Файл: Соломкин, А. П. Техническое обслуживание машинно-тракторного парка из опыта совхоза Октябрь Целиноградской области.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ÁdO-U d ÉO VHVJVИ ІЭЛ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСКОЙ ССР
УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
А. П. СОЛОМКИН
Т. Г. ВИДМАН
Ж.-/
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСКОЙ ССР
—О— УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
А. И. СОЛОМКИН,
зав. лабораторией Целиноградского филиала ГОСНИТИ
Т. Г. ВИДМАН,
гл. инженер совхоза «Октябрь»
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
(Из опыта совхоза «Октябрь» Целиноградской области)
ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЙНАР», АЛМА-АТА 1974
I { й-3., г,-"і
НМ/ ¡ИО ■ 'И^ 0ЬЕН>и0тач4 vCG?
ЭНЗЕМПЛч!? і ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА £
(Є) Издательство «Каіінар», 1974 г.
Совхоз «Октябрь» — крупное высокомеханизирован ное хозяйство. Общая площадь его землепользования со ставляет 77,3 тыс. га, в том числе пашня — 24,3 тыс. га, из них под зерновые отводится 15,8 тыс. га, естественные сенокосы занимают 2,8 тыс. га. В общем балансе совхоз ного производства продукция животноводства составляет
69%, растениеводства — 31 %• Техника совхоза сосредоточена в четырех постоянных
и одной временно организуемой кормодобывающей бри гадах, которые входят в состав двух отделений. Машин но-тракторный парк насчитывает 142 трактора и 68 ком байнов. Структура парка тракторов: К-700—8; Т-4 — 23; ДТ-75, Т-75 и Т-74—44; ДТ-54—10; МТЗ всех модифика ций— 53; Т-38—3; Т-100—1. Этим парком тракторов вы полняется объем работ, равный 124 тыс. га.
В совхозе 172 механизатора, из них 60% имеют спе
циальность комбайнера, 10% имеют |
первый класс, |
34% — второй и 55%—третий класс. |
і |
Таким образом, совхоз «Октябрь» является типичным хозяйством Северного Казахстана.
3
ВНЕДРЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В СОВХОЗЕ
Специализированное техническое обслуживание ма шин в совхозе «Октябрь» начали вводить с 1962 года.
Надо сказать, что до 1962 года да и теперь в Северном Казахстане применяется несколько схем организации технического обслуживания. Наибольшее распростране ние получили схемы централизованного технического об служивания и технического обслуживания звеньями мас теров-наладчиков.
Централизованное техническое обслуживание, как по казала практика, приемлемо в хозяйствах, где средние радиусы ездок от центральной усадьбы до полей не пре вышают 20 км, и в хозяйствах, не имеющих построек в производственных подразделениях. В таких хозяйствах выделяется специальная группа мастеров-наладчиков, которой придаются передвижные агрегаты АТУ-А и она выполняет техобслуживания № 1 и № 2 на месте работы тракторов по вызовам из диспетчерского пункта. Техоб служивание № 3 и сезонные проводятся в центральной ремонтной мастерской, где выделено и оснащено необхо димым оборудованием определеннее место. Для устране ния неисправностей машин организуются звенья в составе слесаря и сварщика, каждому звену придается автопередвижпая мастерская со сварочным агрегатом. Работа звеньев также централизуется.
Преимущество описанной выше схемы по сравнению с другими заключается главным образом в том, что мас тер-наладчик, который в данном случае подчинен инже неру, проводит только технические обслуживания и не отвлекается на другие работы, службы технического об служивания при наличии диспетчерской связи функцио-
4
пируют надежно. Недостаток этой схемы состоит в том, что не во всех хозяйствах имеется возможность выделить в мастерской место для обслуживания тракторов. Кроме того, в зимнее время практически не представляется воз можным из-за загрузки мастерской проводить ежесмен ные техобслуживания, сезонные, № 1 и № 2.
Сущность второй схемы заключается в том, что масте ра-наладчики сосредоточиваются в бригадах и отделени ях. Наладчикам могут придаваться как агрегаты АТУ-А, так и АТУ-П или АТУ-С. Эта схема может функциониро вать только при наличии службы устранения неисправ ностей, которой придают автопередвижные мастерские ГОСИГІТИ-2. Если же такой службы пет, то практически мастера-наладчики, оказываясь в непосредственном под чинении бригадира, выполняют все его поручения и пре вращаются в «аварийщиков», а передвижной агрегат — в автопередвижную мастерскую, нарушается регламент техобслуживания. Эта схема без стационарных пунктов в подразделениях также, как и первая, функционирует только в летний период. Схема применима в хозяйствах, имеющих средние-радиусы ездок от центральной усадьбы до полей,'превышающие 20 км.
В совхозе «Октябрь» средний радиус ездок от цент ральной усадьбы до полей составляет 23 км. В связи с этим в 1968 году здесь было решено внедрить вторую схему. Организовали службу устранения неисправнос тей из 4 звеньев. Каждому звену в составе шофера, сле саря и сварщика придали автопередвижную мастерскую ГОСНИТИ-2. Техническое обслуживание тракторов и комбайнов в бригадах возложили на 12 мастеров-налад чиков, которым придали три агрегата АТУ-А и три АТУ-П.
На практике оказалось, что внедряемая схема не ли шена серьезных недостатков. Во-первых, мастера-налад
5
чики, закрепленные за бригадами, практически не в со стоянии проводить технические обслуживания № 3 и сезонные потому, что для проведения этих видов обслу живания в центральной ремонтной мастерской они вы нуждены оставлять па 4—5 дней без обслуживания парк машин бригады. В среднем в день количество обслужива нии № 1 и № 2 за летний период по бригаде составляет 2—3. Таким образом, когда мастера-наладчики проводили за одним трактором техуход № 3, 10—15 тракторов, тре бовавших обслуживания № 1 и № 2 в закрепленной за ними бригаде, оставались без профилактики. В результа те техобслуживания № 3 и сезонные в совхозе не прово дились. Мастера-наладчики в среднем в день затрачива ли около 3 часов па выполнение-работ, не связанных не посредственно с назначением профилактической службы.
Поэтому с 1971 года было решено перейти па новую, более современную схему обслуживания машин.
СХЕМА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАЦИОНАРНОГО ПУНКТА
Для внедрения такой схемы в совхозе при отделении № 1 в 1971 году построили типовую мастерскую 816-71, а службу технического обслуживания машин организова ли следующим образом. Для проведения технического об служивания № 2, 3 и сезонных создали специальную группу старших мастеров-наладчиков в составе двух че ловек с непосредственным подчинением инженеру по эксплуатации машинно-тракторного парка. Старших мас теров-наладчиков подобрали из числа трактористов-ма шинистов первого класса, прошедших специальную под готовку, и закрепили их за стационарным пунктом, при
6
дав ему передвижной агрегат технического обслужива ния АТУ-А.
Старшие мастера-наладчики в течение круглого года осуществляют техническое обслуживание № 3 и сезонное всего парка тракторов, а также техническое обслужива ние № 2 тракторов, удаленных от стационарного пункта на меньшие расстояния (табл. 1). Агрегат АТУ-А исполь зуется старшими мастерами-наладчиками для выполне ния технического обслуживания № 1 при расстояниях, превышающих допустимые (таблица 1), но не больше 20 км. Практически радиус действия стационарного пунк та был ограничен территорией первого отделения.
Таблица 1
Допустимые расстояния переездов тракторов
на стационарный пункт для технического |
обслуживания |
|||
Марка ♦ |
Допустимый радиус ездок, км |
|||
Номер технического обслуживания |
||||
трактора |
||||
|
№ 1 |
№ 2 |
І М 3 и сезон- |
|
|
ный |
|||
К-700 |
7,5 |
15 |
60 |
|
ДТ-75 |
3,5 |
13 |
30 |
|
мтз |
10,0 |
31 |
80 |
Старшие мастера-наладчики выполняют все операции периодических технических обслуживаний и сезонного в соответствии с технологическими картами, устраняют мелкие неисправности, обнаруженные в тракторе или комбайне во время проведения технических обслужива ний, не требующие вызова автопередвижной мастерской ГОСНИТИ-2.
При выезде на агрегате АТУ-А для проведения тех нического обслуживания № 2 в бригаде старший мас тер-наладчик имеет право останавливать машинно-трак
7
торный агрегат в любое время дня при использовании его на любой сельскохозяйственной работе.
Из числа старших мастеров-наладчиков назначен заведующий стационарным пунктом. Он организует всю работу по проведению периодического и сезонного обслуживания на стационарном пункте. В его обязанно сти входит: следить за расходом и состоянием обменно го фонда запасных частей; вести учет горюче-смазочных материалов во время технического обслуживания и уст ранения неисправностей на стационарном пункте; обес печивать транспортировку узлов и агрегатов из стаци онарного пункта в центральную ремонтную мастерскую и обратно; нести ответственность за качество обслужи вания МТП, сохранность и правильное использование технологического оборудования и инструмента на ста ционарном пункте и передвижном агрегате; в«сти учет ную документацию (журналы учета технических ухо дов, расход запчастей и горюче-смазочных материалов); следить за порядком на стационарном пункте и за рабо той отопительной системы; соблюдать технику безопас ности и противопожарные мероприятия.
Вторую группу мастеров-наладчиков в составе 5 чело век закрепили за бригадами № 1,2, 3, овощеводческой и временно организуемой кормодобывающей бригадами (по одному человеку на бригаду с подчинением бригади рам соответствующих бригад). Мастеров-наладчиков под бирали из числа трактористов-машинистов второго и третьего классов, также прошедших специальную подго товку на курсах. За ними закрепили агрегаты техническо го ухода. Мастерам-наладчикам поручено проводить тех ническое обслуживание № 1 совместно с трактористамимашинистами, а также оказывать помощь в проведении ежесменного технического обслуживания и в устранении технических неисправностей, не требующих вызова авто-
8
передвижной мастерской. Кроме того, в напряженные периоды полевых работ мастера-наладчики комплектуют и приводят в рабочее состояние сельхозагрегаты, а так же выполняют работы по подготовке к хранению техники на бригадных станах. После окончания полевых работ мастера-наладчики участвуют в постановке техники на зимнее хранение, а затем они переводятся в центральную ремонтную мастерскую или на обслуживание оборудова ния животноводческих ферм. Иначе говоря, мастера-на ладчики заняты проведением технического обслуживания только в период полевых работ.
В целях повышения заинтересованности мастеров-на ладчиков в качественном и своевременном проведении технического обслуживания оплата труда производится следующим образом:
а) гарантийная месячная ставка в размере:
старшему мастеру-наладчику |
—40 руб. |
мастеру-наладчику |
— 35 руб.; |
б) сдельная оплата за проведение технических обслуживаний — согласно положению, с учетом норм времени, предусмотренных правилами обслуживания;
в) оплата за каждый эталонный гектар, выработан ный обслуживаемыми тракторами,— по 2 копейки;
г) за качественное и своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию тракторов и сельхозма шин, за экономию горючего, запасных частей и ремонт ных материалов — ежемесячная доплата в размере 10% к месячной заработной плате согласно справкам, утверж денным главным инженером.
Кроме службы технического обслуживания, организо вана служба устранения неисправностей в составе 8 че ловек: четырех мастеров-слесарей и четырех сварщиков. Служба объединяет четыре звена по два человека, каж дому звену придано по автопередвижной мастерской
9