Файл: Планпроспект Введение 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- оформить факт выявленного несоответствия актом, подписанным обеими сторонами.

Далее необходимо рассмотреть пример из судебной практики, подтверждающий данный вывод.

Заказчик отказался платить по контракту на оказание услуг по перевозке картофеля, так как часть поставленного картофеля оказалась некачественной, и сделал вывод, что картофель испортился при транспортировке. Факт порчи подтвердила экспертиза, которую заказал заказчик.

Контрагент опротестовал действия заказчика в суде. Арбитражный суд встал на сторону перевозчика, так как заказчик не составил акт, в котором стороны контракта зафиксировали порчу, и не пригласил перевозчика составить этот акт. Товар на экспертизу отобрали без представителей контрагента. Результаты экспертизы, которую провели, не уведомив перевозчика или грузополучателя, - недействительны. Об этом сказано в части 15 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Заказчик представил фотографии испорченной продукции, но по снимкам невозможно установить место и время съемки. Также нельзя доказать, что на снимках именно тот груз, который перевез исполнитель контракта. Кроме того, заказчик не представил доказательств, что во время пути исполнитель нарушил температурный режим перевозки овощей. Судья обратил внимание, что заказчик утилизировал товар, хотя не имел на это права. Продукцию можно было использовать в промышленных целях или переработать на корм скоту - данные обстоятельства прописали в экспертизе.

В результате арбитражный суд обязал заказчика оплатить полную стоимость контракта и неустойку. Позицию арбитражного суда поддержал Верховный Суд РФ.

Далее необходимо детально рассмотреть, какими документами оформляется приемка товаров.

Основанием для подписания заказчиком акта о приемке товаров является документ, в котором зафиксированы результаты работы приемочной комиссии, ее выводы относительно соответствия товара условиям контракта по количеству и качеству. Это может быть акт, протокол заседания приемочной комиссии или иной документ, который подписывают все члены приемочной комиссии. Если член приемочной комиссии не согласен с решением комиссии или имеет особое мнение, он должен указать об этом в документе приемки.

Акт или протокол заседания приемочной комиссии - это внутренний документ заказчика, фиксирующий принятое членами комиссии решение:


- о приемке товара;

- об отказе от приемки товара.

В зависимости от принятого решения и на основании документов подписанных приемочной комиссией контрактная служба либо контрактный управляющий готовят документы, которые будут направлены непосредственно поставщику: акт о приемке товара или мотивированный отказ и претензию.

Приемка товара может осуществляться по товарной накладной или по счету-фактуре, составленному по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. В счете-фактуре должен быть указан идентификатор государственного контракта.

В соответствии с пунктом 34 Инструкции документом, которым оформляется решение комиссии о принятии к учету основных средств, является акт. Следует отметить, что с момента подписания акта приемки товара, все риски случайной гибели, утраты или повреждения товара переходят к заказчику, с этого же момента начинается отсчет срока гарантийных обязательств.

При приемке результатов исполнения контрактов, где договорные обязательства контрагента заключаются в выполнении работ или оказании услуг, проверяется соответствие результатов условиям контракта, проектно-сметной документации, соответствующей нормативной и технической документации, правилам производства работ и т.д. При необходимости могут проводиться контрольные замеры, вскрытия, испытания, комплексная наладка, апробирование, демонстрация результата выполненных работ и т.д.

Результаты выполненных работ либо оказанных услуг также как правило оформляются вначале внутренними документами приемочной комиссий и далее двухсторонним актом сдачи-приемки, который оформляется по форме, предусмотренной контрактом. Такой акт должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 7 Инструкции утвержденной Приказом Минфина России № 157н.

Правовые аспекты оформления результатов подрядных работ определены Гражданским Кодексом РФ (далее - ГК РФ) и Градостроительным Кодексом РФ.

В положениях статьи 753 ГК РФ установлено, что заказчик, который получил информацию от подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ или выполненного этапа работ, должен незамедлительно приступить к его приемке. Соответственно, ГК РФ позволяет осуществлять приемку-передачу работ либо по факту выполнения определенного объема работ, либо поэтапно. При этом конкретный вариант сдачи объектов либо этапов работ должен быть прописан в договоре подряда.



На основании пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком должны в обязательном порядке быть оформлены актом, который подписывают обе стороны. ГК РФ предусмотрено, что при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт все равно должен быть подписан другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным, если отказ от подписания акта признан им обоснованными. Также в соответствии с положениями статьи 753 ГК РФ заказчик имеет законное право на отказ от приемки результата работ только при наличии недостатков, при которых невозможно использовать объект для указанной в договоре цели, и устранение вышеуказанных недостатков не может быть осуществлено. Необходимо отметить, что при выполнении и сдаче результатов строительных работ по этапам, если это указано в контракте, заказчик при предварительной приемке этапов несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

Для проведения и оформления приемки подрядных работ унифицированных форм № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» утвержденных постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» с 01.01.2013 организации применяют на свое усмотрение.

Заказчик вправе оформить сдачу-приемку подрядных работ актами произвольной формы, при этом форма такого акта должна:

- являться приложением к проекту контракта;

- содержать обязательные реквизиты документы, перечисленные в статье 9 Федерального № Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Окончание процесса строительства оформляется, как правило, пакетом документов по передаче результатов всех произведенных работ от подрядчика заказчику, например, акта сдачи-приемки выполненных работ, акты скрытых работ, акты испытаний, акт приемки законченного строительством объекта и проч.

Учитывая, что документальное оформление приемки Законом о контрактной системе не регламентировано, заказчик может применять иную, отличную от вышеуказанной схему осуществления приемки и организации документооборота. При этом следует не допускать ситуаций:


- проведения приемки неуполномоченными лицами;

- не надлежащего оформления результатов приемки;

- подписания документов только руководителем заказчика и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) а не лицами, реально осуществлявшими приемку;

- фиксация факта порчи закупаемой продукции в отсутствие представителя контрагента;

- осуществление приемки с нарушением указанного в контракте порядка.

В случае если заказчиком при осуществлении закупки применялся типовой контракт порядок приемки должен соответствовать указанному в типовом контракте.

Следует отметить, что в типовом контракте на поставку лекарственных препаратов медицинского назначения: «Заказчик (Получатель) в течение дней (срок устанавливается заказчиком самостоятельно, но не должен превышать 15 рабочих дней) со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Товара (приложение № 5 к Контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения».

Частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте.

В случае если заказчик заинтересован в получении по результатам исполнения контракта улучшенного объекта закупки и факт таких характеристик и свойств документально подтвержден, стороны контракта должны заключить дополнительное соглашение к контракту, изменившее его условия.
Экспертиза, которая в обязательном порядке в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ, должна предшествовать приемке объектов закупок, представляет собой ни что иное, как соотнесение результатов исполнения контракта с условиями закупочной документации и заключенного контракта.

Положения Закона о контрактной системе по проведению экспертизы не применяются к отношениям, связанным с назначением экспертизы арбитражным судом по своей инициативе, а также не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления Закона о контрактной системе в силу.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги включая проведение экспертизы, отнесена к функциям контрактной службы.


Экспертизу заказчик может провести своими силами либо с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций.

Для осуществления приемки и экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта собственными силами заказчик может создать приемочную комиссию, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Поскольку экспертиза является частью приемки результатов исполнения контракта (отдельных его этапов) заказчик вправе поручить ее проведение лицам, участвующим в приемке таких результатов, либо назначить (определить порядок привлечения) для проведения экспертизы иных работников.

В целях формирования приемочной комиссии может быть издан соответствующий приказ (распоряжение). Однако, поскольку эти вопросы Законом о контрактной системе не урегулированы, на практике возможны и иные варианты наделения работников заказчика полномочиями по проведению экспертизы. Конкретный вариант оформления порядка проведения экспертизы (от которого будет зависеть и состав утверждаемых при этом документов) заказчик вправе определить самостоятельно исходя из своих потребностей и особенностей закупки товаров, работ, услуг.

Привлечение и оплата услуг внешних экспертов (экспертных организаций) осуществляется на основании контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе. В контракте устанавливаются условия, сроки проведения экспертизы и сроки подготовки заключения, ответственность экспертов и т.д.

Решение о привлечении к приемке эксперта или экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. Привлечение экспертов и экспертных организаций является для заказчика необязательным.

Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы).

В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут быть допущены к выполнению экспертизы, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

Для проведения экспертизы эксперты (экспертная организация) имеют право запрашивать у поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.