Файл: Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через использование интерактивных заданий у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для проверки каких-либо практических работ или заданий используется документ-камера. Документ-камера – это специальная видеокамера на

штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть показано на экране телевизора, передано через интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора.

Использование документ - камеры на уроках математики позволяет повысить наглядность на уроке, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ и опытов, делать уроки более разнообразными, разноплановыми, «живыми». Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя. Для нового поколения детей, которое лучше воспринимает именно зрительные образы – это очень важно.

Каждый учитель, реализующий стандарты начального общего образования и заинтересованный в современных тенденциях образования, ежеурочно продумывает технологические карты уроков. Комплект технологических карт для уроков математики существенно облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет минимизировать время, затраченное на поиск информации.

Комплект технологических карт уроков математики конкретизирует требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки типовых упражнений по математике.

Структура комплекта технологических карт уроков – это усвоение материала по определённой теме, различные задания по математике начального общего образования для 2 класса, для каждого раздела подобраны свои задания, направленные на усвоение и овладение знаниями.

Разработанный комплект технологических карт уроков математики состоит из следующих частей:

1. Титульный лист

2. Аннотация

3. Содержание

4. Пояснительная записка

5. Основная часть

6. Список литературы

Охарактеризуем данные части:

1. На титульном листе указывается название комплекта технологических карт, год издания, место.

2. Аннотация содержит краткое описание предназначения данного комплекта, указывается адресат, составитель, место издания.


3. В пояснительной записке указывается актуальность, цель и задачи комплекта, обоснование структуры и содержания комплекта.

4. Основная часть комплекта технологических карт содержит непосредственно сами технологические карты для уроков математики.

5. Список литературы содержит источники, с помощью которых составлялся данный комплект технологических карт, указывается название сайта и ссылка на источники.
2.2. Апробация технологических карт уроков математики с использованием интерактивных заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

В процессе развития познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.

Использование интерактивных заданий делает обучающегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков обучающегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием данной технологии учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Интерактивные задания - это задания, которые использует учитель на уроках. Их можно выполнять непосредственно в Интернете (режим онлайн) или после установки необходимой программы на компьютер.

Одной из особенностей интерактивных заданий и упражнений является то, что они направлены не только на закрепление пройденного материала, но и на получение нового. Получение нового учебного материала в рамках интерактивных заданий осуществляется обучающимися самостоятельно под управлением.


Дети легко и непринужденно входят в выполнение заданий, даже не понимая, какие сложные задачи они выполняют. Задания повышает умственную деятельность ребенка, позволяет ему решить более трудную задачу, по сравнению с уроком. Но это не означает, что занятия должны всегда проводиться в форме интерактивных заданий. Задание - это всего лишь один из методов повышения познавательной активности. Использование интерактивных заданий на уроках должно быть обосновано и продумано. Задания дают результаты только в сочетании с другими методами. Такими методами являются наблюдение, беседа, чтение и т.д.

Для создания разнообразных интерактивных заданий, способствуют разнообразные сервисы для создания интерактивности.

Цель: выявление эффективности реализуемых условий на уроках математики, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. Повторно исследовать уровень развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

  2. Сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного этапов.

После реализации уроков по математике была повторно проведено исследование уровня познавательных универсальных учебных действий учащихся в экспериментальной группе (2 «Б» класс). При повторном проведении были выявлены результаты, которые показали, на сколько повысился уровень учащихся, после проведения серии уроков, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Обобщенные результаты уровней развития познавательных универсальных учебных действий контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 3
Таблица 1

Обобщенные результаты уровней развития познавательных

универсальных учебных действий контрольной и экспериментальной

группах


Класс

Высокий уровень

Оптимальный

уровень

Критический

уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2 «А»

2

10

7

35

11

55

2 «Б»

5

25

12

60

3

15



Вывод: Анализируя результаты контрольной и экспериментальной группы можно сделать следующее заключение: проведение занятий по развитию познавательных УУД на уроках математики дали положительный результат, уровень познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста повысилась. Результатом развития познавательных действий младших школьников выступает их готовность к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, сознательному и активному присвоению нового социального опыта; способность учеников к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Об этом говорят полученные результаты: в экспериментальной классе (2 «Б») уменьшился низкий уровень, повысился средний и высокий. Эти результаты мы можем представить на рисунке 1.


Рисунок 4. Обобщенные результаты уровней развития познавательных универсальных учебных действий контрольной и экспериментальной группах

Таким образом, результаты исследования при проведении серии уроков, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий, в экспериментальном классе получились следующими. Уменьшилось количество детей с критическим уровнем познавательных универсальных учебных действий. Это говорит о том, что использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках математики дало свои результаты.

Исходя из результатов, реализация уроков по развитию познавательных универсальных
учебных действий положительно влияет на обучение школьников. Анализ результатов показал, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся: отмечается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения; в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения; проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль.