ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Таким образом, мы располагаем сведениями о температуре ок ружающей среды электробуров, предназначенных для работы на различных глубинах.
При бурении глубоких скважин в районах с высоким геотерми ческим градиентом следует учитывать обстоятельства, вследствие которых нагрев двигателя электробура достигает установившейся температуры только тогда, когда забойная температура циркули рующего бурового раствора снизится до минимального значения. Эти обстоятельства следующие:
1) после спуска бурильной колонны в течение 15—25 мин про водят промывку и затем проработку участка скважины, пройден ного предыдущим долотом; при проработке двигатель работает
врежиме, близком к режиму холостого хода;
2)для приработки долота при электробурении нагрузка на него
передается |
постепенно, следовательно |
двигатель |
загружается |
|
также |
постепенно; |
вращающего |
момента на |
|
3) |
новое |
долото требует меньшего |
1 тс осевой нагрузки, чем изношенное;
4) обмотка двигателя электробура при номинальной мощности нагревается до установившейся температуры только через 12— 18 мин. В связи с перечисленным выше следует считать, что об мотка двигателя до установившейся температуры может нагре ваться через 42—63 мин после начала циркуляции бурового рас твора. Это время примерно совпадает со временем, в течение которого температура циркулирующей жидкости снижается до ми нимального значения Ѳзцм. Кроме того, следует учитывать, что изо ляция класса ВС, применяемая в двигателях электробуров, допу скает кратковременный перегрев до 170° С.
Таким образом, для проектирования можно принять темпера туру окружающей среды электробура, равную температуре цирку лирующего бурового раствора после спада до минимального зна чения Ѳзцм.
Осевые нагрузки, вибрации, удары
Разрушение забоя скважин осуществляется посредством вра щения породоразрушающего инструмента, находящегося под дей ствием осевой нагрузки. Для эффективного разрушения горной породы шарошечными, алмазными и лопастными долотами зада ются различные осевые нагрузки. Наибольшие осевые нагрузки,, допускаемые при бурении шарошечными долотами приведены в табл. 3 [62].
Способы создания осевой нагрузки на долото при роторном,, турбинном способах бурения и электробурении несколько отлича ются. При роторном бурении осевая нагрузка на долото создается весом GTp сжатой нижней части колонны бурильных труб, при тур бинном бурении—-полностью или частично перепадом гидравличе ского давления в турбине турбобура.
2а
Когда турбобур приподнят над забоем, вес его ротора Gp и гидравлическая нагрузка на ротор Gr воспринимаются верхней поверхностью подпятников. При этом гидравлическая нагрузка
Ог
где Ар — перепад давления в турбобуре и долоте, кгс/см2; Dcp — расчетный диаметр турбины, см.
|
Таблица 3 |
Допустимые осевые нагрузки на трехшарошечные долота |
|
Диаметр долота, мм |
Осевая нагрузка, тс |
190 |
22 |
214 |
26 |
243 |
30 |
269 |
32 |
295-394 |
40 |
По мере восприятия осевой нагрузки GÄ долотом верхняя по верхность подпятников разгружается и когда
0 Л= 0 т-\-0р,
подпятники нагрузки не несут. Дальнейшее увеличение нагрузки на долото осуществляется прибавлением к гидравлической на грузке и к весу ротора веса статора турбобура и сжатой нижней части колонны бурильных труб. Таким образом, пята турбобура воспринимает только часть осевой нагрузки на долото.
Величина гидравлической нагрузки на вал турбобура в зави симости от количества и свойств промывочной жидкости составляет 188]: для турбобуров диаметром 250 мм 9—23 тс, диаметром 210 мм 7—17 тс, диаметром 168 мм 2,3—8 тс.
При бурении электробуром осевая нагрузка на долото созда ется весом электробура G3 и весом нижней части колонны буриль ных труб GTp, находящейся в сжатом состоянии. Гидравлическая нагрузка на долото при этом практически отсутствует. Таким об разом, если подпятники турбобура при больших осевых нагрузках на долото разгружаются при действии гидравлического усилия Gr, то при электробурении вся осевая нагрузка на долото (за исклю чением веса шпинделя и долота) должна передаваться через под пятники шпинделя.
Необходимо отметить, что показания осевой нагрузки по инди катору веса, датчик которого установлен на неподвижном конце
талевого каната, в значительной степени усреднены, |
поскольку |
||
талевая система, вышка и |
колонна |
бурильных труб, |
трущаяся |
о глинизированные стенки |
скважины, |
демпфируют фактические |
значения осевых нагрузок на долото.
24
Фактически осевые нагрузки на долото значительно колеб лются, что обусловлено, с одной стороны, неравномерной подачей долота с поверхности, а с другой стороны, взаимодействием долота с забоем, в результате чего образуются вибрации бурильной ко лонны и колебания осевых нагрузок, распространяемых от долота вверх по колонне.
Неравномерность подачи долота обусловливается ручной его
подачей |
путем периодического |
отпускания |
тормоза |
лебедки, |
а также |
зависаниями и срывами |
бурильной |
колонны. |
Последнее |
может быть и при подаче долота с помощью автоматического ре гулятора.
Для определения величины колебания осевой нагрузки при руч ной подаче были проанализированы синхронные записи ваттметра, регистрирующего мощность, забираемую электробуром, и индика тора веса, установленного на неподвижном конце талевого каната. Измерения сделаны при бурении скв. 919 Восточно-Черновской площади в Куйбышевской области. Было рассмотрено несколько сотен циклов ручной подачи.
При сопоставлении изменений осевой нагрузки и соответствую щих этим изменениям значений мощности обращают на себя вни мание значительные колебания мощности при небольших измене ниях показаний индикатора веса.
Таблица 4
Величины мощности, вращающего момента и осевых нагрузок на долото
Нагрузка на долото О, тс |
Мощность на долоте за вычетом потерь на холостое враще ние его N , кВт |
Вращающий момент на долоте за выче том потерь на холос тое вращение его М , кгс-м |
Удельный момент |
Му, кгс-м/тс |
Расчетная осевая нагрузка на долото °расч ,тс |
Нагрузка на долото G, тс |
Мощность на долоте за вычетом потерь на холостое враще ние его Л'’ кВт |
Вращающий момент на долоте за выче том потерь на холос тое вращение его М , кгс-м |
Удельный момент |
М , кгс-м/тс |
Расчетная осевая нагрузка на долото °расч ,тс |
26,0 |
137 |
192 |
7,15 |
26,9 |
31,0 |
169 |
242 |
5,50 |
44,0 |
||
24,5 |
104 |
144 |
7,15 |
20,2 |
30,0 |
165 |
233 |
7,24 |
32,0 |
||
27,5 |
162 |
231 |
7,15 |
32,4 |
29,0 |
112 |
156 |
7,24 |
21,6 |
||
30,0 |
143 |
201 |
6,55 |
30,7 |
31,0 |
193 |
282 |
7,24 |
38,9 |
||
29,0 |
121 |
164 |
6,55 |
25,0 |
30,0 |
106 |
148 |
5,20 |
28,5- |
||
31,0 |
161 |
230 |
6,55 |
31,1 |
29,0 |
99 |
137 |
5,20 |
21,6- |
||
30,0 |
149 |
211 |
6,25 |
33,8 |
31,0 |
126 |
176 |
5,20 |
34,9 |
||
29,0 |
85 |
117 |
6,25 |
18,7 |
30,0 |
119 |
166 |
6,54 |
25,4 |
||
31,0 |
183 |
264 |
6,25 |
42,2 |
29,0 |
104 |
144 |
6,54 |
22,0 |
||
30,0 |
141 |
188 |
5,50 |
34,2 |
31,0 |
174 |
251 |
6,54 |
38,4 |
||
29,0 |
67 |
93 |
5,50 |
16,9 |
|
|
|
|
|
|
В табл. 4 для некоторого числа циклов ручной подачи долота при бурении в подольском горизонте приведены данные о величи нах мощности Nv и вращающего момента Л1Р на долоте, а также средние данные о величине вращающего момента Му, который
25
необходимо сообщать |
долоту при |
повышении осевой |
нагрузки |
на 1 тс. |
|
|
|
Как видно из табл. 4, при незначительных колебаниях осевой |
|||
нагрузки (2—3 тс), |
определяемой |
по гидравлическому |
индика |
тору веса и датчику ВНИИБТ, установленным на неподвижном конце каната талевой системы, мощность Ар и момент Мѵ значи тельно изменяются.
Полагая, что порода не изменяется при каждом цикле ручной подачи долота, по величине отношения Л4Р/Л4У можно определить действительные значения осевой нагрузки, действующей ыа долото. Эти расчетные значения осевых нагрузок Gp a C 4 также приведены в табл. 4.
Как видно из табл. 4, при колебаниях осевых нагрузок по ин дикатору веса от 29 до 31 тс вращающий момент в некоторых слу чаях может быть в пределах 93—242 кгс • м, а действительные осевые нагрузки при этом могут изменяться от 16,9 до 44 тс. Та ким образом, при незначительных колебаниях показаний индика тора веса действительная осевая нагрузка на долото может изме няться в значительных пределах, иногда превышая допустимые значения на долото.
Отсюда, с одной стороны, возникает требование к осуществле нию плавной подачи долота, в связи с чем исключаются перегрузка электробура и долота, заклинивание опоры долота и повышается продолжительность его работы, а следовательно, и производитель ность.
С другой стороны, возникает необходимость в повышении проч ности электробура, в частности подшипников шпинделя, и перегру зочной способности двигателя электробура.
При работе шарошечного долота по твердому забою возникают вибрации и соответствующие им динамические колебания осевой нагрузки и напряжений в различных участках низа бурильной колонны. Вопрос о вибрациях колонны и динамике осевой нагрузки в процессе бурения глубоких скважин изучен недостаточно. Име ется некоторый опыт проблемной лаборатории ВНИИБТ по буре нию на мантию земли, которой с помощью оригинального регист ратора были записаны осевые и крутильные колебания долота относительно керна, образованного колонковым долотом [67, 68]. В США также есть опыт по записи вибраций бурильной колонны автономным регистратором.
По замеру осевой нагрузки на забое имеются как теоретические работы [7], так и некоторый опыт [20].
При непосредственном участии автора — руководителя «лабо ратории технологии электробурения — в СКТБЭ проведены иссле дования динамики забойных осевых нагрузок и вибраций при бу рении электробуром. Для этой цели была создана телеметрическая система СТЭ-1И [83], с помощью которой можно получить данные о величине осевой нагрузки на забое и ее динамике, а также о ве личине амплитуды и частоте вибраций.
26
Система включает датчик осевой нагрузки, датчик вибраций, герметичный контейнер с электронным блоком, а также наземный пульт для приема и преобразования информации. Датчик осевой нагрузки основан на деформации суженного участка переводника, размещенного над электробуром; датчик вибраций основан на из мерении перемещений участка колонны над электробуром относи тельно сейсмической массы.
Наземными приборами записывались следующие данные.
1. |
Величина осевых усилий: |
|
на |
ленте |
осциллографа, движущейся со скоростью 0,25 м/с; |
на ленте |
сдемпфированного самописца, движущейся со скоро |
|
стью |
10 мм/мин. |
2.Величина перемещений участка колонны над электробуром, на ленте осциллографа, движущейся со скоростью 0,25 м/с.
3.Величина мощности, забираемой электробуром, на ленте
осциллографа, движущейся со скоростью 0,25 м/с.
Осевые усилия, перемещения и мощность записывались на од ной ленте, что дает возможность проанализировать взаимосвязь изменений указанных параметров. Кроме того, обычными прибо рами записывались мощность, напряжение и ток в системе элект робура, а также нагрузка на крюке при скорости движения ленты 10 мм/мин.
Ниже приведены результаты исследований условий работы электробуров и комплектующего оборудования. Так как датчики осевых усилий и вибраций расположены непосредственно над электробуром, то можно считать, что измеренные усилия и вибра ции в верхней точке электробура относятся ко всему двигателю и также к части шпинделя, исключая вал шпинделя, который отделен от двигателя упругими элементами осевой опоры. Такое предполо жение необходимо сделать, поскольку источником возмущений яв ляется взаимодействие долота с забоем. Естественно, что ампли туда вибраций должна быть наибольшей у долота. В первую очередь вибрации гасятся в упругих подушках осевой опоры и за тем затухают по мере их распространения вверх, вдоль электро бура и колонны.
Вибрации и динамические нагрузки, измеряемые в верхней части электробура, достаточно полно характеризуют условия ра боты двигателя, статора, обмотки, ротора, подшипников, торцовых уплотнений и других элементов конструкции двигателя.
Для более полной оценки условий работы электробура необхо димо было провести исследования в породах различной крепости, с долотами разных типов, при различных скоростях вращения и осевых нагрузках, с различными компоновками низа колонны бу рильных труб и т. д. Исследования проводили при бурении в ан гидритах и средних породах свиты медистых песчаников (скв. 491 и 309) Шебелинского газового месторождения и при бурении турнейского горизонта (скв. 351) Сергеевской площади Уфимского УБР при скоростях вращения 165, 520 и 680 об/мин и осевых
27