Файл: Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте. Общие сведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Кафедра «Электрическая тяга»

Отчет

по ознакомительной практике
На тему: «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте. Общие сведения»

Выполнил:

студент группы ЭТ-021-З

Светличная И.Д.
Проверил:

Цаплин А.Е.

Санкт-Петербург

2023

Введение

В соответствии с решениями партии и правительства по вопросам ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве на железнодорожном транспорте поставлена задача перевода отрасли на интенсивный путь развития. Одним из ее направлений является совершенствование устройств автоматики, телемеханики и связи.

Назначением этих устройств является дальнейшее увеличение пропускной и провозной способности железных дорог и безопасности движения поездов, повышение перерабатывающей способности сортировочных и грузовых станций, сокращение времени оборота вагона, увеличение скоростей грузовых и пассажирских поездов, повышение производительности труда, улучшение экономических показателей работы железных дорог.


1. Основные понятия о комплексе устройств автоматики, телемеханики и связи.

Процесс движения поездов является комплексным технологическим процессом. Основополагающими требованиями, предъявляемыми к его организации, являются обеспечение необходимого уровня безопасности движения поездов и заданного уровня пропускной и провозной способности железных дорог.

Под безопасностью движения поезда понимается свойство движения поезда находиться в неопасном состоянии за расчетное время, когда отсутствует угроза сохранности жизней и здоровья пассажиров, технического персонала, населения, сохранности грузов, объектов хозяйствования, технических средств транспортной системы.

Для выполнения этих требований осуществляется регулирование движением поездов с помощью устройств обеспечения безопасности, образующих системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Составляя всего 5 % от общей стоимости основных фондов, они определяют пропускную способность железнодорожных линий, обеспечивают автоматизацию перевозочного процесса и безопасность движения поездов.


Современный этап развития систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи характеризуется широким использованием для их построения микроэлектронной и микропроцессорной техники. Это позволяет не только существенно расширить функциональные возможности по сравнению с релейными системами, но и требует разработки новых принципов их построения и технической реализации.

Системы регулирования движения поездов повышают пропускную способность железных дорог, обеспечивают безопасность движения и оперативное руководство перевозочным процессом, оказывают влияние на рост производительности труда работников, связанных с движением поездов.








В зависимости от места применения системы регулирования движения подразделяются на перегонные и станционные.

Перегонные системы разрешают или запрещают отправление поезда на перегон, исключают возможность отправления поезда на занятый перегон или блок-участок.

К перегонным устройствам относятся:

• полуавтоматическая блокировка ПАБ, при которой сигналы, разрешающие поезду занять перегон, открываются при определенных действиях работников, управляющих движением поездов, а закрываются автоматически;

• автоматическая блокировка АБ, в которой управление показаниями светофоров, ограждающих блок-участки, осуществляется движущимся поездом (без участия человека);

• диспетчерский контроль за движением поездов, который помогает поездному диспетчеру оперативно руководить движением поездов на участке;

• автоматическая локомотивная сигнализация АЛС и устройства безопасности движения поездов. С помощью системы АЛС показания напольных светофоров кодовыми сигналами передаются в кабину машиниста. Кроме этого, АЛС дополняется автостопом с устройством проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда;

• автоматическая переездная сигнализация, а также автоматические шлагбаумы, применяемые на железнодорожных переездах для предупреждения водителей транспортных средств о приближении поезда к переезду и запрещающие движение через переезд.

Станционные системы обеспечивают взаимную зависимость стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов, контролируют положение стрелок, не допускают их перевод при уже заданном маршруте, замыкают их в одном из крайних положений, при оборудовании путей и стрелочных










участков рельсовыми цепями, контролируют их свободность или занятость подвижным составом. К станционным устройствам относятся:

• ключевая зависимость, используемая на станциях, где сохранено ручное управление стрелками для обеспечения взаимного замыкания стрелок и сигналов посредством контрольных замков;

• станционная блокировка, с помощью которой осуществляется взаимное замыкание стрелок и сигналов, управляемых с разных постов;

• электрическая централизация стрелок и сигналов ЭЦ, обеспечивающая управление стрелками и сигналами с пульта, их взаимозависимость, контролирующую взрез стрелки и исключающую перевод стрелки под составом, а также открытие светофора на занятый путь. Разновидностями такой системы являются релейная централизация промежуточных станций, блочная маршрутно-релейная централизация БМРЦ крупных станций и микропроцессорная ЭЦ-МПЦ;

• диспетчерская централизация ДЦ, позволяющая управлять стрелками и сигналами ряда станций из одного пункта и контролировать положение стрелок, состояние занятости или свободности путей, стрелочных участков и прилегающих блок-участков, изменять показания входных и выходных сигналов в пределах диспетчерского круга;

• средства автоматизации и механизации сортировочных станций и горок, позволяющие управлять стрелками и горочными сигналами, регулировать скорости надвига и роспуска составов.

Автоматическая локомотивная сигнализация, диспетчерская централизация и автоматические ограждающие устройства на переездах могут регулировать движение поездов как по перегонам, так и по станциям, поэтому эти системы отнесены к перегонным и к станционным.






Из систем полуавтоматической блокировки наибольшее распространение получила релейная блокировка, в которой все маршрутные зависимости осуществляется электрическим способом, что повышает ее


надежность. Наиболее совершенной системой регулирования движения поездов на перегонах является АБ, которая обеспечивает повышение пропускной способности по сравнению с ПАБ.

Среди станционных систем наиболее эффективной с точки зрения сокращения времени на приготовление маршрута является ЭЦ стрелок и сигналов, которая по сравнению с ключевой зависимостью увеличивает пропускную способность станции на 50...70 %.

Средства механизации и автоматизации сортировочных станций и горок включают системы АРС (автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов), ГПЗУ (горочно-программное задающее устройство), ГАЦ-МН на микропроцессорах, ГАЛС Р (горочная АЛС с передачей информации по радиоканалу и телеуправлением локомотивом) и др.

Таким образом, системы регулирования движения служат для автоматизации процессов управления и регулирования движения поездов. Эти системы постоянно совершенствуются, благодаря чему повышаются технико-экономические показатели эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. В настоящее время в указанных системах осуществляется переход на новую элементную базу, применяются микроэлектронная и микропроцессорная техника, малогабаритные реле повышенной надежности РЭЛ.

На железнодорожном транспорте применяются различные виды телефонной и телеграфной связи, осуществляемой по кабельным, радиорелейным и воздушным линиям. К ним относятся магистральная, дорожная, отделенческая и станционная связь.

Магистральная телефонная и телеграфная связьслужит для связи руководства ОАО «Российские железные дороги» со своими филиалами, прежде всего - железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта, а также железных дорог между собой.






Дорожная телефонная и телеграфная связьобеспечивает связь
управления железных дорог – филиалов ОАО «Российские железные дороги» с отделениями, крупными станциями и другими подразделениями данной дороги, а также отделений дорог между собой. Одним из видов дорожной связи является дорожная распорядительная связь, служащая для переговоров дежурного по распорядительному отделу службы движения с дежурными по отделениям и крупным станциям.


Отделенческая телефонная связь используется для организации процесса перевозок и оперативной работы в пределах отделения. Видами отделенческой телефонной связи являются:

поездная диспетчерская связь предназначена для связи поездного диспетчера со станциями (раздельными пунктами), входящими в его участок

энергодиспетчерская (на электрифицированных участках) связь предназначена для переговоров энергодиспетчера с тяговыми подстанциями, районами контактной сети и постами секционирования;

постанционнаясвязь предназначенадля общих служебных переговоров в пределах участка железной дороги;

линейно-путеваясвязь предназначена для служебных переговоров работников пути по вопросам, касающимся содержания в исправном состоянии железнодорожного пути и искусственных сооружений;

поездная межстанционная связьпредназначена для переговоров дежурных по станции по вопросам движения поездов;

перегонная связьна участках автоблокировки с интенсивным движением поездов предназначена для служебных переговоров работников дороги, находящихся на перегоне, с ближайшими станциями.

Каждая из этих видов связи, кроме поездной межстанционной и перегонной, представляет собой групповую телефонную связь коллективного пользования с избирательным вызовом и обслуживает линейные станции и пункты, находящиеся в пределах отделений и отдельных участков железных








дорог. Поездная межстанционная связь может быть телефонной и телеграфной.

Станционная телефонная связьорганизуется в пределах железнодорожной станции и включает в себя связь:

местную - для общего служебного пользования через автоматические или ручные телефонные станции;

стрелочную - для служебных переговоров дежурного по станции со стрелочными постами;

внутристанционного командования - для станционного или грузового диспетчера;

громкоговорящую оповестительную - на крупных станциях, сортировочных горках и вокзалах.

Помимо перечисленных выше, на железных дорогах применяются и другие виды связи для руководства движением поездов, грузовой работой, обслуживанием пассажиров и работой линейных подразделений.