Файл: Методические указания по выполнению курсовых работ бузулук 2019 ш умских Ю. Л. Договорное право методические указания по выполнению курсовых работ Ю. Л. Шумских бгти (филиал) огу, Бузулук 2019. 42 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) общенаучные методы. Одинаково применяются в различных науках, например, методы анализа и синтеза, системный подход и т.д.;

3) частнонаучные методы. Применяются только в определенных науках, например, в таких, как физика, химия, биология, социология, психология и т.п.;

4) дисциплинарные методы. Применяются в рамках отельной дисциплины, какого-нибудь научного исследования, например, методы биохимии;

5) методы междисциплинарного исследования, представляющие собой совокупность ряда синтетических, интегрированных способов. Используются на стыке различных наук.

Если представить общенаучную методологию как иерархическую структуру, то можно выделить три ступени научных методов: эмпирические, теоретические, логико-теоретические.

Методы эмпирического исследования:

1) наблюдение – целенаправленное изучение предмета (в основном посредством органов чувств) и получение знания не только о его внешних сторонах, но и о его существенных свойствах и отношениях. Познавательным итогом наблюдения является описание исходных сведений о предмете и отражение их в символах, схемах, таблицах, графиках и т.п.;

2) эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, которое приводит к контролируемым или новым (с точки зрения науки) изменениям предмета. Познавательным итогом эксперимента является создание базы данных (научные выводы, получение конкретных результатов, новая информация и т.п.);

3) сравнение – сопоставление одного явления с другим с целью обнаружения сходства или различия между ними. Познавательным итогом сравнения являются выводы о выявлении и сопоставлении уровней развития изучаемого явления, о происшедших изменениях, о тенденциях развития и т.д.;

4) абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств, это движение мысли вглубь предмета, выделение его существенных моментов. Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудиями труда одних предметов и в отвлечении их от других. В качестве результата процесса абстрагирования выступают различные понятия о предметах («человек», «преступник», «правозащитник»), мысли об отдельных свойствах предметов и отношений между ними, рассматриваемые как особые «абстрактные предметы» («срок наказания», «объем», «длина», «продолжительность следствия») и т.д.;


5) идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка) «объект, который не имеет ни длины, ни высоты, ни ширины), «идеальный газ», «прямая линия», «окружность», «абсолютное черное тело»). Данные объекты не есть «фикция», а весьма сложное и опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Введение в процесс исследования идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов, нужных для более глубокого проникновения в закономерности их протекания;

6) индукция – движение мысли от единичного (признака, опыта, фактов) к общему (их обобщению и выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. При этом дедуктивный метод позволяет осуществить переход от теоретического уровня к эмпирическому, а индуктивный метод познания позволяет осуществить переход в противоположном направлении. Для получения истинного знания процесс перехода от частного к общему и от общего к частному (в зависимости от выбранного метода) должен быть логически необходимым;

7) аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. Данный метод применяется тогда, когда при объяснении и оценке единичных неповторяемых по своим индивидуальным характеристикам событий, предметов и явлений затруднено применение как дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае на основании выявленного сходства делают умозаключения по аналогии. Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов исследования, которая позволяет установить сходство и различия между ними;

8) моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в характеристиках, функциях, структуре. Очень часто тот или иной объект недоступен исследователю. О может быть слишком большим, дорогостоящим, недосягаемым, слишком сложным и т.п. в этом случае создают или находят другой объект, сходный с интересующими исследователя предметом или процессом в каком-либо существенном отношении. Если мы можем изучить объект – заместитель, а потом полученные результаты с соответствующими поправками и уточнениями применить к интересующему нас объекту и использовать для его познания, то данный объект-заместитель называют моделью;


9) системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

– выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом несводимости к сумме свойств его элементов;

– анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

– исследование механизма взаимодействия системы и среды;

– изучение характера иерархичности многоаспектного описания системы;

– обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

– рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Данный метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих между ними.

Методы теоретического исследования:

1) восхождение от абстрактного к конкретному – представляет собой способ теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции – одностороннее, неполное знание – через последовательны этапы углубления и расширения познания к результату – целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом происходит переход от чувственно-конкретного восприятия предмета исследования к абстрактному определению его составляющей сущности. Конкретный объект первоначально как бы расчленяется, описывается и прорабатывается сознанием субъекта исследования в понятиях и суждениях. На втором этапе происходит обратный процесс, но уже на новом гносеологическом уровне – процесс движения мысли от абстрактного в познании к конкретному в познании. В итоге уже в мышлении воспроизводится исходная целостность объекта во всей своей многогранности, выявленной опытным путем в ходе исследования;

2) формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Наглядным примером могут служить системы математических, физических, химических формул, статей нормативных актов, знаковый язык правил дорожного движения и пр.


Наибольшее распространение метод формализации получил в химии, радиотехнике, математике, физике, с ним хорошо знакомы и исследователи гуманитарии – логики, статисты, социологи, юристы;

3) аксиоматический метод – способ построения исходной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), принимаемые без доказательств и лежащие в основе доказательств истинности других положений. Аксиоматически построенная теория, учитывая законы логики, может быть признана действительно истинной в том случае, когда истинны как ее аксиомы, так и правила, по которым получены все составные утверждения теории;

4) гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод основан на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятный характер.

В юридической науке широко применяются и такие методы познания, как:

1) структурно-функциональный анализ. Его сущность состоит в выявлении образующих систему элементов (подсистем) и функций (ролей), которые играет каждый из элементов в сохранении устойчивости системы. Так, например, значение профилактики преступности может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер борьбы с преступностью, а вклад профилактических мер в укрепление правопорядка – как ее функция, т.е. последствия (результаты) осуществления этих мер;

2) исторический метод. Познать предмет – значит отразить историю его возникновения и развития. При использовании данного метода, познание объекта исследования воспроизводится во всей своей многогранности, в его последовательном временном развитии, с выявлением связи прошлого, настоящего и будущего, с учетом всех мельчайших исторических случайностей. Так, в криминологии при использовании исследователем исторического метода, изучаются обстоятельства, повлекшие за собой возникновение преступности как социального явления, измерения, которые претерпевают преступность на различных этапах общественного развития. Ценность данного метода для исследователя-юриста заключается в том, что юридическая деятельность возникает, изменяется, совершенствуется, функционирует вместе с развитием общественных отношений, которые она обслуживает и преобразует. Исторический метод позволяет правильнее взглянуть на закономерности развития юридической деятельности, проблему преемственности и организации, ликвидации в ней всего консервативного, вредного, негативного;


3) сравнительно-правовой анализ. Данный метод дает возможность проводить исследователю «внутреннее» и «внешнее» сравнение правовых институтов, конкретных правовых норм, механизмов применения правил законодательной техники, используемой терминологии, процедуры подготовки и принятия нормативно-правовых актов и т.д. О ценности данного метода для исследователя говорит тот факт, что, например, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Президенте Российской Федерации разработаны специальные методические рекомендации по проведению сравнительного анализа законодательства различных государства.

Кроме знания и умения методов исследования, которые необходимо отобрать студенту для решения конкретных задач при выполнении дипломной работы, важно уточнить терминологию изучаемой проблемы. Для этого можно, например, завести картотеку применяемых терминов, понятий и заносить на карточки определения и их значения.

Понятие – одна из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственною познания: ощущений, восприятий, представлений.

Определение понятий можно подвергнуть обработке посредством операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Результат проведенного исследования терминов, понятий, категорий может быть зафиксирован в виде текста, где дано:

а) описание основных понятий, затрагиваемых в исследовании, выведение логических связей между ними (задается понятийный аппарат исследования);

б) толкование основных понятий, используемых различными авторами (с указанием ссылок) (без анализа, перечисление);

в) анализ, сравнение, сопоставление различных толкований одного и того же понятия; классификация выделенных понятий по выбранному параметру.

От неумения выделить определяющие теоретические положения и понять их значимость для освещения темы курсовой работы появляется и такой недостаток, как декларативность в изложении материала. Теоретические положения лишь называются, а не раскрываются, не доказываются. Приведя теоретическое положение, его надо и аргументировать теоретически, а не торопиться проводить факты и примеры в доказательство. Последние в общественной жизни многообразны и противоречивы. Они сами получат правильную оценку лишь на основе уяснения теоретических положений.

Для глубокого понимания и обстоятельного освещения основных вопросов избранной темы необходимо выяснить их связь с другими темами, теми категориями и законами, с которыми они находятся в тесной взаимосвязи не только в рамках данной учебной дисциплины, но и смежных. Общие категории следует рассматривать с учетом конкретных социально-экономических условий, в которых они используются. Сложным для усвоения является момент познания противоречивости общественных процессов. Понять внутреннее противоречие социально-экономического движения важно, так как только это открывает путь к указанию форм его разрешения и перехода от одной категории к другой. Недооценка важности понимания внутренне присущих противоречий часто приводит к ошибочному освещению отдельных социально-экономических процессов, явлений, что впоследствии отражается в практической деятельности.