Файл: Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через использование интерактивных заданий у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….

6




1.1.

Сущность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников……………………

6




1.2.

Особенности использования интерактивных заданий на уроках математики как средства формирования познавательных учебных действий младших школьников….

15

Вывод по первой главе…………………………………………………….

20

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ……………………………………………………………………

22




2.1.

Разработка технологических карт уроков математики с использованием интерактивных заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса………………………………….

22




2.2.

Апробация технологических карт уроков математики с использованием интерактивных заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

26

Вывод по второй главе……………………………………………………....

30

Заключение…………………………………………………………….

31

Список литературы…………………………………………………...

33

ПриложениЯ






Введение

В концепции школьного математического образования выделены основные цели обучения – обучение учащихся приемам мышления и методам познания, формирование у них качеств математического мышления, математических мыслительных способностей и умений. Важность исследований отмеченных проблем усиливается возрастающим значением применения математики в различных областях науки, экономики и производства.

Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.[1]

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает в начальной школе, что детям необходимо овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. [10]

Объект: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Предмет: интерактивные задания на уроках математики, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Цель: обоснование значимости использования интерактивных заданий на уроках для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Задачи:

1. Раскрыть сущность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

2. Рассмотреть особенности использования интерактивных заданий на уроках математики как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

3. Разработать технологические карты уроков математики с использованием интерактивных заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса


4. Описать результаты апробации технологических карт уроков математики с использованием интерактивных заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Проблемой развития логического мышления учащихся жительство занимались многие зарубежные и отечественные ученые (Ж. Пиаже, Дьюи, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.А. Рубинштейн, H.A.Менчинская, М.Н. Скаткин и др.).

Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, К.Ф. Лебединской, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других. [11]

Педагогические аспекты развития логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.Ф. Паламарчук и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи логического мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.

В работе нами использованы следующие методы исследования – теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы обобщения; анализ деятельности субъектов образовательного процесса.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через использование интерактивных заданий у младших школьников
1.1. Сущность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вводят термин «универсальные учебные действия» и
характеризуют его в широком значении как умение учиться, т.е. субъект способен саморазвиваться и самосовершенствоваться, используя сознательное и активное присвоение нового социального опыта [21].

Универсальные учебные действия обеспечивают современные развивающие учебно-познавательные процессы и позволяют:

а) добиваться выше отмеченных традиционных результатов; б) добиваться актуальных новых образовательных результатов:

  • овладения способами познания (например, проблемным, проектным, исследовательским);

  • развитости самостоятельности и инициативы;

  • проявления способностей личности;

в) подготовиться добывать новые научные истины, обогащать науку, решать любые возникающие в жизни проблемы, осуществлять различные проекты;

г) обеспечить способность гибкой адаптации к новым условиям жизни и труда, сохраняя ориентацию на их позитивное изменение [17, с. 29].

Основные компетенции ученика по овладению умением учиться сводятся к следующим:

  • познавать мир как объективную реальность;

  • осуществлять сотрудничество с другими людьми, участвующими в познании мира;

  • регулировать процессы своего познания, сотрудничества в познании и саморазвития;

  • становиться личностью в познаваемом мире, вырабатывать личные убеждения, воспитывать себя [7, с. 41].

Основные компетенции ученика являются критериями выделения видов универсальных учебных действий. Это действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Осуществление учебного познания младшего школьника происходит в учебно-познавательной деятельности. Современная
педагогическая наука рассматривает учебно-познавательную деятельность виды деятельности субъекта, который осуществляет целеполагание, используя согласование предметных и личностных задач; решает эти задачи, применяя универсальные способы деятельности; ориентируется на систему значимых ценностных отношений «я - мир», чтобы присвоить содержание образования, опираясь на содействие и поддержку педагога [23]. Для учебно- познавательной деятельности характерно обязательное сопровождение овладением учащимися рядом необходимых познавательных универсальных учебных действий, являющихся ее структурной единицей

Таким образом, под познавательными универсальными учебными действиями младшего школьника следует понимать наличие универсальных действий, обеспечивающих возможность организовать учебно- познавательную деятельность, и направленных на осуществление познавательного развитие личности младшего школьника. Познавательное развитие личности состоит в формировании у учеников такого понятия, как научная картина мира, развитии способностей по управлению своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Обучающиеся узнают методологию познания, стратегии и способы познания и учения, развивают репрезентативное, символическое, логическое и творческое мышление, продуктивное воображение, произвольную память, внимание, рефлексию [3, с. 7].

Младший школьный возраст продуктивный возраст для развития познавательных процессов. Первоклассники включаются в новые для них виды деятельности, включаются в межличностные взаимоотношения, свойственные взрослым, поэтому происходит перестройка познавательных процессов. Общими