Файл: История государства и права россии вопросы к аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коренным образом изменилась система судебных органов. Еще до распада СССР в РСФСР 12 июля 1991 г. был принят закон о Конституционном суде как органе конституционного контроля. В соответствии с Конституцией 1993 г. и законом от 21 июля 1994 г. судьи Конституционного суда в количестве 19 человек назначались по принципу несменяемости и осуществляли свои полномочия 12 лет (ранее – бессрочно). В 1991 г. началось формирование системы арбитражных судов, занимавшихся разрешением хозяйственных споров. После принятия Конституции судьи, которые ранее избирались, стали назначаться: судьи федеральных судов – Президентом России, а Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ – Советом Федерации по представлению Президента. Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. закрепил в качестве основных звеньев судебной системы федеральные суды (Конституционный суд, арбитражные суды и суды общей юрисдикции) и суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды и мировые судьи). С 1993 г. началось постепенное введение в практику деятельности общих судов института присяжных заседателей.

Была модернизирована российская правовая система. Создаются благоприятные условия для имплементации международного права. Принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Россия признала примат признанных мировым сообществом прав человека. Основным источником права России являются законы и другие нормативные правовые акты. Главное значение имеют Конституция РФ, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы. Указы Президента являются подзаконными актами и не должны противоречить как основному, так и федеральным законам.

  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


Становление и развитие федеральных органов государственной власти в РФ.

Формирование современной российской системы высших органов власти происходило в несколько этапов. Оно началось еще в эпоху СССР и особенно активизовалось после провозглашения Россией своего суверенитета. В 1990 г. прошли выборы народных депутатов союзных республик. Республиканские Верховные Советы теперь, как и союзный Верховный Совет, стали действовать на постоянной основе. В мае 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики под председательством Б. Н. Ельцина. На том же съезде принимается Закон РСФСР от 16 июня 1990 г. № 38-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР». Тогда же создается рабочая группа из состава депутатов, позднее формируется Конституционная комиссия Съезда народных депутатов РСФСР. Секретарем комиссии становится О. Г. Румянцев, чьи идеи во многом воплотились в проекте комиссии. Однако он так и не был вынесен на обсуждение Съезда народных депутатов.

Второй этап формирования высших органов власти начинается после поражения августовского путча. Б. Н. Ельцин, исходя из того, что союзное руководство утратило легитимность в связи с совершением государственного преступления, подписал ряд указов, которые подчиняли ему все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории России, в том числе структуры КГБ, МВД и Минобороны СССР. К началу декабря 1991 г. большинство союзных структур были ликвидированы, поделены или перешли под юрисдикцию России.

После формирования правительства Ельцин подписал пакет из десяти указов и правительственных распоряжений, направленных на реформирование экономики. Был продолжен процесс слияния российских органов управления с общесоюзными. Функции 88 министерств и ведомств СССР передавались 41 министерству России, число которых должно было сократиться до 20. Объединение Минфинов СССР и России предполагало консолидацию бюджетов. Тогда же Россия приняла на себя обязательства по долгам СССР.

  1. Эволюция органов государственной власти в субъектах РФ в постсоветский период.


Большое значение Конституции РФ заключалось также в том, что она позволила снизить градус напряженности в национальном вопросе, исторически сложном для многонациональной России. После прекращения существования СССР угроза распада стала вполне реальной и для Российской Федерации. Усилия федерального центра по сохранению целостности страны завершились подписанием 31 марта 1992 г. Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Однако в полной мере проблема не была решена, так как некоторые субъекты не подписали Федеративный договор (Чечено-Ингушская республика и республика Татарстан). Конституция РФ, базируясь на положениях договора, закрепила федеративный характер Российского государства, четко разграничила вопросы ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов, установив, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти, в частности, при установлении своей системы органов государственной власти. Также Основным законом гарантировалось всем народам, проживающим на территории России, право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития, гарантировались права коренных малочисленных народов.
В дальнейшем законодатель конкретизировал конституционный принцип федерализма посредством принятия нормативных актов по отдельным вопросам (например, ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»). В современных условиях проблема российского федерализма не утратила своей актуальности, требует, в частности, решения проблема диспропорций в социально-экономическом развития регионов.

  1. Права человека и гражданина в законодательстве РФ в постсоветский период.

Были признаны и юридически закреплены все права человека и гражданина на основе концепции естественных прав человека. В конституции воплощена идеология суверенитета народа, правового государства, гражданского общества. Избирательная система получила демократический характер. Выборы Президента и депутатов одной из палат парламента - Государственной Думы являются прямыми. Были сформированы общефедеральная правовая система и правовые системы субъектов федерации. В правовую систему России вошли нормы и принципы международного права.


В стране появились разнообразные партии всего политического спектра - от "левых" до "правых". Впрочем, партии правого спектра пока не приживаются, выражая взгляды малых групп граждан. Оппозиционные партии и организации получили возможность нести свои взгляды в общество различными средствами.
Государство провело приватизацию (пусть и не очень справедливо и качественно), избавившись от груза государственной собственности. Появилась частная собственность. Все формы собственности признаны юридически равноправными. Произошло становление частного права. В стране была ликвидирована государственная монополия внешней торговли; теперь любое предприятие (в том числе частное) имеет право и возможность осуществлять импорт и (или) экспорт товаров, услуг. Разрешен свободный обмен рублей на иностранную валюту. Можно сказать, что в стране во множестве областей запретительный тип правового регулирования был заменен на разрешительный (общедозволительный). Расширилась степень свободы. Таким образом, в 90-х гг. XX в. Российское государство начало движение в сторону демократического, правового.

  1. Тенденции развития права РФ на рубеже XX–ХХI вв. Кодификация российского права: общая характеристика.

Ведущей тенденцией правового развития постепенно становится правовая глобализация, приобретающая главенствующее значение в формировании и развитии системы законодательства постперестроечного периода, что интенсифицирует международное и наднациональное правотворчество и отвечает реалиям современного правового развития.

В рассматриваемый нами период времени значительно изменилась и система источников права. Кроме общепринятого советского источника права — нормативного правового акта в систему источников российского права стали входить, кроме нормативных актов, также общепризнанные принципы и нормы международного права, акты судебного конституционного контроля и т.д. Все большее значение стали приобретать правовые позиции Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ (в недавнем прошлом).

Характеризуя основные изменения в российском законодательстве конца XX — начала XXI в.,
можно констатировать, что одной из наиболее острых продолжает оставаться проблема качества российского закона, в связи с чем объективно стала вырисовываться необходимость системной реализации законов, координации деятельности всех структур, участвующих в законотворческом процессе, что в конечном итоге должно повысить роль закона и эффективность законотворчества.

После распада СССР в декабре 1991 г. получившая полный суверенитет Россия унаследовала все многообразие материальных и всю противоречивость формальных источников права бывшего Союза.

В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты). После распада СССР Россия как независимое государство подписало и ратифицировало ряд международных договоров, конвенций, хартий. Особенно много таких соглашений было подписано в рамках политики европейской интеграции. Поэтому Россия должна была привести свое законодательство в соответствии с теми образцами, которые приняты в европейских государствах и других правовых государствах мира. Вместе с тем российская национальные системы права, входящая в романо-германскую правовую семью, имеет и некоторые особенности.

Изменения касаются не столько видов и формы нормативных правовых актов, а их содержания, порядка создания, системы. Существенные изменения в источниках права происходят в связи с проведением конституционной реформы.

Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. На основе Конституции РФ были приняты следующие кодексы:

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.,

  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.,

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г.,

  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.,

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.,

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 26 декабря 2001 г.,

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.,

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. и др.