Файл: 1 Экзистенциализм как философское течение Заключение Список литературы и источников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 приводящим в движение всю систему фундаментальных философских понятий. В свою очередь, как указывает Ф.-В. фон Херрманн, искомое простоев многообразном бытия сущего представляет собой тот наипре-дельнейший горизонт, из которого мы понимаем бытие сущего в этом многообразии. Изначальное существо времени должно выявиться как искомое простое бытия. Вопрос об этом предоставляющем возможность истоке суть вопрос о фундаменте традиционной онтологии. Таким образом, можно предположить, что первый этап построения онтологии в философии Хайдеггера заключался в превосхождении забытости бытия входе проведения онтологического различия и прорыве ко времени как
«доон-тологическому» основанию и смыслу самого бытия. Однако, как известно, при осуществлении данного замысла Хайдеггер потерпел неудачу, таки не осуществив в Бытии и времени экспликации самого времени и остановившись на экстазах временности Dasein. Иными словами, выспрашивая из устройства бытия человека о смысле бытия в целом (в чем, собственно, и состоит замысел фундаментальной онтологии, Хайдеггер приходит к тому, что в итоге онтология получает онтический фундамент. Как пишет А. Г. Черняков, Исходная точка онтологии Хайдеггера — сущее, которому присуще понимание бытия и которое в силу этого особого бытийного устройства способно вступать в отношения с сущим, сущее, которое всякий раз есть мысами. Поэтому онтология должна иметь онтическое основание (по крайней мере, — онтическое начало. Однако время не может быть основано в сиюбытности (Dasein). Ведь в таком случае происходит нечто иное, как переодевание в онтологические одежки тезиса Канта о времени как априорной форме чувственности. В Бытии и времени Хайдеггер пытается разрешить эту проблему, вводя термин временность (die Zeitlichkeit). По его словам,

25 Смыслом бытия сущего, которое мы именуем сиюбытностью, окажется временность. Это показание должно подтвердиться в возобновительной интерпретации всех предварительно вскрытых структур сиюбытности как модусов временности. Нос этим толкованием сиюбытности как временности вовсе не дан уже и ответ на ведущий вопрос, который стоит о смысле бытия вообще.
Сиюбытность есть таким способом, чтобы, существуя, понимать нечто подобное бытию. При удержании этой взаимосвязи должно быть показано, что то, откуда сиюбытность вообще неявно понимает и толкует нечто подобное бытию, есть время. Последнее как горизонт всякой понятности бытия и всякого толкования бытия должно быть выведено на свети генуинно осмыслено. Чтобы дать это увидеть, потребна исходная экспликация времени как горизонта понятности бытия из временности как бытия понимающей бытие сиюбытности. Однако здесь, кажется, имеет место некий темпоральный круг. Ведь если мы понимаем наше существование из временности, которая обозначается
Хайдеггером как смысл нашего бытия, а сама временность, в свою очередь, оказывается тем модусом нашего существования, в котором мы эксплицируем время, то выходит так, что время как искомый смысл бытия является онтически укорененным в сиюбытности. Собственно, о том же говорит и А. Г.
Черняков в приведенной выше цитате об онтическом основании онтологии. Но подобная трактовка времени как смысла бытия, основанного, в конечном счете, в устройстве бытия человека (который понимает бытие в модусе временности, неизбежно вызывает упреки в субъективизме либо релятивизме, а сама фундаментальная онтология трактуется как антропология (Э. Гуссерль).


26 Заключение Подводя итог, следует заключить, что в философии Хайдеггера возможно выделить три основных этапа осмысления онтологической проблематики, которые могут быть условно названы фундаментально- онтологическим, «радикально-онтологическим» и «постонтологическим». Конечной точкой мысли немецкого философа в этом направлении является переход от феномена события как истины бытия к происшествию как скрытому пост-онтологическому истоку бытия и времени. В конечном счете
Ereignis из бытийно-исторического способа сбывания самого бытия превращается в сингулярную динамическую конфигурацию бытийно- временного смысла самого Происходящего, которая не существует налично, но — как чередование открытости и сокрытости — воспроизводится всякий раз заново входе его осмысления. М Хайдеггер писал, что вопрос о бытии, который, по его мнению, является основным философским вопросом, оказался забытым в философии еще со времен Платона. Собственно, и у самого Платона мир эйдосов» безразличен к человеку, он объективен. М, Хайдеггер не сомневается, что исключительно выяснение сущности человеческого бытия даст нам ключ к пониманию сущности бытия как такового. Философия должна стать общей теорией бытия. Если его учитель Гуссерль с помощью феноменологического метода пытался найти источник знания и истины, те, его философия была подчинена теоретико-познавательным целям, то его ученики последователь
Хайдеггер поставил перед собой цель превращения феноменологии в общую теорию бытия, которая должна дать ответы на вопросы Что такое бытие, и Почему вообще нечто существует. Он пытался ответить на этот вопрос сразу, однако размышления привели его к анализу бытия человека. На место надличностного трансцендентального сознания как субъекта познания М.
Хайдеггер поставил «Дасейн», или бытие конкретных человеческих индивидуумов. Ключом для онтологического понимания бытия вообще у

27
Хайдеггера стала антропология прежде чем понять бытие вообще, надо понять бытие человека. Именно человек есть тем, кто ставит вопрос о бытии человек, будучи частью бытия вообще, находится в наилучшем состоянии, чтобы понять свое собственное бытие, свою экзистенцию, а затем уже понять смысл всякого бытия. Хайдеггер считал вполне обоснованным идти от анализа первичного существования человека в мире, чтобы, отталкиваясь от этой ситуации, построить знание о бытии, существовании как таковом. Специфически человеческий способ существования характеризуется тем, что человек как бы заброшен в мирте. его существование — это бытие- в-мире» и одновременно это бытие с другими, или «коэкзистенция», те. совместное с другими личностями бытие, но оно относится и к сосуществованию человека с существованием различных вещей за человеком, вне человеческого бытия. Человеческая экзистенция возможна не иначе, как в форме коэкзистенции. У Хайдеггера нет сомнения в существовании внешнего по отношению к человеку мира, оно настолько же несомненно, как бытие конкретного человека, или существование моего Я. Поскольку исходная позиция в философии Хайдеггера — это бытие человека в мире, то вопрос о существовании мира совершенно бессмыслен и ненужен. Человек не пассивен в мире. Своей деятельностью он преобразует первичный хаос в упорядоченную структуру. Он придает смысл всем вещами устанавливает различного рода отношения и зависимости между ними, при этом сотрудничает с другими людьми. Пользуясь в своей деятельности какими-то орудиями, он непросто переходит к использованию орудий, устройств, но и общается с другими людьми, которые либо изготовили это орудие труда, либо тоже пользуются им.


28 Список литературы и источников
1
Кемеров, В.Е. Бытие // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Кери-мова. - Изд. е, испр. и доп. - М Академический проект Екатеринбург Деловая книга, 2015. - 823 с.
2
Чупров, A.C. Проблема познаваемости мира в свете диалектики бытия и существования // Социум и власть. - 2019. - № 2 (76). - С. 82-95.
3 http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2022/05/16/filosofiya- ekzistenczializma-podborka-tekstov/
4 https://psyera.ru/ekzistencializm-v-filosofii_16053.htm
5 https://psyera.ru/filosofiya-m-haydeggera_16055.htm
6 http://philosophy.blogsnov.ru/2020/05/24 7 https://studfiles.net/preview/5753254/page:5/
8 https://studopedia.ru/1_111286_problema-bitiya-v-istorii.html
9 https://www.ronl.ru/shpargalki/filosofiya/841770/
10 https://sites.google.com/site/philustu/home/15-problema-bytia-v-filosofii