Файл: Фоменко, Ф. Н. Бурение скважин электробуром.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первый период создания электробуров не было исчерпываю­ щих данных для установления наиболее рациональных характери­ стик электробуров. Первоначально были созданы электробуры диаметром 250 мм и мощностью 150 кВт при скорости вращения 600 об/мин, затем электробуры диаметром 215 мм и мощно­ стью 100 кВт при скорости вращения 750 об/мин и электробуры диаметром 170 мм и мощностью 65 кВт при скорости вращения

750об/мин.

Впервый период развития электробуре­ ния достигались относительно высокие по­ казатели, однако в дальнейшем по мере

общего

развития

техники

буровых работ

 

 

 

эти электробуры не обеспечивали эффектив­

 

 

 

ные режимы, поскольку параметры их не

 

 

 

соответствовали

современным

требованиям

 

 

 

технологии бурения.

 

электробуров

было

 

 

 

Совершенствование

 

 

 

 

направлено главным образом на повыше­

 

 

 

ние

их

надежности.

Характеристики

же

 

 

 

их оставались без изменения. При исполь­

 

 

 

зовании

приведенных

выше

электробуров

 

 

 

на месторождениях, сложенных моментоем­

 

 

 

кими

породами,

только

в

редких случаях

 

 

 

осевую

нагрузку

можно

было

доводить

 

 

 

до 20 тс. Дальнейшее повышение осевых на­

 

 

 

грузок приводило к опрокидыванию двига­

 

 

 

теля

электробура,

что

можно

объяснить

 

 

 

недостаточной

перегрузочной

способностью

 

 

 

двигателя и пикообразным характером мо­

 

 

 

мента сопротивления на долоте (рис. 6).

 

 

 

Этот недостаток особенно явно проявлялся

 

 

 

при

бурении

на

большой

глубине, когда

 

 

 

перегрузочная

способность

двигателя

сни­

 

 

 

жалась дополнительно за счет уменьшения

 

 

 

напряжения в токоподводе при токе, со­

 

 

 

ответствующем

Л4тах.

При

регулировании

 

 

 

скорости вращения долота путем умень­

 

 

 

шения частоты тока перегрузочная способ­

 

 

 

ность снижалась еще больше. Таким обра­

 

 

 

зом,

двигатели

с

небольшим

вращающим

 

 

 

моментом непригодны для бурения при вы­

Рис.

6. Запись

мощности,

соких осевых нагрузках, тем более при сни­

жении частоты тока.

 

 

 

 

 

 

забираемой

электробу­

 

 

 

 

 

 

ром,

при бурении трех­

Несомненным прогрессом было создание

шарошечным долотом:

электробуров

Э250-8

с

двигателями

мощ­

1 и 3 - выключение электро­

ностью

230

кВт

при

скорости

вращения

бура;

2 — заклинивание до­

 

лота.

 

3

Заказ №

531

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33


750 об/мин. При использовании 295-мм долота электробуры Э250-8 обеспечили высокопроизводительный режим бурения при высо­ ких значениях осевой нагрузки. Однако вопрос об оптимальной скорости вращения и о характеристиках электробуров для долот других размеров долгое время не находил окончательного ре­ шения.

Для определения наиболее приемлемых параметров забойных машин, обеспечивающих высокоэффективный процесс бурения, не­ обходимо провести исследования. Эффективность бурения зависит от свойства породы, конструкции долота (количество и форма зубьев, распределение их по поверхности шарошки, конструкция, число и расположение шарошек, прочность и износостойкость зубьев и опор, конструкция режущих элементов и др.), интенсив­ ности очистки забоя и способа выноса выбуренной породы, осевой нагрузки на долото и его скорости вращения.

При установлении режимов бурения определяют необходимые величины мощностей и вращающих моментов, оптимальные ско­ рости вращения долота и осевые нагрузки, а кроме того, удельный расход энергии на единицу объема выбуренной породы. При ро­ торном и турбинном способах бурения исследование этих парамет­ ров затруднено, поскольку отделить или измерить энергию, затра­ чиваемую на непосредственное вращение долота, с достаточной для анализа точностью трудно.

При электробурении можно довольно точно определить расход энергии на вращение долота, а также ряд зависимостей между мощностью, потребляемой долотом, осевой нагрузкой, механиче­ ской скоростью бурения и другими параметрами. В связи с этим на протяжении ряда лет проводили многогранные исследования режимов бурения электробурами и параметров забойных двига­ телей '.

Исследования проводили при бурении скважин в осадочных породах различных районов страны и в кристаллическом фунда­ менте месторождений Башкирии.

Полученные в результате исследований зависимости механиче­ ской скорости бурения и проходки на долото от скорости вращения долота, осевой нагрузки, количества и качества агента, выносящего выбуренную породу, а также величины удельных моментов, необ­ ходимых для бурения в различных породах трехшарошечными и алмазными долотами, долотами типа ДИР с промывкой жидко­ стью, а также для бурения трехшарошечными долотами с продув­ кой забоя воздухом дали возможность не только оценить характе­ ристики существующих серийных электробуров, но и установить характеристики новых более производительных машин.

Электробурами Э215-8, Э215-10, Э170-8, Э170-10, Э250-10, Э250-8 было пробурено много промышленных скважин. При этом1

1 Работы проводились «лабораторией технологии электробурения», руково­ димой автором.

34


использовали опытные образцы высокомоментных редукторных и секционных электробуров, частоторегулирующие установки для из­ менения скорости вращения долота, различные системы поддер­ жания напряжения с целью повышения величины вращающего момента двигателей, работающих на большой глубине, и другие технические средства.

Основные результаты исследований приведены в гл. 10 настоя­ щей книги. Согласно этим исследованиям механическая скорость бурения при повышении осевой нагрузки возрастает, причем при реальных допустимых на долото нагрузках с повышением меха­ нической скорости возрастает и проходка на долото. Увеличение механической скорости бурения с повышением осевой нагрузки характерно только для бурения с жесткой характеристикой двига­ теля, каким является электробур.

Область режимов бурения с осевыми нагрузками 20—35 тс для 269-мм долота и 15—24 тс для 190-мм долота с электробурами указанных типов оставалась не реализованной. В связи с этим оказалось необходимым существенно повысить вращающий момент электробуров как в безредукторном исполнении при скоростях п = 400—680 об/мин, так и в редукторном исполнении при п = 70— 220 об/мин.

На основе проведенных исследований были приняты следующие исходные величины: вращающий момент, отнесенный к площади забоя 0,5 кгс • м/см2; осевая нагрузка, отнесенная к площади забоя, 35—70 кгс/см2; перегрузочная способность двигателей 2,2 Мном.

Воснову расчетов мощности, вращающих моментов и скорости вращения вновь создаваемых и модернизируемых электробуров были положены результаты измерений величин вращающего мо­ мента, затрачиваемого на вращение различных долот, а также величины осевых нагрузок, при которых достигались лучшие пока­ затели работы долот.

Вкачестве параметров, достаточно полно характеризующих забойный двигатель, приняты: мощность, номинальный и макси­

мальный моменты, отнесенные к единице площади забоя, т. е.

■У НОМ .

-41 НОМ

4 4 ш а х

Т'заб '

Т^заб

Т^заб

Отношение Мном/Тзаб определяет величину длительно допусти­ мой осевой нагрузки.

Отношение Mmajs./F3&6 определяет перегрузочную способность, имеющую решающее значение при бурении в породах, обусловли­ вающих пикообразный характер момента сопротивления на долоте, и, по существу, определяет собой предел осевой нагрузки, с кото­ рой можно вести бурение.

Отношение Уном/^заб характеризует уровень удельной мощно­ сти, реализуемой на бурение, и в значительной степени определяет механическую скорость бурения. Величина NBом определяет нагрев машины в условиях охлаждения.

3*

35


Для уяснений физического смысла зависимости указанных па­ раметров от площади забоя целесообразно рассмотреть работу лопастного долота при определенном удельном давлении на гор­ ную породу а.

Вращающий момент, необходимый для вращения долота, про­

порционален диаметру долота и осевой нагрузке

 

 

M = c D Q ,

(9)

где с — коэффициент,

характеризующий взаимодействие

долота

с забоем; D — диаметр долота; G — осевая нагрузка.

 

Осевую нагрузку G можно выразить

 

 

G= b»D

 

(b — ширина лезвия;

а — удельное давление на породу, создавае­

мое осевой нагрузкой).

 

Вращающий момент при сохранении величины удельного дав­

ления о

M = cb°D 2.

(10)

 

Преобразуя выражение (10), запишем

 

 

M — Cibar.D2.

(11)

Введение я весьма удобно для энергетической оценки процесса.

В самом деле, мощность, необходимая для вращения долота

 

N = M n = c lnbaizD2

( 12)

{п — скорость вращения долота).

 

(із)

Расходуемая энергия

 

A=CitnbvwD2

(t — время работы долота).

 

С площадью забоя связан также удельный расход энергии

 

Лу =

(14)

hizD2

{h — проходка).

Выражая проходку произведением механической скорости буре­ ния на время h = vt, запишем

а

4N

Vю /

VtnD2 ~

vnD*

или

 

 

 

N=--vAyT.D2U

(16)

и

4N

 

 

Ѵ~

( 17)

Луг:02

36


т. е. механическая скорость бурения прямо пропорциональна мощ­ ности, подведенной к долоту, и обратно пропорциональна площади забоя и удельному расходу энергии на единицу объема выбурен­

ной породы. При этом следует

оговориться,

что

последнее вы­

ражение

верно при

п = const. При изменении

N

за

счет

п изме­

нится Ау,

входящее

в выражение

(17), т. е. при

iV = const

и пере­

менном п механическая скорость будет разная для различных зна­ чений п.

Трехлопастное долото можно рассматривать как двухлопастное с увеличенной площадью контакта с забоем. Трехшарошечные до­ лота можно рассматривать так же, как трехлопастное, но с другим значением коэффициента пропорциональности с2, характеризую­ щим иное взаимодействие породоразрушающих элементов долота с забоем.

Анализ энергетических данных и расчеты удельного расхода энергии, выполненные для нескольких тысяч рейсов долотами раз­ личных типоразмеров с электробуром, а также систематические анализы режимов бурения, выполненные с долотами и электробу­ рами различных типоразмеров, подтверждают обоснованность при­

веденных

выше параметров

и энергетического

подхода к

оценке

процесса.

 

 

 

 

 

 

Как указывалось выше,

при М та х /К заб= 0,61 кгс-м/см2

двига­

тель, как

правило, опрокидывался

прежде чем

мощность

его до­

стигала номинального значения.

В результате

этими

электробу­

рами можно было бурить при относительно

низких

осевых на­

грузках.

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы забойный двигатель обеспечил устойчивую ра­ боту при Мном/Кзаб= 0,5 кгс-м/см2, необходимо, чтобы кратность опрокидывающего момента Мном/^заб ^ 2,2.

Требование о перегрузочной способности является важным, так как при значительной глубине скважины из-за увеличенного сопро­ тивления кабеля снижается перегрузочная способность, в то время как номинальный момент поддерживается путем повышения на­ пряжения переключением анцапф трансформатора или другим способом.

Опыт бурения показал, что при Мвом/Дзаб ^ 0,5 кгс • м/см2 и МщахШяом ^ 2,2 обеспечивается режим бурения в различных гео­ логических условиях разными долотами при любых допускаемых осевых нагрузках на долото.

Опыт и исследования параметров режимов бурения показали, что целесообразная скорость вращения трехперых и шарошечных долот в верхних интервалах составляет не более 700 об/мин. В не­ которых верхних и большинстве нижних интервалах скважин целесообразная скорость вращения долота находится в пределах 70—300 об/мин. Для алмазных долот целесообразная скорость вращения для большинства горных пород составляет 700 об/мин и более.

37