Файл: Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через использование интерактивных заданий у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конечно, такие методы будут использованы на каждом уроке, поэтому подготовиться к одному из них нужно хорошо, чтоб взять от этого урока максимум.

В первую очередь необходимо учесть сильные и слабые стороны всех обучающихся. Группы должны формироваться на основе этого, если работа предполагает творческий характер. Так, каждый ребенок сможет вложить что-то свое на основе своих умений и навыков.

Во-вторых, стоит продумать сами упражнения, которые будут даны. Необходимо, чтобы они имели больше поисковый характер, нежели практический. Лучше, чтобы задание состояло из нескольких пунктов, так как дети научились бы распределять свои силы в группе самостоятельно для достижения наилучшего результата.

Еще одно, о чем стоит помнить - что изучаемая тема и задания, которые даны для выполнения, должны быть интересными для младших школьников, «задевать за живое», чтобы работа была плодотворной.

В процессе работы на уроке учителю следует на задаваемые вопросы, не давать прямого ответа, а лишь сообщать информацию о том, где ученики могут ее найти. В таком случае результат поисковой деятельности на интерактивных уроках усилится, а младшим школьникам будет интересно, а главное -они запомнят найденную информацию.

На уроках математики можно предложить творческое задание при закреплении какой-либо темы. Например, при закреплении темы «Длина» в 1 классе, обучающимся дается задание поделиться на группы по 3 -4 человека, и придумать какой-либо свой способ измерения данной величины. При возникновении затруднений, учитель указывает на то, что в учебнике есть информация, которая им поможет (способы измерения длины в древности). На основе поиска и анализа информации, младшие школьники проявят фантазию и придумают свои собственные меры измерения, а затем продемонстрируют их всему классу.

Таким образом, при грамотном построении урока с использованием интерактивных методов можно достичь хороших результатов в процессе обучения младших школьников математике.


Выводы по 1 главе



Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника это действия, которые позволяют обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на то, чтобы познавательно развивать личность младшего школьника. В структуру познавательных действий универсальных учебных действий входят логические универсальные действия, знаково-символические познавательные действия, приемы решения задач, моделирование.

В работе выделен ряд особенностей познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, это тесная связь возрастных психологических особенностей и возможностей учащихся и формирования познавательных универсальных учебных действий. Во-вторых - влияние содержания учебных предметов на процесс формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов.

Большая роль при формировании познавательных универсальных учебных действий отводится математике, которая является универсальным и мощным методом познания.

Конкретизируя содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики, можно выделить следующие: ученик осознает наличие свойств предмета - общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных; умеет моделировать; использует знаково-символические записи математического понятия; владеет приемами по анализу и синтезу объекта и его свойств; использует индуктивное умозаключение; выводит следствия из определённого понятия; умеет приводить конкретные примеры.

Формирование
познавательных универсальных учебных действий на уроках математики может осуществляться на 4 этапах вводно- мотивационном, этапе открытия математических знаний, этапе формализации знаний и этапе обобщения и систематизации. Каждый этап характеризуется наличием ряда приемов, которые направлены на процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Выполняя процесс вычисления, измерения, поиска решения задачи, у учеников происходит формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение и аналогия), по различению обоснованных и необоснованных суждений, обоснованию этапов по решению учебной задачи, проведению анализа и преобразованию информации, для чего дети используют в ходе решения разнообразных математических задач ряд простейших предметных, знаковых, графических моделей, таблиц, диаграмм, осуществляя их построение и преобразование согласно содержанию задания.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы и результатов исследования определилась необходимость широкого использования интерактивных методов обучения, которые позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению сложных математических знаний, вызывает интерес к ней, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. А в применении совместно с ИКТ еще и происходит обеспечение более ясной, эффективной, интересной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций, специальных программ и других информационных ресурсов.

Глава 2. Практические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса на уроках математики через использование интерактивных заданий

2.1. Разработка технологических карт уроков математики с использованием интерактивных заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Применение информационных технологий в настоящее время на уроках необходимо, т.к. они способствуют совершенствованию навыков и умений, повышают интерес к урокам, помогают индивидуализировать процесс обучения и организовывают самостоятельную работу учащихся, а также осовременивают урок.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данный комплект технологических карт уроков математики

разработан для образовательных организаций, работающих по УМК «Школа России».

Новизна комплекта состоит в реализации и апробировании комплекта технологических карт уроков математики для 2 класса по разделу: «Табличное умножение и деление». Аналогов данной разработки нет, так как комплект разрабатывался лично автором.

Цель комплекта технологических карт уроков – составление современной формы проектирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, в котором представлено описание процесса деятельности от цели до результата.

Задачи комплекта технологических карт уроков:

1. Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

2. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания.

3. Подготовить оборудование для урока и провести урок в соответствии с предъявляемыми требованиями в ФГОС НОО и ФГОС НОО с ОВЗ.

Содержание технологических карт уроков математики направлено на формирование у обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение знаниями табличных случаев умножения и деления.

Характерными особенностями содержания являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять метапредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.


Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: тип урока, технологии (базовая и сопутствующие), учебно-методический комплект, цифровое интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы.

Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, деятельность учителя, деятельность обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.

Комплект технологических карт уроков составлен по разделу «Табличное умножение и деление» учебного предмета математики для 2 класса включает такие темы как:

  • Умножение числа на 2 и на 2 (2 урока).

  • Приёмы умножения числа на 2.

  • Деление на 2 (2 урока).

  • Закрепление изученного. Решение задач.

  • Что узнали? Чему научились?

  • Умножение числа 3 и на 3 (2 урока).

  • Деление на 3 (2 урока).

При планировании и разработке технологической карты урока было использовано дидактическое средство с применением технического оборудования – это интерактивная доска, мультимедийная презентация, документ-камера.

Выбор оборудования и дидактического средства осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, а также с учётом особенностей детей с нарушением слуха. Для слабослышащих детей следует включать в урок больше наглядного материала. Поэтому на уроке используется сопровождающая презентация, с помощью, которой учитель демонстрирует материал по изучаемой теме и эталоны выполненных заданий.

Для работы с сопровождающей презентацией используется интерактивная доска.

Интерактивная доска – это большой интерактивный экран в виде белой магнитно – маркерной доски. Интерактивная доска может быть представлена как автономным компьютером с большим сенсорным экраном, так и подключаемым к ноутбуку устройством. Стоит подчеркнуть достоинства данного вида оборудования: в первую очередь, интерактивная доска помогает расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию быстрее, чем при использовании стандартных средств. Кроме того, интерактивная доска позволяет учителю увеличить восприятие материала за счёт увеличения количества иллюстративного материала на уроке. Также она помогает осуществлять проверку знаний, обучающихся сразу во всём учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь «ученик – учитель».