Файл: Фоменко, Ф. Н. Бурение скважин электробуром.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сохранении величины вращающего момента не представляет таких трудностей.

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод о целесообраз­ ности бурения алмазными долотами на повышенных скоростях вращения долота.

Более высокая механическая скорость при бурении долотами ND-23, предназначенными для пород средней крепости, объясня­ ется не только конструкцией и размещением алмазов, но и повы­ шенным перепадом давления Ар на долоте, определяющим лучшую очистку забоя от выбуренной породы.

По крупности алмазов и оснащению рабочих элементов долото МДТ-188С6 аналогично долоту ND-23, однако перепад давления на долоте ND-23 составляет примерно 50 кгс/см2, а на долоте МДТ-188С6 примерно 5 кгс/см2. Создание больших перепадов давле­ ния в месте контакта долота с забоем, по-видимому, способствует проникновению бурового раствора под матрицу, в зону расположе­ ния алмазов. Большие скорости течения жидкости обусловливают не только лучшую очистку забоя и связанное с этим повышение механической скорости бурения, но и лучшее охлаждение алмазов.

Перепад давления определяли по разности давления в стояке при бурении и при долоте, приподнятом на 2 м над забоем.

Интересно отметить, что величина перепада давления зависит от осевой нагрузки (рис. 133), и определяется зазором между мат­ рицей и породой, т. е. размерами алмазов и глубиной их внедрения в породу.

Зависимости v = f (Ар) приведены на рис. 134. При линейной зависимости v= f (G), которая обычно наблюдается при удовлетво­ рительной промывке, зависимость Ар от G должна быть степенной

Дp =

k G m ,

 

где т> 1.

контакта торцовой части

долота

Перепад давления в месте

с забоем обусловливает подъемную силу

 

в

 

 

R = l

Ap(r)dF

(129)

о

 

 

(Ар (г) — зависимость распределения перепада давлению вдоль ра­ диуса долота; F — торцовая площадь долота).

Подъемная сила уменьшает результирующую осевую нагрузку на долото. Таким образом, ѵ зависит от осевой нагрузки, скорости вращения, мощности на долоте, количества бурового раствора и пе­ репада давления в каналах, образуемых при контакте долота с за­ боем. Оценка влияния перечисленных факторов необходима для установления взаимосвязи между механической скоростью, изно­ сом долота и эффективностью бурения.

При бурении алмазными долотами скв. 113 на карадагском ме­ сторождении была получена низкая механическая скорость —

252


0,3 м/ч. Анализ записей параметров бурения позволил установить причину неэффективности бурения алмазными долотами в данном случае. Из рассмотрения записи мощности, забираемой электро­ буром, следует, что двигатель загружался неравномерно. Мощ­ ность его периодически колебалась в пределах от величины холо­ стого хода до полной и не была стабильной, как это вообще харак­ терно для алмазного бурения (рис. 135). Такая специфика работы двигателя объясняется зависанием бурильной колонны, что отри­ цательно влияет на равномерность загрузки двигателя.

Рис. 135. Записи мощности при бурении алмазным долотом МДТ-212М2:

а — электробур

Э170-8, п —680 об/мин,

G =5

тс,

периодический

проворот

бурильной колонны; 6 — электробур ЭР170-4,

л=224 об/мин, 0 = 5

тс, перио­

дический

проворот

бурильной колонны;

в — электробур

ЭР170-4, л =

=224

об/мин,

0 = 7

тс, непрерывное

вращение

бурильной

колонны.

В процессе бурения с G= 5 тс по индикатору веса при отсутст­ вии выработки забоя ротором проворачивали бурильную колонну. Моменту времени, предшествующему провороту, на кривой мощ­ ности соответствует участок записи, свидетельствующий о работе двигателя электробура на холостом ходу. Моменту проворота со­ ответствует участок резкого увеличения мощности, после которого наблюдается уменьшение ее до значений холостого хода.

В отдельных случаях увеличение мощности при провороте ко­ лонны ротором приводит к опрокидыванию двигателя, что опреде­ ляет относительно невысокий уровень осевой нагрузки по индика­ тору веса. При очередном провороте колонны, который осуществ­ лялся через 1 мин, процесс повторяется. Следовательно, углубле­ ние скважины происходило только в тот период, когда электробур

253


был загружен. В данном случае это время составляло 20—30% об­ щего времени между проворотами, в остальное время долото на забое не работало. Этим и объясняется низкое значение механи­ ческой скорости бурения.

Таким образом, для эффективного бурения необходимо обеспе­ чить постоянную осевую нагрузку на долото, что можно сделать непрерывным вращением бурильных труб с п = 5=15 об/мин и при­ менением автоматического регулятора подачи долота. Такая ско­ рость вращения колонны достаточна для снятия зависаний, в то же время она обеспечивает минимальные центробежные силы, воз­ никающие в кабельных секциях при вращении труб, минимум за­ траты мощности на вращение и минимальный износ труб. Для про­ верки этого вывода бурение алмазными долотами с редукторным электробуром было проведено при непрерывном вращении колонны.

В результате был получен нормальный режим работы

долота

при осевой нагрузке 7 тс (см. рис. 135, в). Несмотря на то

что бу­

рение с редукторным электробуром проводилось при значительно

меньшей скорости вращения долота (я = 224

об/мин вместо п =

= 680 об/мин) механическая скорость оказалась одинаковой.

Бурение с продувкой забоя воздухом

 

При опытном бурении электробуром с

продувкой воздухом

в глинах и аргиллитах на месторождениях Украины при скорости вращения долота 680 об/мин получен значительный рост показа­ телей по сравнению с бурением электробуром с промывкой буро­ вым раствором (табл. 40).

Учитывая, что при бурении скв. 647 электробуром со скоростью вращения долота 680 об/мин и осевой нагрузке 12 тс шарошки до­ лот в большинстве случаев заклинивались, и на их поверхности по­ являлись цвета побежалости, а также принимая во внимание, что при роторном бурении достигались более высокие проходки на до­ лото, был применен тихоходный электробур Э250-16, скорость вра­ щения вала которого я = 335 об/мин. С этим электробуром при осе­ вой нагрузке 12 тс на долото была достигнута средняя механиче­ ская скорость 28,8 м/ч, причем износ опоры и вооружения долота был незначительным [76].

В табл. 41 приведены технологические и энергетические данные бурения ряда интервалов скв. 624.

Согласно приведенным данным на 1 м3 выбуренной породы рас­ ходуется 20—30 кВт • ч энергии, в то время как при бурении с про­ мывкой на 1 мъ выбуренной породы расходуется 200—300 кВт-ч. Интересно, что 295-мм долото в данном геологическом разрезе из­ нашивается после 600—900 кВт-ч независимо от рода агента, при­ меняемого для выноса выбуренной породы. При бурении с продув­ кой при таком расходе энергии обеспечивается проходка 400 м, а при бурении с промывкой — всего 40 м.

254


Ö

гг

Сравнение показателей бурения с продувкой воздухом с показателями бурения с промывкой буровым раствором

624

652

to

180—1328 165—1320

ю

СЧ

СП

1

СП

СО

СП

1

1

СП

сп

со

ГО*

ГО*

ю

см

оо

со

го*

7

ю

см

О

Ю

7

со

00

СП

о

ю

о

GO

см

о

Н S

а: Ä

S

 

335

Воздух

СО

385

 

 

 

 

 

 

линистый раствор

 

1

(1)

680

27

СО

X

 

 

 

СО

X

 

 

 

го*

а>

 

 

 

 

си

 

Г

 

 

\ о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

си

 

 

 

 

н

 

X

 

 

ІЙ

О

 

со

го

Г--

ГО

00

 

CD

СО

о

 

ю

 

 

со

 

 

 

 

гЖ

 

 

 

 

2 си

 

 

 

о

t- и

 

 

и ю

с-

 

00

Я Н

 

 

со

го о

т—< 00

 

 

го ГО

 

■го*

О

 

 

3

 

 

г

сп

 

 

си

 

 

 

о

о

 

 

н

 

 

о

со

 

 

Си

 

 

 

гх

 

 

 

3

 

 

 

X

1

 

 

X

 

 

X

 

 

 

о

 

 

 

си

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

си

о

 

 

СП

 

 

о

о

 

 

н

 

 

о

со

 

 

си

 

 

 

S

 

 

 

оси

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

се

 

 

в

ж

.

к

го

 

я

Си со

 

О)

СОн

 

CU

 

о

 

л о я

 

О

 

 

S « g

 

 

Ок-5.

 

“•SVO

U

ия к °

et

со

О

СО

гЯ

3 CU н о и X я н X о я 2 го си

X >•>

ГО

го

о

со

н о о п Я Н X CJ я 2

а> л

с Я

ГО X _

о; 2 а

е; о et с

К РЯ

S о

X X

 

ю

 

 

о

 

 

12,7

 

го*

8

 

 

со

 

СО

о

 

го*

00

 

 

сч

 

 

О

f-.

 

о

®

н

* о

Я ч

го

В4о

к ГО

о

к 2

et

о

X

55

ГО

s

s ■

о

X

о-26*

и

 

7,3 28,8 1

г-—

-

оо

СМ

00 h-

СМ

3,5

оо

о"

со

со

ю

кк

к5

§8-

S s

255


Таблица 41

Технологические и энергетические показатели бурения некоторых интервалов скв. 624 с продувкой воздухом

Интервал бурения,

м

Проходка, м

Механическая

скорость, м/ч

Осевая нагрузка,

тс

Сила тока, А

Напряжение, В

Мощность, по­ требляемая элек­ тробуром (изме­ ренная на поверх­ ности), кВт

Мощность на до­ лоте, кВт

Вращающий мо­ мент на долоте, кгс*м

Удельный момент, кгс *м/тс

Удельный расход энергии, кВт •ч/м3

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

75 6 — 7 8 8 , 4

1 2 ,4

2 4 , 0

12

100

1155

98

44

129

1 0 ,8

2 1 , 7

8 0 5 , 6 — 8 1 8 , 0

1 2 ,4

3 1 , 0

12

109

1260

119

4 8 , 8

142

1 2 ,0

2 4 , 6

8 3 0 , 4 — 8 4 2 ,8

1 2 ,4

2 7 , 6

12

108

1190

126

63

183

1 5 ,3

2 8 , 0

8 9 2 , 4 — 9 0 4 ,8

1 2 ,4

1 7 ,7

10

102

1260

119

56

161

1 6 ,1

4 4 , 0

9 1 7 , 2 — 9 2 3 ,8

6 , 6

3 3 , 7

10

105

1260

126

65

188

1 8 ,8

2 8 , 0

1 1 0 8 , 8 - 1 1 2 1 , 2

1 2 ,4

2 7 , 6

10— 11

103

1197

119

60

174

1 5 ,8

3 0 , 8

1 1 5 8 ,5 — 1 1 7 0 ,9

1 2 ,4

3 5 , 4

1 1 - 1 3

104

1197

126

64

186

1 7 ,3

2 6 , 5

1 2 0 8 , 1 - 1 2 2 0 , 5

1 2 ,4

3 5 , 7

10— 13

105

1218

126

63

183

1 7 ,1

2 6 , 5

Из приведенных данных следует, что расход энергии йа еди­ ницу объема выбуренной породы при бурении с продувной во столько раз меньше по сравнению бурением с промывкой, во сколько

 

 

 

раз больше

проходка

на до­

 

 

 

лото.

 

 

 

 

буре­

 

 

 

Экспериментальным

 

 

 

нием установлено,

что моменту

 

 

 

заклинивания

шарошек

соот­

 

 

 

ветствует резкое снижение ме­

 

 

 

ханической

скорости (при не­

 

 

 

изменной

осевой

нагрузке)

 

 

 

(рис. 136). Следовательно, при

 

 

 

резком

снижении

механиче­

 

 

 

ской скорости

бурильную ко­

 

 

 

лонну

необходимо

поднимать.

 

 

 

При

высокой Скорости бу­

 

 

 

рения с продувкой забоя воз­

Рис. 136. Изменение механической скоро­

духом

ручная

подача долота

сти V, удельного

момента М у и

осевой

обусловливает

значительную

нагрузки G при

заклинивании

долота.

неравномерность загрузки дви­

 

 

 

гателя

(рис.

137). В этцх усло­

виях мощность двигателя используется неудовлетворительно. По­ этому при бурении с продувкой и высокой механической скорости целесообразно применять автоматическую подачу долота.

В процессе бурения роторным способом с продувкой воздухом из-за повышенного коэффициента трения в условиях Прикарпатья при значительном отклонении скважины от вертикали наблюда­ лись многочисленные поломки бурильных труб (до 26 на 1100 м проходки).

256