Файл: Марков, Л. А. Контроль качества сооружения земляного полотна автомобильных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ки цилиндра выложены слоем буры и церезином, служа­ щим защитным экраном от радиоактивного излучения. В верхней части канала установлен цанговый зажим, фик­ сирующий положение блока источника. В транспортном положении канал с двух сторон закрывается заглушками из оргстекла, обеспечивающими защиту от радиоактивного излучения со стороны канала. Пересчетное устройство сос­ тоит из измерительного блока, заключенного в кожух с нижней и верхней съемными крышками. На лицевой пане­ ли установлены органы управления, контроля и индика­ ции. Под нижней крышкой размещена батарея питания из 12 сухих элементов типа 373.

К прибору НИВ-2 придаются три обсадные трубы, се­ кундомер и планшет с градуировочными графиками. Мас­ са прибора — 21 кг.

Перед началом измерений производят контрольный от­ счет в транспортном устройстве, который в течение смены будет эталонным. Затем в точке измерений пробуривают ручным буром скважину на требуемую глубину и в нее вставляют обсадную трубку. В трубу вводят на глубину 30 см или другую фиксированную глубину зонд с блоками детектирования и излучения, подключают кабель к пересчетному устройству и включают в работу пересчетное устройство. По шкале импульсов делают отсчет за время 3 мин с пересчетом скорости счета за одну минуту и определением относительной скорости счета. По относи­ тельной скорости счета с помощью тарировочного графи­ ка находят величину объемной влажности грунта. Влаж­ ность по массе (в % ) вычисляют по формуле

IF = Wоб,

7-0,01UZo6 ’

где IF„г, — влажность по объему, %; у — объемная масса влажного грунта, г/см3.

Объемную массу влажного грунта определяют поверх­ ностным гамма-плотномером или плотномером-влагоме-

56

ром П. Н. Ковалева. Для установления объемной массы грунтов прибором ПГП-2 и влажности прибором НИВ-2 пользуются как заводскими калибровочными графиками, так и полученными в лабораторных и полевых условиях путем параллельного измерения скорости счета в грунте приборами и определения его плотности и влажности ре­ жущим кольцом. Совместную тарировку приборов в ла­ бораторных условиях проводят на образцах, приготовлен­ ных в специальных металлических емкостях, наполнен­ ных испытываемым грунтом. Тарировку начинают с грун­ тов в воздушносухом состоянии, постепенно увлажняя и доводя их влажность до полного водонасыщения.

При этом емкость загружают грунтом в воздушносу­ хом состоянии без уплотнения и отбирают образцы грунта для определения влажности по массе. В начале загрузки в центр емкости вставляют обсадную трубу, идентичную применяемой при контроле влажности грунта на земля­ ном полотне. Засыпают грунт до краев емкости и по изве­ стному значению объема и массе определяют объемную массу влажного грунта. Затем объемную массу влажного грунта и его объемную влажность определяют с помощью приборов соответственно ПГП-2 и НИВ-2. Эти определе­ ния повторяют после каждого уплотнения грунта при дач­ ной влажности с контролем объемной массы грунта в образце по геометрическим размерам грунта в емкости.

Грунт выгружают из емкости, доувлажняют с переме­ шиванием, снова загружают в нее и после определения влажности по массе измеряют приборами объемную мас­ су и влажность после каждого уплотнения грунта в емко­ сти. Аналогичные операции повторяют и для остальных значений влажности в диапазоне до полного водонасыще-. ния. По результатам замеров строят тарировочные гра­ фики зависимости скорости счета на приборах ПГП-2 и НИВ-2 от фактических значений объемной массы и влаж­ ности, а также зависимости влажности по массе от скоро­ сти счета и объемной массы влажного грунта.

57


§ 18. Правила техники безопасности при проведении испытаний грунтов

Для безопасного производства работ при испытании грунтов в полевых лабораториях и при контроле грунтов земляного полотна необходимо строго соблюдать правила охраны труда и противопожарной безопасности в соответ­ ствии с «Правилами техники безопасности при строитель­ стве и содержании автомобильных дорог», утвержденными Минтрансстроем в 1968 г.

Помещение лаборатории должно содержаться в чисто­ те и порядке.

Нельзя загромождать его ящиками и бидонами с про­ бами материалов, которым должно быть отведено специ­ альное место.

Работники лаборатории должны иметь спецодежду —

халаты или тужурки, в

необходимых

случаях — фартуки,

резиновые

перчатки,

холщовые рукавицы, защитные

очки.

 

 

 

К работам с механическим и электрическим оборудо­

ванием, с

химическими

реактивами

и нагревательными

приборами допускаются лаборанты, прошедшие специаль­ ный инструктаж и получившие разрешение от заведующе­ го лабораторией.

Все электродвигатели, реостаты и корпуса электро­ нагревательных приборов должны иметь заземление. Под сушильные шкафы, муфельные печи, электроплитки дол­ жен быть положен асбестовый картон.

Дорожные лаборатории должны быть оснащены про­ тивопожарными средствами, а лаборанты должны знать

•их местонахождение и правила предотвращения и ликви­ дации пожара, уметь оказать помощь пострадавшему.

При горячих ожогах на обожженное место нужно на­ ложить компресс (без бумаги), смоченный раствором мар­ ганцовокислого калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если на лицо или на руки попадут брызги кисло-

58

ты или щелочи, вызывающие ожог, надо немедленно обмыть пораженное место большим количеством воды, а затем при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором аммиака, при ожо­ ге щелочью—1%-ным раствором уксусной кислоты и на­ ложить бинт.

Условия эксплуатации и хранения радиоизотопных приборов ПГП-2 и НИВ-2, серийно выпускаемых промыш­ ленностью, регламентируются «Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и дру­ гими источниками ионизирующих излучений» (ОСП-72) и «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-69). К работе с приборами допускаются лица, ознакомившиеся с техническим описанием, прошедшие инструктаж по тех­ нике безопасности и оформленные администрацией прика­ зом.

Радиоизотопные приборы можно хранить на общих складах при условии, если доступ к ним посторонним ли­ цам ограничен на расстоянии не меньше 1 м, а при. хране­

нии сразу двух

приборов — не

меньше

1,5 м. После вы­

полнения

работ

блоки источников

(к радиоизотопным

приборам)

должны храниться

в складском помещении с

соблюдением указанных требований. Измерительные бло­

ки, не имеющие источников излучения,

нужно хранить

как

электронные

приборы

в

сухом,

прохладном

поме­

щении.

 

 

 

 

 

 

Прием и выдача приборов

для

производства

работ

должны фиксироваться в специальном журнале.

 

На время работы с радиоизотопными приборами

ла­

боранты должны иметь индивидуальные дозиметры.

При работе с приборами запрещается извлекать источ­

ник

излучения

из защитного

контейнера

или устанавли­

вать

его в положение, при

котором

возможно облучение

лиц, работающих с приборами. Мощность дозы излучения на поверхности блока прибора, находящегося в исправном

59



состоянии, не должна превышать 10 мр/ч и на расстоянии

1м — 0,1 мр/ч.

Транспортирование радиоизотопных приборов к месту работы допускается только с сопровождающим лицом. Разовые перевозки их разрешаются на обычных автомоби­ лях, а систематические — только на специальных транс­ портных средствах.

Запрещается транспортирование приборов в городском общественном транспорте.

В качестве профилактических мер лаборанты, работа­ ющие с приборами, не реже одного раза в год должны проходить медицинское обследование.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Общие сведения о

 

земляном

полотне и

грунтах

 

3

§ 1. Земляное полотно как конструктивный эле­

3

мент

автомобильной

дороги ..................................

 

 

 

по­

§ 2. Основные правила возведения земляного

4

лотна

....

....

§

3.

Виды и классификация

грунтов

 

...

6

§ 4. Физико-механические

свойства грунтов .

.

9

II. Лабораторные методы определения основных

ха­

5

рактеристик

грунтов

 

 

....................................................

 

 

 

 

 

 

§

5.

Определение

 

влажности грунта

 

.

.

.

11

§

6.

 

Определение

объемной

массы грунта .

.

13

§ 7. Определение плотности грунта ....

16

§ 8. Определение пористости и степени водонасы-

 

щения

грунта..........................................................

 

 

 

 

 

 

18

 

§ 9.

Определение

 

гранулометрического

 

состава

19

грунта

 

 

 

 

 

 

 

грунта

 

§ 10. Определениепределовпластичности

 

24

§ 11. Определение оптимальной влажности и мак­

29

симальной объемной

массы скелетагрунта .

.

§ 12. Определение коэффициента фильтрации пес­

 

чаного

грунта

 

.

 

 

......................................... 33

 

III. Полевые методы испытаний и контроля степени

 

 

уплотнения

грунтов.

Правила

техники

безопасности

39

при лабораторных и

полевых

испытаниях

грунтов

.

§

13.

Определение

гранулометрического

 

состава

39

грунта

.........

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 14. Методы ускоренного определения влажности

 

грунта

.....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

61


§ 15. Механические испытания слабого грунта в

46

полевых условиях ....................................................

уплотнения

грунта при

§ 16. Контроль степени

50

сооружении земляного

полотна

....

§ 17. Определение влажности грунта

нейтронным

 

измерителем НИВ-2

...........................................

 

при

 

55

 

§ 18. Правила техники безопасности

прове­

58

дении испытаний грунтов

.

.

.

.

,

Лев Алексеевич Марков Альберт Григорьевич Полуновский

контроль качества работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог

Рецензент В. К. Апестин t Редактор Е. С. Голубкова

Обложка художника Г. П. Казаковцева Технический редактор Р. А. Иванова Корректор Л. Б. Кулакова

IIБ N- 384

Сдано в набор 30.IX 1976 г. Подписано к печати ЗО.ХІІ 1976 г. Формат 70X108732. Бумага тип. № 1. Печ. л. 2 (усл. 2,8). Уч.-изд. л. 2,76. Тираж 5 000. Т18986. Изд. № 1-3-2/15 № 8550. Зак. тип. 5519. Цена 15 коп.

Изд-во «ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а.

Гор. Куйбышев, пр. Карла Маркса, 201. Тип. изд-ва «Волжская коммуна».

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРАНСПОРТ» ВЫПУСКАЕТ СЕРИЮ КНИГ «В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ БАМ»

ВЫШЛИ ИЗ ПЕЧАТИ-.

Алексеев В. Н., Кувайцев И. Ф. Топлива и смазочные материалы для автомобилей. 1976. 95 с. 17 к.

Аникин Н. И. Стройка века. Издание 2-е, перераб. и доп. 1976. 128 с. 24 к.

Балаболкин Р. К., Купцов В. М. Эксплуатация автомобилей и гу- • сеничных транспортеров. 1975. 96 с. 18 к.

Бардышев О. А. Эксплуатация строительных машин зимой. 1976. 96 с. 17 к.

Бурдин А. П., Свиридов Н. В., Тригони В. Е. Посадочные пло­ щадки для вертолетов. 1976. 96 с. 17 к.

Иванов В. А. Машина двухбаровая для резки мерзлого грунта. (Модель БМРМГ). ¡975. 47 с. 8 к.

Лаврентьев В. Б. Вождение автомобилей высокой проходимости. 1974. 91 с. 18 к.

Назаров В. А. Вертолеты на Байкало-Амурской магистрали. 1975. 71 с. 19 к.

Рыбаков К. В., Поляков А. С. Заправка автомобилей в полевых условиях. 1976. 96 с. 24 к.

Румянцев Р. А., Оноцкий М. И. Машины для бурения скальных и мерзлых грунтов. 1975. 99 с. 19 к.

Рябов В. П. Притрассовые и подъездные автомобильные дороги. 1975. 100 с. 25 к.

Соколов Ф. Г. Расчивтка полосы отвода железной дороги. 1974. 63 с. 15 к.