Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Основы педагогического мастерства

Практическое занятие 5


Выполнил:

Обучающийся Бейдуллаева Аида Маратовна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Задание 1.



Вопросы для анализа ситуации



Сравнительная характеристика

 Действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи


Начинающий педагог

Педагог-мастер


1 Как разрешить сложную ситуацию?


 Начинающий педагог может сделать ошибку и начать нервничать, кричать на ребенка, растеряться и таким образом только усугубит ситуацию, чего делать не стоит

Педагог-мастер без криков, без нервов, спокойным голосом успокоит ребенка на уроке и поговорит с ребенком (после урока).


2   Какими путями можно было избежать подобной ситуации?


Начинающий педагог мог просто сразу же грубо успокоить ребенка и вызвать родителей в школу, т.к. для него такое поведение может показаться вычурным.

Педагог-мастер бы пояснил сразу же причину выставления ученику данной оценки, а также сразу же объяснил ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание




  1. Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла?




Начинающий педагог сможет по-дружески, правильными словами, на одной волне поговорить с ребенком и успокоить его, объяснив, что такое поведение не приведет ни к чему хорошему.

 Не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить


Выводы по решению педагогической задачи: В данной ситуации не стоит вестись на провокации ученика, быть спокойным, рассудительным. Изначально стоит проговаривать причину выставленных оценок и вести конструктивный диалог со всеми детьми в классе, чтобы не было таких казусных ситуаций, которые мешают учебному процессу.

Задание 2




Составляющие элементы имиджа современного педагога



Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа


Обоснование значимости показателей имиджа педагога

1

Профессиональная компетентность

Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Содержание данного понятия обусловливается конкретно-историческим характером социальной и педагогической действительности.


Характеризуется знаниями о природе социальных влияний. Наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе.

2

Педагогическая эрудиция

Запас современных научно-педагогических знаний, на которые преподаватель высшей школы опирается при решении педагогических задач


 Важнейшее условие педагогического мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г. С. Сковорода.

3

Педагогическое общение

 Профессиональное Общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.


Направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.

4

Педагогическая рефлексия

Обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений воспитанника о том, как педагог понимает деятельность ребенка


Позволяет педагогу осознанно систематизировать социальный запрос к образованию, значимые для себя теоретические концепции в педагогической науке; определять, корректировать цели и средства образовательного процесса; видеть вариативные методы организации образовательного процесса и т.д.


5

Педагогическая импровизация

 Это деятельность учителя, осуществляемая в ходе педагогического общения.


Объективной составляющей учебно-воспитательного процесса, которая выступает средством интуитивного поиска оперативного решения противоречий в непосредственном общении преподавателя и обучаемых.

6

Педагогическое мышление и интуиция

Быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации.

Значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения.


Задание 3

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии, с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей, «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.
Акустические характеристики устной речи:
Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная, полетность, окрашенность, дикция.

Темп речи:
Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.

Динамика голоса:
Выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу. Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».

Громкость голоса:
Необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.

Тембр голоса:
Он имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

Интонация:
Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Упражнений по формированию правильной интонации, являются изменение тона.

Полетность:
Способность голоса быть слышимым на большом расстоянии ,при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звука- извлечения — голос как бы «летит».


Дикция:
Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников.

Уловки оратора- яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Фразы- Уста Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.

Паузы- известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Обращение к аудитории- обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен , что Вас это не оставит равнодушными».

Комплимент- по своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне анти-комплимента себе самому.

Реакция аудитории- во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Речь и коммуникативное поведение учителя:

Речь , учителя ,должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Формы и коммуникативные качества педагогической речи:

Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки, при оценивании знаний; оценка поведения, в не учебной деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в различного рода, беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.


Функции педагогической речи:

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя — обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала — способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений.

Задание 4

1 Стиль «Монблан»-педагог отстранен от обучаемых, находясь в царстве своих знаний. Обучаемые-безликая масса слушателей. Нет личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информативному сообщению, следовательно, отсутствуют психологические контакты и наблюдается пассивность учеников.
2 Стиль «Китайская стена»- между педагогом и учеником существует слабая обратная связь, т.к. существует барьер в общении. Он порождает отсутствие желания к сотрудничеству, информативный характер знаний, а не диалоговый. Все это приводит к слабому взаимодействию с учениками и их равнодушное отношение к педагогу.

Между педагогом и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. В качестве ограничителей чаще всего используется следующее: подчеркивание учителем своего превосходства над учащимися; стремление сообщить информацию, а не обучать, стремление к утверждению ситуации безусловной «ведомости» школьников; снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.

3 Стиль «Локатор»- характерно избирательное отношение с учениками, концентрация внимания или на сильных, талантливых учениках, или на слабых. Причина: неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом. В результате нарушается целостность взаимодействия в системе педагог-коллектив.

Учитель строит взаимоотношения с обучаемыми детьми избирательно. В частности, нередко концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), оставляя без внимания остальных. Варианты этой модели могут быть различными: учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, спрашивает их на уроке, дает им специальные задания.