Файл: Ершов, Н. Ф. Определение положения твердого тела (корабля, самолета, гироскопа) в пространстве учебное пособие для студентов кораблестроительной специальности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
Угол ψ лежит в плоскости "Cx и называется углом дифферента судна и при его положительном значении со ответствует дифференту судна па корму (а ие пос, как обычно).
Угол крена и лежит в плоскости ιjCz между осью Cy и линией узлов. Положительное значение угла отсчи тывается от линии CN к оси Cy против часовой стрелки, если смотреть с положительного конца оси Cx.
Угол и соответствует повороту судна вокруг оси Cx, причем при положительном значении и креп будет иа пра вый борт. Из изложенного следует, что в общей теории качки ¿угол имеет иное значение, чем в статике корабля. Действительно, если предположить, что рыскание отсут ствует Ф =0), то угол крена будет соответствовать вра щению вокруг оси Cx, а угол ¿ будет представлять вра щение вокруг оси, параллельной липни пересечения, дей ствующей ватерлинии с плоскостью шпангоута, то есть оси Cy (рис. 7).
Рис, 7.
При отсутствии крена судна угол ψ точно равен углу дифферента в статике. При системе координат, принятой в статике корабля, углу дифферента соответствовало бы вращение вокруг оси Cη, а не Cy (рис. 7).
3. ОСИ ГИРОСКОПА
Примерами тел, имеющих одну неподвижную точку, могут служить также гироскоп па кардановом подвесе, весло в уключине, зрительная труба на азимутальном
10
штативе. Ila рис. 8 изображен гироскоп с вертикальной осью вращения C-..
Гироскоп / размещен во внутреннем кольце 2, которое может поворачиваться вокруг оси CN в цапфах, укреплен ных во внешнем полукольце З. Внешнее полукольцо 3 укреплено на вертикальной оси 4, которая может вра щаться в цапфах неподвижной подставки 5. Нетрудно убедиться, что ось CN является линией узлов. Основпыми плоскостями будут: неподвижная ξCη, подвижная yCz. Основными осями будут соответственно: С", —неподвиж ная, Cx—подвижная Следовательно, основные осп разноименные. Вращение вокруг оси'4 соответствует из менению угла '!», вращение вокруг CN — изменению уг-
/
Рис. 8,
11
ла и и вращение маховика гироскопа вокруг своей оси —
изменению утла φ. Соответствующим |
изменением уг |
лов φ, Ф, V можно придать маховику |
гироскопа любое |
положение в пространстве. При этом изменение каждого угла может производиться независимо от остальных и в любой последовательности, и малому отклонению гиро скопа. от начального положения соответствуют малые углы.
4. CHMOJIETHblE ОСИ И УГЛЫ
Самолетные оси и углы находят, в частности, примене ние при исследовании динамики судов на воздушной по душке и экраношіанов.
Рис. 9.
12
Оси неизменного направления принято выбирать сле дующим образом (рис. 9): ось C ? — по предположенной
липни курса в плоскости горизонта; ось Cη — по восходя щей вертикали в точке С, ось C ' — вправо для наблю дателя, смотрящего вдоль Ci (начало C помещается в
месте старта). Ось Cx системы самолетных осей направ лена по строительной оси самолета от хвоста к кабине летчика (продольная ось), перпендикулярная к ней ось Cy располагается в плоскости симметрии самолета (нор мальная'ось), ось Cz- перпендикулярна этой плоскости (по размаху крыла) вправо для летчика (поперечная ось). За основные оси принимаются Cη и Cx рис. 10.
Тогда основными плоскостями будут ςCZ и yCz, линия пересечения которых CN является линией узлов. Спроек тируем Cx на основную плоскость іС ~. Получим линию CK в этой плоскости, перпендикулярную ЛИНИН узлов CN.
Углы ψ, V, φ, называемые углами рысканья, тангажа и крена, строятся так: ⅛ — угол между C '-. и CN в пло скости ; СТ, .отсчитываемый вокруг оси Cη; φ — угол между CN и Cz в плоскости yCz, отсчитываемый вокруг оси Cx. Тангаж ѵ определяется как угол , между осями
13
CK и CX в плоскости ηC⅛, отсчитываемый вокруг линии узлов CN. В судостроении этот угол носит название угла дифферента. Параметры Ф, ѵ, φ являются кинематиче скими параметрами вращательного движения.
В динамике самолета, а также судов на воздушной по душке и экранопланов наряду с самолетными рассматри
вают скоростные (поточные) оси Cx1, Cy1, Cz1. |
Ось Cx1 |
этой системы направлена по вектору скорости |
точки C |
(центра масс самолета, судна), ось Cy1.— вверх в плоско сти симметрии самолета или судна и перпендикулярна Cx1. Она называется осью подъемной силы. Ось Cz1 пер пендикулярна плоскости осей Cx1 и Cy1 и образует с ними правую систему. Положение-скоростных осей относитель но неподвижных Ci, Cη, Cς задается углами λ, р, определяемыми в точности тем же построением, что и углы Ф, ѵ, φ. Углы λ, р,. задающие направление вектора
скорости V (оси Cx1), подобно тому, как ψ и υ давали направление оси самолета Cx, называются углами курса подъема:, угол ѵ называется скоростным крипом.
Построение самолетных осей, когда заданы скорост ные, достигается путем введения двух углов—угла скольжения (дрейфа) β и'угла атаки а (рис. ¡1). Пло-
Рис. 11
14
скость осей Cy и Cyl является плоскостью симметрии са
молета или судна.
Угол а — угол между проекцией вектора скорости центра масс на плоскость Cxy, то есть линией CK и на правлением продольной оси Cx, ß — угол между направ лением вектора скорости центра масс (оси Cxi) и проек цией этого вектора па плоскость Cxy — линией CK..
Параметры а и ß, а также вектор скорости ѵ являют ся кинематическими параметрами поступательного дви жения.
Jl |
И T E P Л T У P Л |
1. Беи у а 10. 10. и |
др. Основы теории судов па воздушной πo-4 |
душке; Изд-во «Судостроение», Л., 1970.
2. Благовещенский С. И. Качка корабля. Судпромгиз, JI.,
1954.
.3. Лурье Л. ІГ. Аналитическая механика. Изд-во физико-матема
тической литературы, Μ., 1961.
4. Добронравов В. В., Никитин H. Н„ Дворни ков А. Л. Курс теоретической механики. Изд-во «Высшая школа»,
Μ.,- I960.
5. Парс Л. Аналитическая динамика. Изд-во «Наука», Μ., 1971.
|
ОГЛ AB Л E H И E |
|
|
Введение............................................................................................................................ |
|
ɜ |
|
1. |
Эйлеровы углы......................................................................................................... |
|
ð |
2. |
Корабельные осии углы..................................................................................... |
θ |
|
3. |
Оси гироскопа. . |
. . . ...........................................................• ■ ∙ |
ɪɑ |
4. |
Самолетные оси |
иуглы..................................................................... |
12 |
Литература.............................................................................................. |
|
15 |
*
'r∕-
н. ф. ЕРШОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНО ТВЕРДОГО ТЕПЛ (КОРАБЛЯ, САМОЛЕТА, ГИРООКОПА) В ПРОСТРАНСТВЕ
Редактор Э. А. Карелина, технический редактор II. II. Шуралсва
МЦ 28513. Подписано к печати |
19.9.74, бумага 60 |
х 901.,lil-1 и. л.=1,9 уч. изд. л, |
Заказ 279, |
тираж 1000. Цепа |
10 коп. |
Тчп. Горьковского политехнического института им. А. А. Жданова, ул. Минина, 21.
Цена 10 коп.