Файл: Марков, Л. А. Контроль качества сооружения земляного полотна автомобильных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Л.А. МАРКОВ

 

А.Г. ПОЛУНОВСКИЙ

 

КОНТРОЛЬ

 

КАЧЕСТВА

о

СООРУЖЕНИЯ

ЗЕМЛЯНОГО

X'"*

ПОЛОТНА

 

АВТОМОБИЛЬНЫХ

 

ДОРОГ

В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ

Л. А. МАРКОВ А. Г. ПОЛУНОВСКИП

КОНТРОЛЬ

КАЧЕСТВА

СООРУЖЕНИЯ

ЗЕМЛЯНОГО

ПОЛОТНА

АВТОМОБИЛЬНЫХ

ДОРОГ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1977

на

6С8

Г*е. «f«»

(ДО

f

«МУЧНО ' T*. •

М26

вивг-

.*

ССР

 

УДК 624.131.3

<?•••.»

~..ЛР

І

 

ЧИт»*‘,‘СГО ЗАЛА І

Б-&

Марков Л. А. и Полуновский А. Г.

М26 Контроль качества сооружения земляного полот­ на автомобильных дорог. М., «Транспорт», 1977.

62 с. с ил. и табл. (БАМ — в помощь строителям).

В книге приведены лабораторные и полевые методы определения по­ казателей физико-механических свойств грунтов, характерных для ус­ ловий БАМа, а также требования к земляному полотну и методы конт­ роля при его сооружении. Кратко описаны приборы и оборудование для

испытаний:

приведены

правила

техники

безопасности

при лабораторных

и полевых

испытаниях

грунтов,

общие

сведения о

земляном

полотне

автомобильных дорог, технологии его возведения и о грунтах, как ма­ териале для земляного полотна.

Книга рассчитана на лаборантов и техников.

6С8

31801-069 д9_?7

(Є) Издательство «Транспорт», 1Ö77

049(01)-77


I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЯНОМ ПОЛОТНЕ И ГРУНТАХ

§1. Земляное полотно как конструктивный элемент автомобильной дороги

Земляное полотно включает в себя насыпи и выемки, сооружаемые на автомобильной дороге, а также устройст­ ва, предназначенные для отвода грунтовых и поверхност­ ных вод — кюветы, нагорные канавы, быстротоки, дрена­ жи. Конструкция, грунты и способ возведения земляного полотна автомобильных дорог независимо от погодных ус­ ловий в любое время года должны обеспечивать необходи­ мую прочность, ровность дорожной одежды и безопас­ ность движения. Земляное полотно, а также водоотводные, укрепительные и защитные сооружения возводят по рабо­ чим чертежам конструкции и проектам производства ра­ бот. В процессе производства работ организация-исполни­ тель должна проверять соответствие проектной докумен­ тации местным грунтовым и гидрологическим условиям; при обнаружении несоответствий в рабочие чертежи вно­ сят необходимые коррективы.

Конструкцию земляного полотна проектируют с учетом рельефа и типа местности по характеру и степени увлаж­ нения, грунтово-гидрологических и климатических усло­ вий в соответствии с «Указаниями по проектированию зем­ ляного полотна железных и автомобильных дорог СН

449-72» и СНиП II.Д-5-72. Сооружают земляное полотно в соответствии с «Инструкцией по сооружению земляного

3

полотна автомобильных дорог» (ВСН 97-63) и СНиП III.

Д-5-72.

В большинстве случаев земляное полотно возводят по типовым поперечным профилям, а в особых условиях — на болотах, косогорах, вечной мерзлоте, оползневых склонах, при высоте насыпей и глубине выемок больше 12 м, в гор­ ных районах — по индивидуальным проектам на основе предварительных обследований и испытаний грунтов.

§ 2. Основные правила возведения земляного полотна

Для отсыпки насыпей используют грунт из выемок, бо­ ковых и сосредоточенных резервов. Размеры резервов за­ висят от потребности в грунте, причем глубина боковых резервов не должна превышать 1,5 м.

Насыпи возводят из однородного грунта горизон­ тальными слоями на всю ширину насыпи. Толщина слоя зависит от вида применяемых уплотняющих машин. При устройстве насыпей из неоднородных грунтов менее дре­ нирующие грунты располагают в нижних слоях, а более дренирующие в верхних слоях насыпи. Исключением являются случаи, когда в нижней части устраивают дре­ нирующий слой для защиты тела насыпи от увлажнения грунтовыми и капиллярными водами или когда устраива­ ют фильтрующую насыпь.

Поверхность недренирующего грунта при укладке по нему дренирующего слоя должна иметь поперечный ук­ лон от оси к краям насыпи не менее 4%. Нельзя покры­ вать откосы насыпей грунтом с худшими дренирующими свойствами, чем у грунта, отсыпанного в насыпь. При рас­ положении недренирующего слоя над дренирующим, на­ пример над капилляропрерывающим слоем, поверхность нижнего слоя устраивают горизонтальной. Не допускает­ ся беспорядочная отсыпка в насыпь различных по своим свойствам грунтов, а также уширение недренирующими

4


грунтами

насыпей, отсыпанных

из

дренирующих

грун­

тов.

 

 

 

 

Чтобы обеспечить устойчивость земляного полотна, от

которой

зависит долговечность

и

прочность дорожной

одежды,

грунт должен быть уплотнен до требуемой

объем­

ной массы скелета. Эта величина должна быть не меньше предусмотренных нормами значений.

Требуемая объемная масса скелета грунта в насыпях зависит от положения слоя грунта по высоте насыпи, типа покрытия и дорожно-климатической зоны. Район проложения трассы БАМа относится преимущественно к I до­ рожно-климатической зоне. Однако часть участков трассы с учетом вертикальной зональности климата в горных и предгорных районах может быть отнесена ко II дорожно­ климатической зоне. Требуемую степень уплотнения грун­ та устанавливают в зависимости от максимальной стан­

дартной объемной массы при оптимальной

влажности и

определяют по формуле

 

 

ìmin =

ïmax ,

 

где ушах — максимальная объемная

масса скелета

(максимальная

плотность), г/см3; Ку — коэффициент уплотнения, зависящий от глу­ бины слоя и типа покрытия (табл. 1).

При устройстве выемок объемная масса грунта в слое от дна корыта до глубины 0,3 м должна удовлетворять требованиям с учетом коэффициента уплотнения по табл. 1. Если объемная масса в условиях естественного залегания не соответствует этим требованиям, грунт нужно разрых­ лять на глубину 0,3 м и уплотнять до требуемой степени уплотнения.

Откосы насыпей, выемок и всех защитных и водоот­ водных сооружений, возводимых из грунтов, должны быть укреплены. Откосы земляного полотна вне пределов затоп­ ления укрепляют преимущественно посевом трав, грунта­ ми, укрепленными вяжущими, или другими местными ма­ териалами.

5


 

 

 

 

Таблица 1

 

 

Глубина слоя

Коэффициент уплотнения при типе

 

 

покрытия

Часть

насыпи

от поверхно­

усовершенство­

усовершенство­

сти покрытия,

 

 

м

ванном капиталь­

ванном облегчен­

 

 

 

ном

ном и переходном

Верхняя

 

<1,5

1,0 и 0,98

0,98 и 0,95

Нижняя неподтапливае-

1,5—6,0

0,95

0 95

мая

 

>6,0

0,98

 

 

Нижняя

подтапливае-

1,5—6,0

0,98—0,95

П Q5

мая

 

>6,0

0,98

 

Примечание. Большие значения коэффициента уплотнения принимают при цементобетонных и усовершенствованных облегченных покрытиях.

Эксплуатационная надежность и прочность дорожной одежды в значительной степени определяется устойчи­ востью земляного полотна, поэтому к качеству работ по его сооружению предъявляются повышенные требования. Контроль качества земляных работ и соответствия проекту осуществляет построечная лаборатория.

В период устройства земляного полотна и оснований приходится определять в лабораторных и полевых услови­ ях ряд характеристик грунтов, основные из которых — гранулометрический состав, влажность, объемная масса влажного и сухого грунта, пористость, фильтрационные свойства, характерные влажности глинистых грунтов, со­ противляемость слабых грунтов сдвигу и вдавливанию

идр.

§3. Виды и классификация грунтов

Различают грунты скальные, крупнообломочные в ви­ де отложений и россыпей, а также песчаные и глинистые. Для земляного полотна применяют преимущественно крупнообломочные, песчаные и глинистые грунты.

6


 

 

 

Таблица 2

 

Размер

час­

Содержание частиц,

Грунт

крупнее указанного

тиц,

мм

размера, %

Крупнообломочный

Глыбовой или валунный

200

>50

Щебенистый или галечниковый

10

>50

Дресвяной или гравийный

2

>50

 

Песчаный

 

 

Песок гравелистый

2

>25

»

крупный

0,5

>50

»

средней крупности

0,25

>50

»

мелкий

0,1

>75

»

пылеватый

0,1

<75

Крупнообломочные и песчаные грунты в зависимости от

гранулометрического состава

подразделяют

на

виды

(табл. 2). В зависимости от

преобладания

в крупнообло­

мочных грунтах окатанных частиц (камней) они называ­ ются соответственно валунными, галечниковыми или гра­ вийными.

Вид грунта устанавливают после рассева его на ситах

по первой сумме процентного содержания частиц

макси­

мального

размера.

 

 

 

Глинистые грунты подразделяются на виды

и

разно­

видности

по их

зерновому составу н

пластичности

(табл. 3).

 

 

 

 

 

Для супесей легких крупных учитывают

содержание

частиц размером

2—0,25 мм. При содержании

в

грунте

20—50% частиц крупнее 2 мм к наименованию грунтов до­ бавляют гравелистый при окатанных частицах или щебе­ нистый — при неокатанных.

Глинистые грунты считают переувлажненными, если их влажность превышает 0,65 предела текучести. Такие грунты плохо поддаются уплотнению, а при значительном пере-

7