Файл: Экономическая география.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Различия в концентрации топливного и минерального сырья между восточными и западными районами страны (на восточные районы приходится 9/10 всех топливно-энергетических ресурсов; 4/5 запасов древесины и 1/5 населения).

Широтное направление (запад - восток) главных экономических связей (Россия протянулась с запада на восток на 9 тыс.км с севера на юг – на 4 тыс. км), обслуживаемых в основном сухопутными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, трубопроводным).

Неравномерность хозяйственного освоения территории и неодинаковые условия экономического и социального развития отдельных районов страны (основная полоса расселения составляет 1/10 всей территории, а концентрирует более 2/3 всего населения).

Таким образом, транспорт России обеспечивает функционирование общественного производства в огромной стране, с неравномерно распределёнными и рассредоточенными производительными силами.


  1. Развитие и формирование транспортной сети в дореволюционной России.

(УК-1.3.1)

  1. Главной отраслью экономики было сельское хозяйство. В 1913 году сельское население России составляло более 80 %; сельское хозяйство давало 2/3 всей продукции страны; было отсталым и низкотоварным, т. е. существовало много мелких крестьянских хозяйств.

  2. Промышленность (особенно тяжелая, химическая, и др.) была развита слабо, а такие отрасли как автомобиле- и авиастроение вообще отсутствовали.

  3. Существовал отрыв обрабатывающих отраслей от добывающих и резкое несоответствие экономического развития Центра и окраин России (3/4 промышленного производства находилось в центральной России; азиатская часть почти полностью была лишена обрабатывающей промышленности).

Так как Россия была аграрной страной со слабо развитой промышленностью, то главным предметом внутреннего рынка и экспорта был хлеб. Основным районами отправления были – Поволжье, Центральное Черноземье и Украина. Постройка железных дорог обеспечивала в первую очередь внутреннюю и внешнюю торговлю хлебом, то есть строились хлебовывозные дороги, в т. ч. три экспортные – для вывоза хлеба в Западную Европу – через Балтийское и Черное моря. Вторым национальным богатством России был лес. Поэтому строились лесовывозные железные дороги для обеспечения лесом Центра и вывоза леса на экспорт.
Также были построены дороги для вывоза хлопка из Средней Азии для нужд легкой промышленности Центра России (Иваново).

Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, Казахстан и некоторые другие регионы России специализировались на массовом производстве сырья и сельхозпродуктов. География транспорта в дореволюционной России была нерациональной, транспортная сеть формировалась в соответствии с потребностями российского капитализма:


  1. Основным элементом транспортной системы были железные дороги ( первая железная дорога в России была построена в 1837 году – Царскосельская

  2. Внутренний водный транспорт развивался только на Волге и некоторых ее притоках, на востоке судоходство практически отсутствовало;

  3. Морской транспорт России тоже был развит слабо.




  1. Развитие и формирование транспортной сети в Советский период. (УК-1.3.1)

В советский период удалось:

      1. Более равномерно разместить производство, поэтому ускоренное развитие получили ранее отсталые районы.

      2. Организовать территориальное разделение труда на основе специализации и комплексного развития хозяйства экономических районов и союзных республик, выравнивания их экономического и культурного развития.

      3. Приблизить промышленность к источникам сырья, топливо-энергетических ресурсов, к районам потребления, чтобы сократить совокупные затраты на выпуск продукции.

      4. Разместить производительные силы страны с учетом специализации и кооперирования со странами мировой, главным образом, социалистической системы.

      5. Разместить производительные силы с учетом технико-экономических особенностей отраслей народного хозяйства и развития научно-технического прогресса.

Главным правилом стало рациональное размещение производства, обеспечивающее более высокую производительность общественного труда. Все эти задачи выдвинули на первый план транспортную проблему организации производительных сил, что и было отражено в плане ГОЭЛРО (1920г.) – первом перспективном плане развития экономики на основе сочетания отраслевого и территориального принципа.

План ГОЭЛРО предусматривал процесс построения экономических районов страны с учетом выгод и преимуществ их экономико-географического положения, рационального использования основных фондов, трудовых и природных ресурсов.

За годы Советской власти произошли качественные изменения в структуре транспортной системы СССР:

  1. Железнодорожная сеть страны увеличилась почти вдвое (в 1991 году эксплуатационная длина сети железных дорог составила 147,5 тыс.км). Строительство железных дорог было направлено на решение следующих задач:

    1. транспортное освоение новых месторождений природных ресурсов;

    2. разгрузка напряженных участков действующей железнодорожной сети;

    3. улучшение межрайонных транспортных связей на основе рационального использования всех видов транспорта;

    4. повышение маневренности транспортной сети и снижение транспортных издержек хозяйства.

  2. За годы советской власти увеличилось число широтных ходов в направлении Центр-Урал-Сибирь-Дальний Восток. Вместо единственной линии Транссиба районы Сибири и Северного Казахстана в разных сечениях стали обслуживаться 2-4 параллельными линиями.
    Был построен Турксиб и магистральный Карагандинский ход, давший второй выход из Центра в Среднюю Азию.
    Были построены линии к угольным и нефтегазовым районам Печоры и Западной Сибири.
    БАМ дал дублирующий выход из глубинных районов страны к Тихому океану. на реках европейской части СССР преобразовало водные пути страны, в результате усилился процесс объединения водных путей европейской части в единую глубоководную магистраль. Благодаря оснащению судами смешанного типа (река-море) речной транспорт стал осуществлять международные перевозки .

  3. Морской транспорт страны стал обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

  4. Строительство гидроэлектростанций

  5. Опережающе развивались «новые», практически созданные заново виды транспорта – автомобильный, воздушный, трубопроводный. В шестидесятые годы началось формирование межрайонных нефтепроводных систем. Была создана единая система газоснабжения (ЕСГ) с выходом в страны восточной и западной Европы.

  6. Появились новые виды транспорта:

    1. магистральный трубопроводный транспорт сыпучих грузов ( для перекачки угля и рудных концентратов в смеси с жидкостью );

    2. специализированные непрерывные виды промышленного транспорта – конвейерный, канатно – подвесной;

    3. высокоскоростной наземный бесконтактный транспорт на воздушной подушке (вездеходный) и др.

  7. За годы советской власти транспортная система из железнодорожно - водной, какой фактически была в довоенные годы, превратилась в многовидовую, в которой интенсивное развитие получили все виды транспорта. Была создана Единая транспортная система, которая предусматривала тесную координацию и сотрудничество разных видов транспорта по взаимоувязанным технологическим планам в неразрывной связи с другими отраслями народного хозяйства.





  1. Железнодорожный транспорт, его место и роль в транспортной системе страны. (УК-1.3.1)

Он связывает в единое целое все области и районы страны, обеспечивает потребности населения в перевозках и нормальный оборот продукции промышленности и сельского хозяйства, выполняя около 85 % грузооборота и более 37 % пассажирооборота транспорта общего пользования. Он продолжает производственный процесс всех отраслей хозяйства страны. В этом огромное государственное и народнохозяйственное значение железнодорожного транспорта

  1. Автомобильный транспорт, его место и роль в транспортной системе страны. (УК-1.3.1)

Обеспечивает относительно высокую скорость передвижения, способен доставлять грузы в районы, где нет других видов транспорта, удобен тем, что позволяет доставлять грузы непосредственно от отправителя к получателю без перегрузки. С начала 90–х г.г. начали интенсивно развиваться международные автомобильные перевозки между Россией и странами СНГ, а также странами Центральной и Южной Европы, Скандинавии, Китаем, Турции. Весьма значительна роль автотранспорта в пассажирских перевозках.

Очень эффективно использование автомобильного транспорта на внутригородских и междугородных перевозках пассажиров. Вместе с тем себестоимость перевозок более высокая по сравнению с другими видами

  1. Трубопроводный транспорт, его место и роль в транспортной системе страны. (УК-1.3.1)

Основное назначение воздушного транспорта – пассажирские перевозки, транспортировка ценных и срочных грузов, почтовых отправлений, выполнение специальных заданий в лесном и сельском хозяйстве, фотосъемка, аэроразведка. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота. В связи со значительными объемами добычи газа, нефти, продуктов их переработки и транспортировки, как внутри страны, так и в страны Восточной и Западной Европы

  1. Морской транспорт, его место и роль в транспортной системе страны. (УК-1.3.1)

Морской транспорт играет большую роль в транспортной системе страны, обеспечивая потребности в перевозках грузов в районы Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских островов, Камчатки и Охотского побережья. Однако особенно значима его роль в обеспечении внешнеэкономических и международных транзитных перевозок. Себестоимость морских перевозок грузов ниже, чем другими видами транспорта, и особенно при перевозках на дальнее расстояние.


На территории России функционируют 43 порта, однако, лишь 11 из них осуществляют перевалку внешнеторговых грузов, обеспечивая перевалку 75 % сухогрузов и свыше 80 % наливных грузов

  1. Внутренний водный транспорт, его место и роль в транспортной системе страны. (УК-1.3.1)

Внутренний водный транспорт — старейший вид транспорта. Сейчас он занимает по длине сети последнее место в мировой транспортной системе. Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками — наличием рек и озер, пригодных для судоходства, Амазонка, Миссисипи, Волга, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай. Большое значение в некоторых странах имеют также судоходство по искусственным путям и озерное судоходство.

  1. Воздушный транспорт, его место и роль в транспортной системе страны. (УК-1.3.1)

Этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущества кроме скорости — качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. Удельный вес грузовых перевозок невысок

  1. Экономические зоны России. (УК-1.1.1)

На сегодняшний день в России существует четыре типа свободных экономических зон: промышленно-производственные (ППЗ), туристско-рекреационные (ТРЗ), технико-внедренческие (ТВЗ) и портовые (ПОЭЗ)

  1. Федеральные округа РФ, задачи их образования. (УК-1.1.1)

Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский. Образование округов является актом приближения федерального аппарата управления к субъектам Федерации, к населению. Одновременно с этим активизировался процесс деконцентрации полномочий федеральной исполнительной власти (Правительства) посредством перестройки и оптимизации системы территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, формирования их окружных структур. Появилась возможность повысить на уровне округов эффективность реализации государственной политики в области территориального развития, обеспечить единство правового и экономического пространства Российской Федерации как по вертикали, так и по горизонтали, увеличить возможности межрегиональной интеграции, оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления.


  1. Виды транспортно-экономических связей и их особенности. (УК-1.1.1)

Для региональной экономики наиболее важным является деление транспортно-экономических связей, осуществляемых внутри страны, на два больших класса: межрайонные и внутрирайонные. Межрайонные связи по своей природе представляют собой обмен между районами продуктами их специализации, внутрирайонные связи - взаимообмен внутри района, отражающий степень комплексности его хозяйства, экономической и технологической взаимоувязанное, развитости внутрирайонного (между подрайонами) разделения труда

  1. Классификация экономических районов РФ по участию в межрайонном обмене. (УК-1.3.1)

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию. Выделяют также среднее звено экономического районирования, которое используется для руководства отдельными отраслями хозяйства в пределах области, республики или края, а также низшее звено районирования, включающее городские и сельские районы, на основе которых образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Экономические районы могут объединяться в экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, уровнем хозяйственного освоения территории, соотношением между важнейшими ресурсами и степенью их использования, а также тенденциями дальнейшего развития. Территория России разделена на две экономические зоны - Западную, включающую европейская часть России и Урал, и Восточную, включающую Сибирь и Дальний Восток.

  1. Угольные ресурсы страны, их виды и особенности размещения. (УК-1.3.1)

В зависимости от степени преобразования и удельного количества углерода в угле различают четыре его типа: бурые угли (лигниты), каменные угли, антрациты и графиты. О Около 95 % его находится в азиатской части (восточные районы) и всего 5 % в европейских районах. Активно добывают уголь Восточной Сибири, потому что его себестоимость самая низкая. Добыча угля с европейского севера дорого обходится. Дешево добывать уголь открытым (карьерным) способом в Восточной Сибири и на Урале. Неравномерное размещение по территории страны.