Файл: Смирнов, А. А. Гигиена труда специалистов машинно-котельных отделений надводных кораблей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ С С С Р
А. А. С М И Р Н О В
ГИГИЕНА ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ
МАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИИ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
Издание Военно-медицинского музея МО СССР
Л е н и н г р а д — 1 9 7 2
7 ГОС.
I Н*У«ЧО-.:гХЦ..
I' |
c „ • |
1Э.-;ЭЕ'й:-.;>я -
?v. ГАЛЬНОГС) 3 •
A*%»*<•* - '" ^ - Г - Щ - - j ,„.
f A - 3 6 3 9 5
Ответственный редактор — профессор И. Д. К у д р и н
Гост Иу о ^ ч н а г . |
- |
научно-f’eKHi:-ieci!- .я |
|
6 * 0 j i h ofuHR СО С: |
|
экзем п ляр |
|
ГАЛЬНОГО Э / : . |
• |
Одной из важнейших задач медицинской науки является дальнейшее улучшение усло вий труда личного состава Вооруженных Сил. В решении этой задачи большое значе ние принадлежит разработке оздоровитель ных мероприятий на основе научно обосно ванных данных.
Коммунистическая партия Советского Союза и правительство уделяют большое внимание сохранению здоровья советских моряков.
В настоящее время современные кораб ли отвечают всем гигиеническим требовани ям, заключающимся в предупреждении дей ствия на организм человека отрицательных факторов, возможных на кораблях, и ис пользовании положительных. Так, на кораб лях имеется ряд служебных помещений, в которых, особенно в аварийных условиях, а также при герметизации боевых постов можно встретиться с неблагоприятными микроклиматическими факторами, в частно сти в машинно-котельных отделениях. По этому моряки должны знать, как лучше со
3
хранить свое здоровье, особенно в условиях воздействия высоких температур воздуха.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
ВМАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ
ИВЛИЯНИЕ ЕЕ НА ОРГАНИЗМ
Поддержание высокой боеспособности корабля во многом зависит от состояния здоровья личного состава, в том числе и спе циалистов машинно-котельных отделений.
Своеобразность труда специалистов ма шинно-котельных отделений заключается в том, что как в повседневных, так и особен но в боевых условиях, от них требуется большое напряжение внимания, умение бы стро ориентироваться в изменяющихся усло виях и приспосабливаться к ним. Такие каче ства в полной мере могут проявляться лишь в том случае, когда будут найдены способы обеспечения высокой боеспособности в ус ловиях действия различных вредных факто ров (высокая температура, изменения газо вой среды, шум). Все это возможно достиг нуть тренировкой.
Перегреванию на кораблях способствует длительное нахождение в помещениях с вы сокой температурой воздуха, как, например, в машинно-котельных помещениях и в поме щениях, близко к ним расположенных.
4
Формирование температурного режима в машинно-котельных отделениях кораблей зависит от многих причин: от класса кораб ля, времени года, температуры наружного воздуха, режима работы машин и т. д.
Особенно большое тепловыделение отме чается при высоких скоростях хода кораб лей, когда несмотря на вентиляцию темпе ратура воздуха в помещениях иногда дости гает 40° С.
Температура воздуха в машинно-котель ных отделениях в летний период колеблется в пределах от 30 до 40° С, в зимнее время — от 25 до 35° С.
Как известно, организм человека имеет температуру тела, которая у здоровых лю дей колеблется в течение суток в сравни тельно узких пределах (36,0—37,0° С). Одна ко при выполнении физической нагрузки
температура |
тела |
может повышаться до |
|
38° С и выше, |
особенно при работе |
в поме |
|
щениях с высокой |
температурой |
внешней |
среды. Температура отдельных частей тела не одинакова. Наиболее высокую температу ру имеют внутренние органы. На поверхно сти кожи температура также непостоянна; она колеблется ав значительных пределах в зависимости от изменений температуры окружающей среды, а также и от многих других факторов.
5
' В обычных условиях постоянство темпе ратуры тела человека поддерживается бла годаря двум беспрерывно протекающим про цессам: образованию тепла внутри организ ма и отдаче этого тепла телом во внешнюю среду.
Между приходом (теплообразованием) и расходом тепла (теплоотдачей) в обычных условиях имеется определенное равновесие, которое обеспечивается системой терморе гуляции. Равновесие это нарушается, если температура окружающей среды становится равной температуре тела или превышает ее.
Температура тела может повышаться, ес ли температура окружающей среды превы
сит |
32—33° С. Особенно это наблюдается |
при |
выполнении человеком физической ра |
боты.
Организм человека располагает несколь кими путями теплоотдачи. Однако в услови ях высоких температур воздуха теплоотдача в основном происходит за счет испарения влаги с поверхности кожи (пота) и через ды хательные пути.
Испарение влаги происходит непрерыв но, даже при. отсутствии видимого потения. При этом s обычных условиях при темпера туре окружающего воздуха 18—20° С чело век теряет 400—500 г воды в сутки. Во всех случаях потоотделение тем больше, чем ин
6
тенсивнее работа, т. е. образование тепла в теле, и чем выше температура окружающей среды. В период интенсивного потоотделе ния из Организма человека иногда выводит ся значительное количество минеральных солей (натрий, кальций, магний и др.), необ ходимых для его нормальной жизнедеятель ности. Чаще это бывает при длительном пла вании в низких широтах. Установлено, что личный состав машинно-котельных отде лений за четырехчасовую ходовую вахту при температуре воздуха 40° С теряет в ве се от 400 до 800 г.
При высокой температуре и большой влажности окружающего воздуха теплоот дача резко уменьшается, а образование теп ла внутри организма продолжается, а это приводит к постепенному повышению темпе ратуры тела. Следовательно, на величину теплоотдачи организма помимо температу ры влияет и влажность воздуха. Чем выше влажность окружающего воздуха, тем мень ше будет испаряться обильно выделяющий ся при высокой температуре пот, а следова тельно, меньше будет потеря с поверхности тела, так как он стекает, а не испаряется. Таким образом, температура тела будет бы стро повышаться, что создаст условия для перегревания, при котором нарушается ра бота многих органов и систем.
7
Следует отметить, что относительная влажность1*в машинно-котельных отделени-
. ях колеблется от 35 до 60, а иногда 70 про центов и выше, что может способствовать перегреванию.
Если перегревание организма продолжа ется длительное время, развиваются болез ненные явления: температура тела может повышаться до 40° С и выше, появляется одышка, головокружение, резкая слабость, иногда тошнота, мелькание перед глазами, головная боль, шаткая походка.
Высокая температура отрицательно влия ет на некоторые функции высшей нервной деятельности, как например, внимание, точ ность и согласованность в движениях, ско рость реакций и способность к быстрому пе реключению от выполнения одной работы
кдругой.
Вособо неблагоприятных условиях могут наступить острые явления перегревания ор ганизма. Если не принять необходимых мер борьбы с продолжающимся перегреванием (охлаждение пбд вентилятором, душ, обли
1 Абсолютная влажность — количество водяных паров (в граммах) в 1 м3 воздуха при данной темпе ратуре.
Относительная влажность, — это отношение абсо лютной влажности к максимальной, выраженное в процентах.
8
вание водой обмундирования и т. д.), может наступить тепловой удар '.
Тепловой удар характеризуется не толь ко резким повышением температуры тела, потерей сознания, покраснением, сухостью кожи, учащением пульса, дыхания, но иногда и судорогами, расширением зрачков.
Тепловой удар чаще всего возникает у нетренированных специалистов, во может быть и у тренированных, особенно при вы полнении ими тяжелых физических работ в течение длительного времени. Следует отметит'ь, что путем тренировки можно добить ся приспособления организма к перегрева нию, когда наступает так называемая адап тация организма к воздействию высоких температур воздуха.
Средства индивидуальной защиты не всегда могут в достаточной мере обезопа сить человека от воздействия теплового фак тора, поэтому особое внимание приобретает использование приспособительных возмож ностей организма с целью повышения его выносливости к тепловому воздействию. Та кая тренированность, сохраняя нормальную1
1 Под тепловым ударом донимается такое состоя ние, которое развивается вследствие накопления теп ла в организме и является конечной фазой развития острого перегревания.
9
жизнедеятельность организма и снижая утомляемость, обеспечивает высокую бое способность и работоспособность личного состава.
Как показали исследования, наилучшим методом тренировки к высоким температу рам являются ежедневные тепловые нагруз ки, т. е. работа непосредственно в помеще ниях с высокой температурой воздуха.
Как видно из вышеизложенного, одной из важнейших задач в оздоровлении личного состава машинно-котельных отделений яв ляется борьба с вредным влиянием на ор ганизм высоких температур воздуха.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРЕВАНИЯ
С целью уменьшения количества посту пающего от различных агрегатов тепла в ма шинно-котельных отделениях используются различные способы теплоизоляции механиз мов и, главное, хорошая вентиляция.
Поскольку нагретый воздух является бо лее легким и поднимается кверху, то для его удаления, если позволяет обстановка, реко мендуется открывать во время ходовых вахт входные люки, горловины и шахты. Наряду с этим во время вахты рекомендуется обду вание личного состава воздушным потоком более .низкой температуры, движущимся со
10
скоростью 3—5 м/сек. Охлаждающий эф фект. воздушного душа благоприятно влия ет на организм человека, так как при этом снижается температура тела, в результате усиливается испарение пота, что приводит к улучшению сердечной деятельности и об щего самочувствия. В отличие от неподвиж ного воздуха, который быстрее 'нагревается и насыщается водяными парами, движущий ся воздух приносит к телу все новые и но вые, менее насыщенные влагой слои возду ха, усиливая этим теплоотдачу. Вот почему на всех кораблях устраивается, так называ емое, воздушное душирование.
Автоматизация и механизация целого ряда трудоемких процессов на кораблях, особенно в помещениях с высокой темпера турой воздуха, привели к тому, что в насто ящее время среди личного состава машин,но'- котельных отделений случаев тепловых уда ров почти не отмечается. Однако для предуп реждения возможных перегреваний личный состав должен знать пределы допустимых воздействий температур и меры борьбы с пе регреванием организма.
Если личный состав машинно-котельных отделений может относительно безопасно
•нести вахту при температуре воздуха до 40° С в обычном обмундировании и при дей ствующей вентиляции, то при более высоких
И