Файл: Планпроспект Введение 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.

Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.

Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).


Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке. Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.



Таким образом, сделаем выводы о том, что закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.
Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно. Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ. В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке. Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается. Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Практическая часть

Рассмотрим на примере ОА «Тандер» «Магнит» приемка товаров осуществляется по количеству и по качеству. Приемка товаров по количеству - это установление фактического количества поступившего товара и его соответствия количеству, указанному в сопроводительных документах, предусматривающее выполнение следующих операций:


- отбор тарных мест для вскрытия;

- вскрытие тары;

- подсчет количества единиц (взвешивание товаров);

- сверка с сопроводительными документами.

Приемка товаров по количеству осуществляется, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры и массы товара за исключением товаров в фабричной упаковке, однако допускается и выборочная проверка количества товаров.

При проведении приемки товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных либо расчетных документах. К ним относятся: упаковочные листы, накладные и счета.

Цель приемки товаров по качеству - установление соответствия качества поступивших заказчику товаров требованиям стандартов, технических условий, условиям контракта, а для некоторых товаров -- образцам-эталонам, проверка свойств товаров для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности (например, срок годности продуктов питания) и т.п.

Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, целостности тары и упаковки, маркировки, проверка на предмет отсутствия брака, а также наличия необходимых сертификатов и деклараций, подтверждающих качество товара.

Следует заострить внимание на том, что в установленных законодательством РФ случаях наличие документов подтверждающих качество является обязательным. Так, Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 9823 утверждены:

- единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

- единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Если заказчик осуществляет закупку из вышеуказанных Перечней, то в проекте контракта должно быть установлено требование о предоставлении контрагентом соответствующего сертификата или декларации, а при приемке должна быть обеспечена проверка таких документов.

Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены контрактом, ГОСТами или техническими условиями.

Во всех остальных случаях приемка по качеству осуществляется в следующие сроки:

на скоропортящиеся товары - не позже 24 часов с момента поступления;

по остальным товарам - не позднее 10 дней при одногородних и не позднее 20 дней при иногородних поставках.


В районах Крайнего Севера «Магнит», в отдаленных и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров за исключением скоропортящихся - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

Обычно проводится сплошная проверка качества и комплектности товаров, но допускается и выборочная проверка, если это предусмотрено условиями контракта.

При приемке товара поставщик передает заказчику надлежащим образом оформленные документы.

При невыполнении поставщиком условия о передаче необходимых документов заказчик вправе отказаться от приемки товара.

В случае обнаружения в ходе приемки некомплектности товара, несоответствия качества, маркировки, тары или упаковки товара условиям контракта, требованиям технических и иных нормативных правовых актов, предъявляемых к данному виду товара, работам, услугам заказчик обязан:

- приостановить приёмку;

- обеспечить сохранность товара и принять все необходимые меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром;

- вызвать представителя поставщика для составления двустороннего акта о выявленных нарушениях в случае отсутствия представителя поставщика в момент приемки).

У заказчика есть право не отказывать в приемке, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих и устранено контрагентом.

В случае выявления недостатков товара, работ, услуг после их приемки либо в процессе использования, т.е. выявления скрытых недостатков, которые не могли быть выявлены в процессе приемки, в том числе в процессе хранения, заказчик обязан:

- уведомить поставщика о выявленных недостатках;

- принять меры по обеспечению сохранности продукции и предотвращению дальнейшего ухудшения ее качества и смешения с иным товаром;

- для подписания акта о выявленных недостатках продукции, вызвать представителя поставщика в форме, подтверждающей факт уведомления о приглашении;