Файл: Управление государственным долгом в системе регулирования экономики. Долговая политика России на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление государственным долгом в системе регулирования экономики. Долговая политика России на современном этапе.
1 сл. В условиях современного этапа трансформации российской экономики, важными инструментами является стимулирование социально-экономического развития государства, его ключевых показателей, макроэкономических индикаторов. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования процесса развития национальной экономики является бюджетная политика и его регулирование, объектом чего выступает бюджетная система страны.

Анализируя бюджетную политику, стоит заметить, что бюджетные средства государства направляются на финансирование органов управления, на выполнение функций органами правопорядка, обеспечивается внутренняя и внешняя безопасность России. Важная роль принадлежит федеральному бюджету в обеспечении экономического регулирования воспроизводственных процессов, благодаря активной поддержке бюджета происходит развитие социальной сферы, экономики, бюджет выступает гарантом социальных прав граждан [4].

Однако, в виде активной государственной политики по стимулированию социально-экономического развития страны, совершается процесс увеличения бюджетных расходов, что формирует дефицит федерального бюджета. Как итог, государство применяет инструменты финансирования своего бюджетного дефицита, что возможно при помощи роста государственного долга.

2 сл. Государственный долг – это результат финансовых заимствований государства и ее субъектов управления, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, как инструмента функционирования государства. Государственный долг равен дефициту бюджета за прошлые года с учетом вычета бюджетного профицита.

– это совокупность обязательств России перед гражданами, компаниями, регионами и муниципальными образованиями, а также перед зарубежными странами, международными банками и иными организациями. Внутренний долг исчисляется в рублях, а внешний – в долларах США.

Определение роли и значения государственного долга в экономической литературе и науке неоднозначно. Изначально, госдолг воспринимается как недостаток государственного управления социально-экономические развитием страны. Это тот дефицит бюджета, которые необходимо покрывать привлеченными заимствованными средствами.


С другой стороны, экономическая теория середины 20-го столетия продемонстрировала, что чрезмерный бюджетный профицит также не хорошо. Это, как минимум, подтверждает то, что государство не использует свои резервы с целью повышения уровня жизни населения страны. Иногда, государственный долг формируется по причине чрезмерных программ стимулирования развития экономики, реального сектора и рыночной инфраструктуры в стране. Также, возможными причинами формирования госдолга может быть активная социальная политика государства, поддержка слоев населения, которые социально незащищенные.

3 сл. Чтобы понять неоднозначность формирования государственного долга проанализируем показатели соотношения госдолга к объему ВВП ведущих стран мира, среди которых и Россия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Соотношение государственного долга к ВВП (%) ведущих стран мира [1].


Как видим из рисунка 1, размер государственного долга в России один из самых низких во всем мире. Однако, такие ведущие страны, как Япония, США и Великобритания имеют размер государственного долга больше, чем весь объем национальной экономики. С одной стороны – это сродни катастрофе. С другой стороны, эти страны одни из лидеров мира по уровню социально-экономического развития жизни населения. Таким образом, затруднительно говорить о том, что государственный долг – это порок экономики.

4 сл. Государственный долг Российской Федерации может существовать в виде следующих обязательств [2]:

- международные и бюджетные кредиты;

- государственные ценные бумаги;

- государственные гарантии РФ;

- иные долговые обязательства.
5 сл. Структура государственного долга отличает Российскую Федерацию от многих других суверенных дебиторов, опирающихся на привлечение банковских кредитов в иностранной валюте, в том числе–краткосрочных займов. В структуре российского долга преобладают ценные бумаги –около 75%, причем основная часть государственных обязательств выражена в национальной валюте –71%.



Объем государственного долга РФ (по состоянию на конец года), % ВВП.
6 сл. В основном, общий размер государственного долга в России формирует

внутренний долг, который состоит из облигаций федерального займа и других долговых ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство.

Их доля в структуре внутреннего долга России выглядит следующим образом (рисунок 2).



Рисунок 2 – Структура внутреннего долга России по видам долговых обязательства (%) [3].

Также:

  • задолженность по государственным облигациям и иным ценным бумагам – около 550 млрд руб.;

  • банковские кредиты как в российских, так и в международных финансовых организациях – 488 млрд руб.;

  • бюджетная задолженность – более 1 трлн руб.;

  • долги по государственным гарантиям – около 70,5 млрд руб.;

  • иные долговые обязательства – 7,45 млрд руб


7 сл. Что касается внешнего долга (привести цифры).


8 сл. На протяжении последних лет, основные показатели государственного долга в России демонстрируют рост:



- соотношение государственного долга к объему ВВП страны вырос с 2012 по 2020 гг. с 9 до 17 процентов;

Также растут и расходы на обслуживание государственного долга (с 2012 по 2017 гг. выросли с 2,6 до 3,7 процентов. )


9 сл. В связи с наращиванием объема государственного долга РФ, актуальным является его активное управление, в рамках которого, на сегодняшний день, известны следующие методы финансирования:

- реструктуризация (оттягивается срок оплаты госдолга, однако, увеличивается долговая нагрузки и проценты к уплате)

- консолидация (слияния нескольких займов в один);

- конверсия (уменьшения процента займов);

- конверсия (передача акций и векселей для уплаты займов);

- новация (замена условий погашения займов, т.е. другим способом, возможно не денежным).
10 сл. Важным моментом управления государственным долгом для современного этапа российской экономики и бюджетной системы является отрицательное влияние пандемии коронавируса.

Для поддержки экономики во время пандемии коронавирусной инфекции и покрытия дефицита федерального бюджета правительству России пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований. В этом году предусматривается увеличение госдолга до 20,4% ВВП, в будущем году — до 20,8% ВВП, а в 2023-м — до 21,4% ВВП.


В 2019 году чистый государственный долг ушел в отрицательную зону. Таким образом, если бы России понадобилось немедленно погасить все свои долги, это можно было бы сделать за счет депозитов госорганов в ЦБ и коммерческих банках. Однако спустя год долг федерального правительства на фоне пандемии COVID-19 и падения цен на нефть начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.

С целью совершенствования системы государственного контроля и управления финансирования бюджетного дефицита и государственного долга России для стимулирования роста экономики реализуются следующие задачи [5]:

- создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов;

- повышение эффективности бюджетной политики в сфере доходов;

- реализация качественной системы бюджетных расходов;

- эффективное управление активами и пассивами государства;

обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы.

11 сл. Согласно долговой политике России на 2017–2019 гг., опубликованной Министерством финансов Российской Федерации, вне зависимости от геополитической и макроэкономической ситуации, конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, государственная долговая политика будет направлена на осуществление заимствований Российской Федерации в объемах, необходимых только для решения поставленных социально-экономических задач. При этом будут обеспечены финансовые интересы Российской Федерации как суверенного заемщика с точки зрения как «цены» заимствований, так и их структуры. Решению данной задачи будет способствовать, в том числе, последовательное увеличение числа и расширение круга инвесторов, заинтересованных во вложении денежных средств в государственные ценные бумаги России и дальнейшую модернизацию внутреннего государственного долгового рынка.
Вывод . Таким образом, государственные кредиты и государственный долг в России на сегодняшний день актуальная проблема, ведь за период последних лет соотношение госдолга к ВВП выросло до 17% и планируется увеличиваться.

С одной стороны, эти данные еще далеки от средних мировых значений. Также, стоит осознавать
, что иногда, формирование дефицита бюджетной политики – это сигнал, что государство проводит активную стимулирующую политику.

12. сл. Спасибо.