Файл: Марков, Л. А. Контроль качества сооружения земляного полотна автомобильных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ки цилиндра выложены слоем буры и церезином, служа щим защитным экраном от радиоактивного излучения. В верхней части канала установлен цанговый зажим, фик сирующий положение блока источника. В транспортном положении канал с двух сторон закрывается заглушками из оргстекла, обеспечивающими защиту от радиоактивного излучения со стороны канала. Пересчетное устройство сос тоит из измерительного блока, заключенного в кожух с нижней и верхней съемными крышками. На лицевой пане ли установлены органы управления, контроля и индика ции. Под нижней крышкой размещена батарея питания из 12 сухих элементов типа 373.
К прибору НИВ-2 придаются три обсадные трубы, се кундомер и планшет с градуировочными графиками. Мас са прибора — 21 кг.
Перед началом измерений производят контрольный от счет в транспортном устройстве, который в течение смены будет эталонным. Затем в точке измерений пробуривают ручным буром скважину на требуемую глубину и в нее вставляют обсадную трубку. В трубу вводят на глубину 30 см или другую фиксированную глубину зонд с блоками детектирования и излучения, подключают кабель к пересчетному устройству и включают в работу пересчетное устройство. По шкале импульсов делают отсчет за время 3 мин с пересчетом скорости счета за одну минуту и определением относительной скорости счета. По относи тельной скорости счета с помощью тарировочного графи ка находят величину объемной влажности грунта. Влаж ность по массе (в % ) вычисляют по формуле
IF = Wоб,
7-0,01UZo6 ’
где IF„г, — влажность по объему, %; у — объемная масса влажного грунта, г/см3.
Объемную массу влажного грунта определяют поверх ностным гамма-плотномером или плотномером-влагоме-
56
ром П. Н. Ковалева. Для установления объемной массы грунтов прибором ПГП-2 и влажности прибором НИВ-2 пользуются как заводскими калибровочными графиками, так и полученными в лабораторных и полевых условиях путем параллельного измерения скорости счета в грунте приборами и определения его плотности и влажности ре жущим кольцом. Совместную тарировку приборов в ла бораторных условиях проводят на образцах, приготовлен ных в специальных металлических емкостях, наполнен ных испытываемым грунтом. Тарировку начинают с грун тов в воздушносухом состоянии, постепенно увлажняя и доводя их влажность до полного водонасыщения.
При этом емкость загружают грунтом в воздушносу хом состоянии без уплотнения и отбирают образцы грунта для определения влажности по массе. В начале загрузки в центр емкости вставляют обсадную трубу, идентичную применяемой при контроле влажности грунта на земля ном полотне. Засыпают грунт до краев емкости и по изве стному значению объема и массе определяют объемную массу влажного грунта. Затем объемную массу влажного грунта и его объемную влажность определяют с помощью приборов соответственно ПГП-2 и НИВ-2. Эти определе ния повторяют после каждого уплотнения грунта при дач ной влажности с контролем объемной массы грунта в образце по геометрическим размерам грунта в емкости.
Грунт выгружают из емкости, доувлажняют с переме шиванием, снова загружают в нее и после определения влажности по массе измеряют приборами объемную мас су и влажность после каждого уплотнения грунта в емко сти. Аналогичные операции повторяют и для остальных значений влажности в диапазоне до полного водонасыще-. ния. По результатам замеров строят тарировочные гра фики зависимости скорости счета на приборах ПГП-2 и НИВ-2 от фактических значений объемной массы и влаж ности, а также зависимости влажности по массе от скоро сти счета и объемной массы влажного грунта.
57
§ 18. Правила техники безопасности при проведении испытаний грунтов
Для безопасного производства работ при испытании грунтов в полевых лабораториях и при контроле грунтов земляного полотна необходимо строго соблюдать правила охраны труда и противопожарной безопасности в соответ ствии с «Правилами техники безопасности при строитель стве и содержании автомобильных дорог», утвержденными Минтрансстроем в 1968 г.
Помещение лаборатории должно содержаться в чисто те и порядке.
Нельзя загромождать его ящиками и бидонами с про бами материалов, которым должно быть отведено специ альное место.
Работники лаборатории должны иметь спецодежду —
халаты или тужурки, в |
необходимых |
случаях — фартуки, |
|
резиновые |
перчатки, |
холщовые рукавицы, защитные |
|
очки. |
|
|
|
К работам с механическим и электрическим оборудо |
|||
ванием, с |
химическими |
реактивами |
и нагревательными |
приборами допускаются лаборанты, прошедшие специаль ный инструктаж и получившие разрешение от заведующе го лабораторией.
Все электродвигатели, реостаты и корпуса электро нагревательных приборов должны иметь заземление. Под сушильные шкафы, муфельные печи, электроплитки дол жен быть положен асбестовый картон.
Дорожные лаборатории должны быть оснащены про тивопожарными средствами, а лаборанты должны знать
•их местонахождение и правила предотвращения и ликви дации пожара, уметь оказать помощь пострадавшему.
При горячих ожогах на обожженное место нужно на ложить компресс (без бумаги), смоченный раствором мар ганцовокислого калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если на лицо или на руки попадут брызги кисло-
58
ты или щелочи, вызывающие ожог, надо немедленно обмыть пораженное место большим количеством воды, а затем при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором аммиака, при ожо ге щелочью—1%-ным раствором уксусной кислоты и на ложить бинт.
Условия эксплуатации и хранения радиоизотопных приборов ПГП-2 и НИВ-2, серийно выпускаемых промыш ленностью, регламентируются «Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и дру гими источниками ионизирующих излучений» (ОСП-72) и «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-69). К работе с приборами допускаются лица, ознакомившиеся с техническим описанием, прошедшие инструктаж по тех нике безопасности и оформленные администрацией прика зом.
Радиоизотопные приборы можно хранить на общих складах при условии, если доступ к ним посторонним ли цам ограничен на расстоянии не меньше 1 м, а при. хране
нии сразу двух |
приборов — не |
меньше |
1,5 м. После вы |
|
полнения |
работ |
блоки источников |
(к радиоизотопным |
|
приборам) |
должны храниться |
в складском помещении с |
соблюдением указанных требований. Измерительные бло
ки, не имеющие источников излучения, |
нужно хранить |
||||||
как |
электронные |
приборы |
в |
сухом, |
прохладном |
поме |
|
щении. |
|
|
|
|
|
|
|
Прием и выдача приборов |
для |
производства |
работ |
||||
должны фиксироваться в специальном журнале. |
|
||||||
На время работы с радиоизотопными приборами |
ла |
||||||
боранты должны иметь индивидуальные дозиметры. |
|||||||
При работе с приборами запрещается извлекать источ |
|||||||
ник |
излучения |
из защитного |
контейнера |
или устанавли |
|||
вать |
его в положение, при |
котором |
возможно облучение |
лиц, работающих с приборами. Мощность дозы излучения на поверхности блока прибора, находящегося в исправном
59
состоянии, не должна превышать 10 мр/ч и на расстоянии
1м — 0,1 мр/ч.
Транспортирование радиоизотопных приборов к месту работы допускается только с сопровождающим лицом. Разовые перевозки их разрешаются на обычных автомоби лях, а систематические — только на специальных транс портных средствах.
Запрещается транспортирование приборов в городском общественном транспорте.
В качестве профилактических мер лаборанты, работа ющие с приборами, не реже одного раза в год должны проходить медицинское обследование.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Общие сведения о |
|
земляном |
полотне и |
грунтах |
|
3 |
||||||||
§ 1. Земляное полотно как конструктивный эле |
3 |
|||||||||||||
мент |
автомобильной |
дороги .................................. |
|
|
|
по |
||||||||
§ 2. Основные правила возведения земляного |
4 |
|||||||||||||
лотна |
.... |
.... |
||||||||||||
§ |
3. |
Виды и классификация |
грунтов |
|
... |
6 |
||||||||
§ 4. Физико-механические |
свойства грунтов . |
. |
9 |
|||||||||||
II. Лабораторные методы определения основных |
ха |
5 |
||||||||||||
рактеристик |
грунтов |
|
|
.................................................... |
|
|
|
|
|
|
||||
§ |
5. |
Определение |
|
влажности грунта |
|
. |
. |
. |
11 |
|||||
§ |
6. |
|
Определение |
объемной |
массы грунта . |
. |
13 |
|||||||
§ 7. Определение плотности грунта .... |
16 |
|||||||||||||
§ 8. Определение пористости и степени водонасы- |
|
|||||||||||||
щения |
грунта.......................................................... |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|||||
§ 9. |
Определение |
|
гранулометрического |
|
состава |
19 |
||||||||
грунта |
|
|
|
|
|
|
|
грунта |
|
|||||
§ 10. Определениепределовпластичности |
|
24 |
||||||||||||
§ 11. Определение оптимальной влажности и мак |
29 |
|||||||||||||
симальной объемной |
массы скелетагрунта . |
. |
||||||||||||
§ 12. Определение коэффициента фильтрации пес |
|
|||||||||||||
чаного |
грунта |
|
. |
|
|
......................................... 33 |
|
|||||||
III. Полевые методы испытаний и контроля степени |
|
|
||||||||||||
уплотнения |
грунтов. |
Правила |
техники |
безопасности |
39 |
|||||||||
при лабораторных и |
полевых |
испытаниях |
грунтов |
. |
||||||||||
§ |
13. |
Определение |
гранулометрического |
|
состава |
39 |
||||||||
грунта |
......... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
§ 14. Методы ускоренного определения влажности |
|
|||||||||||||
грунта |
..................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
61
§ 15. Механические испытания слабого грунта в |
46 |
||
полевых условиях .................................................... |
уплотнения |
грунта при |
|
§ 16. Контроль степени |
50 |
||
сооружении земляного |
полотна |
.... |
§ 17. Определение влажности грунта |
нейтронным |
|
||||
измерителем НИВ-2 |
........................................... |
|
при |
|
55 |
|
§ 18. Правила техники безопасности |
прове |
58 |
||||
дении испытаний грунтов |
. |
. |
. |
. |
, |
Лев Алексеевич Марков Альберт Григорьевич Полуновский
контроль качества работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог
Рецензент В. К. Апестин t Редактор Е. С. Голубкова
Обложка художника Г. П. Казаковцева Технический редактор Р. А. Иванова Корректор Л. Б. Кулакова
IIБ N- 384
Сдано в набор 30.IX 1976 г. Подписано к печати ЗО.ХІІ 1976 г. Формат 70X108732. Бумага тип. № 1. Печ. л. 2 (усл. 2,8). Уч.-изд. л. 2,76. Тираж 5 000. Т18986. Изд. № 1-3-2/15 № 8550. Зак. тип. 5519. Цена 15 коп.
Изд-во «ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а.
Гор. Куйбышев, пр. Карла Маркса, 201. Тип. изд-ва «Волжская коммуна».
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРАНСПОРТ» ВЫПУСКАЕТ СЕРИЮ КНИГ «В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ БАМ»
ВЫШЛИ ИЗ ПЕЧАТИ-.
Алексеев В. Н., Кувайцев И. Ф. Топлива и смазочные материалы для автомобилей. 1976. 95 с. 17 к.
Аникин Н. И. Стройка века. Издание 2-е, перераб. и доп. 1976. 128 с. 24 к.
Балаболкин Р. К., Купцов В. М. Эксплуатация автомобилей и гу- • сеничных транспортеров. 1975. 96 с. 18 к.
Бардышев О. А. Эксплуатация строительных машин зимой. 1976. 96 с. 17 к.
Бурдин А. П., Свиридов Н. В., Тригони В. Е. Посадочные пло щадки для вертолетов. 1976. 96 с. 17 к.
Иванов В. А. Машина двухбаровая для резки мерзлого грунта. (Модель БМРМГ). ¡975. 47 с. 8 к.
Лаврентьев В. Б. Вождение автомобилей высокой проходимости. 1974. 91 с. 18 к.
Назаров В. А. Вертолеты на Байкало-Амурской магистрали. 1975. 71 с. 19 к.
Рыбаков К. В., Поляков А. С. Заправка автомобилей в полевых условиях. 1976. 96 с. 24 к.
Румянцев Р. А., Оноцкий М. И. Машины для бурения скальных и мерзлых грунтов. 1975. 99 с. 19 к.
Рябов В. П. Притрассовые и подъездные автомобильные дороги. 1975. 100 с. 25 к.
Соколов Ф. Г. Расчивтка полосы отвода железной дороги. 1974. 63 с. 15 к.