Файл: ДЕ_36 Онкологическая и туберкулезная настороженность в практике участкового врача.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

риска возникновения рака желудка кишечного типа. Лечение симптоматическое. Необходимо динамическое наблюдение.

Среди полипов желудка выделяют аденоматозные и гиперпластические. Аденоматозные полипы размером свыше 2 см имеют высокий потенциал злокачественной трансформации и подлежат эндоскопическому удалению. Гиперпластические полипы малигнизируются крайне редко.

Значение язвенной болезни в развитии рака желудка, несмотря на её связь с инфекцией НР, остаётся спорным. Крупное исследование в Швеции показало, что при язве тела желудка риск возникновения рака повышен в 1,8 раза, при язве антрального отдела не отличается от такового в основной популяции, а у лиц с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки снижен. Тем не менее любая язва желудка требует морфологического контроля, поскольку может быть проявлением первично-язвенной формы рака.

Пищевод Барретта – одна из ведущих причин возникновения рака кардии . Возрастание удельного веса рака проксимального отдела желудка в последние годы напрямую связано с увеличением распространённости пищевода Барретта. Причина этого явления до конца не установлена. Лица с пищеводом Барретта должны проходить регулярное эндоскопическое обследование. Изучают профилактическую эффективность различных методов эндоскопического лечения (эндоскопическая резекция, фотодинамическая терапия – ФДТ, лазерная терапия).

К группе риска по раку желудка относят также лиц, оперированных более 10–15 лет назад по поводу доброкачественных заболеваний желудка. Риск развития рака оперированного желудка повышен в 1,5–3 раза в зависимости от региона и вида выполненного вмешательства. Профилактическое значение имеют рациональный выбор способа реконструкции, снижающего возможность рефлюкса жёлчи (пилоросохраняющие процедуры, Y-образная реконструкция по Ру), а также последующее наблюдение и эндоскопический контроль

Массовый скрининг здоровых лиц путём систематической эзофагогастродуоденоскопии (ЭГДС) либо рентгенологического обследования желудка оказался неэффективным в большинстве стран, где изучались подобные программы скрининга. Проведение скрининга не оказало влияние на смертность от рака желудка в исследуемой популяции, в то время как экономические затраты оказались высокими. Положительные результаты массового скрининга были получены лишь в Японии, где заболеваемость раком желудка крайне высока.

В настоящее время признаётся целесообразность скрининга лиц, относящихся к группе риска. В группу риска по раку желудка включены следующие категории.

■ Лица с предраковыми заболеваниями желудка.

Хронический атрофический гастрит с кишечной метаплазией,


ассоциированный с инфекцией НР.

Пернициозная анемия.

Аденоматозные полипы желудка.

Язвенная болезнь желудка.

Гипертрофическая гастропатия (болезнь Менетрие).

Пищевод Барретта.

Лица, оперированные по поводу доброкачественных заболеваний желудка более 10–15 лет назад.

■ Лица с отягощённым наследственным анамнезом по раку желудка, а также относимые к некоторым наследственным синдромам.

Синдром наследственного рака желудка диффузного типа. О наличии синдрома свидетельствуют следующие критерии: 1) два и более документированных случая диффузного рака желудка среди родственников первой/второй степени родства, из которых по меньшей мере один диагностирован в возрасте до 50 лет; 2) три и более документированных случая диффузного рака желудка среди родственников первой/второй степени родства независимо от возраста. Примерно у 50% больных выявляют мутацию гена CDH1, приводящую к инактивации Е-кадгерина.

Наследственный неполипозный колоректальный рак. Один из типов данного заболевания (синдром Линча II) ассоциирован с повышенным риском развития рака желудка.

Семейный аденоматозный полипоз толстой кишки сопровождается формированием гастродуоденальных полипов у 40–100% больных, в том числе и аденоматозных, что требует регулярного выполнения ЭГДСС. Формирование полипов желудка характерно и для других полипозных синдромов.

Синдром Гарднера.

Синдром Пейтца–Егерса.

Семейный ювенильный полипоз.

Синдром Ли Фраумени – синдром наследственного рака, при котором

у70% больных обнаруживают мутацию гена p53.

■ Лица, прибывшие из регионов, эндемичных по раку желудка.

В качестве критерия отбора для скрининга в Японии предложено измерять уровень сывороточного пепсиногена (ПГ), а также соотношение ПГ I/ПГ II. К группе риска относят лиц с концентрацией ПГ менее 70 нг/мл и соотношением ПГ I/ПГ II менее 3. Данный тест продемонстрировал высокую чувствительность (84,6%) и специфичность (73,5%).

Симптомы опухолевой патологии: ухудшение общего самочувствия,

беспричинная слабость, снижение трудоспособности, быстрая утомляемость, отвращения к пище, стойкое снижение аппетита, потеря веса. Беспричинное прогрессирующее похудание, ощущение переполнения и тяжести в желудке



после еды. Боли после приема пищи. Отрыжка, рвота, приносящая облегчение, желудочные кровотечения. Анемия.

Тактика ведения пациента: клинический осмотр, ЭГДС с биопсией (взятие до 6-10 кусочков биоптата), полипозиционная рентгенография в условиях двойного контрастирования бариевой взвесью и воздухом, УЗИ брюшной полости, лимфатических узлов шейно-надключичных зон, определение опухолевых маркеров: РЭА, Са19-9, Са 72-4 в сыворотке крови, консультация онколога (уточняющая диагностика).

Дифференциальную диагностику проводят с язвенной болезнью желудка, полипами желудка, лимфомой желудка, саркомой желудка, метастазами в желудок.

■ Язвенная болезнь.

Сложность дифференциальной диагностики обусловлена сходной клинической, рентгенологической и макроскопической картиной.

Наиболее часто проявляется болью в эпигастрии и кровотечением.

Для исключения злокачественного характера язвы необходима множественная биопсия по краю дефекта и из дна язвы.

В связи с возможностью диагностической ошибки Американским обществом гастроинтестинальной эндоскопии рекомендованы обязательная повторная ЭГДС и биопсия через 8–12 нед после установления диагноза язвенной болезни

Необходимо помнить о возможности заживления злокачественной язвы на фоне противоязвенной терапии.

■ Полипы желудка.

Распространённость полиповидных образований желудка в популяции высока, из них лишь аденоматозные полипы обладают высоким потенциалом

кзлокачественной трансформации.

Размер полипов варьирует от небольшого выбухания до крупных полипоидных масс, имитирующих рак желудка.

Полипы не проявляются клинически, как правило, являются случайной находкой при ЭГДС или рентгенологическом обследовании.

Рекомендуют эндоскопическое удаление с гистологическим исследованием.

■ Лимфома желудка.

Заболевание имеет сходную клиническую, рентгенологическую и макроскопическую картину. Часто ассоциирована с инфекцией НР.

Симптомы заболевания – общая слабость, утомляемость, боли в эпигастрии, чувство быстрого насыщения, анорексия.

Для верификации и типирования требуются глубокая биопсия, иммуногистохимическое исследование. Наиболее часто лимфома желудка представлена В-клеточной лимфомой.

Прогноз лучше, чем при раке желудка.

■ Саркома желудка.

Наиболее часто представлена лейомиосаркомой, занимающей переднюю или заднюю стенку желудка.

Характеризуется медленным ростом, изъязвлением и кровоточивостью. Поражение лимфатических узлов нехарактерно.

Для верификации диагноза необходима биопсия.

Рак пищевода

Рак пищевода является относительно редким заболеванием с тяжелым течением, неблагоприятным прогнозом, относится к категории онкологических заболеваний с высокой летальностью с момента установления диагноза (62,4% в 2006г.). Абсолютное число больных с впервые в жизни установленным диагнозом рака пищевода составило в 2006 г. в России 6 621 человек. «Грубый» показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями пищевода на 100 000 населения составил 4,99. Отмечается убыль «грубого» показателя заболеваемости мужского и женского населения на протяжении 1996 - 2006 гг. на 12,2%. Из числа больных раком пищевода 23,2% пациентов имели I – II стадии заболевания. При этом у 40,6% больных диагностирована III стадия заболевания. Удельный вес больных с опухолевым процессом IV стадии составил 29,6%. Высок удельный вес больных с неустановленной стадией рака - 6,6%. Показатель выявляемости рака пищевода при проведении профилактических осмотров составил - 2,9%. На конец отчетного 2006 г. контингент больных с данной патологией, состоявших на учете в онкологических учреждениях, составил 10 464 человек, из них 3 212 пациентов излечены и наблюдаются 5 лет и более.

Факторы риска: хронический атрофический гастрит с кишечной метаплазией, ассоциированной с НР – инфекцией, пернициозная анемия, аденоматозные полипы желудка, язвенная болезнь желудка, гипертрофическая гастропатия (болезнь Менетрие), лица, оперированные на желудке по поводу дброкачественных заболеваний более 10 -15 лет назад.


Синдром наследственного рака желудка диффузного типа (HDGC). Облигатным предраковым заболеванием считается пищевод Баррета, поэтому лица с этой патологией должны наблюдаться онкологом и регулярно проходить морфологическое и эндоскопическое обследование.

Симптомы опухолевой патологии: Ощущение прохождения пищи по пищеводу, затруднения при глотании. К другим часто наблюдаемым симптомам относятся снижение массы тела, боль за грудиной, ухудшение общего самочувствия, слабость.

Тактика ведения пациента: клинический осмотр и пальпация, рентгенологическое исследование пищевода, желудка, легких, средостения.

Эзофагогастроскопия, гистологическое и цитологическое исследования биоптата, консультация онколога (уточняющая диагностика, при возможности КТ.)

Рак трахеи, бронхов, легкого

Злокачественные новообразования трахеи, бронхов, легкого занимают первое место в структуре заболеваемости населения России злокачественными новообразованиями. Абсолютное число больных с впервые в жизни установленным диагнозом рака трахеи, бронхов, легкого составило в 2006 г. в России 53 670 человек. «Грубый» показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями трахеи, бронхов, легкого на 100 000 населения составил 40,6.

Отмечается убыль «грубого» показателя заболеваемости мужского и женского населения на протяжении 1996-2006 гг. на 9,66%. Из числа больных раком трахеи, бронхов, легкого 25,6% пациентов имели I – II стадию заболевания. При этом у 33,8% больных диагностирована III стадия, IV стадия - 34,7%, не установлена стадия у - 5,9%. Летальность на первом году составила -56,0%, активная выявляемость - 19,3%. На конец отчетного 2006г. контингент больных, состоявших на учете в онкологических учреждениях, составил 113 742 человек, из них 41 523 пациентов излечены и наблюдаются 5 лет и более.

Факторы риска:

Немодифицируемые:

Возраст: риск рака лёгкого резко возрастает после 65 лет, средний возраст начала составляет 71 год.

Пол: мужчины имеют больше шансов заболеть раком лёгкого (без наличия других факторов риска вероятность женщины заболеть раком лёгкого составляет 1:16, мужчины 1:13).

Наследственность: риск заболеть при наличии родственников, больных раком лёгкого, возрастает примерно в 2 раза; чем больше родственников

болело, тем выше риск. Предположительно, это связано с 2 локусами в хромосомах – 6q23-25 и 15q24-25.

Загрязнение окружающей среды: рак лёгких чаще встречается в гоородской среде, чем в деревне.

Радон: проживание в местах с высоким его содержанием в воздухе более опасно для развития рака лёгкого.

Модифицируемые:

Курение: ответствено за 80-85% всех раков лёгкого. Зависимости от вида табака и сигарет нет. Есть отдельные данные, что сигареты с ментолом чаще вызывают рак. Прекращение курения в любом возрасте благоприятно сказывается на риске рака лёгкого (например, прекращение курения до 50 лет вне зависимости от стажа, снижает риск рака на 50% в ближайшие 15 лет).

Пассивное курение: увеличивает риск рака лёгкого на 20-30%.

Асбест: работа с ним увеличивает не только риск рака лёгкого, но и мезотелиомы.

Другие химические агенты: радиоактивные вещества (уран), вдыхание паров химических соединений (хрома, никеля, кадмия, бериллия и др.), бензиновые газы.

Рентгеновское излучение: лучевая терапия рака молочной железы, опухолей головы, шеи и грудной клетки увеличивает риск рака лёгкого.

Хронические воспалительные заболевания лёгких: ХОБЛ, лёгочный фиброз, туберкулёз, частые пневмонии. С ХОБЛ связано 10-12% рака лёгкого.

В соответствии с рекомендациями NCNN (National Comprehensive Cancer Network, USA, 2013) все пациенты с факторами риска должны быть разделены на три группы:

Группа высокого риска: возраст 55-74 года + стаж курения более 30 пачко-лет + прекращение курения менее 15 лет назад или возраст ≥50 лет + стаж курения ≥20 пачко-лет + ещё 1 фактор риска (перечислены выше). В этом случае пациентам рекомендуется проведение ежегодной КТ лёгких низкого разрешения.

Группа умеренного риска: возраст ≥50 лет + стаж активного курения ≥20 лет (пассивное курение ≥20 лет) без других факторов риска. Таким пациентам рутинное скриннинговое (КТ) исследование не рекомендуется, показана ежегодная флюорография.

Группа низкого риска: возраст <50 лет и/или стаж курения <20 пачколет. Также не рекомендуется КТ, показана ежегодная флюорография.

Симптомы опухолевой патологии: длительный кашель, сухой или с мокротой, кровохарканье, Изменение характера кашля у курильщиков. Одышка, боль в грудной клетке, слабость, беспричинное повышение температуры тела, общая слабость, похудание.