Файл: Строительство фундаментов опор малых и средних мостов в суровых климатических условиях..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Если в мостах с массивными опорами одним из средств бо лее эффективного противодействия пучению является увеличе ние веса опор, то в мостах с опорами свайного, столбчатого
истоечно-стаканного типов уменьшают периметр фундамента
вдеятельном слое, значительно (не менее 2 м) заглубляют (анкеруют) в вечномерзлом грунте с учетом возможной рабо
ты фундамента на растягивающие усилия, возникающие вслед ствие пучения.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ФУНДАМЕНТОВ НА ТЕРМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ
Опыт эксплуатации фундаментов мостовых опор в районах вечной мерзлоты показывает, что основными и наиболее рас пространенными деформациями мостовых сооружений явля ются осадка (просадка) и пучение, которые возникают вслед ствие взаимодействия фундаментов опор с вечномерзлыми и промерзающими грунтами. Особенность этого взаимодействия заключается в том, что повышение температуры льдонасыщен ных мерзлых оснований фундаментов или их оттаивание, воз никающие по каким-либо причинам в процессе строительства и эксплуатации, вызывают осадки опор. Увеличение же слоя промерзания грунта у фундаментов и уменьшение сил смер зания с грунтом анкерного слоя вызывают их выпучивание.
На термический режим вечномерзлых грунтов у фундамен тов опор оказывают влияние температура вечномерзлой тол щи, конструкция опор и фундаментов (массивные фундамен ты, свайные или отдельные столбы), а также их геометриче ские параметры (глубина заложения, размеры поперечного се чения) и теплофизические свойства материала.
Немаловажными внешними факторами являются также температура воздуха, условия пропуска водотока через соору жение, перенос тепла фильтрующей водой, наличие наледей и снежных отложений. Одним из важных факторов, влияющих на термический режим вечномерзлых грунтов у фундаментов опор малых и средних мостов, является способ производства работ.
Представляет интерес строительство опор двух мостов с различной конструкцией опор в мерзлотно-грунтовых и кли матических условиях.
Первый и второй строительные участки этих мостов харак теризуются наличием сплошного распространения низкотемпе ратурной вечной мерзлоты (с температурой грунтов минус 2,5°С). Мосты запроектированы по типовому проекту Ленгипротранемоета.
На участке № 1 водоток в летнее время постоянный, с не значительным расходом воды, в зимний период он промерза
9
ет до дна. Русло водотока на глубине 4—5 м сложено из водо насыщенных супесчаных грунтов различной консистенции, верхние слои заторфованы, местами супесь переслаивается с песчано-гравийными грунтами. Ниже залегают дресвяно-щебе нистые грунты, а на глубине 10 м—трещиноватые скальные породы. Глубина сезонного оттаивания вечномерзлых грунтов, достигает 3 м. Влажность грунтов на глубине расположения фундаментов колеблется в пределах 15%. Фундамент заложен на непросадочных (при оттаивании) дресвяно-щебенистых
грунтах.
В данных геологических и мерзлотно-грунтовых условиях строится мост по схеме 3X9,3 м (рис. 6). Береговые опоры предусмотрены с фундаментами стоечно-стаканного типа, а промежуточные—сборно-монолитные анкерного типа.
Рис. 6. Схема моста на площадке № 1:
/—устой стоечно-стаканного типа; 2—железобетонное пролетное строение; 3—сборно-монолитная опора; 4—термометрические скважины Ns 1—14
Сооружение фундаментов выполняли в различное время года. Котлованы фундаментов опор № 1 и 2 разрабатывали в зимний период времени вручную при помощи отбойных мо лотков способом «проморозок». Весной при наступлении тепла сооружение этих фундаментов было закончено, а пазухи за сыпаны местным талым грунтом с температурой, близкой к нулю.
10
Фундаменты опор № 3 и 4 сооружали в летний период, «котлованным» способом, причем грунт в верхней части кот лованов разрабатывали с определенным уклоном для обеспе чения устойчивости откосов, а в нижней его части—с верти кальными стенками и одновременным креплением деревянны ми щитами.
В процессе производства работ стенки котлованов предо храняли от попадания солнечных лучей брезентом. В котло ван опоры № 3 поступало незначительное количество воды,
восновном со стенок за счет оттаивания вечномерзлых грун тов, а в котлован опоры № 4—значительное. В процессе раз работки котлована № 4 были обнаружены талые включения-
ввиде отдельных водоносных прослоек. По мере углубления
котлована поступление воды увеличивалось и достигало50 м3/ч. Воду из котлованов откачивали по мере скопления.. На глубине заложения фундаментов опор № 3 и 4 имелись ло кальные включения супесчаных грунтов пластичной конси стенции, которые были удалены и заменены щебенистымгрунтом.
После окончания строительства фундаментов выполняли засыпку котлованов и вели монтаж надфундаментной частиопор моста. Движение поездов по мосту было открыто в ав густе этого же года.
Для наблюдения за ходом изменения температуры грун тов как в процессе строительства, так и после его окончания одновременно с устройством фундаментов были установлены термометрические трубки в специально пробуренные скважи ны. Термометрические скважины диаметром 38 мм устраивали в непосредственной близости к наружной поверхности фунда мента каждой опоры (ем. рис. 6) на глубину заложения егоподошвы и ниже, а скважина № 8 была пробурена на рассто янии 10 см от края фундамента, внутри его монолитной части.
Температурные наблюдения показали, что в пределах рас положения нижней части фундамента опоры № 1 грунты на ходились в мерзлом состоянии.
В пределах расположения фундамента опоры № 2 замече но некоторое повышение температуры грунтов и отступлениемерзлоты. Под основанием этой опоры на глубине до 1 м грун ты находились в талом, а ниже—в мерзлом состоянии. Талые грунты имелись в пределах расположения фундаментов опор № 3 и 4, причем за период, прошедший после их возведения, не замечено признаков восстановления мерзлого состояния грунтов.
Второй строительный участок расположен в непосредствен ной близости от первого. Водотокэтого участка периодический, с незначительным в летнее время расходом воды. Ниже рус ла водотока на глубине до 2,2 м расположены насыщенные водой пески средней крупности с включением торфа. Еще ни-
П
же встречаются гравий, галька с песчаным заполнителем, а на глубине 5,4 м—щебень с дресвой и суглинком. Коренные по роды—амфиболевые сланцы—залегают на глубине 7,3 м. Глу бина сезонного оттаивания вечномерзлых грунтов составляет 3 м.
Рис. 7. Схема моста на опытной площадке № 2
1—сборный устой; 2—железобетонное пролетное строение; 3—железобетонные сваи
сечением 35X35 |
см; |
4—железобетонные столбы диаметром 50 |
см: 5—термометриче |
|||
ские скважины |
№ 1—9; |
6—песок средней |
крупности с гравием и галькой, водона- |
|||
сыщенный; |
7—торф |
слаборазложившийся |
влажностью 36,7%; |
8—гравий и галька |
||
с песком |
влажностью |
16,2%; 9—щебень |
с дресвой и суглинком влажностью 3,8%; |
|||
|
|
|
|
10—сланцы |
амфиболевые |
|
Мост запроектирован свайно-эстакадной конструкции по схеме 1ХП,5 м (рис. 7). Железобетонные сваи сечением 35x35 см и длиной 10 м устанавливали в пробуренные сква жины в один прием после окончания бурения всех восьми скважин с последующим заполнением их цементно-песчаным раствором. По мере завершения бурения готовые скважины закрывали специальными инвентарными щитами. Проходку скважин диаметром 60 см осуществляли станком ударно-ка натного действия УКС-ЗОМ. Устройство скважин фундамента опоры № 2 начато й апреле и закончено в начале мая. На сле-
12
дующий день установлены сваи в скважины и произведено омоноличиваниесвай цементно-песчаным раствором.
В скважины устанавливали термометрические трубки. Для удобства установки их предварительно прикрепляли к сваям и опускали вместе со сваями в скважины. На опоре № 2 уста новлены четыре термометрические трубки, через которые осу ществляли наблюдения за ходом изменения температуры в пределах расположения фундамента. Одна контрольная сква жина пробурена за пределами опоры. Термометрические сква жины устроены также и на опоре № 1.
При строительстве фундаментов этого моста установлены также два опытных столба диаметорм 50 см (см. рис. 7). Тер мометрические трубки расположены в пределах сечения стол бов.
Скважины после установки свай заполняли раствором на полную высоту, т. е. до верха земли без учета насыпного грун та. Температура цементно-песчаного раствора (состав 1:4) в момент заполнения скважин колебалась в пределах 8—12°С.
Результаты температурных наблюдений показали, что пос ле установки свай и заполнения скважин раствором происхо дит постепенное остывание раствора и свай. Отрицательные температуры по боковой поверхности свай появляются на чет вертые сутки, а на седьмые сутки отрицательные температуры достигают расчетных величин. Процесс восстановления темпе ратуры грунтов продолжается непрерывно, полное восстанов ление мерзлого состояния происходит практически в течение одного-двух месяцев.
Проведенные в процессе строительства мостов наблюдения показали, что в любых мерзлотно-грунтовых условиях летнее производство работ «котлованным» способом приводит к не избежному повышению температуры или оттаиванию мерзлых грунтов в пределах расположения фундаментов опор. Особен но характерно это явление для монолитных фундаментов мас сивной конструкции, а также и для облегченных сборных фун даментов из-за необходимости обратной засыпки котлованов талым грунтом.
Совершенно иное положение наблюдается при строительст ве в летнее время свайных фундаментов. Здесь при правиль ном ведении работ по устройству скважин и установке в них свай с последующим заполнением раствором обеспечивается постепенное и своевременное восстановление мерзлого состоя ния грунтов в пределах свай.
УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНДАМЕНТОВ ОПОР мостов
КВОЗДЕЙСТВИЮ СИЛ ПУЧЕНИЯ
Всуровых климатических условиях при строительстве фун даментов опор мостов по существующим для этих районов
13
типовым и индивидуальным проектам имелись случаи недоста точной устойчивости отдельных типов фундаментов к воздей ствию сил морозного пучения.
Как показала практика строительства, фактические значе ния сил выпучивания существенно превышают величины, при нятые в СНиП П-Б.6-66. Случаи выпучивания мостовых опор в определенной степени объясняются заниженными значения ми нормативных сил выпучивания, принимаемыми при их раз работке и привязке. Ошибки в определении суммарной выдер гивающей или удерживающей сил приводят к выпучиванию фундаментов опор мостов как массивной, так и облегченной конструкции (особенно промежуточных опор).
Деформированные морозным пучением мосты чаще всего встречаются в южных районах распространения вечномерз лых грунтов. Объясняется это наличием в этих районах не устойчивых высокотемпературных вечномерзлых грунтов с глубоким сезонным промерзанием (до 3—4 м), а также зале ганием верхней границы вечной мерзлоты в некоторых случа ях на значительных глубинах—ниже зоны расположения фун даментов.
Случаи деформации мостов от воздействия сил пучения имеются и в северных районах, в условиях сплошного рас пространения вечномерзлых грунтов. Например, в Заполярье,, в районе Норильска многие из мостов, построенных за послед ние 30 лет, подверглись деформациям.
Строительство этих мостов вели в основном по методу со хранения мерзлого состояния грунтов основания. Фундаменты закладывали ниже деятельного слоя на глубину 1,5—6 м. Пазухи котлованов в пределах деятельного слоя заполняли смесями типа глинобетона с послойным их трамбованием, а в нижней части—местным талым грунтом с обязательной уборкой опалубки в пределах этого слоя. Боковые поверх ности фундаментов в пределах деятельного слоя покрывали слоем битума.
С целью сохранения грунтов основания в мерзлом состоя нии вокруг опор, не засыпаемых насыпями, укладывали слои торфа или мха, а также устраивали отмостки на мхе. Конусы и подходы земляного полотна отсыпали дренирующими грун тами. Перед бетонированием фундамента под его подошву подсыпали слой щебня, гравия или песка толщиной 15—30 см или устраивали деревянный ростверк из двух рядов брусьев сечением 20X20 см.
Котлованы, находящиеся в пойме и русле водотоков, раз рабатывали в зимний период методом промораживания. В других случаях котлованы разрабатывали в летнее время под солнцезащитными козырьками или навесами.
Опыт строительства и эксплуатации этих мостов показыва ет, что в пучинистых грунтах опоры постоянных мостов, по-
14