Файл: Управление качеством жизни населения региона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Острой проблемой в сфере оплаты труда остается несвоевременная выплата заработной платы.

На 1 января 2022 года суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых органами государственной статистики отраслей (без субъектов малого предпринимательства) составила 85,8 млн рублей и по сравнению с 1 декабря 2021 г. снизилась на 471,3 млн рублей (на 37,5%).

Основная масса такой задолженности (90%) связана с отсутствием у предприятий и организаций средств, достаточных для полной и своевременной выплаты заработной платы.

Основной причиной невыдачи заработной платы является плохое финансовое состояние предприятий. Во многих случаях неплатежеспособность предприятий, в том числе по заработной плате, связана, помимо других причин, с крайне неудовлетворительным и неумелым руководством производственной и финансово-хозяйственной деятельностью со стороны администрации этих предприятий. Наконец, нередки случаи злоупотреблений с целью улучшения собственного благополучия за счет работников предприятий, не способных эффективно защитить себя в рамках действующей судебной системы.

В общей численности работников сельского хозяйства, не получающих своевременно заработную плату, 42% имели просроченную задолженность в размере 2 и более месячных фондов заработной платы (из них свыше половины - в размере 5 и более месячных фондов).

Прогноз социально-экономического развития предусматривает, что в структуре использования ВВП положительная динамика конечного потребления в среднесрочном периоде будет определяться в первую очередь ростом конечного потребления домашних хозяйств, что связано с ростом реальных располагаемых доходов населения. Но на практике и согласно прогнозным расчетам, их рост существенно замедляется.

2.2.4 Безработица

Безработица является основополагающей причиной бедности населения.

Кроме семей с заведомо объективно низким социально-экономическим потенциалом - многодетных, неполных, имеющих в своем составе пенсионеров и инвалидов, а также одиноких пенсионеров, категория бедных пополняется безработными. Большинство семей, в которых хоть один из ее трудоспособных членов семьи не имеет работы, оказывается за чертой бедности.

В конце 2021 года 4066, 4 млн. человек, или 5,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда - МОТ). В органах государственной службы занятости в качестве безработных были зарегистрированы 1,6 млн. человек.


По данным государственной статистики, в 2022 году более одного года искали работу 18,2% безработных.

Каждый четвертый безработный - в возрасте до 24 лет, женщины составляют 66% всех безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.

Специфика нынешней ситуации заключается в том, что помимо общепринятых социальных групп населения (многодетные, инвалиды, неполные семьи и т.д.) в категорию бедных попадают и другие большие группы: работающие в бюджетной сфере, военнослужащие, безработные, т.е. категории экономически активного населения, которые должны своим трудом обеспечивать необходимый уровень материального обеспечения не только себе, но и своим семьям.

Решению проблемы безработицы может способствовать усиление кредитования «своих» производителей, совершенствование системы пособий по безработице, развитие различных направлений общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных, поощрение и поддержка работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для той категории населения, которая особенным образом нуждается в социальной защите и испытывающих временные или постоянные трудности в поисках работы.

Резерв повышения благосостояния населения - поощрение государством дополнительной занятости, развитие добровольного социального страхования, корпоративной (внутрифирменной) социальной политики, участие граждан и бизнеса в благотворительности, усиление заинтересованности всех членов общества в создании личных накоплений как источника инвестиций. Именно это дополнительно помогает бороться с бедностью.

Сокращению бедности поможет создание условий, способствующих самостоятельному выходу из бедности трудоспособных слоев населения. Однако эффективных действий Правительства, направленных на радикальное изменение положения дел, мы не видим.

2.2.5 Система образования

Образование — это длительный процесс приобщения к знаниям о природе мироздания, общечеловеческим ценностям, мудрости поколений. Его итог заключается не столько в накоплении багажа навыков и умений, сколько в формировании собственного жизненного опыта и отношения к действительности. Поэтому переоценить важность системы образования невозможно. Это понятие объединяет все функционирующие на территории страны социальные институты учебно-воспитательного профиля.



Образовательная система обязана подготовить молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства, а потому система должна включать:

• образовательные организации;

• государственные стандарты и планы их работы;

• управленческие органы.

В каждой развитой стране в 2020 году существует собственная система образования, но практически все они строятся на одних и тех же принципах:

1. Приоритет общечеловеческих ценностей.

2. Национально-культурный базис.

3. Научная составляющая.

4. Ориентация на общемировые достижения образовательного процесса.

5. Гуманизм.

6. Эконаправленность.

7. Преемственность, последовательность и непрерывность.

8. Духовность в единстве с физвоспитанием.

9. Поощрение талантов.

10. Обязательность базового обучения.

Образовательные учреждения являются структурами, в которых учеба и воспитание осуществляются на основании научной разработанной программы. Необходимость приобретения знаний продиктована потребностью общества в специалистах и гражданах, имеющих уровень развитости, которого можно достичь только в системе непрерывного обучения.

В систему образования входят:

1. Дошкольные учреждения.

2. Общеобразовательные организации.

3. Вузы.

4. Ссузы.

5. Негосударственные заведения.

6. Центры дополнительного образования системы школьного и внешкольного обучения.

Все они составляют общую структуру, воздействующую на социально-экономическую составляющую государственного строя. Государственное и частное образование предполагает плавное перемещение с низшей ступени на высшую. Первая стадия – дошкольное образование в семье, яслях и детских садах - носит необязательный характер, а ее содержание зависит от родительской занятости и желания. Государственные и частные структуры воспитывают детей 6–8 лет. Следующий этап обучения - важнейший компонент системы образования, обязательный для граждан развитых стран, – это среднее, или школьное, образование.

Систему образования составляют:

1. Учебные заведения (школы, колледжи, вузы).

2. Социальные группы (школьники, студенты, учителя).

3. Последовательный образовательный процесс (передача знаний, формирование навыков).

Это основные структурные элементы. Но без специального, профессионального и дополнительного видов обучения целостная картина непрерывного учебного процесса была бы нарушена. Общая характеристика системы образования невозможна без упоминания скрытой от общего внимания области учебной жизни. Речь идет о заведениях, где минимальный объем знаний получают дети с различными отклонениями в здоровье.


Сегодня в систему специального школьного образования входит 8 видов коррекционных учреждений:

1. Для позднооглохших и слабослышащих.

2. Слепых.

3. Слабовидящих.

4. Детей с тяжелыми нарушениями речевых функций.

5. Детей с дефектами опорно-двигательной системы.

6. Трудно обучаемых детей с задержкой развития психики.

7. Умственно отсталых.

В последнее время Россия проводит реформу профессионального обучения в соответствии с запросами экономики и промышленности. Совершенствование профобразования сводится:

• к преодолению отставания содержания программ от требований производств;

• максимальному изменению структуры кадровой подготовки;

• повышению эффективности использования бюджетных средств. большая роль в этом процессе выделяется оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием. Система профессионального образования предусматривает непрерывное пополнение специалистами знаний и умений для повышения квалификации. Зачастую базовых навыков, полученных на заре трудовой деятельности, недостаточно для соответствия актуальным требованиям общества и экономики.

Постоянное совершенствование поддерживается многоступенчатым обучением:

• в заведениях начального профобразования, раньше называвшихся ПТУ;

• специализированных колледжах;

• вузах;

• аспирантуре и докторантуре;

• на курсах повышения квалификационного уровня.

Система образования не может функционировать без финансовой поддержки государства. Большинство учебных заведений находятся под контролем государства. Как правило, частные школы, которые в основном оплачиваются за счет родительской платы, просто теряются. Закон об образовании предусматривает, что на нужды образовательных учреждений должно направляться не менее 10% средств федерального бюджета. Таким образом, финансирование системы образования осуществляется в соответствии со сметами, но и это регулирование подвержено ряду колебаний и изменений. Затраты на реализацию государственных гарантий получения гражданами бесплатного и общедоступного образования компенсируются региональными бюджетами за счет предоставления субсидий.

Такой вид финансовой поддержки производится на основании нормативных документов. Система оценки качества образования имеет два уровня - федеральный и региональный. Под оценкой качества образования подразумевается оценивание достижений учеников и самого учебного процесса. Оценивание призвано:


• определить уровень достижений учащихся на всех стадиях образования с целью установления возможности перехода на следующую учебную ступень;

• оценить качество образования на каждой ступени в ходе мониторингового исследования;

• сформировать единую для всех пользователей измерительную систему. Контролирование системы образования регламентируется обновленным законом об образовании.

В документе указано, что этот процесс являет собой стандартизированное и систематическое наблюдение за ходом образования и динамической составляющей его результатов. Ведется мониторинг не только учебных, но и внешкольных достижений, контингента участников образования и условий, в которых учебная деятельность осуществляется. Также исследуются профессиональные достижения выпускников в проекции на образовательную организацию, состояние сети учреждений, ведущих учебную деятельность. Все системы образования взаимосвязаны, выделить какую либо главную составляющую.

С 2020 года Рособрнадзор начнет тестирование суперсервиса "Онлайн-прием в вузы" на едином портале государственных услуг. Суперсервисы включают в себя несколько отдельных сервисов, которые стремятся »закрыть" потребности людей в наиболее распространенных ситуациях. Они обещают, что для оформления документов при поступлении в вузы потребуется всего около 1 часа (вместо 2-3 дней). Министерство образования России готовит изменения в процессе обучения детей, закрепленные в новых школьных стандартах. В частности, новые стэн-дарты будут определять, в течение какого периода времени дети будут проходить определенные предметы и темы. Содержание темы «Технологии» будет обновлено - уроки будут включать в себя основы робототехники, работу с графическими и мультимедийными редакторами, антивирус и языки программирования. Во время вскрытия студентам рассказывают о террористических актах, мошенничестве в Интернете и издевательствах. Изменится подход к введению школьных учебников: согласно новым правилам сдачи экзаменов,

Для школьников в 2020 году меняются требования к школьной форме. Пока национальный стандарт еще не утвержден, то уже известно, что новые требования будут более серьезно подходить к наличию синтетической подкладки в одежде школьников.

Учителя в 2020 году также ожидают инноваций. Главное, конечно, это новая программа «Земский учитель». С января будет доступен веб-сайт программы, на котором будут размещены вакансии в школах из некрупных населенных пунктов. Любой учитель, соответствующий требованиям школы, может занять одну из этих должностей и получить 1 миллион рублей за переезд в сельскую местность (а в регионах Дальнего Востока - 2 миллиона рублей). Скорее всего, по некоторым вакансиям будет проведен конкурс, и победители будут определены до 15 мая. До 20 июля вы получите с ними трудовой договор (чтобы учитель начал работать 1 сентября), а до 1 декабря вы получите свои миллионы. Кроме того, для учителей меняется порядок повышения квалификации. Министерство образования готовит новую единую модель, согласно которой учителя должны проходить повышение квалификации из 5 блоков: профессионального, профессионального, психолого-педагогического, педагогического и обязательного.