ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
В первый период создания электробуров не было исчерпываю щих данных для установления наиболее рациональных характери стик электробуров. Первоначально были созданы электробуры диаметром 250 мм и мощностью 150 кВт при скорости вращения 600 об/мин, затем электробуры диаметром 215 мм и мощно стью 100 кВт при скорости вращения 750 об/мин и электробуры диаметром 170 мм и мощностью 65 кВт при скорости вращения
750об/мин.
Впервый период развития электробуре ния достигались относительно высокие по казатели, однако в дальнейшем по мере
общего |
развития |
техники |
буровых работ |
|
|
|
|||||||||
эти электробуры не обеспечивали эффектив |
|
|
|
||||||||||||
ные режимы, поскольку параметры их не |
|
|
|
||||||||||||
соответствовали |
современным |
требованиям |
|
|
|
||||||||||
технологии бурения. |
|
электробуров |
было |
|
|
|
|||||||||
Совершенствование |
|
|
|
|
|||||||||||
направлено главным образом на повыше |
|
|
|
||||||||||||
ние |
их |
надежности. |
Характеристики |
же |
|
|
|
||||||||
их оставались без изменения. При исполь |
|
|
|
||||||||||||
зовании |
приведенных |
выше |
электробуров |
|
|
|
|||||||||
на месторождениях, сложенных моментоем |
|
|
|
||||||||||||
кими |
породами, |
только |
в |
редких случаях |
|
|
|
||||||||
осевую |
нагрузку |
можно |
было |
доводить |
|
|
|
||||||||
до 20 тс. Дальнейшее повышение осевых на |
|
|
|
||||||||||||
грузок приводило к опрокидыванию двига |
|
|
|
||||||||||||
теля |
электробура, |
что |
можно |
объяснить |
|
|
|
||||||||
недостаточной |
перегрузочной |
способностью |
|
|
|
||||||||||
двигателя и пикообразным характером мо |
|
|
|
||||||||||||
мента сопротивления на долоте (рис. 6). |
|
|
|
||||||||||||
Этот недостаток особенно явно проявлялся |
|
|
|
||||||||||||
при |
бурении |
на |
большой |
глубине, когда |
|
|
|
||||||||
перегрузочная |
способность |
двигателя |
сни |
|
|
|
|||||||||
жалась дополнительно за счет уменьшения |
|
|
|
||||||||||||
напряжения в токоподводе при токе, со |
|
|
|
||||||||||||
ответствующем |
Л4тах. |
При |
регулировании |
|
|
|
|||||||||
скорости вращения долота путем умень |
|
|
|
||||||||||||
шения частоты тока перегрузочная способ |
|
|
|
||||||||||||
ность снижалась еще больше. Таким обра |
|
|
|
||||||||||||
зом, |
двигатели |
с |
небольшим |
вращающим |
|
|
|
||||||||
моментом непригодны для бурения при вы |
Рис. |
6. Запись |
мощности, |
||||||||||||
соких осевых нагрузках, тем более при сни |
|||||||||||||||
жении частоты тока. |
|
|
|
|
|
|
забираемой |
электробу |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ром, |
при бурении трех |
||||||||
Несомненным прогрессом было создание |
шарошечным долотом: |
||||||||||||||
электробуров |
Э250-8 |
с |
двигателями |
мощ |
1 и 3 - выключение электро |
||||||||||
ностью |
230 |
кВт |
при |
скорости |
вращения |
бура; |
2 — заклинивание до |
||||||||
|
лота. |
|
|||||||||||||
3 |
Заказ № |
531 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
750 об/мин. При использовании 295-мм долота электробуры Э250-8 обеспечили высокопроизводительный режим бурения при высо ких значениях осевой нагрузки. Однако вопрос об оптимальной скорости вращения и о характеристиках электробуров для долот других размеров долгое время не находил окончательного ре шения.
Для определения наиболее приемлемых параметров забойных машин, обеспечивающих высокоэффективный процесс бурения, не обходимо провести исследования. Эффективность бурения зависит от свойства породы, конструкции долота (количество и форма зубьев, распределение их по поверхности шарошки, конструкция, число и расположение шарошек, прочность и износостойкость зубьев и опор, конструкция режущих элементов и др.), интенсив ности очистки забоя и способа выноса выбуренной породы, осевой нагрузки на долото и его скорости вращения.
При установлении режимов бурения определяют необходимые величины мощностей и вращающих моментов, оптимальные ско рости вращения долота и осевые нагрузки, а кроме того, удельный расход энергии на единицу объема выбуренной породы. При ро торном и турбинном способах бурения исследование этих парамет ров затруднено, поскольку отделить или измерить энергию, затра чиваемую на непосредственное вращение долота, с достаточной для анализа точностью трудно.
При электробурении можно довольно точно определить расход энергии на вращение долота, а также ряд зависимостей между мощностью, потребляемой долотом, осевой нагрузкой, механиче ской скоростью бурения и другими параметрами. В связи с этим на протяжении ряда лет проводили многогранные исследования режимов бурения электробурами и параметров забойных двига телей '.
Исследования проводили при бурении скважин в осадочных породах различных районов страны и в кристаллическом фунда менте месторождений Башкирии.
Полученные в результате исследований зависимости механиче ской скорости бурения и проходки на долото от скорости вращения долота, осевой нагрузки, количества и качества агента, выносящего выбуренную породу, а также величины удельных моментов, необ ходимых для бурения в различных породах трехшарошечными и алмазными долотами, долотами типа ДИР с промывкой жидко стью, а также для бурения трехшарошечными долотами с продув кой забоя воздухом дали возможность не только оценить характе ристики существующих серийных электробуров, но и установить характеристики новых более производительных машин.
Электробурами Э215-8, Э215-10, Э170-8, Э170-10, Э250-10, Э250-8 было пробурено много промышленных скважин. При этом1
1 Работы проводились «лабораторией технологии электробурения», руково димой автором.
34
использовали опытные образцы высокомоментных редукторных и секционных электробуров, частоторегулирующие установки для из менения скорости вращения долота, различные системы поддер жания напряжения с целью повышения величины вращающего момента двигателей, работающих на большой глубине, и другие технические средства.
Основные результаты исследований приведены в гл. 10 настоя щей книги. Согласно этим исследованиям механическая скорость бурения при повышении осевой нагрузки возрастает, причем при реальных допустимых на долото нагрузках с повышением меха нической скорости возрастает и проходка на долото. Увеличение механической скорости бурения с повышением осевой нагрузки характерно только для бурения с жесткой характеристикой двига теля, каким является электробур.
Область режимов бурения с осевыми нагрузками 20—35 тс для 269-мм долота и 15—24 тс для 190-мм долота с электробурами указанных типов оставалась не реализованной. В связи с этим оказалось необходимым существенно повысить вращающий момент электробуров как в безредукторном исполнении при скоростях п = 400—680 об/мин, так и в редукторном исполнении при п = 70— 220 об/мин.
На основе проведенных исследований были приняты следующие исходные величины: вращающий момент, отнесенный к площади забоя 0,5 кгс • м/см2; осевая нагрузка, отнесенная к площади забоя, 35—70 кгс/см2; перегрузочная способность двигателей 2,2 Мном.
Воснову расчетов мощности, вращающих моментов и скорости вращения вновь создаваемых и модернизируемых электробуров были положены результаты измерений величин вращающего мо мента, затрачиваемого на вращение различных долот, а также величины осевых нагрузок, при которых достигались лучшие пока затели работы долот.
Вкачестве параметров, достаточно полно характеризующих забойный двигатель, приняты: мощность, номинальный и макси
мальный моменты, отнесенные к единице площади забоя, т. е.
■У НОМ . |
-41 НОМ |
4 4 ш а х |
Т'заб ' |
Т^заб |
Т^заб |
Отношение Мном/Тзаб определяет величину длительно допусти мой осевой нагрузки.
Отношение Mmajs./F3&6 определяет перегрузочную способность, имеющую решающее значение при бурении в породах, обусловли вающих пикообразный характер момента сопротивления на долоте, и, по существу, определяет собой предел осевой нагрузки, с кото рой можно вести бурение.
Отношение Уном/^заб характеризует уровень удельной мощно сти, реализуемой на бурение, и в значительной степени определяет механическую скорость бурения. Величина NBом определяет нагрев машины в условиях охлаждения.
3* |
35 |
Для уяснений физического смысла зависимости указанных па раметров от площади забоя целесообразно рассмотреть работу лопастного долота при определенном удельном давлении на гор ную породу а.
Вращающий момент, необходимый для вращения долота, про
порционален диаметру долота и осевой нагрузке |
|
|
|
M = c D Q , |
(9) |
где с — коэффициент, |
характеризующий взаимодействие |
долота |
с забоем; D — диаметр долота; G — осевая нагрузка. |
|
|
Осевую нагрузку G можно выразить |
|
|
|
G= b»D |
|
(b — ширина лезвия; |
а — удельное давление на породу, создавае |
|
мое осевой нагрузкой). |
|
|
Вращающий момент при сохранении величины удельного дав |
||
ления о |
M = cb°D 2. |
(10) |
|
||
Преобразуя выражение (10), запишем |
|
|
|
M — Cibar.D2. |
(11) |
Введение я весьма удобно для энергетической оценки процесса.
В самом деле, мощность, необходимая для вращения долота |
|
|
N = M n = c lnbaizD2 |
( 12) |
|
{п — скорость вращения долота). |
|
(із) |
Расходуемая энергия |
|
|
A=CitnbvwD2 |
||
(t — время работы долота). |
|
|
С площадью забоя связан также удельный расход энергии |
|
|
Лу = |
4А |
(14) |
hizD2 |
{h — проходка).
Выражая проходку произведением механической скорости буре ния на время h = vt, запишем
а |
4Л |
4N |
Vю / |
|
VtnD2 ~ |
vnD* |
|||
или |
|
|
|
|
N=--vAyT.D2U |
(16) |
|||
и |
4N |
|
|
|
Ѵ~ |
’ |
( 17) |
||
Луг:02 |
36
т. е. механическая скорость бурения прямо пропорциональна мощ ности, подведенной к долоту, и обратно пропорциональна площади забоя и удельному расходу энергии на единицу объема выбурен
ной породы. При этом следует |
оговориться, |
что |
последнее вы |
||||
ражение |
верно при |
п = const. При изменении |
N |
за |
счет |
п изме |
|
нится Ау, |
входящее |
в выражение |
(17), т. е. при |
iV = const |
и пере |
менном п механическая скорость будет разная для различных зна чений п.
Трехлопастное долото можно рассматривать как двухлопастное с увеличенной площадью контакта с забоем. Трехшарошечные до лота можно рассматривать так же, как трехлопастное, но с другим значением коэффициента пропорциональности с2, характеризую щим иное взаимодействие породоразрушающих элементов долота с забоем.
Анализ энергетических данных и расчеты удельного расхода энергии, выполненные для нескольких тысяч рейсов долотами раз личных типоразмеров с электробуром, а также систематические анализы режимов бурения, выполненные с долотами и электробу рами различных типоразмеров, подтверждают обоснованность при
веденных |
выше параметров |
и энергетического |
подхода к |
оценке |
||
процесса. |
|
|
|
|
|
|
Как указывалось выше, |
при М та х /К заб= 0,61 кгс-м/см2 |
двига |
||||
тель, как |
правило, опрокидывался |
прежде чем |
мощность |
его до |
||
стигала номинального значения. |
В результате |
этими |
электробу |
|||
рами можно было бурить при относительно |
низких |
осевых на |
||||
грузках. |
|
|
|
|
|
|
Для того чтобы забойный двигатель обеспечил устойчивую ра боту при Мном/Кзаб= 0,5 кгс-м/см2, необходимо, чтобы кратность опрокидывающего момента Мном/^заб ^ 2,2.
Требование о перегрузочной способности является важным, так как при значительной глубине скважины из-за увеличенного сопро тивления кабеля снижается перегрузочная способность, в то время как номинальный момент поддерживается путем повышения на пряжения переключением анцапф трансформатора или другим способом.
Опыт бурения показал, что при Мвом/Дзаб ^ 0,5 кгс • м/см2 и МщахШяом ^ 2,2 обеспечивается режим бурения в различных гео логических условиях разными долотами при любых допускаемых осевых нагрузках на долото.
Опыт и исследования параметров режимов бурения показали, что целесообразная скорость вращения трехперых и шарошечных долот в верхних интервалах составляет не более 700 об/мин. В не которых верхних и большинстве нижних интервалах скважин целесообразная скорость вращения долота находится в пределах 70—300 об/мин. Для алмазных долот целесообразная скорость вращения для большинства горных пород составляет 700 об/мин и более.
37