Файл: Методические указания по выполнению курсовых работ бузулук 2019 ш умских Ю. Л. Договорное право методические указания по выполнению курсовых работ Ю. Л. Шумских бгти (филиал) огу, Бузулук 2019. 42 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Студентам, работающим с информационной сетью Интернет, использование которой предоставляет доступ к информационным ресурсам практически любой отрасли знаний, следует тщательно подходить к выбору информации в смысле ее достоверности и обязательно делать ссылки на использованный ресурс. Работы, полностью или частично скопированные в сети, к защите допускаться не будут.

При написании курсовой работы очень важно не только то, как студент раскроет тему, какие использует источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что курсовая работа относится к строго определенному жанру – это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста. Письменная научная речь строится согласно определенным правилам – так называемым правилам академического этикета – и сложившейся в ученом сообществе традиции публично излагать свои мысли с опорой на привлекаемые для их обоснования концепции. Эти неписаные правила и традиции направлены на то, чтобы обеспечить взаимно уважительный тон научной полемики, соблюдение авторских прав, корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, отсутствие смысловых искажении, искусственных натяжек и фальсификации.

Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель – обосновать и доказать ряд теоретических положений.

В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, которые четко прописываются во введении. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоции, художественные красоты, пустопорожняя риторика. И используемые в нем средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. Ключевые слова научного текста – это не просто слова, а понятия. При написании курсовой работы следует пользоваться специальным понятийным аппаратом, т.е. установленной системой юридических терминов, значение и смысл которых должны быть четкими и ясными. Необходимо следить за тем, чтобы значение используемых терминов соответствовало принятому употреблению в уголовном праве. Нередки случаи, когда одно и то же слово используется в качестве термина в нескольких смежных дисциплинах, и при этом в него вкладываются отличающиеся друг от друга значения.


Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов. Их назначение состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.

Так, вводные слова и обороты, например, «итак», «таким образом», показывают, что данная часть текста служит обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано. Обороты «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой, не выделенной особой рубрикой части изложения.

Научный стиль изложения имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающие его от других разновидностей письменной речи. Ее грамматика характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например, «исследование», «рассмотрение», «подтверждение» и т.п.

Особенностью использования глагольных форм является превалирующее обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду. Это объясняется тем, что научный стиль изложения имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел. Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место и научном тексте.

Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось вначале.


Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств. Например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями, например, «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т.д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы».

Образуются конструкции «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей – научная школа, направление, единомышленники. Это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве. Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и в силу этого более соответствует неписаным требованиям академического этикета, автор не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его достоянием всего ученого сообщества. Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы» Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста. Несколько слов об общих стилистических «запретах», о которых необходимо помнить при подготовке текстов письменных работ. В содержании письменной работы, как правило, не допускается применять:

– обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы, различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия, иностранные слова и термины – при наличии русскоязычных аналогов;

– сокращения обозначений единиц физических величин – при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы);

– математический знак «минус» (–) перед отрицательными значениями величин, упоминаемыми по тексту;


– математические знаки без цифр, в том числе и при упоминании по тексту.

Курсовая работа должна быть авторским текстом. Это уже неоднократно подчеркивалось. Доля авторского текста должна составлять не менее 50%. Проверяется текст работы через российскую систему обнаружения текстовых заимствований АНТИПЛАГИАТ (https://www.antiplagiat.ru).

2.5 Оформление курсовой работы

ВКР оформляется с соблюдением действующего стандарта (СТО 02069024.101-2015).

Текст курсовой работы выполняется на листах формата А4 (210х297 мм) по ГОСТ 2.301 с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004).

Текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Microsoft Word в формате *.doc или *.rtf.

Печать осуществляется только на одной стороне листа формата А4 через одинарный межстрочный интервал. Текст и другие, отпечатанные элементы курсовой работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и расплывчатой окраски, на­сыщенность краски букв и знаков – ровной в пределах строки, страницы и всей курсовой работы. Межсимвольный интервал обычный.

Тип шрифта: Times New Roman.

Шрифт основного текста – обычный, размер – 14 pt.

Шрифт заголовков разделов, структурных элементов «Аннотация», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение» – полужирный, размер – 16 pt.

Шрифт заголовков подразделов – полужирный, размер – 14 pt.

Выравнивание текста по ширине с автоматической расстановкой переносов.

Абзацный отступ (красная строка) должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам размером 14 pt по всему тексту (1,25 см).

Текст курсовой работы должен иметь поля следующих размеров:

верхнее – 20 мм;

правое – 10 мм;

левое – 30 мм;

нижнее – 20 мм.

Все страницы курсовой работы, включая список использованных источников, таб­лицы и другие приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. На титульном листе и задании на курсовую работу нумерация страниц не ставится. Работа нумеруется с аннотации (страница «3»). Порядковый номер страницы проставляется внизу по центру страницы без точки в конце арабскими цифрами не более чем в 10 мм от нижнего среза бумаги. Размер цифр номера страницы – 12 pt.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста.


Рекомендуется размещать в следующей последовательности элементы курсовой работы:

а) титульный лист;

б) задание на курсовую работу;

в) аннотация

г) содержание;

д) введение;

е) основная часть курсовой работы;

ж) заключение;

з) список использованных источников;

к) обозначения и сокращения;

л) приложения.

Титульный лист является первым листом курсовой работы. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Название темы курсовой работы на титульном листе должно полностью совпадать с названием темы в решении кафедры о закреплении темы за студентом.

Под названием темы курсовой работы на титульном листе записы­вается классификационный код: БГТИ (филиал) ОГУ 40.03.01.3019.ХХХ ОО. Цифры 3019 означают: 3 – курсовая работа для нетехнических специальностей; 0 – характеристика темы без указания; 19 – год издания работы. (XXХ – три последние цифры номера зачетной книжки студента); ОО – буквы «О».

Задание на курсовую работу должно включать: наименование кафедры, фамилию и инициалы студента, дату выдачи задания, тему работы, цели и задачи исследования, исходные данные и краткое содержание работы, срок представления к защите, фамилии и инициалы руководителя. Задание подписывается руководителем и студентом. Образец задания на курсовую работу приведено в Приложении.

Аннотация является третьим листом текстовой части работы объемом 1/3-1/2 страницы.

В структурный элемент «Содержание» следует вносить номера и наименования разделов, подразделов, а также перечислить все приложения с указанием соответствующих страниц. После заголовка каждого из структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент.

Элемент курсовой работы «Содержание» размещают после аннотации, начиная с нового листа.

Элемент курсовой работы «Ведение» размещают на отдельном листе после содержания. Ведение оформляется в виде текстового материала, без графически иллюстраций и формул.

Содержание основной части курсовой работы должно отвечать заданию и рекомендациям, изложенным в методических указаниях по выполнению курсовой работы. При оформлении основной части словосочетания «Основная часть» не пишут.

Текст основной части разделяют на разделы, подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенной точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.