Файл: Зонов, В. А. Резервы повышения производительности машинно-тракторного парка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БИБЛИОТЕЧКА МЕХАНИЗАТОРА

В. Á. Зонов

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ

П РОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

О і ' j

««««««««

БИБЛИОТЕЧКА МЕХАНИЗАТОРА

В. А. Зонов

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ВОРОНЕЖ 1977

 

Ч

.'tu.•»••м : Cv. С

I

і

^НГДЛк!»^-,-. -

!

І

 

ж¿¿ж J

Вброшюре обобщается передовой опыт высокопроизводительного использования машин на полевых работах.

Брошюра предназначается для механиза­

торов, специалистов и руководителей хо­

зяйств.

¡g) Центрально-Черноземное книжное

издательство, 1977.

ВВЕДЕНИЕ

Труженики села с горячим одобрением встретили исторические решения XXV съезда КПСС. Внимание кол­ хозников, рабочих совхозов, специалистов привлекают те строки «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», в которых опреде­ лены задачи на десятую пятилетку в области дальней­ шего развития сельского хозяйства страны. Здесь преду­ смотрено увеличение среднегодового объема продукции по сравнению с девятой пятилеткой на 14—17%, доведе­ ние производства зерна в среднем за год до 215— 220 млн. т, сахарной свеклы до 95—98, мяса до 15—15,6; молока — до 94—96 млн. т. Возрастут закупки основных видов сельскохозяйственной продукции.

Определив на 1976—1980 годы высокие рубежи в развитии земледелия и животноводства, партия преду­ смотрела и средства их достижения. Важное место сре­ ди них занимает «...техническое перевооружение сель­ ского хозяйства на базе новой техники, внедрения по­ точно-индустриальных методов производства и про­ грессивной технологии» ’. Намечено в десятой пятилет­ ке поставить сельскому хозяйству 1900 тыс. тракторов, 1350 тыс. грузовых автомобилей, 538 тыс. зерноубороч­ ных комбайнов, 1580 тыс. тракторных прицепов, 100 тыс. экскаваторов, 106,5 тыс. бульдозеров, 47,75 тыс. скре­ перов и много другой сельскохозяйственной техники.

Предусмотренная на 1976—1980 годы поставка сель­ скому хозяйству материально-технических средств позво-

1 Материалы XXV съезда КПСС. Политиздат, 1976, с. 205.

3


лит завершить комплексную механизацию в зерновом производстве и в свекловодстве, ускорить переход к комплексной механизации работ в кормопроизводстве, шире применять машины и механизмы в производстве картофеля и овощей.

За годы девятой пятилетки сельское хозяйство полу­ чило ряд высокопроизводительных машин, находящихся по своим технико-экономическим показателям на уров­ не лучших зарубежных образцов. Освоен выпуск трак­ торов К-701, Т-150К, гусеничного трактора ДТ-75К для работы на склонах, зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Колос», комплекса 6-рядных машин КС-6 и БМ-6 для уборки сахарной свеклы и других машин.

В системе машин, запланированных для освоения и внедрения в производство, 954 наименования будут созданы заново и 223 модернизированы. Новая система машин имеет важное качественное отличие от приме­ нявшейся в девятой пятилетке. Наряду с повышением энергонасыщенности, рабочих скоростей, грузоподъем­ ности и производительности предусмотрено развитие но­ вейших направлений в машиностроении: создание 70 ти­ пов самоходных машин для возделывания и уборки различных культур, поточных линий, более широкое внедрение достижений электроники, радио, телемехани­ ки, повышение надежности и долговечности машин.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН И ВЫСОКОЕ КАЧЕСІВО РАБОТ —

ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКИХ УРОЖАЕВ

В постановлении Центрального Комитета партии «О движении механизаторов сельского хозяйства за до­ стижение наивысшей производительности труда, макси­ мальное использование технических возможностей ма­ шин», опубликованном в газете «Правда» 19 января 1975 года, отмечается, что многие комбайнеры, трак­ тористы, шоферы при высоком качестве полевых работ добились небывалой ранее дневной и сезонной выра­ ботки — двойного и даже тройного повышения произво­ дительности своих машин. Всем известны имена передо­ вых механизаторов страны, рекордсменов уборочной страды, комбайнеров Н. Бочкарева, В. Воронина, трак­ тористов В. Стенкового, А. Кардашова и многих других механизаторов. Они на личном примере показали, что современные сельскохозяйственные машины можно ис­ пользовать с гораздо большей эффективностью, если привлечь для этого все имеющиеся резервы, как следует наладить техническое обслуживание, рационально ис­ пользовать каждую минуту рабочего времени, умело применять операционную технологию на полевых рабо­ тах, повсеместно наладить четкое взаимодействие всех служб и звеньев в хозяйстве. Все это дает возможность в лучшие агротехнические сроки и качественно прово­ дить работы по посеву, уходу за посевами и уборке урожая, что, в свою очередь, создает предпосылки для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Включившись в социалистическое соревнование, ме­ ханизаторы Воронежской области за годы девятой пяти­ летки также накопили большой опыт высокопроизводи­

5


тельного использования техники, который широко рас­ пространяется среди всех механизаторов колхозов и совхозов.

Так, для высокопроизводительного использования комбайнов на уборке зерновых в совхозе «Масловский» Новоусманского района в 1974 году было создано звено под руководством Героя Социалистического Труда А. М. Галкина, состоящее из четырех уборочно-транс­ портных групп, одинаковых по своему составу. В каж­ дую группу было включено по одному комбайну СК-5, «Нива» и автомобилю ЗИ.П-ММЗ-555.

До начала уборки были проведены подготовительные мероприятия по организационному и инженерно-техни­ ческому обеспечению работы агрегатов. Комбайнеры вместе со специалистами совхоза определили последо­ вательность работы по полям севооборота, разработали план-маршрут движения агрегатов, схему расстановки их по загонам и способ уборки. Места выгрузки зерна определялись при первых проходах и отмечались флаж­ ками. В каждом загоне работало по два комбайна, что дало возможность лучше использовать транспортные средства на отвозке зерна. До начала работы механиза­ торы изучили операционную технологию уборки зерно­ вых культур, а также особенности конструкции и техно­ логической настройки комбайнов в процессе работы, что позволило сократить до минимума простои агрега­ тов. Было организовано проведение технических уходов за комбайнами через каждые 8—10 часов работы. На месте работы машин вместе с агрегатом для проведе­ ния технических уходов постоянно находилась пере­ движная мастерская со сварочным агрегатом. В течение суток комбайны работали непрерывно, а комбайнеры менялись через каждые четыре часа. За 22 часа работы были обмолочены валки ячменя на площади 161 га и намолочено 5571 ц зерна при урожайности 34,6 ц/га. При этом комбайнеры намолотили: В. И. Чичуга —1480,

6

А. М. Галкин — 1398, С. В. Митин — 1363 и В. П. Колес­ ниченко — 1330 центнеров.

В зависимости от влажности обмолачиваемой массы механизаторы в порядке контроля за качеством обмо­ лота в течение суток трижды (утром, в середине и в конце дня) проводили соответствующие регулировки комбайнов, проверяли качество герметизации, чтобы не допустить потерь. Высокопроизводительному использо­ ванию комбайнов способствовала хорошая организация культурно-бытового обслуживания и питания. Для отды­ ха механизаторов на уборочное поле были вывезены оборудованные вагончики. Успешному проведению уборки урожая во многом способствовала организация социалистического соревнования и широкая гласность результатов работы всех механизаторов совхоза.

Накопленный опыт высокопроизводительного исполь­ зования техники механизаторы совхоза применили при уборке кукурузы на силос, сахарной свеклы и вспашке зяби. Экспериментальные данные показывают, что при уборке кукурузы на силос при урожае 250 ц./га силосо­ уборочный комбайн КС-2,6 с трактором ДТ-75 перера­ батывает только 12 кг/сек. массы, тогда как технические возможности комбайна 20 кг/сек. При использовании тракторов МТЗ-50 производительность комбайна еще ни­ же. Поэтому в совхозе были скомплектованы и работали на уборке силосных культур агрегаты из тракторов Т-150К и комбайнов КС-2,6. Это позволило ликвидиро­ вать разрыв между техническими возможностями ком­ байнов и мощностью тракторов.

При подготовке комбайнов к работе механизаторы увеличили частоту вращения кривошипно-шатунного механизма привода ножа, для чего на карданный вал установили звездочку с числом зубьев 13 вместо звез­ дочки с числом зубьев 14, зазор между ножами и противорежущим брусом установили в пределах 1,5—2 мм. Ремни привода барабана натянули так, чтобы от усилия

7


5 кг, приложенного к средней части верхней ветви, стрела прогиба составляла 15 мм. Натяжение пружин уравновешивающего механизма хедера отрегулировали так, чтобы копирующий башмак скользил по почве с давлением 50—70 кг. Пружину главной предохранитель­ ной муфты подтянули на 15 мм, а пружины муфт пита­ ющего аппарата и выгрузного транспортера — на 22 мм от первоначальной их длины в свободном состоянии. Во избежание поломок под откидную часть выгрузного транспортера измельченной массы на расстоянии 1 м от поворотного шарнира установили съемную стойку-опору. Поле было разбито на две равные части (1200—1400 м длиной и 100 м шириной), предварительно были прове­ дены прокосы и обкосы краев. Уборка показала, что при средней скорости движения 10 км/час зеленая мас­ са подрезается лучше без мотовила, поэтому оно было снято. Для обеспечения непрерывной работы уборочных

8

агрегатов за ними было закреплено по 13 тракторов с прицепными тележками, которые отвозили зеленую массу на расстояние 8 км. Двумя агрегатами за 23 часа непрерывной работы было убрано 69 гектаров кукуру­ зы. Было заложено 3328 т зеленой массы. Производи­ тельность комбайна была доведена до 20,0 кг/сек. Бла­ годаря применению уборочных агрегатов с тракторами

T-15ÓK совхоз убрал всю кукурузу на силос за 10 рабо­ чих дней вместо 20—25 дней в прошлые годы.

Почин высокопроизводительного использования тех­ ники нашел горячую поддержку. На уборочных работах нашли широкое применение уборочно-транспортные от­ ряды, использование комбайнов с двумя бункерами, бун­ керов-накопителей, автопоездов на отвозке зерна и т. д.

С целью предотвращения потерь зерна широко ис­ пользовались операционная технология уборки зерно­ вых, настройка комбайнов при различных погодных усло­ виях и состоянии хлебостоя. Применение наборов инстру­ ментов, таблиц определения потерь зерна, разработан­ ных Всесоюзным институтом механизации, позволило хо­ зяйствам значительно снизить потери на уборке урожая.

Высокой выработки на перевозке зерна добились шоферы Павловского автопредприятия тт. Сычев В. А. и Варфоломеев П. В. Работая на грузовиках ЗИЛ-164 с прицепами, они перевозили за каждый день по 50—70 т зерна от комбайнов на ток на расстоянии до 26 км. Как же была организована работа шоферов?

За двумя грузовиками было закреплено восемь ав­ топрицепов. Для транспортировки прицепов по полю были выделены два трактора. Прицепы, буксируемые тракторами, загружаются зерном и вывозятся к транс­ портной магистрали, где находятся пустые тележки. В это время автомашины идут за комбайнами и прини­ мают зерно. Когда кузов заполняется, машины забирают ранее загруженные автоприцепы, и автопоезд направ­ ляется на ток, а в это время тракторы с пустыми авто­

9