Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 Стиль «Робот»- взаимоотношения строятся по жесткой программе, где четко выдержаны цели и задачи занятия, отработаны методические приемы, отрепетированы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Не учитываются возрастные и этнические особенности детей и их психологического состояния. Как следствие, мы получаем низкий эффект педагогического воздействия.

Этот педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Такой педагог как будто бы делает все правильно: у него есть обоснованный план действий, верно сформулированы педагогические задачи, определена логика их решения. Однако такие педагоги не понимают, что педагогическая деятельность постоянно изменяется, возникают новые и новые обстоятельства, условия, которые должны немедленно улавливаться через систему общения и вызывать соответствующие изменения в методической и социально-психологической перестройке воспитания и обучения.

5 Стиль «Я сам»- учебный процесс фокусируется только на педагоге. От него исходят вопросы и ответы, отсутствует творческое взаимодействие с аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет инициативу обучаемых, снижается их познавательная и общественная активность, они ждут инструкции к действию. Как следствие, воспитываются без-инициативные обучаемые, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Сущность этого способа организации педагогического взаимодействия заключается в том, что учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Педагог превращается в единственную движущую силу учебно-воспитательного процесса, это перегружает его, заставляет заниматься всем, а значит не дает в полную меру заниматься главным; устраняется личная инициатива учащихся, следовательно, формируется безынициативность обучаемых.

6 Стиль «Гамлет»- педагог полностью озабочен тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся в абсолют. Постоянно сомневается в действии своих аргументов, подобен "обнаженному нерву". Таким образом, бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.


Постоянные сомнения, которые мучают учителя при взаимодействии со школьниками: правильно ли они его поймут, верно ли истолкуют то или иное замечание, обидятся или нет и т. п. В результате педагог постоянно озабочен не столько содержательной стороной общения, сколько эмоциональными моментами, которые приобретают гипертрофированное значение.

7 Стиль «Друг»- предполагает общение на основе уважение и дружеского расположения партнеров друг к другу. Искренний интерес к личности партнера, открытость перед ним, составляют предпосылку к успеху в делах.
Этот стиль общения характерен при дружеском отношении учителя и ученика.

8 Стиль «Тетерев»- педагог замкнут на себе, он слышит только себя и не реагирует на слушателей. Он поглощен своими идеями и эмоционально слеп к окружающим. Стороны общения изолированы друг от друга. Как следствие, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Опасность такой модели общения в том, что теряется обратная связь, без которой трудно управлять учебно-воспитательным процессом. Последствия действия такой модели общения следующие: вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум.

Стиль «Контакт в общении»- это человеческая, психологическая, деловая близость общающихся, порождающая их взаимопонимание и общность результата, к которому они стремятся.


Задание 5






Наименования критериев проведения сравнительного анализа


Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления



Демократический


Авторитарный


Либеральный

1

Формы обращения 


Совет, рекомендация, просьба.


Указание, поучение, приказ, инструкция, окрик.

В либеральном стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. 


2



Отношение учителя
к ученикам 


Проявление доверия и уважения к воспитанникам, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.




Строгость и наказание во взаимоотношениях между учителем и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.


Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью.

3

Отношение учеников
к учителю

Дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании.

К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. 

4

Реализация стиля
(действия, особенности контроля)

Нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки

Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Учитель уходит от решения проблем и принятия решения, передавая инициативу учащимся и коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

5

Особенности учителя
как субъекта труда

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что, ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Учитель в большей степени непоследователен, может не выполнять обещанного, давать домашние задания и не проверять их.


Для построения отношений ученик-учитель наиболее приемлем демократический стиль педагогического общения, основанный на основе увлеченности совместной деятельностью. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок, а также общение на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, "целесообразность дружественности". Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль можно выразить словами: "Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги".
Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

Задание 6

Для построения отношений ученик-учитель наиболее приемлем демократический стиль педагогического общения, основанный на основе увлеченности совместной деятельностью. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок, а также общение на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, "целесообразность дружественности". Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль можно выразить словами: "Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги".
Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

Задание 7

Учителю необходимо формировать гуманистическое направление собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности. Гуманное отношение к человеку подразумевает не только восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какой она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. В современном мире гуманитарная педагогическая деятельность приобретает особую ценность. Неразрывная связь учителя и ученика обладает безусловным позитивным отношением к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности, способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного развития, проявлять интерес к ребенку как к индивидуальности.