Файл: Малченко, М. Художественные работы тульских оружейников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На обложке: Шкатулка для шахмат. 1782 Ч*.

Художественные изделия из стали работы тульских ма*' стеров-оружейников занимают исключительное место среди произведений русского прикладного искусства

X V III—X IX B B .

Свободное от правительственных заказов время мастера казенных и частных тульских оружейных заводов употребляли на изготовление всякого рода художественно оформленных бытовых предметов. Среди них — охотничье украшенное оружие, шкатулки, кресла, столы и стулья, скамеечки, туалеты с зеркалами, канделябры, подсвеч­ ники, бра, вазы, курильницы, зонты, письменные при­ боры, табакерки, печати, пуговицы и многое другое. Эти вещи были очень дороги и поэтому бытовали преимуще­ ственно в наиболее обеспеченных слоях общества.

Неповторимые по красоте и своеобразию декора художе­ ственные изделия туляков сохраняются в настоящее вре­ мя во многих музеях Советского Союза. Отдельными экземплярами они представлены и в зарубежных музеях. Из 500 предметов, учтенных специалистами, около 300 составляют коллекцию Государственного Эрмитажа, вы­ деляющуюся среди других музейных собраний богатством и разнообразием.

Наиболее ранний и уникальный предмет — шкатулка, принадлежавшая Петру I (см. фото 1). Она происходит из дворца «Марли» (Петродворец). Стальная прямо­ угольной формы, она украшена по краям золочеными бронзовыми пилястрами и тягами с маскаронами и волю­ тами. Снаружи на крышке — зеркальный вензель Петра на фоне голубой финифти. На внутренней стороне крыш­ ки размещается сложный замок. Места сопряжений от­ дельных частей замка декорированы граненной под алмаз сталью. Каждый из ст альны ^ а лЩДбU иш^ачипп ч пт

ную в виде «гвоздя» с п о л у | : ф ^ щ н ^ р ^ » Ш л я п ­ ка гранилась и полировалась т£м. самым игру драгоценных усамнейЭШ>^№йг1Г|Л(??^ЦеннФ’0 камня» усиливали еще си^ии^бр&дДйнУШГФ g родовый

rf O r

H L-lm

ободки, на которых закреплен «алмаз». Огранка стали, введенная здесь впервые, — один из наиболее характер­ ных приемов украшения стальных изделий, особенно ши­ роко применявшийся во второй половине X V III в.

Впетровское время появляются отдельные предметы ме­ бели, которые в 40— 50-х гг. станут наиболее распрост­ раненным видом тульской продукции. Это — раскладные кресла и столы со стальной основой — каркасами. Их скрещенные ножки и изогнутые полосы подлокотников украшены медной и золотой наводкой на вороненом фоне. Стальная поверхность ножек обычно покрывалась орна­ ментом. Контуры орнамента углублялись гравировкой или травлением. Наводка медью, серебром, золотом ис­ полнялась нанесением ртутной амальгамы, состоящей из смеси металла и ртути, на поверхность предмета и после­ дующим подогревом предмета в горне. Ртуть испарялась,

аметалл прочно закреплялся на поверхности предмета. Процесс повторялся несколько раз, после чего получен­ ное изображение полировалось. Иногда для достижения сходного декоративного эффекта использовали другой технический прием — так называемую насечку. Углубле­ ния на поверхнрсти стали заполняли или «насекали» цветным металлом (либо листовым, либо в виде проволо­ ки). Насечка издавна применялась мастерами Оружей­ ной палаты.

Вдекоре ажурных решеток, заполняющих стальные рам­ ки, применяются, с одной стороны, вариации «травного»

узора, связанного с русской традицией X V II в., с Дру­ гой стороны — орнаментальные композиции, характерные для европейского прикладного искусства первой четверти

X V III в.

В

1740-е гг. тульская мебель украшается более пышно.

В

средней части решеток подлокотников обычно поме^

щается фигурный картуш с вензелем императрицы и дву­ главым орлом. В верхней части решетки, как правило, вписана заздравная надпись: «Ш У А Т Ъ »; зачастую изо-

4


В 1750-х гг. декор стальных изделий остается пышным, нарядным. Чаще всего орнаментация выполнялась гра­ вировкой, глубокой выборкой фона, так называемой «обронной» работой. «Обронное» дело на протяжении всего X V III в. было одной из самых редких и трудоемких специальностей. Выборка фона дополнялась его канфарением, т. е. нанесением мелких точек на фон, а затем позолотой. Орнамент на «обронном» фоне выглядел осо­ бенно рельефно, выпуклые изображения дополнительно прочеканивались. В такой технике выполнены ружье и пистолет 1755 г., алебарда Петра III — 1761 г., готоваль­

ня. В

этих

предметах

мотивы

«рокайль»

сочетались

с изображением гербов, вензелей, арматуры и пр.

Художественная обработка

изделий второй

половины

X V III

В . существенным

образом

отличается

от таковой

в начале и середине века.

 

 

 

 

Во второй половине X V III

в. принципы украшений осно­

вываются на

тончайшем,

почти

ювелирном

искусстве

обработки металла. Появляются новые способы украше­ ния. Тульские мастера проявляют большую любовь к интенсивному цвету, одному из основных декоративных принципов народного искусства. В изделиях этой поры широко применяется воронение всего предмета или ча­ стей его. Помещая предмет в специальный воронильный горн и варьируя нагрев его, мастера получают различные оттенки воронения от темно-зеленых и синих тонов до лиловых, голубых и розовых. Вороненые части в соче­ тании со светлой поверхностью стали, с позолотой пред­ мета или с деталями из бронзы создают удивительные колористические эффекты.

Декоративный прием огранки стали, найденный еще в петровское время, продолжается в несравнимо больших масштабах, чем прежде. Стальные «граненые каменья» прекрасно имитируют сверкание драгоценных камней. Для придания нарядного вида нужно было поместить на предмете несколько сотен или тысяч таких «алмазов».

6


Еще одним видом украшения предметов служила золоче­ ная бронза. Редкая вещь из стали работы тульских ма­ стеров исполняется без включения в нее золоченой бронзы. В большинстве случаев бронза используется в виде карнизов, рамок, виньеток и пальметок на углах, розеток, акантовых листьев, поясков, состоящих из ов, шишек на навершиях, часто в виде накладных гирлянд цветов и листьев лавра.

Вещи второй половины века украшены классическим орнаментом, стройны, легки, изящны и производят впе­ чатление подлинных драгоценностей. Среди них наиболь­ шей известностью пользуется эрмитажная шкатулка с изображением неосуществленного проекта Тульского оружейного завода. Она предназначалась для хранения восьмидесяти шахматных фигур. Шкатулка и фигурки поражают богатством своего убора и непревзойденным мастерством исполнения (см. фото на обложке). Помимо высоких художественных достоинств, шкатулка представляет особый интерес, являясь единственным предметом прикладного искусства, на котором изображе­ но заводское здание. Этот своеобразный план позволяет датировать шкатулку 1782 г. — временем подписания проекта, что вполне совпадает со стилистическими осо­ бенностями предмета. Удалось установить имя автора шкатулки — Андриан Суханов. На предмете подписи нет. Авторство устанавливается по совершенно очевидной аналогии с подобной же подписной шкатулкой, храня­ щейся в Берлинском музее прикладного искусства.

Удивительно тонки и изящны фигуры шахмат, заполняв­ шие эту шкатулку (см. фото 3). Сохранилось лишь 44 фигуры. Они выполнены буквально в ювелирной тех­ нике. Все фигуры в основном напоминают башенки с ку­ полом и шпилем, но различных очертаний. Орнаментиро­ ваны они по светлому и вороненому фону «алмазной гранью», лиственными гирляндами, цветами, лентами, пальметками и плетенкой. Нижние части фиг.урок коней

8

Единственным датированным предметом мебели подоб­ ного рода является стол-экран. Откидывающаяся медная золоченая столешница в необходимых случаях могла слу­ жить экраном у камина. Борт экрана сплошь покрыт гранеными алмазами. Нижний край был обрамлен под­ весками-ламбрекенами (не сохранились). На столешнице помещена серебряная орденская звезда с гравированным изображением герба Тулы и надписью пунктиром: «Тула: 1785: году».

Возможно, в 80-е гг. была исполнена шкатулка эрмитаж­ ного собрания; бронзовые фигурки дельфинов, нарядные ламбрекены, составленные из стальных зубцов, украшен­ ные воронеными цветами, алмазной гранью и подвесными гирляндами с кистями из стального бисера, характерны именно для 80-х гг. X V III в.

Разработка тех же классических орнаментальных прие­ мов (архитектурные тяги, фигурки дельфинов, ручки в виде сплетенных змей), что и сама форма, позволяет датировать теми же восьмидесятыми годами самовар эрмитажной коллекции (см. фото 4).

В том же роде выполнена прямоугольная стальная шка­ тулка для рукоделия, но лаконизм ее орнаментации — гирлянды роз, исполненные золотой и серебряной насеч­ кой, рога изобилия, лук и колчан со стрелами в обрам­ лении из полос стальных алмазов составляют характер­ ную черту декоративного стиля конца X V III в.

Новое понимание формы и организации орнамента про­

слеживается

и

на шкатулке для

рукоделия с

вензелем

«ЕА ». На

ее

гладких прямых

полированных

сторонах

насечены изысканные цветочные гирлянды, исполненные золотом разных оттенков. Овальные медальоны с атри­ бутами пасторали обрамлены венками и гирляндами роз. Одними из лучших работ, украшенных резной сталью, являются туалет с овальным зеркалом и вазы-пудреницы в форме античных кратеров. Выдвижной ящик туалета украшен гирляндами стилизованных цветов и листьев,

10



завитками. Часть узора ажурная, наложена на темно-си­ ний 'вороненый фон. Верхняя и тыльная поверхность зеркально полированы. На тыльной стороне надпись гравировкой: «Тула М Радионъ Леонтьевъ».

Непосредственно о самом мастере мы можем судить только по его тонко и тщательно выполненной работе, но ничего не знаем о самом Родионе Леонтьеве. Фамилия Леонтьевых, очевидно, потомственных тульских оружей­ ников, встречается в литературе не раз. В конце века она упоминается в связи с тем, что в 1785 г. были по­

сланы в Англию для усовершенствования два

лучших

оружейника — художники Алексей Сурнин

и Яков

Леонтьев. Именно этот факт был положен в основу сказа Н. Лескова «Левша». Сурнин настолько поразил англи­ чан своими способностями, что его склоняли остаться. Он же предпочел вернуться на родину, несмотря на то, что ему предлагали огромный для того времени заработок.

В Эрмитаже хранится еще одна подписная работа. Это стальная коробочка с фишками, вся сплошь затканная цветочным рисунком, исполненным травлением. На крыш­ ке надпись: «Въ ТулЗ» оружейникъ Евтей Гурьяновъ». Сообщения петербургских и московских газет последней

четверти

X V III

в. изобилуют объявлениями о том, что

вновь из

Тулы

прибыли мастера, которые предлагают

разнообразные изделия; среди них художественное ору­ жие, письменные приборы и табакерки, пояски и пряж­ ки, кольца и перстни, зонты, печати, пуговицы и прочие галантерейные вещи. Изображение такого мастера — про­ давца тульских изделий — помещено на офорте 1803 г. работы X . Гейслера.

Среди предметов быта X V III в. часто встречаются ку­ рильницы для ароматных смол. Изготовлялись они и в Туле. В основном они представляют собой цилиндри­ ческий стакан с крышкой в решетчатом обрамлении. В эрмитажном собрании находится несколько курильниц, поверхность которых тоже представляет решетку. Узор

12

их мало чем отличается от решеток на улицах и каналах Петербурга конца' X V III в.; такие же решетки нахо* дятся на окнах Екатерининского дворца в городе Пуш-* кине. Творческие возможности тульских мастеров были неисчерпаемы. Промышленный переворот, охвативший Россию уже в начале X IX в., заставил туляков приме­ нить мастерство к новым менее художественным видам производства.

Широкое

развитие получает начавшееся

еще

в

80-х гг.

X V III

в.

изготовление

точных инструментов,

а

начиная

с 10—20-х гг. X IX в.

налаживается

производство

само­

варов.

Художественное

производство

в

Туле

 

в

конце

X IX

в. прекратилось вовсе.

 

 

 

 

 

В советское время было налажено производство спортив­ но-охотничьего оружия, которое стало впервые достоя­ нием широких народных масс. В 1946 г. было органи­ зовано на современных научно-технических основах кон­ струирование, испытание и изготовление новых систем ружей. Всемирная выставка 1958 г. в Брюсселе отметила успехи туляков золотыми медалями. Все работы выпол­ нены на высоком художественном и техническом уровне. Они свидетельствуют о том, что сохраняются, разви­ ваются и совершенствуются вековые традиции приклад­ ного искусства в советской Туле.

Выставка произведений тульских оружейников представ­ ляет собой первый опыт показа богатейшего собрания оружия и стальных бытовых предметов X V III—X IX вв., хранящихся в фондах Эрмитажа. Творчество туляков, прославленное за пределами России и ставшее синони­ мом русского умения и мастерства, пожалуй, менее зна­ комо широкому зрителю, чем замечательный сказ Н. С. Лескова о тульском Левше, подковавшем блоху. Выставленные материалы дают возможность увидеть и понять высокое художественное качество работ тульских мастеров, обычно более известных как создателей могу­ щественного оружейного арсенала России.