Файл: Методические рекомендации управление документацией смк дп 3 021 Рег. Экз. .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по составлению структурно-логических схем

Методические рекомендации по составлению таблиц

Билет № 131. Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине ХIX в. о путях развития страны. 2. СССР в первое послевоенное десятилетие: внутреннее развитие, внешняя политика. Билет № 141. Культура в России в первой половине ХIX в.: национальная основа, европейские влияния. 2. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: проблемы общественно-политического и социально - экономического развития.Билет № 151. Реформы 1860–1870-х гг. в России, их последствия, значение. 2. Правозащитное движение в СССР в 60–80-е гг.: формы, участники, значение.Билет № 161. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественном движении России во второй половине ХIX в. 2. Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.: доктрины и практика. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОсновная: Самыгин П.С., Шевелев В.Н., Самыгин С.И. История (СПО): учебник для студентов СПО. – КноРус., 2019. Семин В.П., Арзамаскин Ю.Н. История (СПО). Учебное пособие для студентов СПО. – КноРус., 2019. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО. – КноРус., 2018. Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале ХVII в.: исторический атлас. –М., 2015. Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017. Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентовпрофессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно- методический комплекс.–М., 2017 6. БулдаковВ. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию.– М.,2015.7. Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг.8. Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2015.9. Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.10. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2014.11. Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д. Бренденберг. – М., 2014.12. Критический словарь Русской революции: 1914-1921 гг. / Сост. Э. Актон, У. Г. Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2014.Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016.13. РозентальИ.С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М.,2015.14. Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2015.15. Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ в. (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М.,2015.Интернет-ресурсы: www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ). www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа). www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите- ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам). https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека). www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон). www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов). www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). 8. www. kulichki. com/


Накануне мировой войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол.

Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Историческое значение Московской битвы.

Второй период Второй мировой войны. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Курская битва и завершение коренного перелома. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу.



  1. Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 годы.

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в 1950 — 1960-е годы. Борьба сверхдержав - СССР и США.

СССР в послевоенные годы. Противоречия социально-политического развития.

СССР в 1950-х - начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение.

СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 года. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Инакомыслие, диссиденты.

СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М. С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты. Реформы политической системы. Политика гласности и ее последствия. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. Развитие советской культуры (1945 - 1991 годы).


  1. Российская Федерация на рубеже ХХ - ХХI веков.


Формирование российской государственности. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты.

Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России,
укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ - начале XXI века.

Задание дифференцированного зачета

( контрольная работа)
Пользуясь ресурсами интернета, рекомендуемым учебником, дополнительной литературой и другими источниками, найдите информацию и ответьте на вопросы по девяти основным разделам курса. Из каждого раздела на своё усмотрение нужно раскрыть два вопроса. Учитывается полноту раскрытия вопроса.

Раздел 1 От Древней Руси к Российскому государству


  1. Раскройте содержание понятия истории;

  2. В каких смыслах рассматривается исторический факт в исторической науке?

  3. Проанализируйте типы исторических источников;

  4. Кратко проанализируйте факторы исторического развития;

  5. В форме таблицы кратко охарактеризуйте периодизацию Всемирной истории;

  6. Раскройте содержание понятия полюдье;

  7. Проанализируйте расселение Восточных славян к VIII веку на территории Восточной Европы;

  8. Объясните, в чем заключается «варяжская» проблема в мировой историографии?

  9. Проанализируйте деятельность первых русских князей Древнерусского государства в VIII – IX веках;

  10. Проанализируйте процесс политического распада Киевского государства на удельные княжества в начале XII века;

  11. Дайте сравнительную характеристику Удельных княжеств Древнерусского государства в начале XII века;

  12. Укажите основные причины успешной политики московского князя Ивана Калиты. В чём проявился исход борьбы Москвы и Твери в эпоху правления первых московских князей в XIV веке.

  13. Объясните основные причины возвышения Москвы в XIV -XV вв.

  14. Кратко охарактеризуйте причины закрепощения крестьян в XV - первой пол. XIX века.

  15. Кратко охарактеризуйте основные этапы закрепощения крестьян в XV – первой пол. XIX века. В каком законодательном акте был зафиксировано начало закрепощение крестьян? В чём проявился акт закрепощения в этом документе?

  16. Кратко назовите и проанализируйте основные этапы образования единого Русского государства


Раздел 2. Россия в ХVI - ХVII веках: от великого княжества к царству


  1. Кратко охарактеризуйте основные сословия Московского государства в XIV – середине XVI вв. Сделайте самостоятельный вывод.

  2. Раскрыть понятие сословно-представительной монархии. В чем состояли особенности сословно-представительной монархии в России? Какую роль играли Земские соборы в России в период сословно-представительной монархии?

  3. Кратко объясните исторические понятия: «Москва – третий Рим», «Боярское правление», «Избранная Рада», «Судебник 1550г», «Опричнина», Указ о «заповедных летах» 1581г., «Угличское дело», «Домострой», «Годуновская школа», «Семибоярщина».

  4. Охарактеризовать Опричнину Ивана IV Грозного, как историческое явление, определив цель, средство и результат.

  5. Кратко охарактеризуйте указ о «Заповедных летах» 1581 года.

  6. Кратко проанализируйте основные направления внешней политики Ивана IV Грозного.



Раздел 3. Россия в конце ХVII- ХVIII веков: от царства к империи.


  1. Кратко проанализируйте причины Смутного времени. Определите понятие Смуты, хронологические рамки и особенности этого периода истории России.

  2. В чем состояла идея олигархического правления периода «Семибоярщины»?

  3. Перечислите основные последствия Смуты, оказавшие влияние на развитие экономики России.

  4. В каких конкретных событиях и явлениях проявился рост абсолютизма в России в XVII веке?

  5. Раскройте содержание понятия абсолютизма в России. В чем состоит отличие абсолютной монархии от сословно-представительной монархии в России?

  6. Объясните, в каких конкретных событиях проявилась сущность «Бунташного» XVII века? (4 балла)

  7. Чем вызвана такая «бунташность» XVII столетия в России?

  8. Кратко проанализируйте восстание Степана Разина, определив причины и основные этапы восстания.

  9. Раскройте содержание понятия абсолютизм. В чем состоит отличие абсолютной монархии в России от монархии сословно-представительной?

  10. В чем заключалась основная задача Великого посольства в России 1697-1698 гг.?

  11. Каковы были итоги Великого посольства?

  12. Раскройте значение понятия Дворцовые перевороты;

  13. Какое сословие являлось главной движущей силой Дворцовых переворотов?

  14. В чем заключалась суть Бироновщины как исторического явления?

  15. Какую роль сыграли кондиции Анны Иоанновны в «Затейке верховников»?

  16. Раскройте значение понятия Дворцовые перевороты;

  17. Какое сословие являлось главной движущей силой Дворцовых переворотов?

  18. В чем заключалась суть Бироновщины как исторического явления?

  19. Какую роль сыграли кондиции Анны Иоанновны в «Затейке верховников»?

  20. Выделите основные этапы в ходе крестьянской войны Е.И.Пугачева (1773-1775 гг.)

  21. Укажите основные цели и причины Петровских преобразований в начале XVIII века. В чём состояли особенности реформ Петра I?

  22. Какую роль играл Указ о единонаследии 1714 года в укреплении абсолютной монархии в России начала XVIII века?

  23. В чем состоит основное отличие Приказной и Коллегиальной систем управления?

  24. Объясните значение исторических понятий и выражений. Милославские и Нарышкины – Ф.Л. Шакловитый – «Священная Лига» - «Потешные полки».



Раздел 4. Российская империя в ХIХ веке.



  1. Объясните суть и цель появления Негласного комитета в период правления Александра I.

  2. Кто входил в состав Негласного комитета?

  3. Охарактеризуйте основные преобразования первой четверти XIX века. (1801-1825гг.);

  4. В чем заключалась основные причины и последствия заключения Тильзитского мира в 1807 г.?

  5. Составьте хронологическую таблицу Внешней политики России в начале XIX века;

  6. Проанализируйте условия двух международных систем по окончании наполеоновских войн в первой четверти XIX века.

  7. Провести сравнительный анализ программных документов Декабристов;

  8. Перечислить причины возникновения движения Декабристов в первой четверти XIX века; Кратко охарактеризуйте первые тайные организации Декабристов;

  9. В чём состояло историческое значение движения Декабристов?

  10. Раскрыть содержание понятий «временнообязанное положение крестьян», «выкупные платежи»;

  11. Охарактеризуйте основные мероприятия по подготовке крестьянской реформы 1861 года;

  12. Охарактеризуйте основные положения манифеста по освобождению крестьян в 1861 году;

  13. Кратко охарактеризуйте особенности экономического развития России после отмены крепостного права;

  14. Проанализируйте основную причину раскола «Земли и воли»; В чем состояли разногласия в этом революционном движении?

  15. Провести сравнительный анализ идейных течений в народничестве во второй половине XIX веке;

  16. Кратко охарактеризуйте контрреформы Александра III;

  17. Охарактеризуйте основные реформы 1860-1870-х гг.;

  18. Охарактеризуйте взгляды Западников и Славянофилов в общественном движении в середине XIX века;


Раздел 5. От Новой истории к Новейшей.


  1. Проанализируйте основные положения царского Манифеста 17 октября 1905 года;

  2. Проанализируйте особенности российской многопартийности и деятельность первых политических партий начала XXвека.

  3. Проанализировать аграрную реформу П.А.Столыпина.

  4. В чем заключалась суть Двоевластия в России после Февральской революции 1917 года?

  5. Объясните причины поражения белого движения и победы большевиков в Гражданской войне 1918-1920 гг;


Раздел 6. Межвоенный период (1918-1939)

  1. Сделать сравнительный анализ политики «Военного Коммунизма» и Новой Экономической Политики;

  2. Сравните принципы создания СССР в программах его руководителей;

  3. Сравнить последствия сплошной коллективизации в СССР;

  4. Охарактеризовать особенности «Сталинской» Конституции 1936 года;

  5. Раскройте суть Сталинской модернизации. Какие события являются главными для её реализации? Кратко перечислите основные причины форсированной коллективизации.

  6. Чем обосновывал начало коллективизации И.В.Сталин в своих статьях «Год великого перелома» и «Ликвидация кулачества как класса»?

  7. Укажите основные последствия раскулачивания в период коллективизации; Сделайте самостоятельный вывод;

  8. Дать сравнительный анализ экономических и социальных последствий Сталинской индустриализации?

  9. Кратко проанализируйте, чем было обусловлена победа И.В.Сталина во внутриполитической борьбе 1920 – х начала 1930-х гг.? Чем была завершена внутрипартийная борьба в 1920-е гг.?

  10. Объясните, в чем состояла идея создания Коллективной безопасности? Назовите причины краха системы Коллективной безопасности;

  11. Раскройте содержание и итог Мюнхенского соглашения 1938 года;

  12. Раскройте основные положения секретных протоколов в рамках Советско-Германского договора о ненападении 1939 года;