на 1 000 человек1 |
|
|
|
|
|
|
1059 г. |
1970 г. |
1970 |
г. |
|
|
в % |
к |
||
|
|
|
|
1959 |
г. |
Высшее, незаконченное высшее |
39 |
62 |
169 |
|
|
и среднее специальное . . . . |
|
||||
Среднее и незаконченное среднее |
434 |
516 |
118 |
|
|
Начальное |
........................................ |
337 |
32,1 |
82 |
|
Таким образом, число рабочих с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием возросло поч ти в 1,6 раза, со средним общим — почти на 20 процентов. Одновременно произошло заметное уменьшение численности рабочих с начальным образованием — на 18 процентов.
В республике в 1956—1960 гг. оканчивали полную среднюю
школу в среднем за год 11,1 |
тысячи человек. |
В следующем |
|||
пятилетии |
этот показатель |
составил |
10,7 тысячи |
человек. |
|
В годы восьмой пятилетки (1966—1970 гг.) |
средняя |
школа |
|||
выпустила |
16,2 тысячи человек. В первые два года девятой |
||||
пятилетки |
окончили полную |
среднюю |
школу 35 тысяч че |
||
ловек.12 |
|
|
|
|
|
Из окончивших восьмой класс в 1972 году в девятый класс общеобразовательной школы поступили 62 процента, в сред ние специальные учебные заведения — 16 процентов, в про фессионально-технические училища, дающие среднее образо вание, — 9 процентов учащихся.3 Таким образом, 87 процен тов в той или иной форме получат среднее образование. В 1974 учебном гаду около 92 процентов подростков, окончив ших 8 классов в школах нашей республики, продолжат заня тия в десятилетке и других учебных заведениях, дающих зна ния в ее объеме.
1 Данные ЦСУ .при Совете Министров Латвийской ССР.
2 См. «На^родное хозяйство Латвийской ССР в 1072 г.». Стат. ежегод ник. Р., 1973, стр. 375.
3 Там же.
10
Достижения в этой области наглядно видны на примере Пролетарского района г. Риги. У 41 процента всех рабочих предприятий района — среднее и незаконченное высшее обра зование, а среди молодого поколения рабочего класса, -кото рое начало свою трудовую деятельность в восьмой пятилетке, 55 процентов имеют среднее образование и каждый пятый продолжает учебу в высших и средних специальных учебных заведениях.1
Теперь, как отмечает первый заместитель председателя Госплана Латвийской ССР Э. Аболинь, каждый пятый рабо чий по своему общеобразовательному уровню соответствует профессиям высококвалифицированного и квалифицированно го труда.2
Вместе с тем необходимо отметить, что хотя удельный вес рабочих с начальным (и ниже начального) образованием за последние десять лет сократился почти на 20 процентов, их количество все еще продолжает оставаться большим. Так, на пример, на Рижском вагоностроительном заводе состав рабо чих по образованию выглядит следующим образом (в процен тах к общему числу основных рабочих):
Высшее |
Незакон |
Среднее |
Среднее |
Не имеют |
|
ченное |
специаль |
общее |
среднего |
|
высшее |
ное |
|
образования |
0,3 |
0,7 |
5 |
20 |
74 |
Из 2 133 рабочих, не имеющих среднего образования, 46 человек не имеют начального образования (из них 40 чело век — мужчины в возрасте 60 и более лет и женщины 55 лет и старше);
211 — закончили начальную школу;
442 — имеют образование в объеме 5—6 классов;
747 — закончили 7 классов;
733 — имеют 8, 9-классное образование.
Разумеется, не все рабочие в силу своего возраста могут продолжать образование. Достаточно отметить, что из 747 ра
бочих с семилетним |
образованием 707 человек закончили |
|
’ |
См. «Экономическая |
газета», 1972, № 45, стр. 8. |
2 |
См. «Советская Латвия», 1973, 28 июня. |
11
школу в 1962 году и ранее и, как видно, разрыв этот слишком велик, чтобы продолжать учебу. Здесь важно отметить другое обстоятельство. На заводе 450 человек молодых рабочих
ввозрасте до 29 лет, но лишь 67 из них продолжают учебу
вобщеобразовательной школе.
Вот почему необходима настойчивая работа партийных, комсомольских и советских организаций по претворению в жизнь задачи огромного социального значения, выдвинутой XXIV съездом КПСС: завершить в девятой пятилетке переход ко всеобщему среднему образованию молодежи.
12
Н Е О Б Х О Д И М О С Т Ь И |
ПУТИ |
С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Н И Я |
|
П О Д Г О Т О В К И Р А Б О Ч И Х Н Е П О С Р Е Д С Т В Е Н Н О |
|||
НА П Р О И З В О Д С Т В Е |
|
||
Среди причин, обусловливающих широкое |
распростране |
||
ние системы подготовки |
рабочих |
непосредственно на пред |
|
приятиях, следует иметь |
в виду |
следующие. |
Достоинством |
этой системы являются ее мобильность и оперативность, поз воляющие быстро готовить рабочие кадры в соответствии с изменяющимися потребностями производства. К тому же она позволяет учесть специфические условия того или иного пред приятия. Например, Рижский вагоностроительный завод из-за отсутствия общежития вообще не может взять себе выпускни ков ПТУ и поэтому вынужден готовить рабочих только у себя на предприятии.
Другим фактором, говорящим в пользу распространения подготовки рабочих на предприятиях, выступает большая ма териальная заинтересованность молодых рабочих пойти сра зу на производство и там, в короткие сроки получив специ альность, включиться в трудовую деятельность.
Важным преимуществом этой формы обучения рабочих является благотворное влияние трудового коллектива, слав ных традиций рабочего класса на формирование производст венного и морального облика молодого рабочего.
Система профессионального обучения рабочих непосред ственно на производстве включает подготовку их по новым профессиям и специальностям и повышение Квалификации. Характерно, что четко обозначилась тенденция к увеличению удельного веса рабочих, повышающих свою квалификацию в общей системе подготовки. Например, ныне из общего коли чества рабочих, подготавливаемых на предприятиях Латвий ской ССР, около 80 процентов обучается в системе повыше ния квалификации. Этот факт отражает растущие потребно сти современного производства в квалифицированных кадрах.
13
О растущих масштабах подготовки рабочих кадров непосред ственно на предприятиях свидетельствуют следующие данные
(табл. 2):
Т а б л и ц а 2
Подготовка и повышение квалификации рабочих на предприятиях Латвийской ССР1
(тыс. чел.)
1950 г. 1960 г. 1965 г. 1970 г. 1971 г. 1972 г.
Обучено новым профессиям |
24,4 |
31,9 |
45,7 |
52,2 |
54,2 |
53,9 |
и специальностям |
||||||
Повысили квалификацию . |
34,4 |
47,8 |
82,3 |
91,9 |
91,9 |
88,8 |
Как видно из таблицы, из года в год увеличивается коли чество рабочих, обученных новым профессиям и специально стям, а также повысивших свой квалификационный уровень. При этом происходит более быстрое нарастание темпов повы шения квалификации рабочих. Так, если в 1950 году отноше ние рабочих, повысивших квалификацию, к получившим про фессию составило 1,5 : 1, то в 1971 году этот показатель воз рос и составил 1,7 : 1. Планом на 1971—1975 гг. в республике предусмотрено повысить квалификацию более 950 тысяч ра ботающих, т. е. почти каждого занятого в народном хозяйстве.
На ряде промышленных предприятий республики повыше ние квалификации рабочих превышает обучение новых рабо чих вдвое и даже значительно больше. Так, например, на «Ригас мануфактура» за первые два года девятой пятилетки было обучено новым профессиям и специальностям 90 рабо чих, получено пополнение из профессионально-технической школы — 300 человек, а за этот же период времени повысили свою квалификацию 793 человека. Состояние подготовки и повышения квалификации на Рижском вагоностроительном заводе показано в табл. 3.1
1 См. «Народное хозяйство Латвийской ССР в И972 г.». Стат. ежегод ник. Р., 1973, стр. 296.
14
Т а б л и ц а 3
|
Подготовка и повышение квалификации рабочих на РВЗ1 |
|
|
|||||
|
Формы подготовки и |
1969 г. |
1970 г. |
1971 г. |
1972 |
г. |
1973 |
г. |
|
повышения квалификации |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучение новых рабочих — всего |
463 |
400 |
350 |
360 |
|
360 |
|
|
Повышение квалификации — всего . |
921 |
718 |
700 |
720 |
|
720 |
|
|
в |
том числе по видам обучения: |
|
|
|
|
|
|
|
в школе передовых методов труда |
77 |
40 |
40 |
40 |
|
40 |
|
|
обучено вторым профессиям . |
73 |
70 |
70 |
80 |
|
£0 |
|
|
на |
курсах целевого назначения |
346 |
367 |
367 |
375 |
|
375 |
|
на |
производственно-технических |
395 |
241 |
241 |
250 |
|
250 |
|
курсах ............................................... |
|
|
Таким образом, за последние пять лет на предприятии обучено дочти 2 тысячи молодых рабочих и более 3,7 тысячи рабочих повысили свою производственную квалификацию.
На этом предприятии, как и на многих других, подготовка и ’повышение квалификации входит составной и важнейшей частью в план социального развития коллектива. В этом слу чае профессионально-техническая подготовка и повышение квалификации работников предприятия тесно увязываются с перспективами развития производства и технического про гресса (табл. 4).
Такие масштабы подготовки и повышения квалификации удовлетворяют 100 процентов потребностей завода.
Уже отмечалось, что квалификация рабочего является важнейшей характеристикой качества рабочей силы, уровня развития ее способности к труду. Научно-технический про гресс вызывает необходимость планомерной работы по повы шению квалификации трудящихся.1
1 Составлена по материалам завода.
15