Файл: Фоменко, Ф. Н. Бурение скважин электробуром.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

количество повреждений токоподвода. В менилитовых отложениях проходка алмазными долотами составила 123,5 м вместо 2,3 м, механическая скорость — 0,7 м/ч вместо 1 м/ч при бурении шаро­ шечными долотами.

В связи с этим объем электробурения с алмазными долотами на западе Украины неуклонно повышается и в 1966 г. составил 1692 м; в 1967 г. — 3435 м; в 1968 г. — 5014 м; в 1969 г. — 6238 м. С электробурами Э170 и Э164 используются долота диаметрами 188 и 212 мм. Поляницкие и менилитовые отложения в интервале 2000—3000 м представлены твердыми породами: аргиллитами, алевролитами, песчаниками, сланцами. Осевые нагрузки на долото составляют 5—7 и 7—В тс, скорость вращения — 680 об/мин, удельный вес раствора у= 1,26ч-1,44 гс/см3, расход его 22—25 л/с. Проходка отдельными долотами составляла 240—400 м: механиче­ ские скорости— 1,54—1,33 м/ч.

Средние показатели бурения электробурами с алмазными доло­ тами приведены в табл. 39.

Таблица 39

Средние показатели бурения алмазными долотами с электробурами на западе Украины в 1969 г.

Способ бурения

Механическая скорость, м/ч

Проходка на

долото, м

Проходка за

рейс, м

Время буре­ ния одним долотом, ч

Время буре-

ния за рейс,

ч

 

 

 

 

 

 

1

1

 

Средний

межремонт­

ный

период

электробура,

ч

Электробурение с ал­

0,94

115

65

121,4

68,8

96,3—3164

мазным долотом

0,94

7,2

7,2

7,6

7,6

99 -3170

Турбороторное бурение

трехшарошечными до­

 

 

 

 

 

 

лотами

 

 

 

 

 

 

Максимальное межремонтное время работы электробура Э170 за рейс при бурении шарошечными долотами составило 97 ч, а при бурении алмазными долотами 232,25 ч, электробура Э164 при бу­ рении шарошечными долотами 39,75 ч, алмазными долотами 281 ч. Средний межремонтный период электробура Э170 равен 99 ч, а электробура Э164—96,3 ч.

В результате благоприятного сочетания жесткой характеристики электробура с особенностями работы алмазных долот было осво­ ено бурение глубоких скважин до 3000 м и получены хорошие тех­ нико-экономические показатели. При этом проводили исследования режимов бурения, главным образом по выявлению зависимости механической скорости бурения от осевой нагрузки и скорости вра­ щения долота, а также по определению энергетических показате­ лей работы долот [45].

Наличие разнополюсных электробуров Э170 и частотной уста­ новки дало возможность бурить при скоростях 330 и 900 об/мин

248


с осевыми нагрузками до 17 тс. Зависимость v = f (G) снимали при ступенчатом повышении G через каждые 5 мин. Нагрузка повыша-

Рис. 130. Изменение v —f(G) при бурении алмаз­ ными долотами МДИ-212М в различных породах

менилитовой

свиты

(интервал 2200—2600 м, за­

 

падная

часть Украины):

1—10 — различные по

твердости пропластки (твердость

пород

возрастает с порядковым номером).

лась вплоть до опрокидывания двигателя. При выявлении зависи­

мости v = f (п) при каждой скорости вращения бурили

1—2 ч.

В результате

анализа записей

ѵ, и!о

 

 

регистрирующих

 

приборов

по­

 

 

строены

зависимости технологи­

 

 

 

ческих и

энергетических

показа­

 

 

 

телей от осевой нагрузки и ско­

 

 

 

рости вращения

долота.

 

 

 

 

 

На рис. 130 приведены зави­

 

 

 

симости

v = f (G)

для различных

 

 

 

пропластков. Из

рисунка видно,

 

 

 

что механическая

скорость

воз­

 

 

 

растает

пропорционально осевой

 

 

 

нагрузке,

причем

угол

наклона

Рис. 131.

Зависимость

v = f(n) при

кривых уменьшается по мере по­

бурении

алмазными

долотами

вышения

твердости

пород.

зави­

МДИ-212М2 в интервале бурения:

На рис. 131

приведена

/ — 2250—2300 м; 2 — 2400—2500 м.

симость

механической

скорости

 

 

 

от скорости вращения долота при бурении алмазным долотом раз­ личных пропластков менилитовой свиты с осевой нагрузкой 6 тс. Как видно из кривых, механическая скорость возрастает пропорцио­ нально скорости вращения во всем исследованном диапазоне.

На рис. 104 приведены зависимости вращающего момента от осевой нагрузки при бурении долотом МДИ-212М2 в различных

249



породах менилитовой свиты, причем, как видно из рисунка, угол наклона кривых, характеризующий удельный момент, уменьшается по мере возрастания твердости пород. Как и для шарошечных до­ лот, удельный момент убывает с повышением скорости вращения долота.

При удовлетворительных условиях промывки (22—24 л/с) по­ вышение механической скорости бурения алмазными долотами мо­ жет быть достигнуто путем повышения как осевой нагрузки, так и скорости вращения долота. Однако, если учесть, что энергоем­

кость бурения

убывает

с

ростом

скорости

 

вращения долота,

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мощность

выгоднее реализо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вать

путем

повышения ско­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рости

 

вращения долота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный момент при бу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рении

алмазным

долотом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

указанном

экспери­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менте

колебался

от

4,8

до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 кгс-м/т

при

кратности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крайних

значений

3,7, в

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

время как при бурении ана­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

логичных

 

пород

шарошеч­

 

У

6

8

10

П

 

14 16 £ , т

ными

 

долотами

кратность

 

 

крайних

значений

состав­

Рис. 132. Зависимость v=f ( G )

при бурении

ляет всего 1,6. Таким обра­

алмазными

 

долотами

ND-23,

 

FD-21

и

зом, шарошечное долото ме­

МДТ-188С6 в интервале 3000—4000 м:

и

нее чувствительно

к

прохо­

ветственно;

2

и

4 — долото

FD-21,

«=680

димым

породам.

 

 

 

/ и

3 — долото

ND-23, «=680

и

215

об/мин соот­

В дальнейшем

опыт при­

215

об/мин

соответственно;

 

5

и

6 — долото

МДТ-188С6,

«=680

и 215

об/мин

соответственно.

менения

алмазных

долот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

был

распространен

на

во­

стоке Украины и Азербайджане. Причем на Востоке Украины ши­ роко были использованы долота ИСМ — с искусственными алма­ зами, при бурении, которыми также были получены хорошие тех­ нико-экономические результаты.

Одна из скважин треста Харьковнефтегазразведка была про­ бурена алмазными долотами различных типов: ND-23, FD-21, ТВ-21 фирмы «Американ колдсет корпорейшн» и МДТ-188С6 при высоких осевых нагрузках и недостаточной промывке (16—18л/с). По результатам экспериментального бурения при скоростях враще­ ния 215 и 680 об/мин построен ряд зависимостей показателей от параметров режима бурения.

Из рис. 132 видно, что наблюдается рост механической скоро­

сти в

диапазоне изменения осевых нагрузок

до 10 тс при п =

= 680

об/мин и 14—24 тс при п = 215 об/мин.

Повышение механи­

ческой скорости бурения, как указывалось выше, объясняется жест­ кой характеристикой электробура. Нелинейный характер зависи­

мости объясняется

недостаточной промывкой. В

этих условиях

не наблюдается

пропорционального увеличения

механической

250


скорости при повышении скорости вращения долота с 215 до 680 об/мин.

Повышение скорости вращения в 3,15 раза приводит к увеличе­ нию механической скорости при соответствующих осевых нагруз­ ках лишь в 2—2,5 раза.

Так как энергоемкость бурения алмазными долотами выгодно снижается с повышением скорости вращения долота, высокообо­

ротное бурение

(п = 680 об/мин) оказалось более эффективным, чем

низкооборотное

(лг= 215 об/мин). Это можно проследить по рис. 132.

Для долота ND-23 при п = 680 об/мин механическая

скорость

3,5 м/ч достигается при G= 6 тс, а при л = 215 об/мин эта

скорость

Рис. 133. Зависимость перепада дав­

Рис. 134. Зависимость механической

ления на алмазных долотах ND-23 и

скорости бурения от перепада давле­

FD-21 от осевой нагрузки на долото

ния на долоте ND-23 (л = 680 об/мин,

/« = 680 об/мин, <3=16=19 л/с).

 

 

Q 16 л/с).

 

 

достигается лишь при 17

тс. Для

долота

МДТ-188С6

при

п =

= 680 об/мин механическая

скорость

1,9 м/ч

достигается

при

G—

= 4 тс, а при л = 215 об/мин при 16 тс.

 

 

 

Состояние алмазов при всех указанных выше режимах было

удовлетворительное.

 

 

 

 

 

 

По рис. 132 легко проследить

эффективность бурения

в

этих

условиях с помощью двигателей с мягкой характеристикой. Если бурение начато при небольшой осевой нагрузке и скорости враще­ ния вала двигателя л = 680 об/мин, то механическая скорость бу­ дет находиться на кривой 1. При повышении осевой нагрузки пер­ воначально механическая скорость будет возрастать, но при даль­ нейшем повышении нагрузки и снижении скорости вращения вала до 215 об/мин механическая скорость переместится (по пунктир­ ной линии Г) на кривую 3. Таким образом, жесткая характери­ стика приводного двигателя более благоприятна для эффективной работы алмазного долота.

Известно, что создание высокомоментных забойных двигателей связано с большими трудностями. Для повышения вращающего момента (если не принимается специальных мер, например, реду­ цирование) необходимо пропорционально величине момента удли­ нять двигатель. Создание же высокооборотного двигателя при

251