Файл: Зонов, В. А. Резервы повышения производительности машинно-тракторного парка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
БИБЛИОТЕЧКА МЕХАНИЗАТОРА
В. Á. Зонов
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ
П РОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
О і ' j
««««««««
БИБЛИОТЕЧКА МЕХАНИЗАТОРА
В. А. Зонов
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ВОРОНЕЖ 1977
|
Ч |
|
.'tu.•»••м : Cv. С |
I |
|
і |
||
^НГДЛк!»^-,-. - |
! |
|
І |
||
|
ж¿¿ж J
Вброшюре обобщается передовой опыт высокопроизводительного использования машин на полевых работах.
Брошюра предназначается для механиза
торов, специалистов и руководителей хо
зяйств.
¡g) Центрально-Черноземное книжное
издательство, 1977.
ВВЕДЕНИЕ
Труженики села с горячим одобрением встретили исторические решения XXV съезда КПСС. Внимание кол хозников, рабочих совхозов, специалистов привлекают те строки «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», в которых опреде лены задачи на десятую пятилетку в области дальней шего развития сельского хозяйства страны. Здесь преду смотрено увеличение среднегодового объема продукции по сравнению с девятой пятилеткой на 14—17%, доведе ние производства зерна в среднем за год до 215— 220 млн. т, сахарной свеклы до 95—98, мяса до 15—15,6; молока — до 94—96 млн. т. Возрастут закупки основных видов сельскохозяйственной продукции.
Определив на 1976—1980 годы высокие рубежи в развитии земледелия и животноводства, партия преду смотрела и средства их достижения. Важное место сре ди них занимает «...техническое перевооружение сель ского хозяйства на базе новой техники, внедрения по точно-индустриальных методов производства и про грессивной технологии» ’. Намечено в десятой пятилет ке поставить сельскому хозяйству 1900 тыс. тракторов, 1350 тыс. грузовых автомобилей, 538 тыс. зерноубороч ных комбайнов, 1580 тыс. тракторных прицепов, 100 тыс. экскаваторов, 106,5 тыс. бульдозеров, 47,75 тыс. скре перов и много другой сельскохозяйственной техники.
Предусмотренная на 1976—1980 годы поставка сель скому хозяйству материально-технических средств позво-
1 Материалы XXV съезда КПСС. Политиздат, 1976, с. 205.
3
лит завершить комплексную механизацию в зерновом производстве и в свекловодстве, ускорить переход к комплексной механизации работ в кормопроизводстве, шире применять машины и механизмы в производстве картофеля и овощей.
За годы девятой пятилетки сельское хозяйство полу чило ряд высокопроизводительных машин, находящихся по своим технико-экономическим показателям на уров не лучших зарубежных образцов. Освоен выпуск трак торов К-701, Т-150К, гусеничного трактора ДТ-75К для работы на склонах, зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Колос», комплекса 6-рядных машин КС-6 и БМ-6 для уборки сахарной свеклы и других машин.
В системе машин, запланированных для освоения и внедрения в производство, 954 наименования будут созданы заново и 223 модернизированы. Новая система машин имеет важное качественное отличие от приме нявшейся в девятой пятилетке. Наряду с повышением энергонасыщенности, рабочих скоростей, грузоподъем ности и производительности предусмотрено развитие но вейших направлений в машиностроении: создание 70 ти пов самоходных машин для возделывания и уборки различных культур, поточных линий, более широкое внедрение достижений электроники, радио, телемехани ки, повышение надежности и долговечности машин.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН И ВЫСОКОЕ КАЧЕСІВО РАБОТ —
ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКИХ УРОЖАЕВ
В постановлении Центрального Комитета партии «О движении механизаторов сельского хозяйства за до стижение наивысшей производительности труда, макси мальное использование технических возможностей ма шин», опубликованном в газете «Правда» 19 января 1975 года, отмечается, что многие комбайнеры, трак тористы, шоферы при высоком качестве полевых работ добились небывалой ранее дневной и сезонной выра ботки — двойного и даже тройного повышения произво дительности своих машин. Всем известны имена передо вых механизаторов страны, рекордсменов уборочной страды, комбайнеров Н. Бочкарева, В. Воронина, трак тористов В. Стенкового, А. Кардашова и многих других механизаторов. Они на личном примере показали, что современные сельскохозяйственные машины можно ис пользовать с гораздо большей эффективностью, если привлечь для этого все имеющиеся резервы, как следует наладить техническое обслуживание, рационально ис пользовать каждую минуту рабочего времени, умело применять операционную технологию на полевых рабо тах, повсеместно наладить четкое взаимодействие всех служб и звеньев в хозяйстве. Все это дает возможность в лучшие агротехнические сроки и качественно прово дить работы по посеву, уходу за посевами и уборке урожая, что, в свою очередь, создает предпосылки для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Включившись в социалистическое соревнование, ме ханизаторы Воронежской области за годы девятой пяти летки также накопили большой опыт высокопроизводи
5
тельного использования техники, который широко рас пространяется среди всех механизаторов колхозов и совхозов.
Так, для высокопроизводительного использования комбайнов на уборке зерновых в совхозе «Масловский» Новоусманского района в 1974 году было создано звено под руководством Героя Социалистического Труда А. М. Галкина, состоящее из четырех уборочно-транс портных групп, одинаковых по своему составу. В каж дую группу было включено по одному комбайну СК-5, «Нива» и автомобилю ЗИ.П-ММЗ-555.
До начала уборки были проведены подготовительные мероприятия по организационному и инженерно-техни ческому обеспечению работы агрегатов. Комбайнеры вместе со специалистами совхоза определили последо вательность работы по полям севооборота, разработали план-маршрут движения агрегатов, схему расстановки их по загонам и способ уборки. Места выгрузки зерна определялись при первых проходах и отмечались флаж ками. В каждом загоне работало по два комбайна, что дало возможность лучше использовать транспортные средства на отвозке зерна. До начала работы механиза торы изучили операционную технологию уборки зерно вых культур, а также особенности конструкции и техно логической настройки комбайнов в процессе работы, что позволило сократить до минимума простои агрега тов. Было организовано проведение технических уходов за комбайнами через каждые 8—10 часов работы. На месте работы машин вместе с агрегатом для проведе ния технических уходов постоянно находилась пере движная мастерская со сварочным агрегатом. В течение суток комбайны работали непрерывно, а комбайнеры менялись через каждые четыре часа. За 22 часа работы были обмолочены валки ячменя на площади 161 га и намолочено 5571 ц зерна при урожайности 34,6 ц/га. При этом комбайнеры намолотили: В. И. Чичуга —1480,
6
А. М. Галкин — 1398, С. В. Митин — 1363 и В. П. Колес ниченко — 1330 центнеров.
В зависимости от влажности обмолачиваемой массы механизаторы в порядке контроля за качеством обмо лота в течение суток трижды (утром, в середине и в конце дня) проводили соответствующие регулировки комбайнов, проверяли качество герметизации, чтобы не допустить потерь. Высокопроизводительному использо ванию комбайнов способствовала хорошая организация культурно-бытового обслуживания и питания. Для отды ха механизаторов на уборочное поле были вывезены оборудованные вагончики. Успешному проведению уборки урожая во многом способствовала организация социалистического соревнования и широкая гласность результатов работы всех механизаторов совхоза.
Накопленный опыт высокопроизводительного исполь зования техники механизаторы совхоза применили при уборке кукурузы на силос, сахарной свеклы и вспашке зяби. Экспериментальные данные показывают, что при уборке кукурузы на силос при урожае 250 ц./га силосо уборочный комбайн КС-2,6 с трактором ДТ-75 перера батывает только 12 кг/сек. массы, тогда как технические возможности комбайна 20 кг/сек. При использовании тракторов МТЗ-50 производительность комбайна еще ни же. Поэтому в совхозе были скомплектованы и работали на уборке силосных культур агрегаты из тракторов Т-150К и комбайнов КС-2,6. Это позволило ликвидиро вать разрыв между техническими возможностями ком байнов и мощностью тракторов.
При подготовке комбайнов к работе механизаторы увеличили частоту вращения кривошипно-шатунного механизма привода ножа, для чего на карданный вал установили звездочку с числом зубьев 13 вместо звез дочки с числом зубьев 14, зазор между ножами и противорежущим брусом установили в пределах 1,5—2 мм. Ремни привода барабана натянули так, чтобы от усилия
7
5 кг, приложенного к средней части верхней ветви, стрела прогиба составляла 15 мм. Натяжение пружин уравновешивающего механизма хедера отрегулировали так, чтобы копирующий башмак скользил по почве с давлением 50—70 кг. Пружину главной предохранитель ной муфты подтянули на 15 мм, а пружины муфт пита ющего аппарата и выгрузного транспортера — на 22 мм от первоначальной их длины в свободном состоянии. Во избежание поломок под откидную часть выгрузного транспортера измельченной массы на расстоянии 1 м от поворотного шарнира установили съемную стойку-опору. Поле было разбито на две равные части (1200—1400 м длиной и 100 м шириной), предварительно были прове дены прокосы и обкосы краев. Уборка показала, что при средней скорости движения 10 км/час зеленая мас са подрезается лучше без мотовила, поэтому оно было снято. Для обеспечения непрерывной работы уборочных
8
агрегатов за ними было закреплено по 13 тракторов с прицепными тележками, которые отвозили зеленую массу на расстояние 8 км. Двумя агрегатами за 23 часа непрерывной работы было убрано 69 гектаров кукуру зы. Было заложено 3328 т зеленой массы. Производи тельность комбайна была доведена до 20,0 кг/сек. Бла годаря применению уборочных агрегатов с тракторами
T-15ÓK совхоз убрал всю кукурузу на силос за 10 рабо чих дней вместо 20—25 дней в прошлые годы.
Почин высокопроизводительного использования тех ники нашел горячую поддержку. На уборочных работах нашли широкое применение уборочно-транспортные от ряды, использование комбайнов с двумя бункерами, бун керов-накопителей, автопоездов на отвозке зерна и т. д.
С целью предотвращения потерь зерна широко ис пользовались операционная технология уборки зерно вых, настройка комбайнов при различных погодных усло виях и состоянии хлебостоя. Применение наборов инстру ментов, таблиц определения потерь зерна, разработан ных Всесоюзным институтом механизации, позволило хо зяйствам значительно снизить потери на уборке урожая.
Высокой выработки на перевозке зерна добились шоферы Павловского автопредприятия тт. Сычев В. А. и Варфоломеев П. В. Работая на грузовиках ЗИЛ-164 с прицепами, они перевозили за каждый день по 50—70 т зерна от комбайнов на ток на расстоянии до 26 км. Как же была организована работа шоферов?
За двумя грузовиками было закреплено восемь ав топрицепов. Для транспортировки прицепов по полю были выделены два трактора. Прицепы, буксируемые тракторами, загружаются зерном и вывозятся к транс портной магистрали, где находятся пустые тележки. В это время автомашины идут за комбайнами и прини мают зерно. Когда кузов заполняется, машины забирают ранее загруженные автоприцепы, и автопоезд направ ляется на ток, а в это время тракторы с пустыми авто
9