Файл: Экономическая география.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. География перевозок лесных грузов. (ПК-1.1.9)

Сибирь и Дальний Восток

Европейский Север

Урал (Пермская, Свердловская области, Удмуртия)

Волго-Вятская (Кировская, Нижегородская области) -избыточны по лесной продукции

Остальные районы дефицитны по лесной продукции и завозят лес из других. Лес Карелии идет в южные и западные районы европейской части РФ. Лес бассейнов Двины и Печоры идет на юг и в центральные районы европейской части. Лес Урала и Сибири идет на восток и юго-восток европейской части России и на Кавказ.

В крупных лесоизбыточных районах (Сибирь) создаются ЛПК, осуществляющие лесозаготовки и переработку - Братский, Устининский, Ачинский, Енисейский, Амурский ЛПК.

Лесные грузы перевозятся железнодорожным (70%), речным и морским видами транспорта.

Мощные потоки речных грузов характерны для Волги, Камы. Основные отправители лесных грузов по железной дороге - Северная, Восточно-Сибирская, Горьковская, Октябрьская, Красноярская железные дороги.


  1. Промышленность строительных материалов, ее состав и особенности размещения. (УК-1.3.1)

Промышленность строительных материалов охватывает следующие группы предприятий:

1) По добыче и первичной обработке нерудного строительного сырья (песка, гравия, камня, щебня). В перевозках строительных грузов доля минерально-строительного сырья составляет около 60%;

2) По производству вяжущих строительных материалов (цемента, извести, гипса). Доля этой продукции в перевозках строительных грузов составляет приблизительно 20%, в том числе цемента 12%;

3) По производству стеновых и кровельных материалов (силикатных и глинистых кирпичей, стеновых блоков, железобетонных конструкций, шифера и др.)

Здесь преобладает производство кирпича и сборных железобетонных конструкций, которое сосредоточено в основном в европейской части РФ.

На размещение промышленности строительных материалов существенно влияет:

*Сырьевой фактор, что обусловлено большим объемным весом и, следовательно, низкой транспортабельностью минерально-строительного сырья;

*Потребительный фактор, что обусловлено тем, что некоторые строительные материалы (железобетонные изделия, конструкции, вяжущие материалы, кирпич) даже менее транспортабельны, чем исходное сырье, а также массовым повсеместным использованием строительных материалов.


Предприятия по добыче и первичной обработке минерально-строительного сырья имеют сырьевую ориентацию.

  1. Грузопотоки строительных грузов. (ПК-1.1.9)

Промышленность строительных материалов охватывает следующие группы предприятий:

1) По добыче и первичной обработке нерудного строительного сырья (песка, гравия, камня, щебня). В перевозках строительных грузов доля минерально-строительного сырья составляет около 60%;

2) По производству вяжущих строительных материалов (цемента, извести, гипса). Доля этой продукции в перевозках строительных грузов составляет приблизительно 20%, в том числе цемента 12%;

3) По производству стеновых и кровельных материалов (силикатных и глинистых кирпичей, стеновых блоков, железобетонных конструкций, шифера и др.)

Здесь преобладает производство кирпича и сборных железобетонных конструкций, которое сосредоточено в основном в европейской части РФ.
На размещение промышленности строительных материалов существенно влияет:

*Сырьевой фактор, что обусловлено большим объемным весом и, следовательно, низкой транспортабельностью минерально-строительного сырья;

*Потребительный фактор, что обусловлено тем, что некоторые строительные материалы (железобетонные изделия, конструкции, вяжущие материалы, кирпич) даже менее транспортабельны, чем исходное сырье, а также массовым повсеместным использованием строительных материалов.

Предприятия по добыче и первичной обработке минерально-строительного сырья имеют сырьевую ориентацию.


  1. Центры производства цемента в РФ. (УК-1.3.1)

В межрайонный обмен из всех строительных материалов попадает только цемент, а перевозки прочих строительных материалов имеют лишь внутрирайонное значение.

Строительные грузы перевозятся повсеместно, для них характерны колебания по направлениям и времени. Устойчивые потоки строительных грузов идут в промышленные центры и районы крупного промышленного, дорожного или жилищного строительства. При этом в перевозках участвуют все виды транспорта, в т.ч. велика доля речного и автомобильного.

  1. Машиностроительный комплекс, его значение и структура. Факторы, влияющие на размещение. (УК-1.3.1)

Два основных фактора размещения предприятий цементной промышленности — потребительский и сырьевой. Первый выражается в концентрации производства близ крупных потребителей: крупнейших городов, значительных промышленных центров, то есть тех мест, где ведется активное строительство. Можно сказать еще точнее: плотность цементных заводов по регионам России в целом подчинена плотности населения


Основные районы по производству цемента ( 2/3 всего производства в стране):

• Урал (г. Магнитогорск) – на отходах металлургии;

• Поволжье (г. Волжск),

• Центральный (г. Воскресенск, г. Брянск),

• Центрально-Черноземный (г. Белгород),

• Северо-Кавказский (г. Новороссийск) – на минеральном строительном сырье;

• Крупные цементные предприятия имеются в Западной Сибири (г. Новокузнецк), в Восточной Сибири (г. Красноярск)

Производство гипса и извести сосредоточено в основном в:

Северо-Западном,

Волго-Вятском,

Центральном,

Уральском,

Западно-Сибирском районах.

  1. Размещение тяжелого, общего и среднего машиностроения. (УК-1.3.1)

Производство оборудования для металлургической промышленности. В силу высокой материалоемкости и сложности транспортировки готовой продукции размещаются вблизи районов потребления. Основные центры: Уральский эк. район г.Екатеринбург, Вост.-Сиб. эк.район г. Красноярск, г. Иркутск, Дальний Восток г. Комсомольск-на-Амуре

Оборудование для угольной промышленности. Зап. Сибирь (Кузбасс), Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Вост. Сибирь г.Красноярск

Производство оборудования газовой и нефтяной промышленности, размещается в нефте- и газодобывающих районах Урала, Поволжья, на Северном Кавказе

Энергетическое машиностроение размещается преимущественно в центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров: Северо-Западный район (СПб – металлургический завод. Метзав и Электросила), Северо-Кавказский (г. Таганрог)

Производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования (размещается в центрах развитого машиностроения): Центральный ЭР (г. Коломна), Центрально-Черноземный (г. Воронеж), Западно-Сибирский (г. Новосибирск)

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Центры морского судостроения: Северо-Западный (СПб и г. Выборг), Северный ЭР (Мурманск, Архангельск) Центры речного судостроения: Волго-Вятский ЭР (Красное Сорново, Нижний Новгород), Поволжский ЭР (г. Волгоград), Западно-Сибирский район (Тюмень, Тобольск), Дальний Восток (Благовещенск)

Ж/д машиностроение получило развитие в районах, где начинала складываться ж/д сеть страны: Центральный район: г. Коломна, г. Муром (маневровых тепловозов), Северо-Кавказский: г. Новочеркасск (вагоны) Центры вагоностроения: Центральный ЭР (Брянск, Тверь, Мытищи), Уральский (Нижний Тагил, Свердловская область), СПб, Центр (Абакан)

Размещение общего машиностроения


Широко распространены по территории Российской Федерации.

Размещение среднего машиностроения

Автомобильная промышленность. Производство автомобилей средней грузоподъемности. Сосредоточена в 2-х экономических районах. Центральный ЭР: Москва, Нижний Новгород (ГАЗ). Производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Поволжский ЭР: производство большегрузных а/м – КАЗ, Тольятти, Набережные Челны, респ. Татарстан

Производство легковых автомобилей: Центр – Москва, Серпухов; Волго-Вятский район – Ижевск, Елабуга.

Станкостроение развивается во многих районах страны: Центр – Москва, Сев.-Запад – СПб, Поволжский район

  1. Легкая промышленность, ее значение и особенности размещения. (УК-1.3.1)

  2. Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса России. География перевозок сельскохозяйственных грузов. (УК-1.3.1)

  3. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа. (УК-1.3.1)

Район имеет выгодное экономико-географическое положение, так как расположен на водных путях. Санкт-Петербург является крупным портом на Балтийском море.

Внешние границы район имеет с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой.

Внутренние – с Центральной Россией и Европейским Севером.

Хозяйственная специализация района – машиностроение.

В Санкт-Петербурге производятся турбины и генераторы, оборудование для АЭС. Развито судостроение. Работают производства оптического и электронного оборудования.

Кроме машиностроения здесь имеются предприятия химической, лесной, легкой и пищевой промышленности.

Сельское хозяйство района специализируется на молочно-мясном животноводстве и льноводстве. Также имеется производство овощей. картофеля, птицеводство.



  1. Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа. (УК-1.3.1)

Внешние границы: на западе с Белоруссией, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы: на юге с Южным, на востоке с Приволжским, на севере с Северо-Западным федеральным округом.

Округ имеет границы с двумя государствами: с Белоруссией на западе и с Украиной на юго-западе.

В округе нет ни одной республики, но в его состав входят исключительно города, город федерального значения и области


ЦФО неплохо обеспечен водными ресурсами: Волга и ее прито¬ки — на севере округа, Дон — на юге, Днепр — на западе.

не так богат лесными ресурсами. Покрытая лесом площадь Центрального федерального округа составляет 40% его территории Костромская область относится к зоне лесов промышленного значения, а все остальные области - к зоне малолесных районов.

запасы железорудного сырья имеют, общероссийскую значимость и является основой развития черной металлургии в регионе и других федеральных округах.

Центральный федеральный округ располагает запасами химического сырья. Это в основном фосфориты Курско-Щигровского бассейна, Егорьевское месторождение в Московской области и Полпинское месторождение в Брянской области. Топливно-энергетические ресурсы округа представлены незначительными запасами бурых углей Подмосковного бассейна

Центральный федеральный округ - один из ведущих сельскохозяйственных округов страны. Благоприятные природно-климатические условия способствовали развитию высокоинтенсивного сельского хозяйства.

Центральный федеральный округ насчитывает 17 областей и 1 город

1. Белгородская область 10. Москва (город фед.знач)

2. Брянская область 11. Московская область

3. Владимирская область 12. Орловская область

4. Воронежская область 13. Рязанская область

5. Ивановская область 14. Смоленская область

6. Калужская область 15. Тамбовская область

7. Костромская область 16. Тверская область

8. Курская область 17. Тульская область

9. Липецкая область 18. Ярославская область

  1. Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского федерального округа. (УК-1.3.1)

Внешние границы: на западе с Белоруссией, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы: на юге с Южным, на востоке с Приволжским, на севере с Северо-Западным федеральным округом.

Округ имеет границы с двумя государствами: с Белоруссией на западе и с Украиной на юго-западе.

В округе нет ни одной республики, но в его состав входят исключительно города, город федерального значения и области

ЦФО неплохо обеспечен водными ресурсами: Волга и ее прито¬ки — на севере округа, Дон — на юге, Днепр — на западе.

не так богат лесными ресурсами. Покрытая лесом площадь Центрального федерального округа составляет 40% его территории Костромская область относится к зоне лесов промышленного значения, а все остальные области - к зоне малолесных районов.

запасы железорудного сырья имеют, общероссийскую значимость и является основой развития черной металлургии в регионе и других федеральных округах.