Файл: Смирнов, А. А. Гигиена труда специалистов машинно-котельных отделений надводных кораблей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ С С С Р

А. А. С М И Р Н О В

ГИГИЕНА ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ

МАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИИ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ

Издание Военно-медицинского музея МО СССР

Л е н и н г р а д — 1 9 7 2

7 ГОС.

I Н*У«ЧО-.:гХЦ..

I'

c „

1Э.-;ЭЕ'й:-.;>я -

?v. ГАЛЬНОГС) 3 •

A*%»*<•* - '" ^ - Г - Щ - - j ,„.

f A - 3 6 3 9 5

Ответственный редактор — профессор И. Д. К у д р и н

Гост Иу о ^ ч н а г .

-

научно-f’eKHi:-ieci!- .я

 

6 * 0 j i h ofuHR СО С:

 

экзем п ляр

 

ГАЛЬНОГО Э / : .

Одной из важнейших задач медицинской науки является дальнейшее улучшение усло­ вий труда личного состава Вооруженных Сил. В решении этой задачи большое значе­ ние принадлежит разработке оздоровитель­ ных мероприятий на основе научно обосно­ ванных данных.

Коммунистическая партия Советского Союза и правительство уделяют большое внимание сохранению здоровья советских моряков.

В настоящее время современные кораб­ ли отвечают всем гигиеническим требовани­ ям, заключающимся в предупреждении дей­ ствия на организм человека отрицательных факторов, возможных на кораблях, и ис­ пользовании положительных. Так, на кораб­ лях имеется ряд служебных помещений, в которых, особенно в аварийных условиях, а также при герметизации боевых постов можно встретиться с неблагоприятными микроклиматическими факторами, в частно­ сти в машинно-котельных отделениях. По­ этому моряки должны знать, как лучше со­

3

хранить свое здоровье, особенно в условиях воздействия высоких температур воздуха.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

ВМАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ

ИВЛИЯНИЕ ЕЕ НА ОРГАНИЗМ

Поддержание высокой боеспособности корабля во многом зависит от состояния здоровья личного состава, в том числе и спе­ циалистов машинно-котельных отделений.

Своеобразность труда специалистов ма­ шинно-котельных отделений заключается в том, что как в повседневных, так и особен­ но в боевых условиях, от них требуется большое напряжение внимания, умение бы­ стро ориентироваться в изменяющихся усло­ виях и приспосабливаться к ним. Такие каче­ ства в полной мере могут проявляться лишь в том случае, когда будут найдены способы обеспечения высокой боеспособности в ус­ ловиях действия различных вредных факто­ ров (высокая температура, изменения газо­ вой среды, шум). Все это возможно достиг­ нуть тренировкой.

Перегреванию на кораблях способствует длительное нахождение в помещениях с вы­ сокой температурой воздуха, как, например, в машинно-котельных помещениях и в поме­ щениях, близко к ним расположенных.

4


Формирование температурного режима в машинно-котельных отделениях кораблей зависит от многих причин: от класса кораб­ ля, времени года, температуры наружного воздуха, режима работы машин и т. д.

Особенно большое тепловыделение отме­ чается при высоких скоростях хода кораб­ лей, когда несмотря на вентиляцию темпе­ ратура воздуха в помещениях иногда дости­ гает 40° С.

Температура воздуха в машинно-котель­ ных отделениях в летний период колеблется в пределах от 30 до 40° С, в зимнее время — от 25 до 35° С.

Как известно, организм человека имеет температуру тела, которая у здоровых лю­ дей колеблется в течение суток в сравни­ тельно узких пределах (36,0—37,0° С). Одна­ ко при выполнении физической нагрузки

температура

тела

может повышаться до

38° С и выше,

особенно при работе

в поме­

щениях с высокой

температурой

внешней

среды. Температура отдельных частей тела не одинакова. Наиболее высокую температу­ ру имеют внутренние органы. На поверхно­ сти кожи температура также непостоянна; она колеблется ав значительных пределах в зависимости от изменений температуры окружающей среды, а также и от многих других факторов.

5

' В обычных условиях постоянство темпе­ ратуры тела человека поддерживается бла­ годаря двум беспрерывно протекающим про­ цессам: образованию тепла внутри организ­ ма и отдаче этого тепла телом во внешнюю среду.

Между приходом (теплообразованием) и расходом тепла (теплоотдачей) в обычных условиях имеется определенное равновесие, которое обеспечивается системой терморе­ гуляции. Равновесие это нарушается, если температура окружающей среды становится равной температуре тела или превышает ее.

Температура тела может повышаться, ес­ ли температура окружающей среды превы­

сит

32—33° С. Особенно это наблюдается

при

выполнении человеком физической ра­

боты.

Организм человека располагает несколь­ кими путями теплоотдачи. Однако в услови­ ях высоких температур воздуха теплоотдача в основном происходит за счет испарения влаги с поверхности кожи (пота) и через ды­ хательные пути.

Испарение влаги происходит непрерыв­ но, даже при. отсутствии видимого потения. При этом s обычных условиях при темпера­ туре окружающего воздуха 18—20° С чело­ век теряет 400—500 г воды в сутки. Во всех случаях потоотделение тем больше, чем ин­

6


тенсивнее работа, т. е. образование тепла в теле, и чем выше температура окружающей среды. В период интенсивного потоотделе­ ния из Организма человека иногда выводит­ ся значительное количество минеральных солей (натрий, кальций, магний и др.), необ­ ходимых для его нормальной жизнедеятель­ ности. Чаще это бывает при длительном пла­ вании в низких широтах. Установлено, что личный состав машинно-котельных отде­ лений за четырехчасовую ходовую вахту при температуре воздуха 40° С теряет в ве­ се от 400 до 800 г.

При высокой температуре и большой влажности окружающего воздуха теплоот­ дача резко уменьшается, а образование теп­ ла внутри организма продолжается, а это приводит к постепенному повышению темпе­ ратуры тела. Следовательно, на величину теплоотдачи организма помимо температу­ ры влияет и влажность воздуха. Чем выше влажность окружающего воздуха, тем мень­ ше будет испаряться обильно выделяющий­ ся при высокой температуре пот, а следова­ тельно, меньше будет потеря с поверхности тела, так как он стекает, а не испаряется. Таким образом, температура тела будет бы­ стро повышаться, что создаст условия для перегревания, при котором нарушается ра­ бота многих органов и систем.

7

Следует отметить, что относительная влажность1*в машинно-котельных отделени-

. ях колеблется от 35 до 60, а иногда 70 про­ центов и выше, что может способствовать перегреванию.

Если перегревание организма продолжа­ ется длительное время, развиваются болез­ ненные явления: температура тела может повышаться до 40° С и выше, появляется одышка, головокружение, резкая слабость, иногда тошнота, мелькание перед глазами, головная боль, шаткая походка.

Высокая температура отрицательно влия­ ет на некоторые функции высшей нервной деятельности, как например, внимание, точ­ ность и согласованность в движениях, ско­ рость реакций и способность к быстрому пе­ реключению от выполнения одной работы

кдругой.

Вособо неблагоприятных условиях могут наступить острые явления перегревания ор­ ганизма. Если не принять необходимых мер борьбы с продолжающимся перегреванием (охлаждение пбд вентилятором, душ, обли­

1 Абсолютная влажность — количество водяных паров (в граммах) в 1 м3 воздуха при данной темпе­ ратуре.

Относительная влажность, — это отношение абсо­ лютной влажности к максимальной, выраженное в процентах.

8


вание водой обмундирования и т. д.), может наступить тепловой удар '.

Тепловой удар характеризуется не толь­ ко резким повышением температуры тела, потерей сознания, покраснением, сухостью кожи, учащением пульса, дыхания, но иногда и судорогами, расширением зрачков.

Тепловой удар чаще всего возникает у нетренированных специалистов, во может быть и у тренированных, особенно при вы­ полнении ими тяжелых физических работ в течение длительного времени. Следует отметит'ь, что путем тренировки можно добить­ ся приспособления организма к перегрева­ нию, когда наступает так называемая адап­ тация организма к воздействию высоких температур воздуха.

Средства индивидуальной защиты не всегда могут в достаточной мере обезопа­ сить человека от воздействия теплового фак­ тора, поэтому особое внимание приобретает использование приспособительных возмож­ ностей организма с целью повышения его выносливости к тепловому воздействию. Та­ кая тренированность, сохраняя нормальную1

1 Под тепловым ударом донимается такое состоя­ ние, которое развивается вследствие накопления теп­ ла в организме и является конечной фазой развития острого перегревания.

9


жизнедеятельность организма и снижая утомляемость, обеспечивает высокую бое­ способность и работоспособность личного состава.

Как показали исследования, наилучшим методом тренировки к высоким температу­ рам являются ежедневные тепловые нагруз­ ки, т. е. работа непосредственно в помеще­ ниях с высокой температурой воздуха.

Как видно из вышеизложенного, одной из важнейших задач в оздоровлении личного состава машинно-котельных отделений яв­ ляется борьба с вредным влиянием на ор­ ганизм высоких температур воздуха.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРЕВАНИЯ

С целью уменьшения количества посту­ пающего от различных агрегатов тепла в ма­ шинно-котельных отделениях используются различные способы теплоизоляции механиз­ мов и, главное, хорошая вентиляция.

Поскольку нагретый воздух является бо­ лее легким и поднимается кверху, то для его удаления, если позволяет обстановка, реко­ мендуется открывать во время ходовых вахт входные люки, горловины и шахты. Наряду с этим во время вахты рекомендуется обду­ вание личного состава воздушным потоком более .низкой температуры, движущимся со

10

скоростью 3—5 м/сек. Охлаждающий эф­ фект. воздушного душа благоприятно влия­ ет на организм человека, так как при этом снижается температура тела, в результате усиливается испарение пота, что приводит к улучшению сердечной деятельности и об­ щего самочувствия. В отличие от неподвиж­ ного воздуха, который быстрее 'нагревается и насыщается водяными парами, движущий­ ся воздух приносит к телу все новые и но­ вые, менее насыщенные влагой слои возду­ ха, усиливая этим теплоотдачу. Вот почему на всех кораблях устраивается, так называ­ емое, воздушное душирование.

Автоматизация и механизация целого ряда трудоемких процессов на кораблях, особенно в помещениях с высокой темпера­ турой воздуха, привели к тому, что в насто­ ящее время среди личного состава машин,но'- котельных отделений случаев тепловых уда­ ров почти не отмечается. Однако для предуп­ реждения возможных перегреваний личный состав должен знать пределы допустимых воздействий температур и меры борьбы с пе­ регреванием организма.

Если личный состав машинно-котельных отделений может относительно безопасно

•нести вахту при температуре воздуха до 40° С в обычном обмундировании и при дей­ ствующей вентиляции, то при более высоких

И