Файл: Теоретические основы гражданскоправовой ответственности несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ответственность данной категории граждан за вред, причиненный их неправомерными действиями. При не достаточности имущества несовершеннолетнего, достаточного для возмещения вреда, дополнительная ответственность возлагается на законных представителей. Как отмечает Т.В. Гараева, «ответственность законных представителей возникает не во всех случаях и не одновременно с ответственностью несовершеннолетних, а только если у несовершеннолетних нет дохода или иного имущества, достаточного для возмещения вреда» [17].

В связи со сказанным в вопросе о возмещении вреда необходимо обратить внимание на непоследовательность законодателя применительно к содержанию ст. 1074 ГК РФ, устанавливающей особенности ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. В пункте 1 данной статьи сказано, что «несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях», т.е. данные лица признаются деликтоспособными. Однако если у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, в абз. 1 и 2 п. 2 ст. 1074 устанавливается ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним как для родителей (усыновителей) или попечителей, так и для организации для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором которой находится несовершеннолетний. В статье сказано, что «вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине». То есть, они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним. В то же время надо подчеркнуть, что ответственность вышеуказанных лиц имеет временный характер: п. 3 ст. 1074 ГК РФ устанавливает прекращение обязательств вышеуказанных лиц по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним, ввиду достижения им совершеннолетия или если до его достижения у него появились материальные средства в достаточном объеме для возмещения вреда, или в случае приобретения им дееспособности.

Приведем пример судебного решения. Пошехонский районный суд Ярославской области, рассмотрев гражданское дело по иску Ч.Н. к Т.Н. и Т.А. о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, связанного с ДТП, установил следующее. Несовершеннолетний водитель Т.А. наехал на велосипед, на котором малолетний сын Ч.А. катался с соседскими детьми. В результате наезда велосипед получил многочисленные повреждения: оторван багажник, повреждено сиденье, сломаны педали, деформированы шатуны, выдавлен подшипниковый механизм каретки, деформирована рама, имеются скрытые дефекты. На момент ДТП несовершеннолетний, не имеющий права управления транспортным средством, находился в состоянии алкогольного опьяне ния, вина его была подтверждена материалами проверки. В результате ДТП сын истца получил телесные повреждения, перенес сильные душевные страдания, эмоциональные переживания и моральный вред, который он просит компенсировать. Ответчик Т.А. иск не признал.


Пунктом 2 статьи 1079 ГК РФ установлено, что ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником автомобиля является Т.Н. Ее сын Т.А., не имея прав на управление транспортными средствами, находясь в состоянии алкогольного опьянения, завладел автомобилем помимо воли его собственника. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ч. 1 статьи 1074 ГК РФ), однако если несовершеннолетний, на которого возложена обязанность по возмещению вреда, не имеет заработка или имущества, достаточного для возмещения вреда, обязанность по возмещению вреда полностью или частично возлагается субсидиарно на его родителей. Их обязанность по возмещению вреда, согласно пункту 3 статьи 1074 ГК РФ, прекращается по достижении несовершеннолетним причинителем вреда восемнадцати лет либо по приобретении им до этого полной дееспособности. Вред истцу был причинен Т.А. в несовершеннолетнем возрасте, однако ко дню рассмотрения дела он достиг совершеннолетия, в силу чего несет ответственность за причиненный вред. Суд, с учетом, в том числе, имущественного положения ответчика, а также того, что он является студентом, не имеет собственного источника доходов или имущества, наряду с признанием за истцом права на возмещение морального вреда при определении размера компенсации морального вреда руководствовался требованиями разумности и справедливости, снизив заявленный размер компенсации. В результате суд решил: взыскать с Т.А. в пользу Ч.А. имущественный ущерб в меньшем размере [8].

Таким образом, потерпевшие могут быть лишены возможности получить возмещение понесенного вреда в полном объеме, что особенно недопустимо при причинении вреда жизни или здоровью. Думается, следует согласиться с А.А. Козловой в том, что эта статья ГК РФ «ограничивает возможности потерпевших по получению возмещения понесенного вреда, так как устанавливает безусловное основание для прекращения ответственности субсидиарных должников с момента достижения деликвентом совершеннолетия» [19]. Поэтому, думается, прав Д.Е. Богданов, предлагающий «изменить содержание п. 3 ст. 1074 ГК РФ установив правило, что обязанность субсидиарных должников при причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего не прекращается с достиже- нием деликвентом возраста совершеннолетия» [20].


Хотелось бы рассмотреть и статью 1075 Гражданского кодекса РФ, которая закрепляет возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности лиц, лишенных родительских прав. При этом такое возложение допускается только при наличии следующих юридических фактов: вред причинен несовершеннолетним в возрасте до 18 лет; его родители лишены родительских прав; с момента вступления данного решения суда не прошло 3 лет; вред причинен в результате поведения несовершеннолетнего как следствие ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. Думается, здесь есть определенные недочеты, в частности, касающиеся срока лишения родительских прав. Как полагает Ж.П. Дорофеева, с которой следует согласиться, надо «учитывать тот факт, что недостатки воспитания ребенка родителем могут проявиться не только в течение трех лет с момента вынесения судом решения о лишении родительских прав, но и гораздо позднее» [21]. Вследствие этого представляется необходимым установить субсидиарную ответственность родителей, лишенных родительских прав, по истечении трех лет, если установлено, что причинение вреда несовершеннолетним обусловлено ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей.

В ст. 1073 и 1074 ГК РФ имеются недоработки. Так, открытым остается вопрос об ответственности родителей за действия ребенка, причинившего вред в состоянии необходимой обороны, которая, как известно, признается обстоятельством, исключающим противоправность деяния. В силу этого нужно внесение дополнений в законодательство.

Для совершенствования функционирования механизма возмещения вреда следует внести изменения в п. 3 ст. 1074 ГК РФ: установить правило, согласно которому обязанность субсидиарных должников не прекращается с достижением совершеннолетия причинителем вреда и единственным возможным основанием освобождения должника от этой ответственности будет появление стабильного дохода у деликвента.

Необходимо установить субсидиарную ответственность родителей по истечении трех лет, если установлено, что причинение вреда несовершеннолетним обусловлено ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей. Думается, суды должны установить способность несовершеннолетнего отвечать за свои действия индивидуально, учитывая степень психического и интеллектуального развития конкретного лица.
Заключение
Таким образом, цель работы достигнута посредством решения следующих задач:

- раскрыта сущность понятия и содержания гражданской правоспособности и дееспособности несовершеннолетних. Несовершеннолетние дети относятся к группе наследников, имеющих право на так называемую
обязательную долю в наследственном имуществе, - при наличии завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону (ст. 1149 ГК РФ). Они имеют право на получение обязательной доли также в случаях, когда они были эмансипированы или вступили в брак до достижения совершеннолетия (ст. 27 и п. 2 ст. 21 ГК РФ);

- выявлена возможность участия несовершеннолетних в гражданско-правовых отношениях. Необходимо отличать правоспособность от субъективного права. Как уже упоминалось, правоспособность является общей предпосылкой, на основе которой у лица возникает конкретное субъективное право. Правоспособность – это возможность иметь, предусмотренные законодательством права и обязанности, тогда как субъективное право – уже существующее право, принадлежащее конкретному лицу, т. е. реализованная возможность. Возможности иметь права, заключенной в правоспособности, в отличие от субъективного права не соответствует обязанность других субъектов;

- проанализирована гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. Исходя из отличительных особенностей гражданско-правовой ответственности, представляется целесообразным сформулировать ее более полное и конкретизированное определение. Таким образом, гражданско-правовую ответственность следует считать правоотношением, возникающим на основании закона или договора, имеющим как результат неблагоприятные последствия имущественного характера для стороны правонарушителя, в целях восстановления или компенсации нарушенного права потерпевшего, обеспеченного возможностью государственного принуждения и сопровождающегося публичным осуждением правонарушения и его субъекта;

- проанализированы проблемы гражданско-правовой ответственности малолетних. Для совершенствования функционирования механизма возмещения вреда следует внести изменения в п. 3 ст. 1074 ГК РФ: установить правило, согласно которому обязанность субсидиарных должников не прекращается с достижением совершеннолетия причинителем вреда и единственным возможным основанием освобождения должника от этой ответственности будет появление стабильного дохода у деликвента. Необходимо установить субсидиарную ответственность родителей по истечении трех лет, если установлено, что причинение вреда несовершеннолетним обусловлено ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей. Думается, суды должны установить способность несовершеннолетнего отвечать за свои действия индивидуально, учитывая степень психического и интеллектуального развития конкретного лица