Файл: Отчет по квалификационной практике ЗСМК.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Участок ремонта стальковшей расположен в рядах В-Г в осях 15-19 на котором размещено: Стенды для ремонта сталеразливочных ковшей – 3 шт; Кран мостовой грузоподъемностью 75/20т; Растворный узел; Камерные питатели для приема углеродосодержащих материалов на УВОС. Комната отдыха огнеупорщиков. На участке производится частичный или полный ремонт футеровки сталеразливочных ковшей. Передача ковшей в поперечном направлении цеха решается самоходной передаточной тележкой.

Миксерное отделение оснащено следующим оборудованием:

  • два миксера емкостью 1300 тонн каждый;

  • два заливочных крана г/п 180/50/16т;

  • железнодорожные весы для взвешивания жидкого чугуна г/п 250 тонн (2 шт).

Стационарные миксеры предназначены для хранения и усреднения по химсоставу и температуре чугуна, привозимого из доменного цеха чугуновоными ковшами. В конвертерное отделение чугун подается с температурой 1300-13200С. Подача чугуна из доменного цеха в миксерное отделение осуществляется в чугуновозных ковшах емкостью 130 тонн на специальных лафетах тепловозом. Для определения чистого веса чугуна пустые чугуновозные ковши на обратном пути из миксерного отделения перевешиваются. Поступивший чугун в миксерное отделение сливается в миксер. Чугун из миксера наливается в чугуновозный ковш, провешивается и подается тепловозом в конвертерное отделение. Перед заливкой чугуна в конвертер определяется его химический состав и замеряется температура. В качестве топлива на горелках миксеров используется природный газ (коксовый газ - резервное топливо).

Приемное устройство и тракт подачи сыпучих материалов предназначены для приема, хранения, транспортировки, дозирования шлакообразующих материалов в конвертер во время продувки плавки: извести, доломита, антрацита, агломерата и других материалов в зависимости от применяемой технологии. Расчетная производительность тракта подачи сыпучих материалов 200-230 т/час. Подача материалов периодическая, режим работы круглосуточный. Управление работой системы подачи сыпучих материалов централизовано и автоматизировано, оснащено блокировками безопасности.

Дымососное отделение включает в себя: здание дымососной; газопроводы ø2620 мм; свечи отвода конвертерных газов.

Продукты горения к нагнетателям поступают по трем индивидуальным трубопроводам. Регулировка разряжения перед нагнетателями осуществляется дроссельной заслонкой с электромеханическим приводом, отсечка нагнетателя осуществляется газовой задвижкой и листовой заглушкой. Работа нагнетателя предусмотрена в автоматическом режиме совместно с конвертером и котлом-утилизатором. Конденсат из дымовых газов отводится в канализацию кислых стоков. Питание силового оборудования осуществляется от встроенной трансформаторной подстанции.


Шлаковое отделение состоит из следующего оборудования: ПУ самоходными шлаковозами; ПУ кантующимися шлаковозами; три самоходных шлаковоза; 12 шлаковых чаш; два экскаватора ЭКГ-5

Шлак слитый из конвертера в шлаковую чашу, установленную на самоходный шлаковоз, подается на шлаковый двор. Мостовым краном шлаковые чаши снимаются с самоходного шлаковоза и устанавливаются на кантующиеся шлаковозы, которые тепловозом по ж/д путям подаются в зону кантовки на шлаковую яму. Слитый в яму горячий шлак охлаждается водой, экскаватором или магнитно-грейферным краном загружается в БелАЗ и вывозится в отвал. Образовавшиеся металлические коржи в шлаковых чашах краном грузятся на чугуновозки и подаются на переработку в копровый цех либо в конвертерное отделение.

Отделение магнитных материалов. Для приема и создания запаса металлолома предусмотрена яма для скрапа площадью 864 м2, объемом 2400мз, что обеспечивает 5-6 суточный запас металлолома для работы конвертеров. Отделение обслуживается четырьмя магнитными кранами г/п 15т. Металлолом в отделение поступает в ж/д вагонах или на платформах, кранами разгружается в яму или сразу же грузится в совки емкостью 40мз, установленные на лафеты с поворотным устройством. Перед подачей в конвертерное отделение металлолом взвешивается на ж/д весах, установленных на эстакаде между конвертерным отделением и отделением магнитных материалов. Подача совков с металлоломом производится тепловозом. Взвешенный совок со скрапом поступает в конвертерное отделение, где мостовым краном разворачивается на лафете на 90о и металлолом подается в конвертер.


3 Сортамент выпускаемой продукции и её значение для хозяйства страны

По проекту в конвертерном цехе № 1 намечалось выплавлять сталь рядовых углеродистых марок обыкновенного качества (1кп,1пс, 1сп, 2кп, 2сп, 3кп, 3пс, 3Гпс, 3сп, 4кп, 4пс, 4сп, 5пс, 5сп, 5Гпс, 6сп, 08кп). Цех специализируется на производстве длинномерного проката из простых марок стали обычного качества или низколегированной стали, в основном арматуры, катанки и пр., а также фасованного проката (равнополочный уголок, балка, швеллер и др.). А также : прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали; проволока стальная сварочная; прокат листовой для холодной штамповки из конструкционной качественной стали; прокат из легированной конструкционной стали; сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций; прокат из качественной конструкционной углеродистой и легированной стали для холодного выдавливания и высадки; сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций; сталь и прокат из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали; прокат из стали повышенной прочности.

4 Технология выплавки и разливки стали

Шихтовка плавки и загрузка конвертера.

Плавки шихтуются машинистом дистрибутора и мастером конвертеров из расчета получения кратного количества слитков и окончания продувки при заданных химическом составе и температуре металла. После выпуска предыдущей плавки мастером конвертеров вместе со сталеваром производится осмотр футеровки конвертера и сталевыпускного отверстия; при необходимости производится подварка, торкретирование футеровки или ремонт сталевыпускного отверстия. При удовлетворительном состоянии футеровки конвертера после выпуска плавки производится подготовка шлака для наведения шлакового гарнисажа по трем вариантам в зависимости от визуальной оценки состояния футеровки и состояния оставленного шлака:

  • при содержании FeO в шлаке менее 20% гарнисаж наводится без добавления извести и углеродсодержащих материалов (уголь, кокс, антрацит).

  • при содержании FeO в шлаке более 20% (шлак ”передутый”) для вспенивания шлака присаживается углеродсодержащий материал, затем часть шлака сливается в шлаковую чашу и на оставленный шлак отдается известь или доломит.

  • при повышенном износе футеровки шлакового пояса конвертера производится додувка на шлак, затем присадкой углеродсодержащих материалов шлак вспенивается, присаживается известь (доломит) и наносится шлаковый гарнисаж.


Допускается на оставленный шлак присаживать магнезиальносодержащие флюсы в количестве от 2 кг/т до 5 кг/т стали и производить раздувку шлака азотом. После подготовки шлака кислородная фурма опускается в конвертер в крайнее нижнее положение и подается азот с расходом 400 м3/мин и давлением не менее 12 кг с/см2. Длительность раздувки шлака азотом от 3 мин до 5 мин до исчезновения выноса шлака через горловину конвертера. Допускается покачивание конвертера во время подачи азота в обе стороны с отключением блокировки. При исправной футеровке и нормальном сталевыпускном отверстии конвертер отдается под плавку по разрешению мастера конвертеров.

Вначале в конвертер загружается металлолом. При использовании в завалку скрапа шлакометаллического его рекомендованный расход составляет (10-50)% от массы твердой металлошихты, что соответствует (4,5-21) т на плавку. В шихту стали 10ХСНД, 15ХСНД вводятся отходы этих же марок стали, либо другие отходы, содержащие никель и медь. Недостающее количество никеля и меди восполняется соответственно металлическим никелем, ферроникелем, чистой медью, либо медьсодержащими отходами, загружаемыми в конвертер до заливки чугуна. После завалки металлолома, при необходимости, производится его нагрев с использованием углеродсодержащих материалов. В холодный период года нагрев производится на всех плавках. Нагрев лома проводится по следующим вариантам:

  • с использованием угля

  • с использованием угля и покрышек отработанных автомобильных (или лент конвейерных резинотканевых отработанных)

  • с использованием угля и кокса на плавках с повышенным расходом металлолома (до 50%).

В случае отсутствия углеродсодержащих материалов для предварительного прогрева металлолома и удаления влаги, заливка чугуна производится не ранее чем через 5 минут после завалки металлолома. После нагрева (прогрева) лома заливается чугун. Продолжительность заливки чугуна должна быть не менее 2 минут. Запрещается заливка чугуна при попадании в конвертер воды. Конвертер устанавливается в вертикальное положение, опускается фурма и начинается продувка плавки. После простоя конвертера, замены шлангов или фурмы необходимо убедиться в исправности фурмы путем продувки кислородом до входа ее в горловину конвертера перед завалкой лома.

После завалки лома в конвертер присаживается известь в количестве до 50% от массы извести, расходуемой на плавку. После присадки извести разрешается присадка угля на лом в количестве до 1,0 тонны (7 кг/т.) Не допускается одновременная присадка извести и угля. Максимальный расход угля на плавку должен составлять не более 3,0 тонн (22 кг/т стали). Расход кислорода в период нагрева должен быть от 150 м3/мин до 250 м3/мин. По ходу нагрева присаживается уголь порциями не более 150 кг, либо непрерывно по ходу продувки из бункера-накопителя в течение первых 4 минут. Положение фурмы в течение всего времени нагрева поддерживается на высоте от 3,5 м до 4,5 м.


Количество суммарного израсходованного кислорода на нагрев лома определяется из расчета не менее 0,5 м3/кг угля. Продолжительность предварительного нагрева лома определяется по количеству израсходованного кислорода. Подача последней порции угля заканчивается не позднее, чем за 2 минуты до окончания нагрева. Длительность нагрева должна составлять не менее 6 минут. Нагрев лома с использованием угля и покрышек отработанных автомобильных (или лент конвейерных резинотканевых отработанных). Покрышки отработанные автомобильные и (или) ленты конвейерные резинотканевые отработанные (далее по тексту автопокрышки) применяются как дополнительный теплоноситель.

При использовании автопокрышек расход угля для предварительного нагрева лома снижается из расчета 1,5 кг угля на 1 кг покрышек. Запрещается использовать автопокрышки (ленты конвейерные) загрязненные горюче-смазочными материалами, не освобожденные от взрывоопасных предметов и материалов, а также снега, льда и сосудов с закрытыми полостями. После завалки лома в конвертер присаживается известь в количестве до 50% от массы извести, расходуемой на плавку. После присадки извести разрешается присадка угля на лом в количестве до 1,0 тонны (7 кг/т.) Не допускается одновременная присадка извести и угля. При погрузке в совок автопокрышки загружаются на лом в заднюю часть совка. При завалке в конвертер 2-х и более совков с металлоломом, отработанные покрышки заваливаются в последнюю очередь. Расход кислорода в период нагрева должен быть от 150 м3/мин до 300 м3/мин. По ходу нагрева присаживается уголь порциями не более 150 кг, либо непрерывно по ходу продувки из бункера-накопителя в течение первых 4 минут. Положение фурмы в течение всего времени нагрева поддерживается на высоте (3,5-4,5) метра. Максимальный расход отработанных покрышек на плавку должен составлять не более 600 кг (4,5 кг/т). Максимальный расход угля на плавку должен составлять не более 2,5 тонн (18 кг/т стали). Количество суммарного израсходованного кислорода на нагрев лома определяется из расчета не менее 0,5 м3/кг угля и 2 м3/кг отработанных покрышек. Продолжительность предварительного нагрева лома определяется по количеству израсходованного кислорода. Подача последней порции угля заканчивается не позднее, чем за 2 минуты до окончания нагрева. Длительность нагрева должна составлять не менее 8 минут.

После проведения операции торкретирования или нанесения шлакового гарнисажа, на дно конвертера присаживается (2-3) т извести. Завалка металлолома производится из трёх совков легковеса с общим весом (75-80) т. Дозирование лома на шихтовом дворе производится из расчёта получения требуемого веса лома на плавку чугунным ломом в количестве 5 тонн на плавку. Лом чугунный загружается в первый совок. Расход пакетов на плавку – до 20% от веса металлолома. Использование обрези, недоливков, скрапа шлакометаллического и металлопродукта для корректировки веса в совках не допускается. После завалки первого совка с металлоломом, конвертер раскантовывается, кислородная фурма устанавливается на уровне 4-х м по сельсину, подается кислород с расходом (200-250) м3/мин, присаживается (20-40) % кокса от общего расхода кокса на прогрев.