Файл: Зонов, В. А. Резервы повышения производительности машинно-тракторного парка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прицепами следуют за комбайнами и принимают зерно. Таким образом использование автомашин повышается в 1,5—2 раза и обеспечивается бесперебойная подача транспортных средств под комбайны.

В колхозе «Ленинский путь» Хохольского района зве­

но

Турищева А.

Д. в составе трех

комбайнов СК-4 за

23

часа работы

подобрало валки

ячменя на площади

90 га и намолотило 3228 ц зерна.

 

В совхозе «Воронежский» Новоусманского района за 23 часа непрерывной работы двумя комбайнами КС-2,6 в агрегате с тракторами Т-150К была скошена кукуруза на площади 82 гектара. Механизаторы Сулиман В. А. и Яковлев В. С. накосили: первый 1693 т и второй 1000 т зеленой массы. Звено Высоцкого В. Г. из совхоза «Киров­ ский» этого же района двумя агрегатами (КС-2,6 с трак­ торами Т-150К) убрало 80 га и накосило 2358 т зеленой ма^сы.

Двенадцать тысяч механизаторов Новоусманского района на вспашке зяби, работая групповым методом, за два дня на 5960 тракторах различных марок подняли зябь на 191 558 гектарах, или свыше 30 га на один эта­ лонный трактор.

Трактористы совхоза «Запрудненский» этого же райо­ на Хонякин В. С., Тужиков Н. В. на тракторах Т-150К за 36 часов работы вспахали 96,2 га, а Чванин В. Ф. и Ухин Н. И. на тракторе ДТ-75 за это же время вспахали

45,2 га.

Вколхозе «1 Мая» Бобровского района тракторист Логвин И. Н. вместе с напарником Логвиным П. П., ра­ ботая на тракторе ДТ-75, за 5 дней вспахали 140 гекта­ ров.

Вколхозе «Заря» Новохоперского района на двух тракторах Т-150К механизаторы В. В. Ротов и А. Д. Со­

мов за 5 дней вспахали 192 гектара.

Безусловно, высокопроизводительному использова­ нию техники предшествовала большая подготовительная

10

работа. Это и хорошее качество подготовки техники к ра­ боте, и проведение семинаров по наиболее рациональ­ ной технологии, и организация труда, и отработка при­ емов настройки агрегатов в процессе работы при раз­ личных условиях, а также организационное, технологи­ ческое и инженерное обслуживание отрядов и звеньев.

Опыт передовых хозяйств и механизаторов показы­ вает, что для достижения высокой производительности машин необходимо максимальное использование рабо­ чего времени, сокращение простоев по техническим, технологическим и организационным причинам, приме­ нение прогрессивных форм обслуживания техники. Ина­ че говоря, высокая производительность сельскохозяйст­ венной техники — результат не отдельных случайных обстоятельств, а рационального подхода к использова­ нию машин. Это означает, что достигнутые показатели под силу механизаторам всех хозяйств.

Используя передовой опыт, хозяйства Воронежской области на уборке урожая в 1976 году применили про­ грессивную форму организации труда механизаторов — крупногрупповое использование техники, применение на уборке зерновых и технических культур уборочно-транс­ портных звеньев и отрядов (рис. 1, 2).

С целью широкого распространения и внедрения ме­ тода крупногруппового использования техники за две недели до начала уборки зерновых был организован и проведен в колхозе им. М. Горького Лискинского райо­ на областной семинар по организации работы уборочно­ транспортных отрядов.

На семинаре была показана организация работы убо­ рочно-транспортного комплекса со всеми вспомогатель­ ными звеньями, а в областной газете «Коммуна» под­ робно описана организация работы всего комплекса на весь период предстоящих уборочных работ. На уборке урожая 1976 года в хозяйствах области работало 930 уборочно-транспортных отрядов. Это дало возможность

11


Рис. 2. Крупногрупповое использование техники

на уборке зерновых

в сложных погодных условиях, когда почти ежедневно выпадали осадки, успешно справиться с уборкой урожая.

Как же была организована работа уборочно-транс­ портного комплекса в колхозе им. М. Горького Лискинского района?

Колхоз имеет 5242 га сельхозугодий, в том числе 4749 га пашни. В 1976 году зерновые занимали площадь 2347 га. Средняя урожайность по колхозу составила 32,4 ц,/га. При плане сдачи государству 27,4 тыс. т сдано 40 тыс. т. Колхоз располагал перед уборкой следующей техникой:

12

Комбайны зерноуборочные,

всего

— 15

в том числе: СК-6 «Колос»

2

СК-5 «Нива»

 

— З

СК-4

 

— 10

Комбайны силосоуборочные КС-2,6

7

Комбайны свеклоуборочные,

всего

6

в том числе: КСТ-3

 

5

КС-6

 

1

Тракторы, всего

 

— 42

в том числе: гусеничные

 

— 21

колесные

 

—21

Автомобили грузовые, всего

 

— 24

в том числе ГАЗ-51

 

— 20

Машины для уборки зерновых и послеуборочной об­ работки почвы были скомплектованы в уборочно-транс­ портный комплекс, как это показано на схеме (см. схему на с. 16—17).

Для работы машин в две смены было выделено: ме­ ханизаторов 1-го класса — 30 человек, 2-го класса — 40 человек; шоферов 1-го класса — 10 человек, 2-го класса — 10 человек, 3-го класса — 20 человек.

Звено технического обслуживания, возглавляемое главным инженером колхоза В. И. Щуровым, обслужи­ вало уборочные машины, как правило, в ночное время. Для этого в поле оборудовалась площадка с освеще­ нием. Поломки устранялись немедленно. В составе зве­ на было два мастера-наладчика, четыре слесаря-ремонт­ ника и два сварщика. Технические средства: АПМГОСНИТИ и два автозаправщика МЗ-3904.

Звено бытового обслуживания имело передвижную

13


столовую, две палатки, передвижной вагончик, пере­ движную душевую на два места, умывальники. Пища до­ ставлялась в поле в термосах. Для питья всегда имелась кипяченая вода. В составе звена было восемь человек.

Перед уборкой специалистами совместно с механи­ заторами был проведен осмотр полей и при разработке

плана уборки намечался маршрут движения

агрегатов,

и комплекса в целом.

 

Первоначально предусматривалась работа

каждого

комбайна в отдельной загонке, но практика показала,, что лучше, если при подборке валков комбайны рабо­ тают группами (по 2—3 в одной загонке), это удобнее для транспорта при отвозке зерна.

Для отвозки зерна были выделены автомобили (по одному на комбайн) и, кроме того, работало до шести тракторов (с двумя тележками каждый).

Трактор с тележками способен принять зерно из трех бункеров комбайнов СК-4 или двух бункеров ком­ байнов СК-5 или СК-6. Разгрузка зерна из комбайнов, как правило, осуществлялась на ходу. На поле обозна­ чались флажками примерные места выгрузки зерна.

Для оперативного маневрирования транспортом на поле находился диспетчер-регулировщик, который на­ правлял транспорт под погрузку к нужному комбайну, что исключало простои и холостые пробеги автомашин. На каждом комбайне имелось по два флажка. Их на­ значение: поднят флажок — бункер полон, требуется транспорт. Поднято два флажка — поломка комбайна, нужна техническая помощь. Через каждые четыре часа работы проводилась смена механизаторов.

Для улучшения скольжения жатки по влажному полю на полевые делители жаток закрепляли башмаки, изго­ товленные из полиэтиленовых труб, при этом опорные башмаки жаток снимались. Это дало возможность вести уборку в сложных погодных условиях. Для скашивания полеглых хлебов применялись рамчатое мотовило (см.

14

журнал «Техника в сельском хозяйстве» за 1976 год, № 6), дополнительные граблины валков, после дождей применялся шнековый ворошитель. Жатки для скашива­ ния хлебов в валки навешивались на тракторы МГЗ-5 и МТЗ-50. Для технологической настройки комбайнов при­ менялся набор инструментов и приспособлений ВИМа.

На время уборки урожая для механизаторов было организовано 4—5-разовое питание, в том числе один раз ночью, вместо сырой воды механизаторы обеспечи­ вались чаем.

Для отдыха механизаторов имелись две палатки и передвижной вагончик на 20 койко-мест. Во время убор­ ки все механизаторы безвыездно находились в поле. В звене бытового обслуживания постоянно находился фельдшер, по мере необходимости приглашался парик­ махер. В палатках постоянно были свежие газеты и жур­ налы. Учащиеся местной школы устраивали концерты для свободных от работы механизаторов. Уборочно­ транспортный комплекс возглавил председатель колхоза И. Я. Стаканов, руководство звеньями комплекса было возложено на специалистов хозяйств и опытных механи­ заторов.

Практика показала, что сосредоточение всей полноты руководства комплексом в руках руководителя хозяйст­ ва дает возможность быстро решать все организацион­ ные и другие вопросы.

Учет намолоченного зерна осуществлялся по жетон­

ной системе,

которая значительно сокращает за­

траты времени на оформление документов

в

поле и

на току.

 

 

 

На жетонах,

выдаваемых комбайнеру,

выбивается

хозяйственный

номер комбайна, а на жетонах

шофе­

ра — порядковый номер автомобиля. Каждому шоферу и комбайнеру выдавалось по 50—60 жетонов. При вы­ грузке зерна из бункера комбайнер отдает шоферу свой жетон и в обмен получает жетон шофера. При

15


Схема уборочно-транспортного комплекса колхоза им. М. Горько­

го Лискинского района Воронежской области.

взвешивании зерна на току шофер передает жетоны комбайнера весовщику. По окончании рабочего дня ком­ байнер сдает весовщику полученные от шоферов жето­ ны и после сверки получает свои жетоны и реестр на­ молоченного зерна. Шоферам также после сверки вы­ даются их жетоны и товарно-транспортные накладные. Контроль за качеством работы осуществляют кроме начальника комплекса главный агроном, начальники участков и звеньев.

Оплата труда на уборочных работах осуществлялась в соответствии с существующими рекомендациями. Кро­ ме того, комбайнеры получают дополнительную надбав­ ку: за первые 10 дней уборки — 60% к основной зар­ плате, за последующие дни — 30%. Шоферам и трак­ тористам, занятым на перевозке зерна, при выполнении нормы производилась доплата до 30% к основной зар­ плате. Вспомогательный персонал комплекса получал надбавку к основной зарплате от 30% до 50%.

Решением правления колхоза было установлено пре­ мирование: комбайнерам, намолотившим за 10 дней на комбайне СК-4 3000 ц, а на СК-5 и СК-6 — 4000 ц зерна выплачивалась премия 300 рублей, а за каждый центнер сверх этих показателей еще по 10 копеек.

Комбайнерам, выполнившим эти условия, выдавалось бесплатно по 3 ц зерна.

На уборке хлебов было развернуто социалистическое соревнование за достижение наивысших показателей. Два раза в сутки подводились итоги, которые отража­ лись на Доске показателей, в боевых листках, «молниях». Победителям соревнования вручались вымпелы, грамо­ ты, посылались открытки семьям, пионеры вручали бу­ кеты цветов.

Несмотря на тяжелые погодные условия, благодаря наличию уборочно-транспортного комплекса колхоз од­ ним из первых в области за 14 календарных дней убрал все зерновые культуры.

18

Результаты работы передовых комбайнеров:

1. Болдин И. С. на комбайне «Колос» намолотил 12800 ц.

2.

Шайкин А. Р.

»

«Нива»

»

10800 »

3.

Болдин С. Г.

»

«Колос»

»

10300»

Закончив уборку в своем хозяйстве, комплекс в пол­ ном составе переехал в соседний колхоз им. Кирова, где было убрано 1000 га и намолочено 35 тыс. ц зерна.

Расчеты, произведенные в колхозе им. М. Горького, и практика уборки урожая 1976 года показали, что при такой организации уборочно-транспортных работ и хо­ роших погодных условиях уборку хлебов можно завер­ шить в лучшие агротехнические сроки — за 8—10 ка­ лендарных дней. Можно подвести итоги работы комп­ лекса в колхозе:

— скошено в валки и обмолочено хлебов — 2092 га,

— убрано прямым комбайнированием — 255 га. Среднесуточная выработка на зерноуборочный ком­ байн составила: на обмолоте — 28 га, на скашивании — 37 га. Из-за неблагоприятных погодных условий комбай­ новый парк простоял 45 машино-дней, по техническим

причинам — 32 машино-часа.

ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ ХОЗЯЙСТВ, КОНЦЕНТРАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТРЯДОВ И ЗВЕНЬЕВ

При оснащении хозяйств техникой следует учиты­ вать, что высокая эффективность ее использования воз­ можна лишь при правильном соотношении тракторов и сельскохозяйственных машин. Когда тракторы не обес­ печиваются полным набором необходимых машин, не­

2’

19


избежны их простои и растягивание сроков выполнения полевых работ.

Новая, высокопроизводительная техника, поступаю­ щая в хозяйство, часто рассредоточивается по бригадам и отделениям. Это затрудняет комплектование скорост­ ных агрегатов и вынуждает их работать в одинаковом режиме с обычными тракторами.

Новые, энергонасыщенные тракторы, комбайны и другие машины, как показал опыт, лучше комплектовать

вотдельные группы, звенья и отряды.

Сцелью повышения эффективности использования машинно-тракторного парка и оперативного руководства производственным процессом передовые хозяйства ук­ рупняют тракторные бригады, концентрируют сельско­ хозяйственную технику на едином машинном дворе. Одновременно с укрупнением тракторных бригад про­ водится и концентрация севооборотов в полеводстве,

все это создает благоприятные условия для высокопро­ изводительного крупногруппового использования машин­ но-тракторного парка.

Большой интерес представляет опыт работы хозяйств Кировоградской области УССР и Краснодарского края, где процесс концентрации техники и совершенствование управления производством в последние годы проводятся весьма интенсивно.

При наличии единого производственного подразделе­ ния отпадает необходимость в создании мелких, раздроб­ ленных пунктов технического обслуживания, ликвидиру­ ется многоступенчатость в управлении техникой, а сле­ довательно, создаются благоприятные возможности для более оперативного проведения работ.

Судьба урожая в значительной степенг зависит от своевременной и качественной подготовки почвы и по­ сева сельскохозяйственных культур. Необходимо свести до минимума непроизводительные потери времени и использовать технику в две смены. Высокой производи­

ло