Файл: Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через использование интерактивных заданий у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
умением анализировать текст задачи, переводить текст на язык математики, используя вербальные и невербальные средства, устанавливать отношения между данными и вопросом, составлять и осуществлять план решения, а также проводить его последующую проверку и оценку.

Овладение познавательными универсальными учебными действиями обеспечивает:

  • возможность выстраивать и осуществлять логику поэтапной познавательной деятельности, приводящей к открытию новых фактов, явлений, закономерностей в любой предметной сфере;

  • возможность самостоятельно осуществлять способы познавательной деятельности, структура которых образована совокупностью познавательных универсальных учебных действий;

  • возможность самостоятельно конструировать ранее не встречавшиеся познавательные процессы, конкретные способы решения проблемы, варьировать их, добиваясь поставленных учебных целей;

  • развитость диалектического стиля мышления [20, с. 61].

Рассмотрим критерии оценивания познавательных универсальных учебных действий. При изучении логических универсальных действий, которые представляют собой сформированность логических действий позволяющих устанавливать взаимно-однозначное соответствие и сохранение дискретного множества, следует использовать ряд критериев оценивания в виде умения осуществлять установление взаимно-однозначных соответствий и сохранять дискретное множество.

При изучении знаково-символических познавательных действий, умения дифференцировать план знаков и символов и предметный план выявляется умение ребенка различать предметную и речевую действительность с
использованием критерия ориентации на речевую действительность.

В ходе изучения знаково-символических действий кодирование (замещение) и регулятивного действия контроля с целью исследования умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов используются количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.

В ходе изучения приема решения задач и логических действий, направленных на выявление сформированности общего приема решения задач, применяются критерии оценивания в виде умения по выделению смысловых единиц текста и установлению отношений между ними, созданию схем решения, выстраиванию последовательности операций, соотнесению результатов решения и исходного условия задачи [22, с.171].

Исследуя особенности развития интеллектуальной деятельности, следует уделять внимание тому, как учащиеся осуществляет подход к решению задачи и каков общий вид его ориентировочной основы деятельности. Необходимо контролировать процесс составления учеником плана или общей схемы решения задачи, проанализировать соотношение составления предварительного плана и дальнейший ход ее решения.

Важно осуществлять анализ пути, который уже проделал ученик, корректировать допущенные ошибки, а также фиксировать обучающую помощь, если ученик имеет затруднения при выполнении уроков,

анализировать, то как ученик воспользовался этой
помощью, оценивать степень продуктивности его взаимодействия со взрослыми.

При изучении моделирования, познавательных логических и знаково- символических действий с целью определения умения ученика по выделению типа задачи и способа ее решения следует применить ряд следующих критериев оценивания: выделение структуры задачи - смысловых единиц текста и отношения между ними; нахождение способа решения; соотнесения элементов схем и компонентов задачи - смысловых единиц текста; проведение логического и количественного анализа схемы.

Таким образом, сущностные характеристики, состав, а также внешнее и внутреннее строение познавательных универсальных учебных действий позволяет структурировать следующие особенности этого вида универсальных учебных действий:

  • тесная связь возрастных психологических особенностей и возможностей учащихся и формирования познавательных универсальных учебных действий;

  • влияние содержания учебных предметов на процесс формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

1.2.

Особенности использования интерактивных заданий на уроках математики как средства формирования познавательных учебных действий младших школьников

«Интерактивное обучение - это особая организация образовательного процесса, направленная на максимальную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся путем комплексного использования дидактических и организационно-управленческих средств». Такое определение дал В.Н. Кругликов в 1998 году, и оно остается неизменным до наших дней. Интерактивные методы применяются как в ходе интерактивного обучения, так и в ходе иной формы организации обучения.


Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися.

Главная особенность интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы отличаются тем, что при их использовании каждый обучающийся может иметь свою точку зрения, высказывать ее и защищать, соглашаться или не соглашаться с мнением своих товарищей, выражать свое собственное отношение к явлениям и предметам жизни.

Не менее важно, что здесь происходит диалог между учителем и обучающимися, что говорит об их умении слушать и слышать друг друга, оказывать друг другу помощь, относиться внимательно. Учитель, используя данные методы, не закладывает в голову детям готовые знания, а организует их активную мыслительную и познавательную деятельность, давая при этом возможность произвести ее самоанализ.

Самое главное то, что интерактивные методы обучения решают главную задачу, сформулированную в ФГОС НОО - научить младшего школьника учиться.

Как правило, интерактивные методы представляют собой совокупность интерактивных упражнений, которые отличаются от обычных методов обучения тем, что направлены скорее не на закрепление ранее изученного материала, а на усвоение нового.

Интерактивные методы связаны с двумя группами технологий:

1. Обучение, выстроенное на взаимодействии с компьютером, а также с его помощью.

2. Обучение без компьютера - специально организованное учебное общение между учениками.

Интерактивные методы 1 группы, безусловно, помогают включить в учебный процесс новые мультимедийные учебные пособия, сделать занятия более интересными, вовлечь учащихся в процесс инновационной учебной деятельности [3, с. 57].

Пример интерактивного метода с применением компьютера: работа на уроке на сайте «Учи.ру». На данном сайте в разделе математика содержится много интерактивных заданий по разделам учебника, в ходе которых ученики приходят к знаниям, выполняя игровые действия. Сайт не предполагает теории. Каждый ученик может высказаться, предложить пути решения, учитель может направлять. В конечном итоге, система проверяет правильность действий и, если неверно выполнено выдает красный цвет, предоставляется возможность подумать еще. К тому же на сайте есть игра «Рыцарь», при выполнении которой, класс делится на 2 команды и соревнуются между собой.


В современной педагогике ко 2 группе относятся такие интерактивные методы, как выполнение творческих заданий, работа в малых группах, работа в парах, обучающие игры, экскурсии, социальные проекты, соревнования, кейс-метод, обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем и т.д.

По мнению М.В. Кларина, учителю не следует часто давать выполнение заданий на время, в форме соревнования, поскольку это только нарушит процесс работы, а найденная информация окажется не очень качественной, и младшие школьники ее не запомнят. В таком случае урок усвоения новых знаний не принесет большого успеха снова, поэтому необходимо все заранее спланировать и продумать [2].

В начальном курсе математики так же целесообразно использовать интерактивные методы работы на уроке, поскольку в таком случае младшие школьники будут полностью увлечены происходящим на уроке. Это достигается за счет того, что обучающимся дана полная свобода слова и выбора. Они могут высказывать свое мнение и быть уверенными, что никто не осудит их за это.

Оценивание при использовании интерактивных методов позитивное и оптимистичное, поскольку неправильного мнения быть не может. Если младшие школьники будут попадать в затруднительные ситуации, то учитель обязательно «подтолкнет» их на правильный путь, а в процессе дискуссии каждый ученик примет верную для себя точку зрения.

Например, на уроке математики младшими школьниками решается какая-либо текстовая задача. Каждая группа должна была решить задачу индивидуальным способом, который кажется наиболее целесообразным в применении к данной задаче. По окончании работы, учитель предлагает детям дискутировать на тему того, при помощи какого способа задача решается быстрее. Затем, уже в ходе диалога между группами и учителем, младшие школьники приходят к какому-либо мнению. Учитывая тот факт, что работают младшие школьники непосредственно друг с другом, а учитель внимательно следит за процессом и вступает в него в случае, если это необходимо, то стоит давать обучающимся такие задания, которые будут соответствовать познавательным способностям каждого обучающегося, и не будут невыполнимыми для кого-либо [4].

Групповая работа при использовании интерактивных методов очень важна, так как способствует высокому уровню усвоения новых знаний. Однако учителю необходимо следить за тем, чтобы в группах не появлялся явный лидер, который стремится сделать все за всех, дает советы и правильные ответы.