Файл: Экономическая география.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов к экзамену

Для очной формы обучения (1семестр 1 курс)

  1. Экономическая география и регионалистика, предмет изучения, роль и место в системе наук (УК-1.1.1)

Экономическая география и регионалистика – это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.
Экономическая география занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа – население – хозяйство».

Экономическая география является составной частью социально-экономической географии. Она дает научное обоснование хозяйственной политики в области размещения производительных сили территориальной организации народного хозяйства. В качестве основной научной цели экономической географии выступает изучение факторов и закономерностей территориальной организации хозяйства, что дает возможность прогнозировать будущие изменения в географии хозяйства и выявлять возможности его более рационального устройства, способствующего экономическому развитию страны.

На стыке экономической географии и экономики сформировалось особое направление науки – регионалистика, главная задача которой состоит в изучении экономических районов (регионов) как основных территориальных подразделений народного хозяйства. А в основе ее знаний разрабатывается региональная политика, т.е.система мер по формированию регионального развития для достижения общехозяйственного эффекта.


  1. История развития науки о регионах за рубежом. (УК-1.1.1)

  1. Экспедиционные исследования и землеописания

(ок. 2,5 тыс. лет, древнегреческие источники, работа Страбона «География»)

  1. Последовавший за эпохой Великих географических открытий (15-16вв.) период привел к необходимости развития парадигмы коммерческой географии

  2. Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон) и создателей социальных утопий (Т.Мор, Т.Компанелла, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

  3. В 17-18 вв. фактор пространства упоминается в экономических теориях Р.Кантильона, Дж.Стюарта, А.Смита.

  4. Д.Риккардо обосновал принцип сравнительных преимуществ в межрегиональной торговле и разработал теорию ренты по местоположению.

  5. В 19в. в экономической географии развиваются две противоположные парадигмы: географический детерминизм и географический поссибилизм. Первая утверждала жесткую обусловленность развития экономики и общества природными условиями; вторая признавала наряду с природной обусловленностью активную роль социально-экономической деятельности.

  6. Становление теории размещения принято связывать с публикацией в 1826 книги немецкого экономиста Йоганна Генриха Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения с\х производства. В работе впервые в развитии экономической мысли объективно доказывается влияние размещения производительных сил на их развитие. Решающий фактор – транспортные издержки. (см. рис. 2.1)





  1. В 1882г. Вильгельм Лаунхардт Производственные затраты принимаются равными для всех точек территории. Решающий фактор – транспортные издержки. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.




  1. 1909г. Альфред Вебер «О размещении промышленности: чистая теория штандорта»

Предлагает учитывать три фактора размещения производства:

  1. Транспортный (удаление или сближение с рынками сбыта и сырьевыми базами)

  2. Трудовой (стоимость рабочей силы, ее количество, качество)

  3. Агломерационный (снижение удельных затрат, т.е. на единицу производимой продукции, на строительство и эксплуатацию инфраструктуры при размещении предприятий на компактной территории)

  1. В процессе развития теорий размещения происходит постепенный переход от теорий размещения отдельных предприятий и отраслей (теории штандорта) к теории центральных мест (идеальной сети поселений), типологии транспортных сетей с поиском их оптимальной конфигурации и теориям пространственного анализа.

Основоположником теории центральных мест считается Вальтер Кристаллер. В его работе «Центральные места в Южной Германии» были изложены результаты исследований размещения городов и обоснования рациональной территориальной структуры страны.


  1. Теория полюсов роста Франсуа Перру, Ж.Будвиль, П. Потье.

Все экономические субъекты неравноправны и подчиняются друг другу. Центры принятия решений и генерирования прибыли названы полюсами роста, которые в ходе развития благоприятно влияют на подчиненные фирмы и территории. Соответственно, задача госрегулирования – поддерживать и создавать полюса роста, расширять зоны их влияния.

  1. М. Портер Теория промышленных кластеров

Промышленный кластер формируется только в том случае, если в регионе сосредоточено не менее 2-х отраслей промышленности, обеспечивающих устойчивый региональный рост. Конкуренция выступает внутренней силой развития экономики региона.

  1. Теория Пола Кругмана 1970-е г.

Производственные затраты могут быть снижены при больших объемах производства. Доминирующими на рынке становятся государства. В силу конкуренции экономик различных государств на мировом рынке это приводит к снижению цен на продукцию.



  1. История развития экономической географии в России. (УК-1.1.1)


История экономической географии в России начинается с первой половины 18в.

  1. 1727г. Русский географ И.К.Кириллов выполнил экономико-географическое описание России и в 1734г. составил первый атлас.

  2. В российскую науку термин «Экономическая география» ввел М.В. Ломоносов, возглавивший в 1758г Географический департамент Академии наук.

  3. В 1760-80гг. были проведены географические экспедиции по европейской части России, Уралу, Сибири. Первые данные о залежах нефти в Поволжье, о наличии полезных ископаемых на севере России.

  4. 19в. 40 кругосветных плаваний. Исследования Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии.

  5. В дореволюционной России вопросами территориального экономического и государственного устройства занимались А.Н.Радищев, К.И.Арсеньев, Д.И.Менделеев, Д.И.Рихтер, Н.Г.Чернышевский и др. В европейской части России выделено 12 районов.

  6. С 1920-х гг. применялись схемы экономического районирования согласно плану ГОЭЛРО и пятилетним планам развития народного хозяйства.

  7. 1930г. Совет по изучению производительных сил (СОПС)

  8. Основными прикладными исследованиями начиная с 1920-х годов были план ГОЭЛРО, обоснование экономического районирования, проекты Урало-Кузнечного комбината, Ангаро-Енисейской программы, программа «Большая Волга» и др.

  9. С 1960-х гг. исследования научных и проектных организаций объединяются в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил СССР.

  10. С 1970-х гг. параллельно разработана Комплексная программа научно-технического прогресса.

  11. Особого внимания заслуживает советская теория территориально-производственных комплексов. Создание ТПК позволяет комплексно осваивать природные ресурсы, создавая технологическую цепочку производств вместе с объектами инфраструктуры. Основная задача - достигнуть экономического эффекта при ограниченных ресурсах (за счет экономии на инфраструктуре, на транспортных расходах, на комплексном и полном использовании сырья и др.) Стратегия формирования ТПК может быть использована в условиях рыночной экономики. Реализуемые за рубежом модели экономических зон и технополисов – модифицированные ТПК.




  1. Особенности транспорта как отрасли материального производства. (УК-1.3.1)

Особый характер продукции транспорта, которая не имеет вещественной формы;

Непрерывность процесса производства и потребления транспортной продукции;


Особая форма использования транспортом природной среды (в качестве естественного пути сообщения и основы для сооружения искусственных путей сообщения);

Линейный характер размещения транспортных объектов (путей сообщения, грузо и пассажиропотоков) в отличие от точечного типа размещения – в промышленности и ареального – в сельском хозяйстве;

Универсальность технологических связей транспорта с другими отраслями материального производства;

Особая роль транспорта как материального носителя территориального разделения труда.


  1. Основные понятия экономической географии транспорта. (УК-1.1.1)

Транспортный процесс – перемещение в пространстве грузов и людей;

Продукция транспорта – это выполненная завершенная перевозка грузов и пассажиров; измеряется количеством перевезенных пассажиров и тонн грузов;

Перевозки

  1. экономические – осуществляются между предприятиями в сфере обращения;

  2. технологические – осуществляются внутри предприятия;

Транспортно-экономические связи – это обмен грузов между предприятиями и отраслями, сгруппированный по направлениям перемещения.
Транспорт общего пользования – осуществляет перевозки грузов и пассажиров кем бы они не были предъявлены;

Транспорт необщего пользования (ведомственный) – осуществляет перевозки только своего ведомства или предприятия;

Транспорт внешний (магистральный) – осуществляет экономические перевозки между производителями и потребителями продукции, перевозит пассажиров. К нему относятся – железнодорожный, речной, морской, автомобильный, авиационный, трубопроводный виды транспорта;

Транспорт внутрихозяйственный (промышленный) - удовлетворяет технологические потребности производства в пределах предприятий;

Транспортная система – это комплекс объектов – видов транспорта для выполнения перевозок.

Транспортная система включает:

  1. транспортную сеть;

  2. подвижной состав;

  3. управленческие структуры;


Транспортная сеть – это совокупность всех путей сообщения на определенной территории и связанных с ними постоянных устройств (станций, вокзалов, портов и т.д.)



  1. Роль транспорта в размещении общественного производства. (УК-1.3.1)


Транспорт - необходимое условие всякого производства, материальная основа сферы обращения в процессе общественного воспроизводства.

Развитый транспорт - необходимое условие территориального разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, обеспечения устойчивых экономических связей между отраслями и районами страны, внешнегосударственных связей, укрепления обороноспособности страны.
На транспорте занята значительная часть трудовых ресурсов страны (около 6 млн.чел.).

Транспорт влияет на размещение производства, так как в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства доля транспортных издержек составляет 15%-20%, а по отдельным грузам 45%-50%.


  1. Принципы размещения производительных сил страны с учетом транспортного фактора. (УК-1.3.1)

I. Приближение промышленности к источникам сырья даёт максимальный экономический эффект в отраслях, где вес готовой продукции значительно меньше веса исходного сырья (выплавка металлов, тяжелое машиностроение, деревообработка, следующие отрасли пищевой промышленности – консервная, свеклосахарная и др.).

II. Технология ряда отраслей связана со значительными затратами электроэнергии. Поэтому их размещение тяготеет к источникам дешевой электроэнергии (алюминиевая промышленность, производство синтетических волокон, каучука и другие отрасли химической промышленности).

III. Приближение промышленности к районам потребления целесообразно в тех отраслях, где:

  • вес готовой продукции превышает вес расходуемого сырья и топлива (хлебопечение, мыловарение и т.д.);

  • чья продукция потребляется в свежем виде;

  • если перевозка готовой продукции менее удобна и более дорога по сравнению с перевозкой сырья и топлива (мебель, молоко и т.д.).

IV. Для более равномерного размещения промышленности по стране целесообразно сооружение в сельской местности предприятий:

  • по переработке сельскохозяйственного сырья;

  • по добыче местного топлива, строительных материалов.




  1. Экономико-географические особенности территориальной организации производительных сил России. (УК-1.3.1)

Обширность пространства (Россия самое крупное государство в мире – 17,1 млн. км2) и единство европейско-азиатского сухопутного массива.

Континентальность климата и преобладание северных районов (60% территории) с экстремальными условиями хозяйственного строительства и жизни населения (суровый климат, вечная мерзлота, оторванность от магистральной транспортной сети и т.д.).