Файл: Методические рекомендации управление документацией смк дп 3 021 Рег. Экз. .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по составлению структурно-логических схем

Методические рекомендации по составлению таблиц

Билет № 131. Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине ХIX в. о путях развития страны. 2. СССР в первое послевоенное десятилетие: внутреннее развитие, внешняя политика. Билет № 141. Культура в России в первой половине ХIX в.: национальная основа, европейские влияния. 2. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: проблемы общественно-политического и социально - экономического развития.Билет № 151. Реформы 1860–1870-х гг. в России, их последствия, значение. 2. Правозащитное движение в СССР в 60–80-е гг.: формы, участники, значение.Билет № 161. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественном движении России во второй половине ХIX в. 2. Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.: доктрины и практика. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОсновная: Самыгин П.С., Шевелев В.Н., Самыгин С.И. История (СПО): учебник для студентов СПО. – КноРус., 2019. Семин В.П., Арзамаскин Ю.Н. История (СПО). Учебное пособие для студентов СПО. – КноРус., 2019. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО. – КноРус., 2018. Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале ХVII в.: исторический атлас. –М., 2015. Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017. Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентовпрофессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно- методический комплекс.–М., 2017 6. БулдаковВ. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию.– М.,2015.7. Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг.8. Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2015.9. Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.10. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2014.11. Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д. Бренденберг. – М., 2014.12. Критический словарь Русской революции: 1914-1921 гг. / Сост. Э. Актон, У. Г. Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2014.Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016.13. РозентальИ.С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М.,2015.14. Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2015.15. Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ в. (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М.,2015.Интернет-ресурсы: www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ). www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа). www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите- ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам). https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека). www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон). www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов). www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). 8. www. kulichki. com/








ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Управление документацией

СМК ДП 4.2.3-2.0-21






Рег. № ____ Экз. № __

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»

_______________ /Д.А Мартынов/
«__10__» сентября_ 2022 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Система менеджмента качества

Версия № 2


О выполнении самостоятельной работы по истории студентами заочного отделения

в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2011



Введено с

«_10__»_сентября_2022_г.




НД

Количество листов: 36


Для студентов заочного отделения

Холмск, 2022

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «История» предназначены для студентов 1 курса.

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
-углубления и расширения теоретических знаний;

-развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

-формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
 

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты.

Данная дисциплина включает в себя:

  1. Самостоятельная работа обучающегося

  2. Написание ответов на вопросы

  3. Подготовка индивидуальных

  4. Написание таблицы

  5. Составление опорного конспекта

  6. Написание эссе

  7. Написание реферата

  8. Составление схемы

  9. Работа с источниками

10. Написание контрольной работы
Используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:


Введение: Основы исторического знания

Вид самостоятельной работы

Раздел. 1. Древнейшая стадия истории человечества




Тема 1.1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.




Тема 1.2 Неолитическая революция и ее последствия




Раздел 2. Цивилизации Древнего мира




Тема 2.1. Древнейшие государства

Работа с учебником и составление конспекта по теме.

Тема 2.2. Великие державы Древнего Востока.




Тема 2.3.Древняя Греция




Тема 2.4. Древний Рим.

Составление синхронической таблицы по теме

Тема 2.5.Культура и религия Древнего мира

Подготовка сообщений по культуре

Раздел 3.Цивилизации Запада и Востока в Средние века




Тема 3.1.Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.Возникновение ислама. Арабские завоевания.




Тема 3.2. Византийская империя. Восток в Средние века




Тема 3.3. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый западноевропейский город.

Работа с историческими источниками и ответы на вопросы.

Тема 3.4.Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. Зарождение централизованных государств в Европе.




Тема 3.5.Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.

Написание реферата по культуре

Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству




Тема 4.1.Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение.

Работа с историческими источниками и написание ответов на вопросы.

Тема 4.2. Общество Древней Руси.Раздробленность на Руси.




Тема 4.3. Древнерусская культура

Подготовка письменного сообщения по культуре

Тема 4.4. Монгольское завоевание и его последствия.




Тема 4.5. Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства

Написание эссе по теме

Раздел 5. Россия в ХVI - XVII вв. : от великого княжества к царству




Тема 5.1. Россия в правление Ивана Грозного.

Составление таблицы по основным направлениям внешней политики России

Тема 5.2. Смутное время начала XVII в.




Тема 5.3. Экономическое и социальное

развитие России в XVII в. Народные движения Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в 17 веке. Культура Руси конца 13-17 вв.

Написание реферата по культуре России.

Раздел 6.Страны Запада и Востока в XVI - XVIII вв.




Тема 6.1.Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Великие географические открытия. Образование колониальных империй

Составление схемы развития капиталистических отношений

Тема 6.2. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.

Подготовка устного сообщения по теме с использованием информационных технологий.

Тема 6.3. Становление абсолютизма в европейских странах. Англия в 17-18 вв.

Составление опорного конспекта по теме.

Тема 6.4. Страны Востока в XVI - XVIII вв. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Международные отношения в 17-18вв.


Работа с историческими источниками и написание ответов на вопросы

Тема 6.5. Война за независимость и образование США. Французская революция конца 18 века.




Раздел 7. Россия в конце XVII - XVIII вв.: от царства к империи




Тема 7.1. Россия в эпоху петровских преобразований. Экономическое и социальное развитие в 18 в. Народные движения.

Составление таблицы: «Народные движения 18в.»

Тема 7.2. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в. Русская культура 18 века.

Написание рефератов по культуре 18 века.

Раздел 8.Становление индустриальной цивилизации




Тема 8.1. Промышленный переворот и его последствия. Международные отношения.

Работа с понятийным аппаратом: выписывание из учебника основных терминов и определений по теме.

Тема 8.2. Политическое развитие стран Европы и Америки. Развитие западноевропейской культуры.

Составление таблицы

Раздел 9.Процесс модернизации в традиционных обществах

Востока




Тема 9.1.Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония




Раздел 10.Российская империя в XIX веке




Тема 10.1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. Движение декабристов.

Составление сравнительной характеристики Северного и Южного общества.

Тема 10.2.Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти 19 века. Общественное движение во второй половине XIX века.

Письменные ответы на вопросы по теме.

Тема 10.3. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х гг. 19 века.




Тема 10.5Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русская культура 19 века.

Написание рефератов по культуре

Раздел 11. От новой истории к новейшей




Тема 11.1. Мир в начале XX в. Пробуждение Азии на начало XX века.

Составление таблицы по основным направлениям

Тема 11.2. Россия на рубеже XIX-XX

вв. Революция 1905-1907 гг.

Составление таблицы: «Основные события первой русской революции»

Тема 11.3.. Россия в период

столыпинских реформ. Серебряный век русской культуры..

Подготовка сообщений по культуре.

Тема 11.4. Первая мировая война. Боевые действия 1914-1918 гг. Первая мировая война и общество. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю.

Составление таблицы: «Основные сражения Первой Мировой войны»

Тема 11.5 Октябрьская революция в России и ее последствия. Гражданская война в России.

Составление таблицы по гражданской войне.

Раздел 12. Между мировыми войнами




Тема 12.1. Европа и США. Недемократические режимы.




Тема 12.2. Турция, Китай, Индия, Япония. Международные отношения.




Тема 12.3. Культура в первой половине 20 века. Советская культура в 20-30-е годы 20 века.

Написание реферата по культуре.

Тема 12.4. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.




Тема 12.5. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 20-30-е гг. 20 века.

Составление опорного конспекта по теме.

Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война




Тема 13.1. Накануне мировой войны. Первый период Второй мировой войны.




Тема 13.2. Второй период Второй мировой войны




Раздел 14. Мир во второй половине ХХ - начале XXI вв.




Тема 14.1. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Ведущие капиталистические страны.




Тема 14.2. Страны Восточной Европы. Крушение колониальной системы.

Составление опорного конспекта по теме.

Тема 14.4. Международные отношения. Развитие культуры.

Работа с историческими источниками и ответы на поставленные вопросы.

Раздел 15.Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.




Тема 15.1. СССР в послевоенные годы. СССР в 50-х- начале 60-х годов 20 века.




Тема 15.2. СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг. XX в.

Составление сравнительной таблицы: «Противоречия внутриполитического курса Н.С.Хрущева»

Тема 15.3. СССР в годы перестройки. Развитие советской культуры (1945-1991).

Написание реферата по культуре.

Раздел 16. Российская Федерация на рубеже XX - XXI вв.




Тема 16.1. Формирование российской государственности. Деятельность президентов В.В. Путина, Д.А. Медведева.







Приложение 1
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Приложение № 2
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат(от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Таким образом, реферат - это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основны­ми фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.


Процесс написания реферата включает:

- выбор темы;

-подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;

- составление плана;

- написание текста работы и ее оформление;

- устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов, и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов.

Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики, учитывая при этом изменения в текущем законодательстве. Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, предварительно согласовав ее с научным руководителем.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого не­обходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако пере­чень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подо­бранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журналь­ными статьями. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Приложение 3

Методические рекомендации по составлению конспекта по заданной теме:

Конспект – это наиболее совершенная форма записей. Это слово произошло от лат (conspectus), что означает обзор, изложение.

В конспекте, составленном по правилам, сосредоточено самое главное, основное в изучаемой теме, разделе или произведении. В нем сосредоточено внимание на самом существенном, в кратких обобщенных формулировках приведены важнейшие теоретические положения.

Конспектирование

  • способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала;

  • помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;

  • формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.


Конспект может быть текстуальным и тематическим.

В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста. Запись делается в соответствие с расположением материала в тексте или книге.

В тематическом конспекте это делается иначе: за его основу берется не план произведения, а содержание темы, проблемы.

Текстуальный конспектЭтапы работы. 

  1. Конспектирование делается только после того, как прочитано или усвоено, продумано произведение.

  2. Необходимо мысленно или письменно составить план произведения. По этому плану и будет строиться текстуальный конспект далее.

  3. Составление самого конспекта. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в произведении, а также собственными мыслями и положениями составителя конспекта. Конспект также включает и выписки. В него могут включаться отдельные дословно цитируемые места произведения или материала, а также примеры, цифры, факты, схемы, взятые из конспектируемого произведения. Конспект требует большего наполнения знаниями, чем только фиксация неких сведений. Поэтому для полноценного и успешного конспектирования требуется дальнейшая работа над материалом и определения, связи того или иного произведения с другими в данной тематике или проблематике.

  4. Оформление конспекта. Приступая к конспектированию, следует подумать и о его оформлении. Для этого требуется указать:

имя автора,

полное название работы,

место и год издания,

для статьи указывается, где и когда она была напечатана,

страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в тексте нужное место.

Писать конспект рекомендуется четко и  разборчиво. Небрежная запись со временем становится малопонятной даже для ее автора. Существует общее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его легко прочитал кто-нибудь другой.

При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях